Певческие голоса — характеристика, классификация и виды

Свойства профессионального вокала

Существуют 8 октав, в пределах которых певцы исполняют песни и арии. У каждого исполнителя есть свой диапазон — расстояние от нижних нот до верхних, которые он может спеть. Профессионально поставленный голос легко создает однородные звуки в пределах двух октав. Это считается хорошим диапазоном для музыкальной карьеры.

Различают полный диапазон — те ноты, что певец может взять, и рабочий — в котором ему комфортно петь. Важной характеристикой являются тембры певческих голосов, они бывают:

  • мягкие;
  • резкие;
  • головные;
  • грудные;
  • смешанные.

Имеет значение для исполнителя свойство полетности — такой голос слышно без микрофона. Она появляется при наличии в голосе высоких обертонов, которые придают плавность, чувственность. Еще одно качество оперного голоса — сила, ведь певец должен солировать на фоне музыки в исполнении оркестра.

Голосовой аппарат у мужчин и женщин работает в разных регистрах, производя однородные по тембру звуки. Женский голос обладает следующими регистрами:

  • головным — находится в верхней диапазонной части;
  • грудным;
  • центральным — совмещает грудное и головное звучание.

В мужском исполнении музыковеды выделяют два регистра: грудной и фальцетный. Первый характеризуется богатым звучанием и находится внизу диапазона, а второй слабый и расположен вверху.

У профессионалов переходы между регистрами сглажены, а для естественности пения и взятия высоких или низких нот у певца должен иметься запас музыкальных и физиологических возможностей. Кроме того, мужские и женские певческие голоса делятся на группы.

Как преподаватель определяет тип вашего голоса?

Если же речь идёт о занятиях с преподавателем, то можно выдвинуть четыре критерия определения типа голоса:

  • Во-первых, это тембр, которым называют индивидуальную окраску голоса человека;
  • Во-вторых, это диапазон, о котором было сказано выше;
  • В третьих, это тональность, в которой человеку легче петь;
  • В четвёртых, это тесситура – звуковысотная нагрузка на голос.

Преподаватель в качестве теста может начать играть нижнюю, а затем верхнюю границу диапазона, а также его середину. Задача обучаемого – пытаться повторить ноты. К примеру, он может повторять их напевая звук «м».

Также определить голос можно и по длине голосовых связок. Голос более высокий, если связки короче. У сопрано, к примеру, длина связок находится в районе десяти – двенадцати миллиметров, а у баса – двадцать три – двадцать четыре миллиметра.

Классификация голосов

Классифицировать типы певческих голосов можно по разным параметрам. Первые попытки осуществить это были сделаны в XII—XIII вв. Принятая в настоящее время характеристика певческих голосов сложилась в XIV в. с развитием многоголосного хорового пения. Именно тогда их разделили по полу исполнителя и диапазону. Вначале было 4 главных голоса, сопутствующих музыке, — по два мужских и женских (бас и тенор, сопрано и альт).

Усложнение репертуара привело к более подробной дифференциации голосов, впервые появившейся в итальянской оперной школе. В характеристике учитывались тональность, тембр, рабочий диапазон, тесситура (зона комфортного пения).

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Обладательницам сопрано композиторы готовят роли юных девушек или сказочных существ.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Голосообразование

В 1835 г. И. Мюллер высказал мнение, что сближение голосовых складок происходит за счет работы мышц гортани, а их вибрация — в результате тока воздуха из трахеи в гортань. Так возникла теория голосообразования, названная миоэластической (механической, мюллеровской). Согласно этой теории, голосовые складки пассивно вибрируют под влиянием тока воздуха, проходящего между их сомкнутыми краями. Частоту колебаний определяют эластические возможности голосовых складок. Основой фонации, согласно миоэластической теории, является сила давления воздуха в трахее и напряжение внутренних мышц гортани. Высота звука зависит от того, насколько часто колеблются голосовые складки, а громкость звука — от силы, с какой выдыхается воздух, и от силы мышц, смыкающих голосовые складки. Особенностью мышц, участвующих в дыхании, объясняется то, что они способны удерживать давление воздуха в трахее и бронхах на необходимом уровне, в связи с чем возможны различные вариации голосообразования.

