Умение красиво говорить в современном мире необходимо не только политикам, журналистам и учителям. Даже если нет необходимости постоянно выступать на конференциях, важно правильно подавать себя – ведь от этого зависит успех на работе, продвижение по карьерной лестнице и устройство на работу. Ораторское мастерство важнейший навык, позволяющий лаконично и просто донести до собеседника свое мнение. Кто-то обладает красноречием от природы, а кому-то приходится этому учиться. Существуют специальные упражнения, которые помогут освоить полезную науку.
Как научиться ораторскому мастерству
Ораторские способности можно повысить двумя способами. Отправиться на специальные курсы или заняться самообразованием.
Самостоятельное обучение имеет особенные преимущества. Можно заниматься по собственному графику и опробовать всевозможные методики. Для обучения стоит использовать специальные видео уроки, самоучители и полезные рекомендации.
Обучение ораторскому мастерству возможно в любом возрасте. Оно пригодится как молодым, так и опытным специалистам. При таком умении необходимо постоянно расширять свои способности и навыки в области риторики. Это поможет в учебе, бизнесе и личных отношениях.
Эффективные упражнения
Итак, рассмотрим полезные упражнения, которые можно выполнять дома:
- Упражнения с диктофоном помогают понять особенности своей речи – наличие слов-паразитов, запинки и темп.
- Большие трудности в общении вызывает ограниченный лексикон. Для обогащения словарного запаса нужно выбирать какой-то предмет, а затем в течение пяти минут говорить о нем, его характеристиках, плюсах и недостатках.
- Главный враг красивой речи – это слова паразиты. Необходимо учиться думать о том, о чем нужно говорить. Следует контролировать свою речь и исключать словесный мусор.
- Особое значение имеет темп речи. Слишком медленная речь навевает скуку, а быстрая трудно усваивается.
- Необходимо регулярно тренировать коммуникационные навыки, а для этого общаться с живыми людьми.
- Речь нужно оживлять небольшими шутками, цитатами известных людей и поговорками.
Кроме того, для пополнения словарного запаса нужно много читать. Это может быть бизнес литература, художественная, научная или фантастика. Во время чтения, нужно стараться проанализировать каждую фразу.
Упражнения на ораторское искусство
Ораторское искусство — одна из самых популярных тем тренингов. И это не удивительно, ведь навыки риторики, ораторского искусства нужны многим. Ораторское мастерство необходимо и для рабочих задач, и для того, чтобы быть интересным собеседником, харизматичным лидером.
На тренингах по ораторскому искусству используются специальные упражнения, которые раскрывают участников, развивают у них навык говорить легко, убедительно и красиво, помогают участникам освоить великое искусство ораторского мастерства.
И у тренеров, преподающих ораторское искусство, часто возникает вопрос, где взять новые интересные упражнения, которые не только усилят ораторские навыки участников, но и активно вовлекут группу, повысят её энергетику и мотивацию, понравятся и запомнятся участникам тренинга.
Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.RU подобрали для вас несколько качественных упражнений на развитие навыков ораторского искусства, которые вы смело можете использовать на своих ораторских тренингах.
Упражнение на развитие ораторского искусства «Дебаты»
Цель: тренировка выступления перед группой, развитие навыка аргументации.
Время: 10 минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Ведущий задает тему выступления и вызывает двух участников. Они выступают по очереди на выбранную тему по 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым.
Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.
После двух выступлений слушатели голосуют за каждого из выступивших и выбирают победителя.
Каждой новой паре дается новая тема.
Упражнение для тренингов ораторского искусства «Связанные слова»
Цель: тренировка креативности в речи.
Время: пять минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д. ). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.
После выступления слушатели дают обратную связь:
- Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
- Интересно, заметили ли эти 2 слова?
Рекомендация от эксперта крупнейшего портала для тренеров TRENERSKAYA.RU Ольги Паратновой:
Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.
Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.
Упражнение на развитие ораторского искусства «Собеседование»
Цель: тренировка аргументации и стрессоустойчивости.
Время: 5–7 минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Вызываем двух участников. Один проводит, другой — проходит собеседование. Цель переговоров — устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату).
