Альбом № 1. Упражнения по коррекции Акустической дисграфии. «Учимся не путать звуки»

Данное нарушение речи – дисграфия, достаточно «молодое» понятие в области патологий речевого развития. Относительно недавно – только с конца 19 века данное состояние речи детей стало глубоко обследоваться и выводиться в отдельную науку. Множество исследователей при работе с детьми, замечали и описывали похожие отклонения в речи и в грамматике.


На начальной стадии исследования нарушения чтения и письма считали единым нарушением. Но со временем стали разделять на более узкие понятия: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения. В чистом виде любая из выше представленных патологий встречается редко. Чаще вместе с расстройством письменной речи страдает и чтение. Дети, которые демонстрируют на письме грубые аграмматические нарушения, также отходят и от норм при процессе чтения. Поэтому в заключениях логопедов после диагностики детей часто можно встретить всеобъемлющее значение, которое будет выглядеть так: «нарушение чтения и письма».

В раннем периоде изучения этой проблемы считали, что первоначальной причиной данной патологии является недостаточность интеллектуального развития. Но со временем было доказано, что нарушения чтения и письма не связаны с интеллектуальным недоразвитием. Обследуемые дети с наличием нарушений демонстрировали хорошие результаты в математических навыках – они хорошо решали задачи и примеры, тем самым показав хорошие логические способности, что в корне противоречит мнению о умственном нарушении.

Ведя разговор о нарушении чтения и письма, надо прояснить некоторые моменты, связанные с терминологией. Очень часто, наши российские пациенты при обращениях к неврологам и логопедам путают такие понятия как «дисграфия» и «дислексия». Сейчас в век полной доступности информации, люди имеют возможность получать новости со всего мира. Таким образом в обиход российского гражданина вошло такое понятие как «дислексия», в большинстве случаев, как показывает практика, данный диагноз подсмотрен у всемирно известных голливудских звезд и активно примеряется на себя. Не до конца понимая значения термина «дислексия», люди путаются в реальном состоянии нарушения.

На Западе под диагнозом «дислексия» понимают общее объединённое нарушение чтения и письма. Российские логопеды склонны разделять это понятие на более узкое значение: «дисграфия»-нарушение письма, а «дислексия» в данном случае – нарушение чтения.

Причины дисграфии

За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т.е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.

Но существует и другое мнение, которое так же нашло своих последователей среди исследователей данной патологии, например, советского психиатра Мнухина С.С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы. Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков. Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.

В настоящее время разрозненность мнений сохраняется в первоначальном виде. Современные авторы также выделяют две возможные группы причин. Первая связана c наследственным фактором, наличием похожих проблем у родителей и близких родственников. Ко второй группе причисляют органические нарушения в перинатальный или постнатальный период. Неравномерность развития мозговых структур плода в период беременности приводит к неправильному формированию некоторых функций.

Но в современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т.е. у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур. Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения: несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.

Коррекция и исправление дисграфии в логопедическом центре в Москве

С помощью школьной программы исправить дисграфию нельзя, понадобятся специальные занятия с логопедом, лечебная физкультура и выполнение домашних упражнений. Коррекционная работа по дисграфии выстраивается с каждым школьником индивидуально, так как проблемы с письмом могут быть разными, как и реакция ребенка на корректирующие занятия.

Для коррекции дисграфии логопед разрабатывает систему восполнения пробелов, важных для формирования навыка письма. Дополнительно ведется работа над развитием речи, расширением словарного запаса, улучшением внимания и памяти.

Допускается лечебная физкультура, игры с буквами-магнитиками, особенно у дошкольников и младших школьников.

Наши специалисты помогут устранить ошибки в письме у ребенка, расширить словарный запас, развить речевой слух, натренировать слуховое внимание и слухо-речевую память.