Однако миоэластическая теория не могла объяснить полностью сложного механизма голосообразования, в частности ответить на вопрос о причинах изменения высоты Голоса.

В 1950 г. франц. физик Юссон (R. Husson) предложил так наз. нейрохронаксическую теорию голосообразования, согласно к-рой голосовые складки активно участвуют в колебательных движениях; они периодически то сокращаются, то расслабляются независимо от давления на них воздуха, причем эти движения происходят с той частотой, к-рая соответствует частоте основного тона издаваемого звука. Анатомической основой его теории явились работы Гертлера (G. Goertler, 1950), выявившего, что мышечные волокна голосовой мышцы идут не параллельно голосовой складке, а под углом к просвету голосовой щели. Эти данные позднее были уточнены в работе М. С. Грачевой. Юссон считает, что фаза раскрытия голосовой щели благодаря сокращению голосовой мышцы, помимо остальных мышц гортани, расширяющих голосовую щель, не только является основной, но и происходит активно под влиянием импульсов, исходящих из ц. н. с., в частности из коры головного мозга. Некоторые специалисты приняли эту теорию полностью, другие выявили в ней существенные противоречия.

Колебания голосовых складок осуществляются не в латеральном направлении, а в медиальном; голосовые складки колеблются в различных направлениях в зависимости от регистра и высоты Голоса; направление волокон в голосовой мышце таково, что при своем сокращении они не могут обеспечить необходимую амплитуду колебаний: рефрактерная фаза нерва не позволяет провести по нему большое число импульсов к голосовой мышце. Полное отрицание влияния подскладочного воздушного давления на частоту колебаний голосовых складок не подтверждается клин, и экспериментальными исследованиями.

Начиная с середины 60-х гг. 20 в. среди большинства специалистов господствует точка зрения, что в процессе голосообразования имеют место и активные движения голосовых складок (под влиянием ц. н. с.) и пассивные — от воздействия проходящего через голосовую щель воздуха. На голосообразование влияет также состояние внутренних и наружных мышц гортани.

В нормальных условиях фонации голосовые складки постоянно находятся под контролем ц. н. с. Изменение частоты и амплитуды их колебаний связано с раздражением рецепторов, заложенных в мышцах, складках и суставах гортани, и осуществляется по принципу обратной связи. Определенное значение имеет раздражение рецепторов слизистой оболочки, связанное с изменением подскладочного давления.

Голос характеризуется высотой, силой и тембром. Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 сек. Голосовые складки обладают способностью приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками; только этим можно объяснить то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 колебаний в 1 сек. и даже больше.

Сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной субхордальнего давления воздуха. И тот и другой процесс регулируются ц. н. с. Контроль при этом осуществляет звуковой анализатор. Если же взаимоотношение между этими процессами нарушается, напр., при крике ужаса, то превалирование внутритрахеального давления вызывает звук, который характеризуется отсутствием чистой тональности. Сила звука определяется в децибелах.

Тембр Голоса обусловливается прежде всего присоединением к основному тону издаваемого звука добавочных тонов — обертонов, которые могут быть гармоническими, вокально украшающими основной тон, и негармоническими, ухудшающими его тембровую окраску. Число обертонов, возникающих вокруг основного тона, может быть очень различным. На тембр Г. оказывают большое влияние движения мышц глотки, мягкого неба, губ, щек, языка, нижней челюсти связанные с артикулированием как гласных, так и согласных звуков, а также движения надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц и т. д. Голос приобретает свойственные ему силу и тембр в резонаторных полостях. Морганиевы желудочки, пространство под несколько опущенным надгортанником, полость глотки, полость рта, полость носа и его придаточных пазух составляют верхний резонатор Г.; бронхи и легкие — нижний резонатор Г.

