Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР


Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР

Полноценная речь ребенка является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, непременным условием успешного освоения грамоты и чтения.

Развитие речи в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетико-фонематической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

У детей с нарушением формирования фонетико-фонематических процессов наблюдаются особенности звукового оформления речи и фонематического восприятия. У таких детей наблюдаются ошибки звукопроизношения и различения звуков.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводится в следующей последовательности:

1. Восприятие и узнавание неречевых звуков.

2. Восприятие и различение слов, близких по звуковому составу.

3. Восприятие и дифференциация слогов.

4. Восприятие и дифференциация фонем.

5. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первом этапе логопедического воздействия используются специальные игры и упражнения, которые развивают у детей способность узнавать и различать неречевые звуки.

Для пробуждения интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи предлагаем детям «Сказку про Ухо».

— Жило-было Ухо. И пошло оно погулять. Стало ему интересно, что такое лето? Шло Ухо, шло, и попало на летнюю полянку. Что могло услышать Ухо? Правильно, стрекот кузнечиков, жужжание пчел, шелест травы. А если бы Ухо было волшебным и могло бы понимать язык зверей и птиц, насекомых и растений? Что услышало бы Ухо, войди оно в лес? А что услышало бы Ухо, войди оно сейчас в группу? Давайте закроем глаза (можно ладошками), и попробуем представить — что же могло услышать Ухо.

Для развития восприятия неречевых звуков эффективно использовать игры со звучащими игрушками и предметами.

Например, на столе находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Логопед предлагает детям послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается.

Постепенно условия упражнения нужно усложнять: вместо звучащих и музыкальных игрушек следует взять баночки, наполненные разным содержимым (крупа, фасоль, песок, металлические винтики и гайки, камушки). При потряхивании все они издают разные звуки. Можно взять несколько разных предметов из различных материалов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании указкой о которые можно услышать разные звуки.

Логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока дети не уловят характер звука. Затем детям предлагают на слух, без зрительной опоры определить, что звучит.

Так же с целью тренировки слухового восприятия используются различные фонограммы: запись шумов леса, города, голосов известных всем птиц, животных и т.д. дети, прослушивая фонограмму и услышав указанный логопедом или воспитателем звук, должны подать условный сигнал. Например, услышав мычание коровы, показать «рожки», чириканье воробья — подпрыгнуть.

Целесообразно использовать так же упражнения, которые направлены на тренировку восприятия темпа и ритма слов, предложений. Они заключаются в воспроизведении ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т.п.).

Упражнения по тренировке слухового восприятия использовались и на следующих этапах коррекционной работы — на музыкальных занятиях, на прогулках, как физкультминутки и минутки психологической разгрузки в середине занятий.

На втором этапе работы по развитию фонематического восприятия дети тренируются различать слова, близкие по своему звуковому составу, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков.

Например: логопед дает детям два флажка (красный и зеленый) и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый флажок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: баман — панам — банан — ваван — даван — баван — ванан; тлетка — кветка — квекта — клетка — клетта.

Усложняя работу, следует предлагать детям слова-квазиомонимы: вол — гол — пол — кол; пальцы — пяльцы; крыша — крыса, почки — бочки, уточка — удочка, чашки-шашки и др. На примере этих слов показывают детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Дети объясняют значение каждого слова и указывают, в каком слове и какой звук находится.

Можно предложить детям игру «Какой звук заблудился?»: прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом. Например: «Отругала мама зайку — не надел под свитер гайку (майку)»; «Много снега во дворе — едут танки по горе (санки)»; «Жучка будку не доела, неохота, надоело (булку)»; «На пожелтевшую траву роняет лев свою листву (лес)»; «Мама с бочками пошла по дороге вдоль села (дочками)»; «Синеет море перед нами, летают майки над волнами (чайки)»; «Сели в ложку и — Айда! По реке туда — сюда (лодку)»; «На болоте нет дорог, я по кошкам — скок да скок! (кочкам»).

Целью третьего этапа становится дифференциация слогов.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи, и в полном объёме — в разнообразных позиционных условиях. Работа со слогами предполагает следующие упражнения: восприятие на слух и отраженное воспроизведение.