Затем подводим итоги:
- Удалось ли выполнить поставленную задачу?
- Что помогло/помешало?
Затем участники меняются ролями в этой же паре.
Данные упражнения взяты из свободных источников, поэтому нужно учитывать, что они:
- могут быть уже известны вашим участникам. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
- не содержат подробной инструкции и методики проведения упражнения. и скорее всего, вам понадобится провести их несколько раз, чтобы найти самый удачный и результативный формат.
Когда вам понадобятся упражнения на другие темы, и при этом вы захотите, чтобы это были:
- самые лучшие упражнения для тренингов
- эксклюзивные упражнения, известные только узкому кругу тренеров-профессионалов
- упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,
вы сможете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале
Этот портал вырос на базе крупнейшего тренинг-. За более чем 30 лет работы была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.
И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:
- отбирают только самые лучшие, самые профессиональные и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
- профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!
И вы можете приобрести наши эксклюзивные тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов» или приобрести готовые программы тренингов в разделе «Программы тренингов».
Мы рекомендуем вам посмотреть, прежде всего, такие упражнения для тренингов:
Упражнение «Мой капитал»
Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.
Это игра-вызов,игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.
Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И никого не оставляет равнодушным — это уж точно!
Упражнение «Светофор»
Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.
Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».
Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.
Упражнение «Найди любимую работу»
Хорошее целевое упражнение, позволяющее в короткие сроки помочь в решении одного из наиболее волнующих вопросов: «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно (интересно)?»
Простая технология поможет участникам тренинга поверить в то, что, во-первых, сочетание «любимая работа» очень даже возможно, во-вторых, произвести инвентаризацию своих желаний, умений и соотнести их с делами (профессиями), которые способны приносить прибыль.
Упражнение «Продай свой недостаток»
С большой степенью вероятности это упражнение можно назвать «беспроигрышным вариантом», поэтому оно отлично подходит не только опытным тренерам, но и начинающим.
Простое и эффективное упражнение, способное в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления.
Одно из лучших в своем роде.
Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников.
Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:
Тренировка правильного дыхания
Чтобы во время речи не было запинок и сбитого дыхания, рекомендуется выполнять специальные дыхательные упражнения. Глубокое дыхание важно для выразительного и глубокого голоса. Для этого нужно медленно вдыхать и выдыхать с задержкой дыхания.
Есть и упражнение для тренировки диафрагмы. Необходимо произнести кусочек небольшого текста, не закрывая при этом рта. Дышать нужно диафрагмой, а не грудью.
Позволяет правильно дышать хорошая осанка. Подбородок должен быть приподнят, а плечи отведены назад.
Упражнения для дикции и голоса
Существуют специальные упражнения для развития благозвучности и силы голоса:
- Нужно называть этажи, с каждым последующим этажом повышая голос, а затем спускаясь вниз.
- Слова произносятся медленно, затем темп речи ускорятся и снова замедляется.
Для развития дикции необходимо произносить сложные сочетания звуков, медленно, а затем и быстро. Эффективны и скороговорки с чередованиями согласных звуков:
- Купи кипу пик.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
- Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
Слова следует произносить очень четко. Каждое слово должно звучать полностью и отчетливо. Чтоб отрабатывать темп, громкость речи и произношение, нужно читать вслух. Упражняться можно и перед зеркалом.
Полезные рекомендации
Для развития красноречия важна постоянная практика. Необходимо расширять круг общения и общаться с новыми и интересными людьми. Полезно наблюдать за речью ведущих и посещать специальные тренинги. Словарный запас нужно наполнять и хорошими шутками. Для этого можно учить наизусть анекдоты и смотреть юмористические передачи.
Некоторые советы помогут быстрее освоить науку красноречия:
- Упражнения для тренировки голоса нужно выполнять в закрытом помещении, в котором нет коврового покрытия. Это позволит лучше слышать свой голос.
- Пригодятся и упражнения для постановки певческого голоса.
- Рекомендуется делать специальную гимнастику для создания правильной осанки.
- Во время работы голосовых связок важноощущать вибрацию в спине, груди и шее. Такое явление позволяет сделать голос приятным и объемным.