Дыхание при речи и пении резко отличается от дыхания в покое, к-рое совершается гл. обр. через нос. Вдох в покое по продолжительности почти равен выдоху (продолжительность вдоха относится к продолжительности выдоха как 3 к 4). При вдохе в покое голосовые складки принимают среднее положение между максимальным отведением и максимальным приведением, голосовая щель приобретает вид равнобедренного треугольника, проявляя тенденцию к нек-рому сужению. Объем выдыхаемого воздуха при дыхании в покое равняется 500—600 мл. При разговоре и пении условия дыхания меняются: голосовая щель большую часть времени находится в сомкнутом состоянии, вследствие чего воздух, введенный в легкие во время вдоха, не имея свободного выхода наружу, давит на голосовые складки и вызывает их колебание. Речевое дыхание, как правило, усваивается самостоятельно; для освоения певческого дыхания необходима специальная тренировка.

По механизму голосообразования, а также с точки зрения способов и целей использования Г. делится на разговорный и певческий.

Разговорный голос

В развитии разговорного Голоса различают несколько стадий.

Голос новорожденных и грудных детей является выражением одного из безусловных врожденных рефлексов человека, вызываемых воздействием на организм самых разнообразных раздражителей, исходящих как из внутренней, так и из окружающей среды. Издаваемые новорожденными звуки могут быть разными по силе, но они, как правило, мало отличаются по высоте (ля 1-й октавы). Однако тембр их не одинаков и уже на второй-третий день после рождения не только мать, но и обслуживающий персонал могут различать голоса детей.

Голос детей ясельного возраста. Для него характерно бурное развитие речевой деятельности. Разговорный Г. в этот период отличается узостью диапазона используемых звуков по высоте фа, ля 1-й октавы).

Голос детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона применяемых звуков как по высоте, так и по силе.

В разговоре дети используют специальные приемы для придания Г. большей выразительности.

Голос периода мутации.

В возрасте от 11 до 19 лет в голосе появляется ряд особенностей — наступает период мутации. В южных странах он начинается обычно раньше, а в северных — позже. У девочек мутация наступает на 0,5—1 год раньше и протекает спокойнее, чем у мальчиков. Длительность мутационного периода колеблется в пределах от одного или нескольких месяцев до 5 лет. Обычная его продолжительность 1,5—2 года. Течение мутационного периода сопровождается значительными изменениями гортани. У мальчиков за это время гортань увеличивается более чем в 1,5 раза, у девочек — на 1/3, голосовые складки, как правило, в той или иной степени гиперемированы. В одних случаях мутация протекает медленно и малозаметна как для самих подростков, так и для окружающих. Лишь иногда отмечается повышенная утомляемость при голосовой работе и часто наступающая беспричинная охриплость. Спокойное течение мутации обычно для всех девочек и для части мальчиков. В случаях резко протекающей мутации неожиданно во время пения или разговора голос начинает срываться, появляются совершенно не предусматриваемые поющим или разговаривающим низкие ноты басового тембра, нередко грубого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фальцет. В начале мутационного периода такие явления наблюдаются довольно редко, с развитием мутации чаще, а по мере завершения мутации все реже и реже и, наконец, исчезают, когда детский Г. полностью заменяется голосом взрослого человека. Довольно редко наблюдается острейшая форма мутации. Она выражается в том, что типичный детский Г. неожиданно становится отталкивающе грубым и неприятно хриплым. В отдельных случаях такой тип развития мутации сопровождается полной потерей Г. Через нек-рое, относительно короткое время гнетущая подростка охриплость исчезает и у него появляется вполне сформировавшийся Г. взрослого человека; однако охриплость может оставаться на нек-рое время и после окончания мутации. Иногда Г. остается детским и у взрослого мужчины (так наз. евнухоидный Г.). В этом случае требуется соответствующее лечение и фонопедические упражнения.

