Нормы развития
Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.
По данным современных психологов, в полтора года дети должны:
- активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
- играть в «ладушки»;
- уметь зажимать кулачок;
- хлопать в ладоши, если что-то получилось;
- играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
- повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
- понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
- откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
- заниматься одним делом не более 10 минут;
- указывать на предмет, который вызвал интерес;
- надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
- совершать ритмичные движения под музыку;
- копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
- плакать, если происходящее его не устраивает;
- бросать предметы и радоваться этому.
Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.
«Словом» неврологи называют любой слог или гласную, которая обозначает предмет (му — это слово, ма — тоже).
К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.
Лечение детей с задержкой речевого развития, как лечить детей с нарушениями речи
К счастью, Сарклиник провела лечение сотен детей с отставанием, задержкой речевого, психоречевого, психического, моторного, психомоторного развития. Проводится лечение алалии, лечение дислалии, лечение общего недоразвития речи, лечение дисграфии, лечение акалькулии, лечение энкопреза, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение тонусных расстройств, лечение акатафазии, лечение акатаграфии, лечение синдрома внутричерепной гипертензии, лечение дислексии, лечение аутизма, лечение дцп, лечение энуреза, лечение минимальной мозговой дисфункции в России, в Саратовской области, в Саратове. Сарклиник знает, как научить ребенка говорить, как лечить и вылечить ребенка, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, как вылечить отставание неврно психического развития, как дать толчок к развитию речи, как пополнить словарный запас, как улучшить речь. Методы лечения отлично зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится грубая, средняя, легкая задержка психоречевого развития, ЗРР. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило, требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, умственнное развитие, двигательная сфера, моторная деятельность. Есть большой опыт лечения детей при детской патологии в возрасте от 3 месяцев до 17 лет. В планах издание видео курса «Как научить ребенка говорить?» На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн задать вопрос доктору, прочитать отзывы пациентов. Помогите своему ребенку прямо сейчас!
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Запись на консультации
.
Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: (©) Hyrman | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Детский ночной энурез: лечение, причины, как лечить в России, Саратове
Nocturnal enuresis, sleep enuresis, bedwetting, treatment, enuresis in children, in adults
Где и как купить энурезный, мочевой будильник?
Ребенок пачкает трусы калом, что делать, если мажет в трусы, грязные трусики у ребенка
Почему ребенок плохо, мало говорит, не говорит, как научить ребенка говорить, разговаривать
Комментарии ()
Причины отставания
На речевое развитие ребёнка влияет много факторов.
Они делятся на несколько групп:
- органические (заболевания нервной системы, внутреннего и среднего уха, черепно-мозговые травмы, недоношенность, гипоксия и травмы во время родов, вредные привычки матери и экстрагенитальные патологии беременной);
- физиологические (раннее прекращение кормления грудью, запоздалый переход на пищу кусочками, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неправильный прикус);
- психологические (стресс, напряжённые отношения в семье);
- социальные (неблагополучность семьи, отсутствие общения между взрослыми и с ребёнком или гиперопека, когда пропадает мотивация к речи).
Большинство причин является обратимыми — их можно предотвратить или исправить. Органические поражения лечит невролог, к которому можно обратиться за консультацией по поводу речи. Он выяснит уровень развития ребёнка и степень поражения мозга. Если она небольшая, можно обойтись без препаратов и процедур, а чуть больше внимания уделить занятиям по постановке звуков.
Как стимулировать речь в 1,5 года?
Развить речь полуторагодовалого ребенка помогут различные игры и упражнения:
- «Телефон». В трубку нерабочего или игрушечного телефона произносите слова, которые уже известны малышу, затем просите его повторить их. Делайте упор на максимально четкое произношение слов с акцентом на ударные слоги. В дальнейшем в игру можно добавлять слова, которые ребенок мог слышать, однако сам произносить не может.
- «Стройка». Игра подходит больше для мальчиков. Загружайте и разгружайте игрушечный самосвал кубиками или другими предметами с условием, что ребенку нужно отдавать команды «вверх», «вниз», «стоп».
- Общение с куклой. Более удобная игра для девочек. Настройте ребенка так, чтобы тот думал, что кукла мечтает слышать голос малыша.
- «Незнайка». Игра для детей, которые не говорят, потому что ленятся или не имеют причин на то. Кто-то из родителей берет игрушку и ходит вместе с ней по дому, проговаривая от ее имени все то, что встречается на пути, все время путая названия. Делать это необходимо на глазах у ребенка. Чтобы сделать игру более интересной, можно поставить дополнительное условие, согласно которому все игрушки, названные взрослым неправильно и не отмеченные малышом, как ошибочные названия, будут отправляться в черный мешок (или любое другое место, недоступное для ребенка). Таким образом, у ребенка появляется стимул вернуть те самые «утраченные» игрушки, верно проговорив их название.
