Практическая логопедия. Принципы и методы логопедии, здоровьесберегающие технологии в логопедии

Психофизиологические особенности в онтогенетическом развитии детей, имеющих недостатки в общих закономерностях физических или психологических аспектов воспитания и обучения, изучается наукой дефектологией. Она состоит из целого ряда специализированных отраслей, таких, как тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлопсихология и логопедия. Практическая логопедия занимает одну из ведущих ролей в решении вопросов речевой дисфункции. Не останавливаясь на первых трех отраслях, перейдем сразу к последней, а именно, науке, изучающей недостатки речи, методы их обнаружения, предупреждения и коррекции посредством проведения специального обучения и применения различных обучающих методик, т.е. логопедии.

Как и всякая другая наука, она имеет свои цели, принципы, методологическую базу и предмет изучения. Принципы логопедии закладывают фундамент под основы дальнейшего ее изучения, а методы логопедии дают прямое указание на перечень используемого арсенала. Предметом внимания логопедии как науки является изучение разнообразных нарушений речевой функции, а так же воспитательный и обучающий процессы лиц, имеющих расстройство речевой деятельности. Основной целью данной науки является разработка научных подходов к систематизированному процессу обучения, воспитания, а так же перевоспитания детей, имеющих речевые дефекты, и предупреждение их развития. Структурно, современная логопедия состоит нескольких разделов: для дошкольников, для школьников и логопедия для взрослых.

Логопедия — принципы науки. Общедидактические принципы логопедии

К главным принципам логопедии относятся:

  • комплексность;
  • системность;
  • принцип использования обходного пути;
  • учет особенностей индивидуального развития ;
  • выделение первоочередных задач;
  • принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития малыша;
  • деятельностный и этиопатогенетический принципы;
  • общедидактические принципы логопедии.

Некоторые принципы, в силу их особого значения, стоит рассмотреть более подробно. Принцип системности подразумевает изучение недостатков речи в тесной взаимосвязи с иными компонентами системы. Соответственно, воздействовать необходимо на все составляющие компоненты.

Речевые дисфункции могут сопутствовать нервно-психическим или нервным заболеваниям. Устранить подобные недостатки можно лишь комплексным целенаправленным воздействием, носящим медико-психолого-педагогический характер. Принцип развития подразумевает под собой постановку первоочередных задач и выделения этапов, работать с которыми необходимо в первую очередь.

Онтогенетический принцип состоит в разработке методологической базы коррекционно-логопедического воздействия, с обязательным учетом последовательного появления речевых форм, а так же индивидуального развития малыша.Принцип обходного пути состоит в формировании нового звена функциональной системы речи, заменяющего пострадавшее. Отдельно стоит обратить внимание на общедидактические принципы логопедии, которым относят наглядность материала, его доступность для восприятия, сознательность ребенка, индивидуальный подход к каждому и др. Они вносят ощутимый вклад в систему всех принципов данной науки и занимают в ней одно из наиболее важных мест. И они же учитываются при применении здоровьесберегающих технологий в логопедии.

Основные понятия

Нарушениями речевой деятельности, которыми занимается логопедия, считаются отклонения в работе мышц речевого аппарата, нарушения в произношении звуков или интонации, недоразвитость речи, патологическое развитие на фоне заболеваний и другие аномалии.

Подобные дефекты изучаются и определяются специалистами различных научных областей. В ходе изучения дефектов речи каждое отклонение рассматривается в соответствии с целями, задачами и методами каждого из научных направлений.

Значение логопедии при этом – исследование расстройства с целью его предупреждения, а также устранения при помощи особых программ коррекционного воспитания или обучения. Поэтому логопедия считается ответвлением именно специальной педагогики. Ее структуру на сегодняшний день составляют:

  • Дошкольная и школьная логопедия.
  • Логопедия для детей подросткового возраста.
  • Логопедия для взрослых.

Теоретические основы логопедии позволяют исследовать этиологию нарушений речевой деятельности посредством эволюционно-динамического метода в сочетании с принципом единства диалектических, биологических и социальных аспектов развития речевого аппарата.

Исходя из этого определяются задачи логопедии:

  • Изучение индивидуальных особенностей речи для каждой формы речевых отклонений.
  • Выявление симптоматики, характера развития и степени отклонения речевой деятельности.
  • Определение тенденций развития детей с отклонениями речи.
  • Выявление связи между речевым нарушением и формированием психического, физического здоровья и становлением личности.
  • Исследование формирования речевого аппарата у детей с различными дефектами развития при наличии у них отклонений речи.
  • Выявление природы появления нарушения, его механизма действия, сопутствующих симптомов, а также структуры.
  • Разработка педагогических и других методов познания расстройств речевой деятельности.
  • Систематизация полученных практических и теоретических знаний для создания основы, позволяющей усовершенствовать методы исследования речевых дефектов.
  • Разработка новых методов, приемов и принципов, позволяющих предотвратить и устранить нарушения.
  • Формулирование и постановка новых, актуальных вопросов, связанных с организацией программ по оказанию соответствующей помощи лицам с речевыми нарушениями.

Представленные выше задачи данного научного направления рассматривают нарушения речевой деятельности с точки зрения:

  • Теории – изучения расстройств речи с целью получения возможности разрабатывать новые методы для профилактики, выявления склонности к отклонениям и их преодоления.
  • Практики – применение профилактических мер, методов для выявления и устранения отклонений в речевом аппарате.

Как можно увидеть, теоретическая сторона и практический опыт логопедии тесно связаны, что позволяет осуществлять комплексный научный подход к решению проблем дефектов дикции.