Голос взрослых

в течение 20—30 лет бывает обычно стабильным, с индивидуальными особенностями тембра. Для него характерен достаточно широкий как по высоте, так и по силе диапазон. Благодаря этому каждый человек имеет возможность широко пользоваться модуляцией звука с целью придания своему Г. большей выразительности. Тональность обычной разговорной речи меняется в пределах 85—200 гц у мужчин и 160—340 гц у женщин (В. С. Мартынов, 1962); средняя частота основного тона у мужчин примерно 136 гц, у женщин 248 гц.

Разговорный Г., используемый в профессиональных целях, напр. Г. педагога, пропагандиста, агитатора, адвоката и прокурора, диктора, работника сцены, может быть выделен как специальный вид разговорного голоса взрослых. Он должен отличаться более широким как по высоте, так и по силе звуков диапазоном, максимальной выразительностью.

Разговорный голос пожилых отличается сужением диапазона используемых звуков как по высоте, так и по силе, вследствие чего Г. у них слабый, монотонный. По мере старения организма усиливается вибрация Г., к-рая постепенно превращается в тремолирование (качание Голоса). В связи с этим старческий Г. приобретает особую окраску, настолько выраженную, что иногда Г. старого человека оказывается совершенно отличным от его же Г. в прошлом.

Причины изменения Г. в старческом возрасте следующие: окостенение хрящей гортани; атрофические изменения в дыхательных мышцах, диафрагме, мышцах гортани вообще и в голосовой мышце в частности; разнообразные, в т. ч. и атрофические, изменения в области глотки и полости рта (включая и изменения со стороны зубных дуг).

Певческий голос

Специальные исследования, направленные на изучение состояния голосовых складок и голосовой щели у певцов во время образования звуков разной высоты, в частности кинофотография голосовой щели, выявили следующие подробности сложного механизма голосообразования. При образовании низких и средних звуков голосовые складки имеют вид двух толстых напряженных мышечных валиков, плотно прижатых один к другому. Раскрытие голосовой щели во время голосообразования происходит лишь на очень короткий момент (в течение небольшой части периода звукового колебания голосовых складок), когда через голосовую щель с силой прорывается воздух. В остальное время периода колебаний голосовые складки плотно прижаты друг к другу. Колебания голосовых складок происходят в направлении, перпендикулярном направлению тока воздуха. Такой способ голосообразования обеспечивает появление звука, богатого обертонами и отличающегося полнотой и металлическим оттенком звучания.

Различают три регистра Г.: головной (фальцет), грудной и смешанный. При образовании высоких звуков (головной Г., или фальцет) голосовые складки имеют вид плоских, сильно растянутых широких утонченных полос, а между ними отмечается просвет, подобный тому, какой наблюдается между растянутыми резиновыми полосками. Колебания голосовых складок при этом совершаются в направлении, почти совпадающем с направлением тока воздуха; образующийся звук беден обертонами, слабый по силе и лишен металлического оттенка.

Образование низких и отчасти средних звуков сопровождается своеобразным ощущением дрожания грудной клетки. Учитывая, что механизмы голосообразования при извлечении низких и средних звуков в значительной степени схожи, принято объединять их в одну группу — грудной регистр.

Группу переходных звуков, для образования которых певцу приходится пользоваться специальными приемами и установками, объединяют в самостоятельный регистр — смешанный, или микст.

Наблюдения показали, что большая часть диапазона мужских Г. относится к грудному регистру и лишь верхняя треть диапазона — к головному и смешанному. В женских Г. отношения между регистрами обратные: нижняя треть диапазона относится к грудному регистру, а верхние две трети — к смешанному и головному. Умение подавать одинаково художественно полноценные звуки разных регистров считается одним из основных признаков квалификации певца. Для сохранения Г. имеет значение атака звука (голоса) — способ приведения в действие голосовых складок. Различают твердую, мягкую и придыхательную атаку звука. При твердой атаке звука голосовые складки плотно смыкаются и приходят в колебание только под напором выдыхаемого воздуха. Звук Г. возникает резко. При мягкой атаке звука голосовые связки приходят в колебание в момент их смыкания, начало выдоха и момент смыкания голосовых складок могут совпадать. Звук Г. возникает менее резко. Придыхательная атака звука характеризуется тем, что звучанию Г. предшествует шум (придыхание), возникающий от прохождения через голосовую щель выдыхаемого воздуха до смыкания голосовых складок и их колебания. В развитии певческого Г. также выделяют несколько стадий.