Используются следующие виды упражнений:

– восприятие и воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (ДА-ДА-ДА);

– восприятие и воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ);

– восприятие и воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ТА-КА-ПА);

– восприятие и воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости — звонкости (ПА-БА-ПА);

– восприятие и воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости (НА-НЯ);

– восприятие и воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (КА-ТКА);

– восприятие и воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными (ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ);

– восприятие и воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении (ПТА-ТПА).

Эти упражнение можно проводить в виде игры «Скажи наоборот»: логопед проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке (па-ба — ап-аб).

На четвертом этапе дошкольники учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно с дифференциации гласных. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания детей.

Проводятся такие упражнения:

1. Узнавание гласного звука в ряду других гласных (уа, ауо, аэо, иоу и т.д.). Если определенный гласный назван, дети подают знак. Упражнение проводится в двух вариантах: после хорового повтора серии звуков и без повторного проговаривания.

Затем дети учатся определять позицию звука. Услышав и повторив слово дети определяют наличие в нем определённого гласного звука и называют его позицию: начальный гласный в ударной позиции; начальный гласный в безударной позиции, гласный в середине слова.

2. Узнавание согласного звука на слух в начальной позиции: из серии слогов; из слова (в начальной позиции).

Упражнения можно проводить в форме игры «Поймай звук». Логопед говорит: «Я буду называть слоги/слова. Вы слушайте внимательно и, когда услышите звук [с], хлопните в ладоши» (сын, тыл, сук, лук, совок, гудок).

Затем упражнение усложняют и проводят игры-соревнования: кто больше назовет слов, начинающихся на заданную букву.

3. Вычленение последнего согласного в слове.

Детям предлагают назвать последний согласный из ряда слов.

Более сложное задание — добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к) ко- , пу-, ро-, лу-, жу, со-.

Затем задания усложняют, предлагая детям игру «Цепочка слов». Детям нужно составить цепочку из слов — следующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова (сорока — абрикос — слон — носок — кошка — и т.д.).

Детей можно поделить на команды. За каждый ответ команда или ребенок получают счетную палочку. Кто больше наберет палочек — тот и выиграл.

4. Выделение согласного звука во фразовой речи.

Для тренировки выделения определенного звука, находящегося на разных позициях, детям предлагают выделить из предложения слова с заданным звуком. Логопед читает детям предложения (У Сережи теплые рукавицы. Этот перец — горький. В колодце холодная водица. Возле колодца цветет акация) и спрашивает: «Какие слова со звуком [ц] вы только что услышали? Определите место этого звука в слове».

Можно предложить детям игру «Какой звук именинник?». Логопед читает детям рассказ и говорит: «Как вы думаете, какой звук сегодня именинник? Какой звук повторяется чаще всего? Назовите слова с этим звуком».

Например, такие рассказы: «Рассказ про мышку: Мышка залезла в шкаф. В шкафу на полочке лежит шоколад. Мышка шуршит оберткой шоколадки. Шоколад вкусный! Возле шкафа ходит кошка. Тише, мышка!» — [Ш]; «Таня и Тамара на даче. Девочки пьют чай. Чай горячий. К чаю девочки испекли печенье. Печенье вкусное» — [Ч]; «Рассказ про лето: Летом дети гуляли в лесу. Оля и Алина бегали в поле. Ляля и Валя гуляли на поляне. Коля и Толя пилили полено» — [Л’].

Усложняя задание, можно предложить детям картинки, на которых изображены предметы с часто встречающимся одинаковым звуком. Дети будут вычленять звук не на слух, а по представлению. Например, такие картинки: лыжи, ножницы, желуди, снежинка, жираф, ёж, жук — [ж];: крот, рука, сыр, боксер, мухомор, крапива, трава — [р]; рюкзак, орех, снегири, кресло, речка, гриб — [р’].

Назвав слово с заданным звуком, дети должны определить его позицию: «В каких словах ты только что «поймал» звук [Р]? А где находится это звук — в начале, в середине или в конце слова?».

Задачей пятого этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Развитие фонематического анализа основывается на раннее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец). Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повышение фонетической сложности слова. Работа строится с учётом последовательности речевого материала: слова из двух гласных (ау, уа); односложные слова, состоящие из обратного, прямого, закрытого слога (ус, на, дом и т.д.); двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мама, луна, рука и т.д.); двухсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов (диван, карман, арбуз, повар и т.д.).

