Интегрированная деятельность логопеда и психолога в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи

Логопедические центры и клиники многих стран Европы не справляются с количеством детей. По данным статистики, в настоящее время около 25% детей 4-х летнего возраста страдают тяжёлыми нарушениями речи (для сравнения — в 70-х годах эта цифра составляла 4%). Таким образом, всё более актуальным является вопрос о повышении эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения не только в познавательном, но и в речевом развитии.

Ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая отвлекаемость;
  • истощаемость психических процессов;
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдаются:

  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность или общая заторможенность;
  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • плаксивость;
  • многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей старшего дошкольного возраста.

Наш опыт

Исходя из сложившейся ситуации мы совместно с психологом ДОУ решили разработать проект, целью которого является создание и апробирование модели взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

  • Первый этап

Первоначальным этапом работы стало определение методической базы, на которую мы планируем опираться в ходе реализации проекта. При выделении критерия формирования группы детей, участвующих в проекте, мы приняли решение, что первичным для организации коррекционно-развивающей работы мы будем считать дефект речи и звукопроизношения.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу о недостаточной методической разработанности вопроса организации совместной работы психолога и логопеда в рамках ДОУ. Также в настоящее время имеются расхождения в понимании формы организации интегрированной работы специалистов. В современной периодической печати, в частности, в журналах «Логопед в детском саду», «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и др., взаимодействие логопеда и психолога основывается на проведении интегрированных, т.е. совместных, занятий с детьми. Все конспекты построены таким образом, что есть реплики и задания логопеда, а есть части занятия, которые проводит психолог. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми.

Плюсом подобной формы организации работы является то, что логопед на протяжении всего занятия контролирует звукопроизношение, а психолог в это время работает над развитием познавательных процессов. Но есть и существенный минус — нерациональное расходование рабочего времени специалистов.

Другой подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале. Т.е. какие-то упражнения проводит логопед, а какие-то психолог, но с учётом лексического материала, предложенного логопедом. Преимуществом такого подхода является более рациональное использование рабочего времени специалистов.

Мы выбрали вариант параллельной работы психолога и логопеда на одном лексическом материале с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий.

  • Второй этап

Следующим этапом нашей работы по проекту было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В нашей картотеке есть задания на автоматизацию звуков [Л’], [С] [С’] [З] [Ш] [Р] [Р’] и др. В качестве примера приведем задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л].

Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе

Конспект психолого-логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы первого года обучения с элементами психологического тренинга
Автор: Власова Таисия Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад №42 «Родничок» Московская область, г. ВидноеОписание материала:
Предоставляется материал для использования в работе специалистов ДОУ: учителя-логопеда и педагога-психолога. Данный конспект показывает возможную форму хода занятия. В нашей работе мы предпочитаем взаимодействовать между собой для благополучной динамики речевого и эмоционально-волевого развития, особенно это относится к работе с детьми, имеющими ОНР.
Цели:
Психологические: 1. Дать детям представление о понимании вариантов взаимодействия в различных ситуациях; 2. Развивать навыки общения между детьми. Логопедические: 1. Обогащать словарный запас по теме «Зима». 2. Развивать мускулатуру лица и состояние кровеносных сосудов, тканей периферического речевого аппарата. 3. Развивать мелкую моторику.
Материал к занятию:
Символ занятий «Пуфа», аудиозапись веселых детских песен.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу на ковре)
Психолог: Упражнение «Мое настроение» — Дети, доброе утро! Я хочу узнать, какое у вас сегодня настроение и на что оно похоже прямо сейчас, в данное время. Для этого я передам каждому из вас Пуфу, а вы мне расскажите, какое у вас настроение и на что оно похоже. Не забудьте, когда Пуфа находится у вас в руках, говорите только вы, а остальные молчат и внимательно слушают. Итак, мы начинаем. Ира, пожалуйста. (Дети поочередно передают символ занятия друг другу, рассказывая о своем настроении) Психолог: Упражнение «По следам» Здорово. Теперь мы узнали, у кого хорошее и веселое настроение, а кто немного огорчен. И для того, чтобы наше общее настроение стало замечательным, мы поиграем с вами в игру, которая называется «По следам». Внимательно меня слушаем. Возьмемся за руки и выстроимся в единую цепочку. Перед вами разложены следы. Вам необходимо, не торопясь, без слов, пройти по этим следам, наступая только на них. Если кто-то из команды заступает за края следов, мы начинаем заново. Выполняем задание, пока все дети не пройдут тропинку из следов правильно. (Заготовлены следы из бумаги и разложены в тропинку. Дети выполняют задание.) (Дети садятся на ковер, рядом стоит мольберт с изображением зимнего пейзажа) Логопед: Дети, посмотрите внимательно на доску и скажите, пожалуйста, какое время года наступило? (ответы детей) Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей) Молодцы! Самая главная примета зимы – белый, пушистый снег. Я предлагаю вам сейчас сделать самомассаж лица «Снег». (Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений. – СПб.: КАРО, 2013. – С.53-55) Самомассаж лица «Снег» Без него скользить не могут (Погладить лоб обеими руками от середины к вискам) Лыжи (Растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом) Санки (Растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев) И коньки, (Растирать лоб спиралевидными движениями указательных и средних пальцев от середины к вискам ) И на зиму не похожи (Поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям) Эти зимние деньки! (Постучать пальчиками, собранными в щепотку, по щекам) Землю спрячет от мороза (Погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей) И порадует нас всех (Пощипать подбородок от середины к ушам) Мягкий, (Надавливать указательными пальцами на верхнюю губу от середины к углам) Белый (Надавливать указательными пальцами на нижнюю губу от середины к углам) И пушистый (Растирать спиралевидными движениями губы от середины верхней через уголки к середине нижней) Долгожданный первый снег. (Погладить лоб, щеки, подбородок) Психологг: Упражнение «Петушки» А сейчас мы представим, что наши мальчики превратились в петушков. Мне необходимо выбрать двух игроков. (Считалка произносится 2 раза) Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем – водишь ты. (О.Н. Козак, «Чем бы дитя не тешилось. Считалки, дразнилки, мирилки». – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – С.10) Коля и Сережа, представьте, что вы петушки, но не обычные. Вам нужно будет встать друг напротив друга и прыгать на одной ноге, при этом хлопать одной ладошкой о ладушку игрока напротив. Кто не сможет устоять на одной ноге, выходит из игры и болеет за своих друзей. В завершении остается победитель игры. (Дети выполняют задание.) Логопедед: Молодцы, вы хорошо поиграли, а теперь вспомним, какой главный зимний праздник бывает в это время года? (ответы детей) Отгадайте загадку «Зимой и летом – одним цветом». (ответы детей) Правильно, а вокруг елки на Новый год дети водят хоровод. А у нас с вами сейчас будут новогодний хоровод на ладони. (Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений. – СПб.: КАРО, 2013. – С.56) Развитие мелкой моторики «Новогодний хоровод» Приходили к зимней елке (Погладить левую ладошку и нарисовать на ней елочку указательным пальцем правой руки) Зайцы, белки, лисы, волки. (Растереть каждый пальчик левой руки от кончика к основанию, начиная с мизинца) Вот друг с другом повстречались, (Растереть большой палец левой реки от кончика к основанию, сжать руку в кулачок) Но совсем не испугались. (Отгибать пальчики левой руки по одному, начиная с мизинца) Дружно встали в хоровод, (Разминать левую ладошку большим пальцем правой руки по спирали) Чтобы встретить Новый год. (Пальчиковый «душ» по ладошке, а затем сложить руки «елочкой») (Выполнить самомассаж на правой руке) Психолог: Упражнение «Мы — пара» Какие вы сегодня молодцы! Теперь вы разделитесь на пары, но сначала нужно разделиться на «Первого» и «Второго». Маша, начинай. (Дети пересчитываются) Первые номера подходят к Таисии Вячеславовне, а вторые остаются со мной. Те, кто стоят напротив вас, и является вашей парой в следующей игре. Когда зазвучит музыка, вы начинаете расходиться по группе. Как только музыка заканчивается, я считаю до трех, а вам быстро нужно найти свою пару и взять ее за руку. Итак, мы начинаем! (Музыка играет, дети расходятся по группе. Игра проводится несколько раз.) Логопед: Дети, вы – большие молодцы сегодня! Психолог: Нам очень понравилось сегодняшее занятие. А что вам понравилось на занятии? (ответы детей) Логопед: Спасибо большое! Занятие закончено.

Рекомендуем посмотреть:


Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в Психологический турнир для школьников. Конспект Комплекс упражнений для дошкольников для выработки правильного произношения звука P

Похожие статьи:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно — развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Примеры упражнений на отработку звука [Л]

Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».

Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.

Во время коррекционно-развивающей работы нами активно используются пословицы и поговорки на определенный звук. Например, для автоматизации звука [Л] можно использовать такие пословицы, как «Где много слов, там мало дела»; «Кто смел, тот и цел»; «Ловит волк, да ловят и волка»; «Золото не станет золотом, пока не побывает под молотом»; «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал!» и другие. Пословицы можно использовать, например, в игре «Пароль», направленной на развитие произвольной слуховой памяти.

Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

В ходе реализации проекта мы также используем игры и упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк (перекрестные движения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, кинезиологические комплексы). Данные упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Нейрофизиологами доказано, что при регулярном выполнении данного комплекса упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]