Голос детей ясельного возраста. Диапазон Г. детей ясельного возраста настолько узок (фа — ля 1-й октавы — для детей до 2 лет и ре — ля 1-й октавы — для детей от 2 до 3 лет), что пение им практически недоступно.

Голос дошкольников и школьников до наступления мутации отличается следующими особенностями: узостью доступного им диапазона: у детей от 4 до 5 лет он равен 4 тонам (ре — си бемоль 1-й октавы), у детей от 6 до 8 лет — 5— 6,5 тонам (си малой октавы внизу — ре 2-й октавы вверху), у детей 9—11 лет — 6-8,5 тонам (ля малой октавы внизу — 2-й октавы вверху); у детей 12—15 лет — 8—9 тонам (ля малой октавы — фа 2-й октавы); почти полным отсутствием разницы в диапазоне у мальчиков и девочек; использованием для образования Г. только фальцетного регистра, из-за чего этот Г. звучит высоко, пронзительно и беден обертонами.

Дети младшего школьного возраста (до 10—12 лет), как правило, пользуются тем типом дыхания, который свойствен им в покое. Лишь в более старшем возрасте (12—15 лет) довольно легко усваиваются и успешно используют при пении некоторые особенности певческого дыхания. Кроме того, дошкольники и школьники при пении нечетко артикулируют как гласные, так и согласные звуки.

Голос периода мутации характеризуется постепенным или внезапным появлением при голосообразовании ряда не наблюдавшихся ранее признаков. Петь в этот период мальчикам категорически запрещается; девочкам разрешается, но с обязательным соблюдением всех правил особенного щажения голосового аппарата.

Голос взрослых. Лишь у меньшинства взрослых Г. пригоден для профессионального использования. В связи с этим говорят о бытовом певческом Г. взрослых и профессиональном.

Профессиональный певческий Голос отличается от бытового достаточно широким диапазоном (объем не менее чем 2 полные октавы), достаточной силой издаваемых звуков, красивым тембром, возможностями незаметно переходить от одного регистра к другому.

Мужские и женские Г. делятся на высокие (тенор и сопрано), средние (баритон и меццо-сопрано), низкие (бас и контральто).

Старческий певческий голос характеризуется сужением диапазона как сверху, так и снизу, ослаблением силы, нек-рым изменением тембра и усилением вибрации или даже появлением тремолирования. Эти особенности обусловлены атрофическими изменениями мышечных волокон мышц гортани, диафрагмы, всех других дыхательных мышц, а также гладких мышц, заложенных в слизистой оболочке трахеи и бронхов, потерей этими мышцами в нек-рой степени присущей им эластичности, окостенением хрящей гортани и т. п. Начало возрастной деградации певческого Г. относится к возрасту 50—60 лет. Однако у некоторых певцов она начинается несколько раньше, у других — значительно позже.

Физиологический процесс увядания Голоса можно задержать с помощью хорошей постановки Г. и соответствующих фонопедических упражнений. Известно, что при хорошей постановке Г. певцы могут петь сравнительно неплохим голосом даже в 70 и более лет.

Шепот

Некоторые авторы называют шепот шепотным Г. Этот термин нельзя считать правильным, т.к., по существу, во время шепота Г. нет. Этим он и отличается от разговорной или певческой речи. Во время шепотной (безголосной) речи голосовые складки не колеблются; они сближаются, оставляя между собой значительную щель, через к-рую свободно проходит воздух и благодаря артикуляционному аппарату формируется в гласные и согласные фонемы. В отдельных случаях сближаются на нек-рое расстояние вестибулярные складки, образуя так наз. псевдоголосовую щель. Иногда при соприкосновении вестибулярных складок может образоваться Г., но он будет хриплым.