Детей следует учить определять количество слогов в слове и отхлопывать ритм двух- и трехсложных слов. Учащиеся делят слово на слоги и звуки, используя в качестве зрительной опоры схемы.

В процессе работы можно использовать следующие игры:

Игра «Замени звук» — детям предлагают заменить один согласный звук другим, чтобы получилось новое слово, например: корж — морж, булка- будка, полено — колено, салат — халат, голод — холод.

Игра «Новый звук» — дети должны назвать, какой новый звук появился в слове, например: булка — балка — банка — барка — бурка — будка.

Игра «Убери один звук» — из каждого слова дети «вынимают» по одному звуку так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, например: горсть — гость, полк — пол, краска — каска, склон — слон, экран — кран.

В игре «Добавь звук», дети, наоборот, должны добавить к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово, например: шар — шарф, лапа — лампа, укус — уксус, стол — столб, клад — склад и т.д.

В ситуации, когда дети затрудняются с самостоятельной заменой, следует помочь им и подсказать заменяемые, удаляемые или добавляемые звуки.

По мере обучения дети, в результате многочисленных упражнений на правильное восприятие фонем, на анализ звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к следующему периоду коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Список литературы:

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. / Т.В.Александрова. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
  2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки. / Н.Г.Алтухова. — СПб.: Лань, 1999.- 112 с.
  3. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. / Н.В.Дурова. — М.: Мозаика-Синтез. — 112 с.
  4. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. / Е.В.Колесникова. — М.: Ювента, 2005. — 96 с.
  5. Лукинина, Н.А. Научи меня слышать: Развитие слухового восприятия, внимания и памяти: Для детей 3-5 лет. / Н.А.Лукинина, И.И.Никкинен. — СПб.: Паритет, 2003. — 112 с.
  6. Лыкова, И.А. Карапуз 5-7 лет. Слова и слоги. Звуковой анализ слов. Развитие фонематического слуха. / И.А.Лыкова. — М: ИД Карапуз, 2005. — 18 с.
  7. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — М.: МГОПИ, 1993. — 72 с.
  8. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». / М.Ф.Фомичева. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  9. Чернякова, В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. / В.Н. Чернякова. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.
  10. Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей // Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Г.В. Чиркина, Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: Просвещение, 2009. — 272 с.
  11. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Академия, 2003. — 240 с.
  12. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ/ Г.С. Швайко; под ред. В.В.Гербовой. — М.: Айрис-пресс, 2006.

Характеристика детей

Прежде чем брать в работу детей дошкольного возраста в работу, логопед проводит диагностику. С ее помощью он определяет группу риска и тех, кому нужна помощь.

У ребенка с ФФНР отмечается не только несовершенство звуковой стороны речи, но и трудности с различением звуков.

Лексика и грамматика развивается с небольшим запозданием.

Сложные по артикуляции звуки заменяются на легкие: вместо «Р» будет «Л’», вместо «Л» — «И». Иногда вместо шипящих и свистящих появляются «Т», «Т’», «Д», «Д’». Ребенок вместо «санки» говорит «танки», «тапка» вместо «шапка» и т. п.

В некоторых случаях отмечается незавершенность процесса дифференциации звуков. Тогда дети произносят нечто усредненное, например, вместо «Ц» — «ТС», вместо «Ч» и «Т» искаженный вариант «Ч».

Нарушаться может как одна группа звуков, так и несколько. Отмечаются сложности с воспроизведением слов со стечением согласных. Затруднено выполнение заданий по типу «какой первый звук в слове», «хлопни в ладошки, когда услышишь звук» и т. п. Ребенок с ФФНР не может найти картинки на заданный звук.

В быту речь таких детей называют «кашей во рту». Артикуляция сжатая, плохая, слова произносятся смазано, словарь беден. Недоразвитие неярко выражено, только в ходе диагностики становятся заметны ошибки в употреблении предлогов, согласовании слов и т. п.

При отсутствии помощи специалиста нарушение скажется на формировании письменной речи. Имея ФФНР сложно будет писать и читать, в дальнейшем у них будет множество ошибок. При необходимости проводят коррекционную работу и в школьный период.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]