Симптомы дисграфии

Чаще всего дисграфию начинают выявлять в начальной школе, после того, как ребенок овладевает первыми навыками письма. Уже во втором полугодии первого года обучения можно заметить часто повторяющиеся ошибки «непонятного» характера. Не надо путать их с орфографическими ошибками, что для учащегося начальной школы будет нормой. Если учащийся путает правила написания «Жи-Ши», или проверку ударных и безударных, то это является естественным процессом в освоении русской грамматики. Но если ребенок настойчиво пишет слитно предлоги, а приставки наоборот раздельно от слова, а также допускает много других искажений, о которых подробней будет сказано ниже, то это дает учителю повод рекомендовать родителям посетить логопеда.

Очень важно понимать, что дисграфия не появляется неожиданно. В основе формирования данной патологии лежит длительный процесс, который начинается в самом раннем детстве. При диагностике нарушения всегда на поверхность выходят более ранние проблемы, которые присутствовали весь дошкольный период. Все недостаточно сформированные элементы речевого развития в школьные годы из устной речи переходят на письмо. Нарушения формирования речи у каждого ребенка персональные, поэтому и нарушения на письме у детей так же разнятся.

Если в дошкольном возрасте у ребенка преобладало отставание грамматической формы речи, то на письме будут присутствовать ошибки грамматического характера – слитное написание слов и предлогов и т.п.., если у ребенка в дошкольном возрасте возникали проблемы звукового характера, то соответственно на письме будут преобладать ошибки фонематического типа.

Виды дисграфии

Существует несколько форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия;
  • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания;
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая дисграфия;
  • оптическая дисграфия;

Редко, когда дисграфия проявляется в моноформе, чаще она носит смешанный характер и зависит от тяжести нарушений в дошкольный период. И тогда мы можем увидеть на письме ошибки и грамматического характера и фонематического одновременно.

Для более полного понимания, как проявляются разные виды дисграфий, можно посмотреть характеристику данных нарушений, которая сформирована и представлена специалистами сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена.

Артикуляторно-акустическая дисграфия – данная форма встречается у детей с недостаточным развитием звукового анализа и синтеза. При акустической дисграфии детям сложно различать звуки. Особенно – схожие по артикуляции и звучанию. На письме это выглядит как замена букв, смешение и пропуски, а также неправильное отражение звукопроизношения на письме. Т.е. ребенок пишет так же, как и произносит. Обычно в основе нарушения по данному типу лежит нарушение в дошкольном возрасте в виде дислалии (нарушение звукопроизношения), дизартрии, ринолалии.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания – при данной форме на письме ребенок заменяет фонетически близкие звуки (ц-т, ч-щ, п-б, м-н и тп..). Особенностью данной дисграфии является то, что в устной речи ребенок все звуки произносит правильно. Так же можно наблюдать на письме дефект смягчения («албом») и замены гласных звуков — е-и, о-у (рука-«рока», мел – «мил»).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – на письме искажается структура предложения и слова, предлоги пишутся слитно, приставки отдельно, отдельные слова разрываются (в лесу – «влесу», пришел – «при шёл», стоит дом – «стоидом»). Наблюдаются пропуски гласных и согласных (работа – «рбота», дерево – «дерво», шапка – «шака», груша – «руша» и т.п.), добавление лишних букв (сосны – «сосыны»), перестановка букв и слогов (трава – «врата»).

Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического стороя речи, искажаются предложения, слова, у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, а также ошибочно образуются их уменьшительно-ласкательные формы, не соблюдается последовательность предложений, не соблюдаются смысловые связи (дома – «домы», стулья – «стулы», «много карандашов», цыплята – «цыпленки», «один матрешка» и т.п.). Такие нарушения являются частью лексико-грамматического недоразвития речи.

Оптическая дисграфия – неустойчивое зрительное восприятие, буквы не узнаются и в каждом слове воспринимаются по-разному. На письме такие замены выглядят так: п-и, п-н, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к… Так же возможно зеркальное написание букв, особенно у левшей.

Моторная – часто связана с почерком, в процессе написания возникают проблемы в движениях кисти руки и нарушение восприятия букв со зрительным образом.