- Губы и челюсти следует расслабить. Это позволит добиться необходимой громкости.
- Нужно говорить громко, так как тихую речь могут не расслышать.
- При разговоре следует расслабить плечи, что способствует более мягкому звучанию голоса.
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Риторика (упражнения для развития устной речи тренируют центры головного мозга) имеет разные уровни сложности. Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия, содержание которых соответствует объему знаний каждого ребенка.
Упражнение «Рассказ на свободную тему»
Для выполнения этого коллективного упражнения достаточно, чтобы была сформирована группа детей в количестве от 5 до 10 человек. Средняя продолжительность занятия от 25 до 50 мин. Это тот период времени, который позволит добиться максимальной продуктивности в учебном процессе, а также сохранять у детей достаточный уровень заинтересованности. На выступление каждого ребенка отводится около 5 мин.
Цели и задачи
Основная цель и задача упражнения заключается в эффективном формировании культуры речевого поведения ребенка.
Оборудование и материалы
Для проведения данного занятия потребуется следующее оборудование и материалы:
- стулья для того, чтобы усадить всех участников группы, создав из них целевую аудиторию для выступающего;
- часы с таймером для фиксации продолжительности выступления каждого ребенка;
- стул и письменный стол для преподавателя, который сидит в стороне от детей;
- импровизированная сцена, на которую будет выходить каждый ребенок во время своего выступления.
После завершения подготовительных мероприятий можно приступать к выполнению данного упражнения.
Применяемая методика
Во время выполнения данного упражнения рекомендуется использовать методику оценки успехов каждого ребенка. Для этого понадобиться заранее подготовить чек-лист, в котором будут отображаться достижения всех воспитанников.
Введение
На данном этапе преподаватель предлагает детям поочередно выходить на сцену и совершать устный рассказ на заданную тему. Педагог акцентирует внимание на том, что повествование должно быть выразительным, интересным, но в тот же момент максимально лаконичным, так как у каждого выступающего только 5 мин.
Ход занятия
Выполнение упражнения «Рассказ на свободную тему» предусматривает соблюдение следующего алгоритма действий:
- Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену перед аудиторией из других детей.
- Затем педагог просит воспитанника рассказать историю о том или ином событии. Например, рассказ на тему: «Как я гостил у бабушки», «Поход на рыбалку с отцом», «Мой домашний питомец». Тема для рассказа подбирается свободная и доступная для ребенка соответствующего возраста.
- Ребенок рассказывает на заданную тематику 5 мин.
- После этого преподаватель вместе с детьми благодарит выступающего, а затем приглашает к выступлению следующего ребенка.
Детей, которые во время выступления теряются, смущаются или испытывают сложности в повествовании рассказа, необходимо подбадривать, придавать им уверенности в их действиях.
Контроль знаний
По завершению тренинга преподаватель заполняет чек-лист, в котором оценивает ораторские способности каждого ребенка.
Во внимание берутся следующие критерии:
- ясность речи;
- выразительность;
- богатство словарного запаса;
- содержательность выступления;
- лаконичность.
Для проведения оценки используется шкала в 5 или 10 баллов. При этом результаты контроля знаний детям не оглашаются, а используются только преподавателем для дальнейшего улучшения риторических навыков каждого ребенка.
Заключительный этап
На заключительном этапе данного занятия дети благодарят друг друга за интересные рассказы, которые они услышали во время этого упражнения.
Упражнение «Характеристика предмета»
Характеристика предмета — это упражнение, для проведения которого потребуется сформировать группу из 5 детей. Средняя продолжительность выступления 1 ребенка составляет 10 мин.
В целом занятие рассчитано на 50 мин. рабочего времени.
Цели и задачи
Задача данного занятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка начальные задатки к ораторскому мастерству, научить его правильному и последовательному изложению мыслей.
Оборудование и материалы
Для проведения этого занятия потребуется использовать следующие материалы:
- мяч;
- зубная щетка;
- карандаш;
- лист бумаги;
- пластилин.
Все дети младшего дошкольного возраста знакомы с данными предметами, а также могут описать их характеристики и целевое предназначение.
Применяемые методики
Во время проведения этого занятия используют методики в виде оценки способностей ребенка с помощью чек-листа, а также используют технику презентации.