Псевдоголос

— голос людей, у которых вследствие тех или иных причин (чаще всего раковой опухоли) удалена гортань (см. Псевдоголос).

Чревовещание

— способность говорить, не шевеля губами, вследствие чего произносимые слова кажутся исходящими от других лиц. При чревовещании необычен механизм голосообразования: как голосовые, так и желудочковые голосовые складки сильно сближены, вход в гортань почти что закрыт резко отклоненным кзади надгортанником; артикуляторные движения органов ротовой полости производятся так, что они для посторонних незаметны, а губы при этом остаются совершенно неподвижными. Г. при чревовещании отличается меньшей внятностью, монотонностью и ослабленной силой.

Мужское исполнение

Специалисты разделяют вокал сильной половины человечества на теноровую, баритоновую и басовую группы. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более подробную градацию, которая учитывает тембр, звучание, легкость, особенности при взятии верхних и нижних нот диапазона.

В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому нет подражания, — это казахский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.

Теноровая группа

Это популярный и красивый мужской голос, способный брать «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон весьма широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта теноров-солистов — сильный верхний регистр. В этой группе различают несколько высоких голосов:

  1. Тенор-альтино обладает наиболее высокими нотами до фа второй октавы. Редкий голос. Тембр светлый, легкий, с серебристыми верхними нотами. Партия Звездочета в опере «Золотой Петушок».
  2. Лирический. Исполнители работают в диапазоне до первой октавы — си третьей октавы. Голос подвижный, с изящными легкими колоратурами, звук певучий, беззаботный, теплый. Обычно музыканты с такими данными исполняют арии героев-любовников (Ленский в «Онегине», граф Альмавива в «Севильском цирюльнике»).
  3. Характерный. Имеет звуковой эффект, например, легкий звон колоколов или серебристость. Незаменим для создания яркого запоминающегося образа.
  4. Драматический (иногда выделяют лирико-драматический). Более плотный и динамический в нижнем регистре, а в верхнем звучащий сильно и мощно. Такой вокал с металлическим оттенком прекрасно передает драматизм событий. Может не брать верхнее до. Композиторы создали партии Германа («Пиковая Дама»), Калафа («Турандот»), Отелло («Отелло»), Манрико («Трубадур»).
  5. Контратенор. Звучит как меццо-сопрано. Умение петь в технике развитого фальцета ценится в музыке барочного периода.
  6. Баритональный тенор. Находится на границе тенора и баритона, но верхняя диапазонная часть менее развита. Партия Миме («Кольцо Нибелунга»).

Для теноров написано множество прекрасных классических оперных партий русскими и зарубежными композиторами: Гуно («Фауст»), Хосе («Кармен»), Принц («Любовь к трем апельсинам»). Знаменитые теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.

Характеристика баритона

Средний мужской голос завораживает бархатистым звучанием, способностью демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон баритональных певческих голосов охватывает от ля большой октавы до следующей ля первой октавы. Баритон условно делится на следующие виды:

  1. Лирический. Близок по тембру к тенору, но имеет своеобразный плотный оттенок и высокую тесситуру.
  2. Лирико-драматический. Яркость звучания, насыщенность тембра и сила позволяют исполнителям брать разнообразные партии.
  3. Драматический. Мощно звучит в верхней части диапазона и в центральном регистре. Звучание плотное, темное. Отличается тем, что имеет низкую тесситуру, но при кульминации легко берет предельные ноты. Оперные персонажи, исполняемые драматическим баритоном, — это всегда сильные личности, положительные либо отрицательные.
  4. Бас-баритон. Некоторые специалисты выделяют его как промежуточный между басом и баритоном из-за напряженного звучания в центральном регистре более массивных, чем у обычного баритона, нижних нот.