Все указанные формы дисграфий носят постоянный и устойчивый характер. В некоторых случаях дисграфия сопровождается неречевыми отклонениями, такими как ослабленная память, рассеянное внимание, психические заболевания.

Коррекция письменных нарушений у старших школьников

Проводить коррекцию дисграфии у школьников старшего возраста необходим в зависимости от ее вида. Однако стоит учитывать, что у некоторых детей может наблюдаться смешение нескольких видов дисграфии. Поэтому с учетом нарушений письменной речи коррекционная работа может состоять из следующих разделов:

  • преодоление проблем с письмом, спровоцированных нарушением языкового анализа и синтеза;
  • устранение аграмматической дисграфии;
  • коррекция оптической дисграфии;
  • преодоление акустической дисграфии.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

К основным задачам коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, относят формирование, постепенное развитие и совершенствование навыков анализа структуры предложения, а также слогового и фонематического синтеза и анализа.

Развитие этих навыков предусматривает следующие этапы работы:

  • определение ребенком количества, места и последовательности слов в предложении;
  • выделение из слога и слова гласного звука;
  • различение в составе слова гласных и согласных звуков;
  • определение в слове количества и места слога;
  • составление слов с помощью перестановки слогов и добавления звуков;
  • вычленение из слова первого и последнего звука, а также определение его места;
  • определение последовательности и позиционного места в слове.

Для формирования навыков и их закрепления во время коррекционных занятий логопеды используют комплекс различных упражнений:

  • Вставить пропущенные буквы в словах (например, кры…а, ру…а);
  • Подобрать слова, в которых заданный логопедом звук стоял бы на первом, втором, третьем месте. Например, если по этой схеме придумывать слова со звуком [к], то ими могут стать кот (на первом месте), окно (на втором), мак (на третьем месте).
  • Добавить несколько звуков к одному слогу таким образом, чтобы получились разные слова.
  • Выбрать из одного предложения слова с одним и тем же количеством звуков.
  • Подобрать слова с заданным количеством звуков (например, с тремя звуками — дым, дом, рак.
  • Дети сначала бросают кубик, а затем придумывают слово, состоящее из звуков в количестве, которое соответствует количеству точек на кубике.
  • «Звуковая арифметика» — детям предлагают добавить или убрать один звук из слова, чтобы в итоге получилось новое слово.
  • «Звездный час» — детям необходимо составить из букв слова «картина» новые слова: кит, тина, нитка, танк.
  • Слово-загадка. Логопед пишет первую букву слова, а вместо всех остальных ставит точки. Ученикам нужно придумать слова на эту букву.
  • Детям нужно назвать слова, в которых буквы расположены в обратном порядке.

Аграмматическая дисграфия

К основным задачам коррекции этой разновидности дисграфии относятся формирование и совершенствование следующих навыков: умения максимально точно соотносить определенные слова с явлением, предметом, действием; понимать морфологический состав слов; уметь грамматически правильно оформлять свою речь; связно говорить.

Для формирования этих навыков рекомендованы следующие направления коррекционной работы:

  • Сначала логопед уточняет значения слов, которые есть в словарном запасе ребенка, он затем постепенно в процессе обучения обогащается. Происходит это за счет накопления новых слов, что относятся к разным частям речи и за счет развития у детей навыков активно пользоваться способами словообразования. Таким образом у ребенка постепенно формируется последовательное накопление «гнезд родственных слов».
  • Формирование и развитие грамматически правильного оформления речи за счет овладения связью слов в предложениях, словосочетаниями, моделями синтаксических конструкций.
  • Развитие навыков связного высказываться, что включает в себя отбор определенных языковых средств для высказывания с учетом целей общения, установление последовательности высказывания, совершенствование способностей строить и затем перестраивать предложения по образцам.