Введение
На подготовительном этапе преподаватель раскладывает вышеперечисленные предметы на стол перед детьми. После этого педагог говорит детям, что им необходимо поочередно встать, выйти вперед и охарактеризовать одну из данных вещей.
Ход занятия
Упражнение по развитию риторических способностей «Характеристика предмета» выполняется следующим образом:
- Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену.
- Выступающий получает один из предметов, описанных в разделе выше.
- По заданию педагога ребенок в течение 10 мин. должен рассказать максимальное количество информации о данной ему вещи. Выполняется характеристика предмета, его целевое предназначение.
- По истечению указанного периода времени ребенок присаживается, а на выступление приглашается следующий участник группы.
Во время проведения данного занятия преподаватель может задавать ребенку наводящие вопросы, которые упрощают процесс повествования.
Контроль знаний
По результатам тренинга преподаватель выставляет оценки всем участникам в чек-листе.
Заключительный этап
На завершающей стадии занятия педагог благодарит детей за участие в тренинге, говорит о том, что они очень старались, а их рассказы были интересными.
Основные ошибки
Начиная обучение, стоит ознакомиться с основными ошибками начинающих ораторов:
- Маленький словарный запас. В этом случае при выступлении перед аудиторией приходится заучивать текст целиком. Если слова вдруг забылись, замену им найти трудно.
- Слова – паразиты в речи. Они применяются, когда не получается правильно выразить свою мысль или найти нужное слово.
- Сбивчивый темп речи. При такой проблеме стоит научиться контролировать скорость речи и делать паузы вовремя.
- Однообразие текста. О настоящем мастерстве оратора свидетельствует умение применять цитаты, присказки и короткие истории. Цитаты можно заранее подбирать в книгах.
- Неумение держать себя в руках и повышенная нервозность. Справиться с такой проблемой поможет дыхательная гимнастика.
Надеемся, наш обзор поможет вам регулярно совершенствовать свое красноречие и улучшать технику общения. Только регулярные тренировки помогут добиться больших успехов.
Основные виды красноречия
Современное искусство публичного общения многообразно. Его можно разделить на следующие виды:
- Академическое или научное красноречие — научный доклад, обзор, лекция, выступление в научной дискуссии. Отличается логическим изложением, наличием объективных оценок, выводов, формулировок. Помогает развитию научного мировоззрения.
- Социально-политическое красноречие — доклады на съездах и конференциях, обзоры экономической и политической тематики, выступления на митингах. Этому виду красноречия свойственны аргументированность, грамотность, точность, убеждение и призывы к действию.
- Судебное красноречие — речь всех участников судебных процессов: обвинительная, защитительная, самозащитительная. Оказывает целенаправленное воздействие на суд, преследует цель сформировать определенные взгляды на произошедшее для вынесения приговора.
- Богословско-церковное или духовное красноречие — проповедь, речь на соборе. Делает акцент на внутреннем мире человека, воспитывает высокую нравственность. Отличается выразительностью и простотой.
- Социально-бытовое красноречие — выступления на официальных приемах, юбилеях. Этому виду присущ легкий и непринужденный стиль, без полемики и дискуссий.
- Педагогическое красноречие — речь преподавателя на уроках и собраниях, сочинения школьников и студентов, выступления на школьных мероприятиях. Отличается информативностью, грамотностью и наличием большинства элементов красивой речи.
- Военное красноречие — это боевые приказы, призывы, устав и военные мемуары. Немногословность, однозначность, ясность, повелительная речевая форма и высокая степень побудительности преследуют цель вербального воздействия на военнослужащих.
- Дипломатическое красноречие — речь при дипломатическом общении представителей различных государств, а также переписка. Соблюдение обязательных норм речевого этикета, остроумие, изящество, выразительность — характерные качества этого вида красноречия.
Каждый вид красноречия соответствует своей сфере общения. У каждого из них — свои цели и отличительные черты. А в целом, наука об эффективной речевой коммуникации называется риторикой и является одной из древнейших в истории человечества.
Безусловно, навык красноречия — это успешная карьера, высокая самооценка, ярко выраженная индивидуальность.