«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»


«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

Великжанина К.Г.

Учитель — логопед,

МКДОУ № 459

г. Новосибирск

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя –логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

· несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

· нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

· речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

· Развитие звуковой стороны речи.

· Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

· Формирование связной речи.

· Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

· Развитие и коррекция высших психических функций.

. Активизация познавательной деятельности.

. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

. Развитие памяти, внимания, мышления.

. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

. Активизация отработанной лексики.

Считаю, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк. Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.

После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.

В качестве примера приведу задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л]. Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».

Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.

Также, в рамках занятия по развитию связной речи, логопед предлагает составить рассказ по серии сюжетных картинок, а психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, приследуя тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления и т.д.

Таким образом, можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;

— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;

— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Взаимосвязь логопеда и психолога

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) — все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно-образовательного процесса.

В связи с наблюдением в последнее время снижения уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, необходимо создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.

Создание специальных условий в ДОУ по взаимодействию специалистов (логопеда и психолога), оказание совместного коррекционно-развивающего воздействия будет способствовать формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.

В работе специалистов выделяются следующие задачи:

Повысить речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.

Создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.

Коррекционная работа делится на следующие этапы:

  • 1-й этап – определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания..
  • 2-й этап – разработка системы работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
  • 3-й этап – аналитическая деятельность, позволяющая отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

Участники и основные направления коррекционной работы:

Направление работы Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатели Родители
1. Повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия. Развитие диалогической речи через совместное рассказывание и обыгрывание знакомых сказок и сюжетов с использованием игрушек и серии картин. Тренинговые упражнения на развития эмоционально-социальной сферы детей.

Игры, развивающие коммуникативные навыки детей. Занятия, формирующие навыки общения у детей. Упражнения на обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Инсценировки сказок, чтение произведений художественной литературы, стихов с их дальнейшим обыгрыванием, сюжетно-ролевые игры.

Активизация и повышение мотивации детей в группе к побуждению общения со сверстниками и взрослыми.

Активизация и повышение мотивации ребенка в семье, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков.
2. Своевременное предупреждение и выявление речевых и коммуникативных трудностей Профилактическая работа по формированию компонентов речевой деятельности.

Диагностика уровня речевого развития детей.

Просвещение педагогов и родителей(буклеты, памятки, стендовая информация)

Диагностика состояния коммуникативных навыков.

Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

Семинары-практикумы, консультации по речевому и коммуникативному развитию детей. Проанализировать субъект — субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых и коммуникативных нарушений через анкетирование родителей, индивидуальные консультации.
3. Коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений Развитие у ребенка сенсомоторных навыков; фонетико-фонематических процессов; лексико-грамматических категорий; связной речи;

семантики(активного и пассивного словаря).

Формирование психических процессов и коррекция познавательной и эмоциональной сферы. Взаимодействие со специалистами по исправлению трудностей детей с помощью игр, упражнений, совместных занятий. Совместные занятия с педагогами. Закрепление полученных знаний и умений в домашних и индивидуальных заданиях.
4. Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения в ДОУ Повышение мотивации ребенка к преодолению речевых проблем. Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Преодоление барьеров в общении. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым, потребности в общении и взаимодействии. Предотвращение попыток детей в проявлении негативного отношения к детям с речевыми трудностями. Чтение художественной литературы. Формирование нравственно-культурного уровня детей Участие в мероприятиях детского сада: День открытых дверей, День семьи, Неделя игры и игрушки, а также посещение и активное участие в праздниках, соревнованиях, родительских собраниях, круглых столах.

Развитие культуры общения и этических норм у ребенка.

После проведенной психо — речевой диагностики и выявления детей с сочетанными нарушениями, для дальнейшей коррекционной работы, кроме традиционных логопедических и психологических игр и упражнений был разработан специальный блок общих психо – речевых заданий разной направленности для развития:

  1. Слухового гнозиса и фонетико-фонематические процессов.
  2. Речевого звукоразличения и фонематического слуха.
  3. Слухоречевой памяти.
  4. Номинативных процессов.
  5. Интеллектуальных процессов.
  6. Зрительного гнозиса.
  7. Причинно-следственных отношения.
  8. «Квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:

Направления работы Логопед Психолог
Развитие фонематического слуха Знакомство с многообразием слов, их звучанием. Деление предложений на слова, слов на слоги.
  • «Обведи правильно»,
  • «Найди общий звук»
  • «Паровозики»,
  • «Кто в домике живет?»
Речевое звукоразличение.
  • «Произнеси правильно»,
  • «Звук спрятался»,
  • «Найди пару»
  • «Домики для звуков»
Дифференциация звуков Различение речевых звуков сходных по артикуляционному укладу, по звучанию. Темпо-ритмическая сторона слов.
  • «Звуки поменялись местами»,
  • «Дин и Дон»,
  • «Вверху или внизу»,
  • «Глухой звонкий»
Различение неречевых звуков и бытовых шумов. Чувство ритма.
  • «Чудо-звуки»,
  • «Послушай как звучит»,
  • «Угадай, чей звук»,
  • «Подбери картинку»,
  • «Шумовые кирпичи»
Фонематические представления Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, с их наполняемостью.
  • «Кто как голос подает?»,
  • «Подскажи словечко»,
  • «Слова-близнецы»,
  • «Длинный — короткий»
Развитие слухоречевой памяти и внимания.
  • «Магазин»,
  • «Пары слов»,
  • «Найди ошибку»,
  • «Запомни слова»,
  • «Вставь пропущенное слово»
Фонематический анализ и синтез Нахождение местоположения заданного звука в слове. Определение и характеристика заданного звука.
  • «Подними флажок»,
  • «Начало, середина или конец»,
  • «Волшебная пуговица»,
  • «Расставь нужные знаки»
Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции. Последовательность.
  • «Где лежит предмет»,
  • «Подбери следующее»,
  • «Добавь нужный слог»,
  • «Что сначала, что потом»
Дидактический материал См. технологии и методики в комплексировании логопедического кабинета См. блок общих психо – речевых заданий
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]