Оптическая дисграфия

Во время коррекционной работы по устранению оптической дисграфии врач концентрируется на развитии зрительного восприятия и последующей дифференциации смешиваемых букв на письме. Для преодоления оптической дисграфии необходимо научить ребенка представлениям о величине, форме и цвете, конструированию букв, их нахождению и выделению, ориентированию в окружающем пространстве. Рассмотреть каким образом на практике удается устранить оптическую дисграфию можно на примере упражнений, направленных на дифференциацию в словах и-у.

  • Для начала логопед сосредотачивается на развитии пространственных представлений у ребенка. Для этого он может попросить учащегося нарисовать эти буквы с определенной последовательностью движений.
  • Затем учитель переходит к развитию фонематического анализа и синтеза. Для этого на доске он пишет несколько цифр и букв (р, ш, и, г, у, а, к). После логопед дает ученикам следующие задания: выбрать только буквы и составить из них слово (игрушка), определить какой звук находится на первом и четвертом месте полученного слова.
  • На следующем этапе урока логопед предлагает ученику зрительный анализ изучаемых букв. Для этого ребенок должен посмотреть на буквы и понять, из каких элементов они состоят. Также ему стоит найти между буквами схожие и отличительные черты.
  • Для закрепления понимания различий между буквами ученик выполняет упражнения. Например, ему нужно списать слова, при этом вставляя вместо точек пропущенные буквы (п…рам…да). Еще одно упражнение предусматривает составление из букв слова «грузовик» новых слов. Затем в этих словах ученику нужно подчеркнуть изучаемые на уроке буквы.

Акустическая дисграфия

К задачам коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии относятся развитие следующих навыков:

  • слухового восприятия;
  • представления о звуках;
  • фонематического анализа и синтеза;
  • различения смешиваемых звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости.

Программа обучения при этом базируется на сопоставлении ребенком смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане, а также уточнении слухового и произносительного образа смешиваемых звуков.

Как происходит на практике формирование навыков различать буквы на слух можно рассмотреть на примере практических занятий по дифференциации звуков [д] и [т].

  • Сначала логопед просит учеников сравнить артикуляцию звуков [д] и [т]. Сначала он сам произносит эти звуки, после чего просит повторить за ним учеников. Учащиеся могут попробовать во время произнесения звуков приложить к горлу руку, чтобы послушать насколько дрожит горло при произнесении звука [д]. В итоге дети должна усвоить, что звук [д] произносится с участием голоса, поэтому он звонкий, а [т] — без голоса, поэтому глухой.
  • Ученикам раздаются серые и черные карточки. Когда они слышат звук [д] в слове, то должны поднять черную карточку, а когда [т] — серую.
  • Детям предлагают рассмотреть картинки, на которых нарисован дом, ведро, соты, трава, садик, стул, стрела. Затем эти картинки нужно разложить под буквами д и т.
  • Ученикам нужно вставить в слова пропущенные буквы д или т: трак., боро.а, с.рела, воро.а, гра.усник, ве.ка.

Методы диагностики дисграфии

Если вы сами обратили внимание на «смешные» ошибки на письме, которые делает ребенок при выполнении школьных заданий, или вам указал на них классный руководитель, необходимо обратиться для консультации к логопеду. Заключение врача будет наиболее ценным и достоверным, если на прием вы принесете несколько школьных тетрадей.

Необходимость комплексного подхода

Каждое речевое нарушение состоит из комплекса симптомов. Поэтому и обследование ребенка должно быть комплексным. Невролог осматривает на предмет неврологических заболеваний, которые могут мешать правильному формированию письменной речи (такие как гиперактивность, СДВГ, неврозоподобные состояния и т.п.). Детский психолог поможет выявить эмоциональные аспекты, мешающие ребенку полноценно овладевать письмом, проблемы с памятью и вниманием. А детский психотерапевт подтвердит отсутствие умственной отсталости, аутистического спектра и психических заболеваний. Дополнительно обследуется состояние зрения и слуха. Логопед установит уровень сформированности грамматического строя речи, развитие моторных функций, состояние фонематического анализа, состоятельность словарного запаса, отклонения в формировании звукопроизношения.

Записаться на диагностику Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]