Осуществляя свою непосредственную научную деятельность, эта отрасль опирается на основные принципы логопедии:

1. Принцип системности – рассматривает речь как уникальную систему с собственной сложной структурой, компоненты которой изучаются отдельно для получения общей картины возможностей и строения речевого аппарата.

2. Принцип комплексности – учитывает закономерности и специфические особенности развития индивидуумов при наличии у них речевых дефектов.

Рекомендуем: Дислексия — это

3. Принцип развития – при проведении коррекционной и логопедической деятельности предполагает определение основных этапов, задач и выявление осложнений, связанных с ближним окружением лица.

4. Принцип рассмотрения речевых нарушений на фоне психического состояния индивида и его аспектов.

5. Принцип деятельностного подхода – для организации логопедической программы воспитания или обучения ребенка с нарушениями дикции ведущей является его непосредственная деятельность (игры, обучение, практика).

6. Принцип ортогенетических особенностей.

7. Этиопатогенетический и симптоматический принцип.

8. Принцип, принимающий во внимание структуру дефектов дикции.

9. Принцип обходного пути – рассматривает возможность сформировать новый принцип функционирования речи «мимо» компонента, который и является нарушением.

10. Общие дидактические принципы.

Стоит отметить, что основу научного метода составляют логопедические принципы общедидактические, а также специальные (принципы развития, систематизации приемов и взаимосвязанности). Они являются практическим подкреплением теории Р.Е. Левиной относительно комплексного подхода к осуществлению логопедической деятельности, который учитывает особенности индивида (в двигательной, сенсорной, волевой и эмоциональной сферах).

Методы логопедии и логопедического воздействия

Метод (слово происходит от греческого methodos) – это способ или путь исследования, изложения материала или хода процесса обучения. Применение определенных методов детерминировано познавательными или практическими целями, предметом изучения и конкретными условиями. Методы логопедии представляют собой совокупность тех теоретических и практических знаний, которые направлены на скорейшее достижение поставленных целей.

Условно выделяют несколько групп методов логопедии:

  • организационные. К ним относят сравнительный, лонгитюдинальный и комплексный;
  • эмпирические методы;
  • количественные;
  • интерпретационные;

От правильности выбранных методов устранения недостатков речи зависит успех всего логопедического воздействия в целом. Методы логопедии, как и принципы логопедии, разрабатывались не один год, а потому представляют собой огромный сведенный багаж знаний множества ученых по всему миру. Особое внимание стоит обратить на вклад, который внесла в науку «логопедия» Филичева Т.Б. Важно понимать, что лишь посредством верно выбранного комплекса методов воздействия можно устранить существующую речевую дисфункцию. Поскольку логопедия как наука в целом направлена на устранение различных недостатков речи, то существенную роль играет применение комплекса практических мероприятий для нормализации функции речи.

Понятийно – категориальный аппарат логопедии

С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1) не соответствующими возрасту говорящего;

2) не являющимися диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3) связанными с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4) носящими устойчивый характер, самостоятельно не исчезающими, а закрепляющимися;

5) требующими определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера;

6) часто оказывающими отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи имеет место более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием и наличием аграмматизмов.

Общие недоразвитие речи — форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико – фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта.

Задержка речевого развития — замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

«Распад речи» — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Структура речевого дефекта — совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характера их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно – следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

Коррекция нарушений речи — это исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.

Восстановительное обучение — исправление речи, возникшее в результате локальных поражений головного мозга.

Практическая логопедия и ее роль в коррекции динамике речевого развития

По практической логопедии написан целый ряд учебников, пособий и монографий, направленных на коррекцию динамики речи и устранение ее дефектов. В целом, эта отрасль посвящена методам, способам и практическим советам для узкопрофильных специалистов. Практическая логопедия и есть то воплощение целей, которые преследует логопедия как наука в целом. Некоторые из учебных пособий имеют более широкую целевую аудиторию и рассчитаны так же на родителей, гувернеров, и других лиц, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания ребенка. Заниматься с малышом можно с 3-4 лет, и при правильном подходе методики дают ощутимые результаты. В ходе воспитательного процесса широко применяются общедидактические принципы логопедии.

Корифеи логопедии. Филичева Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна Филичева — внесла огромный вклад в развитие системы методов устранения дефектов речи. Ее имя известно как среди дефектологов, так и среди логопедов. Специализация Татьяны Борисовны — дошкольная логопедия. Филичева Т.Б. – является доктором педагогических наук, имеет профессорскую степень и является автором более чем сорока опубликованных научных статей. Ее печатные работы пользуются популярностью как среди отечественных логопедов, так и врачей соответствующего направления за пределами страны. Ее исследования и наработки стали основой для разработанного комплекса мероприятий по преодолению недоразвития у детей младшего школьного возраста. Ряд работ Татьяны Борисовны отмечен почетной премией «Грант». Логопедия – родная ее среда, ее жизнь и ее наследие.

Говоря о значении в логопедии Филичевой Т.Б. невозможно не упомянуть о ее широком участии в написании учебных пособий для врачей — логопедов. Она вошла в число соавторов фундаментальных пособий, использующихся в образовательном процессе, написав для них целые разделы. Некоторые работы Филичевой Т.Б. переведены на другие языки, а затем изданы отдельными тиражами за рубежом. Наглядный материал, который разработала Татьяна Борисовна, широко популярен среди практикующих врачей – логопедов и отмечен особой наградой – премией АН СССР.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]