- Игры с картинками. Малышу необходимо называть предметы, животных, которых он видит на картинках. Чтобы усилить интерес ребенка, можно предложить ему небольшую награду (вкусность или игрушку, которую любит дитя) в конце игры. К примеру, за каждый правильно названный предмет ребенок получает 1 кубик, а кубиков нужно собрать 10 (можно и больше). Сам подарок лучше малышу не показывать, а спрятать его недалеко под платком или полотенцем. Чтобы усложнить задание, можно попросить ребенка называть отдельные части животных и предметов, изображенных на картинках.
- Стимуляция мелкой моторики рук. Играет важную роль в развитии речи. Можно проводить сеансы пальчикового массажа или предложить ребенку перебирать камни, крупу, застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви. С другими способами развития мелкой моторики рук можно ознакомиться здесь.
Будьте крайне внимательны и не оставляйте ребенка одного с маленькими предметами, чтобы тот не брал их в рот и не пытался вдохнуть.
- «Театр». Ставьте сценки игрушками, распределяйте вместе с ребенком роли и говорите каждый за своих персонажей. Не забывайте смотреть за дитем, чтобы тот не терял интерес.
- «Продолжай за мной». Перед началом данной игры ребенка необходимо ознакомить с выбранными Вами детскими стихами. После того, как прочитали их малышу несколько раз, чтобы ребенок мог запомнить текст, повторно произносите стих, однако в конце строчек замолкайте, чтобы малыш сам их заканчивал.
Больше упражнений и полезных советов, которые помогут ребенку начать говорить, собраны в этой статье.
Вы можете найти еще много игр и упражнений для развития речи, однако не забывайте, что главное – проводить их совместно с ребенком. Именно голоса родителей, а не телевизор, телефон и другие средства стимулируют его говорить. Если же Вы переживаете, что у ребенка проблемы с речевым развитием, не бойтесь обращаться к педиатрам или логопедам.
Диагностика состояния
Если родителей беспокоит отсутствие речи у ребёнка в 1,5 года, им стоит начать диагностику с невролога. Он оценит риски органического поражения мозга и назначит необходимое обследование. Если патологии центральной нервной системы у пациента отсутствуют, значит медикаментозное лечение не требуется.
Следующим пунктом стоит посетить нейропсихолога. Он определяет соответствие психического развития возрасту. При обнаружении расхождений, врач даёт рекомендации по коррекции в домашней обстановке. К этому специалисту лучше обращаться всей семьёй. Часто проблемы речи у ребёнка кроются во взаимоотношениях между взрослыми, которые можно заметить только со стороны.
Третья ступень поиска — логопед. Он не возьмёт на занятия полуторагодовалого малыша, но может проверить артикуляционную зрелость аппарата и показать упражнения для выполнения дома. Спустя несколько месяцев стоит сходить на повторную консультацию для отслеживания темпов развития ребёнка.
Принципы развития речи
Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня.
Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:
- Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
- Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
- Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
- Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
- Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
- Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).
Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи. Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми.
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
В возрасте от года до полутора лет у детей начинает формироваться активная словесная речь. И хотя у каждого ребенка эти сроки индивидуальны, существуют среднестатистические данные речевого развития дошкольников.
Они служат ориентиром и для родителей, и для врачей. Чтобы не беспокоились, либо не пускали этот процесс на самотек родители. Чтобы своевременно диагностировали и назначали лечение специалисты.
В таблице ниже приведены сведения по формированию речи детей дошкольного возраста:
Итак, сколько слов должен говорить ребенок в 1,5 года?
От 15-20 слов до 40-50. Это и их сокращенные версии (бу — бусы, ми — мишка), и звукоподражания (бе-бе, гав-гав). К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 200-300 слов.
Пассивный же словарь, состоящий из слов понятных, но еще не выговариваемых, намного больше. Это и цвета, и части тела, и игрушки, и много чего еще, что можно принести, показать, а также посильные слова-поручения (убери за собой, помоги сестренке).
После полутора лет идет стремительное увеличение активного словаря ребенка вместе с изменением грамматики. Это явление имеет свое название — «лексический взрыв».
Слова могут быть интерпретированы (укама — руками), либо многозначны (бух — падать, прыгать). С полутора лет начинает оформляться фразовая речь, когда складываются двухсловные предложения (я пать — я пошла спать, мама ку — мама кушает). К двум годам предложения уже состоят из 3-4 слов.