Статья:
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.
При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное использование при устранении заикания получают словесные методы, сочетающиеся с наглядными.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.
Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.
В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуками при коррекции нарушений звукопроизношения.
Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка; систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения); постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.); дифференцированный анализ и оценка выполнения.
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.
Наглядные средства должны:
быть хорошо видны всем; подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью; словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Компьютерные технологии, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.
В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Например, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворений, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.).
В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифференциации звуков ц — ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняет их артикуляция на основе имеющегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщаются имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.
На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения вычленяются существенные свойства речи и ее элементы.
При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.
Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие, урок.
По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).
Критерии развития речи дошкольника
Обследование проводится с целью выявить следующие особенности речи дошкольника:
- объем имеющихся навыков речи, насколько он соответствует нормативам;
- насколько речевые навыки соответствуют психологическому уровню ребенка; насколько развиты дефекты речи; как проявляется компенсаторный фон; насколько активен ребенок в речевой и познавательной деятельности;
- насколько хорошо усвоена звуковая составляющая речи;
- насколько полон лексический запас;
- насколько развит грамматический языковой строй.
Также изучается, насколько хорошо ребенок понимает чужую речь и насколько он активно использует собственную.
Коррекционную работу с дошкольниками, страдающими ОНР, проводят в группах, специально предназначенных для таких детей.
Развитие грамотности
Формирование звукового произношения подразумевает и обучение ребят основам грамотности. Эта работа актуальна для детей 5-6 лет.
Коррекционная работа проводится со следующими целями:
- подготовить дошкольников к полноценному обучению грамоте;
- развить у дошкольников базовые навыки, необходимые для овладения чтением и письмом.
Для обучения грамоте подбираются материал, основанный на уже отработанных в произношении звуках. Комплекс занятий подразумевает соответствие между усвоенными звуками и формами звукового анализа, которые применяются во время чтения или письма.
Для развития способности к звуковому анализу проводятся специальные занятия, которые позволяют выделить все звуки в любом слове. Например, дети долгое время произносят гласные или звуки другого типа, громкое произношение губных звуков, выделение с помощью громкости взрывчатых звуков. Такой подход к упражнениям позволяет дошкольнику исследовать звуковой состав слов во время их проговаривания. Составляются специальные наглядные схемы, где роль звуков играют фишки.
Эта работа позволяет детям усвоить что означают такие понятия, как «звуки», «слова», «слоги», «предложения». Дошкольники также учатся различать звуки на твердые и мягки, на глухие и звонкие.
Дошкольники при умелом подходе способны научить также складывать из разных звуков короткие слоги и слова из трех букв.
Каждый день воспитатель должен уделять немного времени вечером для закрепления навыка складывания слогов и слов.
Буквы изучаются в той последовательности, которая зависит от сложности в артикуляции звуков. Внедряется этот подход на общих занятиях. Любое упражнение должно содержать игровые элементы. Также полезно использовать элементы соревнований.
Дошкольники тренируются подбирать слова, количество слогов в которых совпадает с количеством хлопков. Также им задаются слоги, из которых нужно придумывать целые слова. Еще интересное задание: добавить пропущенный в слове слог. Также дети с удовольствием отбирают изображения, названия которых состоят из заданного количества слогов.
По мере того, как дошкольники изучают буквы, они способны даже записывать эти слоги в словесные схемы.
Подобные упражнения сначала внедряются в занятия, как фрагменты. Постепенно они занимают роль ведущих упражнений, которые составляют главную часть индивидуальной работы воспитанников. Дошкольники начинают осознавать, что в каждом слоге есть гласный звук. А количество гласных звуков определяет количество слогов внутри слова.
Следующая ступенька – это обучение дошкольников разделять предложение на отдельные слова. Так дети учатся определять, сколько слов в предложении и в каком они располагаются порядке. Предложения нужно подбирать так, чтобы их содержание было хорошо знакомым для детей.
Формирование слухового восприятия
Первый этап включает в себя задания, которые помогают дошкольникам развивать понимание речи:
- дошкольники учатся различать предмет и его составляющие элементы, а также их признаки и функции («принеси мне, пожалуйста, табуретку. Покажи, где у нее ножки, а где сидушка»);
- дошкольники учатся определять направленность действий и то, где находятся предметы («положи ручку на стол, а тетрадку в ящик»);
- дошкольники учатся понимать переходность действий и указывать на их признаки («принеси все красные ручки, унеси все синие»);
- дети учатся определять направленность действий и их функции.
Следующий этап подразумевает использование заданий наподобие: «принеси мишку, одень его, положи в кроватку, накрой одеялом». Дети выполняют эту инструкцию и проговаривают каждое свое действие.
Выполняя все эти задания, ребенок практикуется в базовых речевых формах. Он практикует ответы на вопросы. Сначала эти ответы очень краткие, затем более длинные. Постепенно это позволяет дошкольнику научиться принимать активное участие в диалоге.
Логопедические занятия дают возможность дошкольникам не только отвечать на заданные вопросы, но и грамотно формулировать вопросы самим.
Игровая деятельность должна быть использована для того, чтобы побуждать детей задавать друг другу вопросы. От этого навыка должен зависеть результат.
Обучающие задачи для коррекции речи
Главными обучающими задачами в этих группах являются:
- овладение лексическими и грамматическими языковыми средствами;
- формирование связной речи;
- развитие фонетического аспекта речи: артикуляция, слух, звукопроизношение и др.;
- формирование базовых навыков к звуковому синтезу и анализу;
- усвоение элементов грамоты.
Насколько эффективно организована работа будет зависеть от организации обучающего процесса, от грамотного распределения учебной нагрузки, от соблюдения принципа преемственности между деятельностью воспитателя и педагога, которые должны стремиться реализовать общие образовательные задачи.