Баритональные партии не оставляют равнодушными — это Евгений Онегин в одноименной опере, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон («Демон»). Знаменитые баритоны — Г. Прэй, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.

Виды басов

Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебания звука, поэтому он может динамичнее обозначать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковно-хоровом пении такой вокал незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, насыщенностью звучания.

Басам покорны ноты в диапазоне от фа большой октавы до фа первой. Различают 4 вида басовых голосов:

  1. Высокий (кантате). Достигает фа первой октавы. Напоминает баритональный бас, звучит ярко и сильно, но при этом мягко и компактно в верхней и средней части диапазона.
  2. Центральный. Исполняет ноты высокой тесситуры, а также низкие ноты до фа большой октавы. Голос звучит полно и объемно, тембр красиво наполнен.
  3. Низкий (профундо). Отличается бархатным тембром, густым колоритом, низкие ноты звучат необыкновенно сильно вплоть до ре первой октавы. Им несвойственны фиоритуры и пассажи.
  4. Октависты. Такие исполнители используют нижний регистр до ноты до контроктавы. Голоса малоподвижные, плотные, тяжелые. В современном оперном искусстве практически не используется такой тип пения.

Некоторые специалисты полагают уместным различать басовые голоса по тембру и выделяют баритональные, характерные, глубокие, комические.

Музыкальные партии композиторы создают специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, ведь одни гудят подобно колоколам, другие слышатся жестко, третьи дают долгий раскат. По этой причине различны и персонажи, которых исполняют певцы, — это и величественные герои, и уважаемые отцы семейств, и смешные гротескные образы.

Известные партии — Сусанин («Иван Сусанин»), Мельник («Русалка»), Мороз («Снегурочка»), Морской царь и Варяжский гость («Садко»). Обладатели таких голосов — И. Петров, Ю. Статник, Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, Жозе ван Дам.

Как управлять тембром и высотой голоса

Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.

Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!

Что значит «в разумных пределах»? Это значит, что не стоит пытаться загнать голос на ту высоту, на которой он не может звучать полноценно, с участием нужных резонаторов. Если вы захотите получить тонкий и звонкий тембр, но у вас от природы большие и не слишком подвижные голосовые связки, и при этом вы не работали над соединением резонаторов, то взять высокие ноты вы сможете разве что исключительно в головном резонаторе.

Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.

Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.

Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.

Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.

Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.

В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:

  • Для красивого высокого голоса нужен и головной, и грудной резонаторы. Головной резонатор обеспечивает доступ к высокому звучанию, а грудной резонатор делает высокие ноты более выразительными и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
  • Для красивого низкого голоса тоже нужна совместная работа всех резонаторов. Грудной резонатор дает доступ к низким нотам, обеспечивает мощное звучание голоса внизу, а резонанс в верхних резонаторах обеспечивает легкость и полетность голоса.

Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.

Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.

Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.

И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.

В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.

Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.

Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.

Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:

1Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом.
2Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной.
3Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной.
4Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями.
5Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи.

Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:

Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].

Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:

  1. Вдыхать глубоко, задействуя диафрагму.
  2. Держать ровную осанку, чтобы не сжимать внутренние органы и позволять организму полноценно насыщаться кислородом.
  3. Равномерно распределять вес на ноги, выпрямляться в полный рост, чуть отведя голову назад. В таком положении можно контролировать речевой аппарат наилучшим образом.
  4. Понизить свой голос можно, если говорить «прямо из носков», т.е. плотно упираясь пятками в пол. Если при этом держать ровную осанку, диафрагма прогибается сама по себе, давая воздушному потоку больше места.
  5. Охватывать голосом минимум октаву, т.е. 4 ноты выше и 4 ноты ниже вашей самой удобной средней ноты.
  6. Представлять визуально то, о чем рассказываете. Это сделает речь более живой и эмоциональной.
  7. Читать вслух хотя бы 10 минут в день.
  8. Читать вслух свой текст, с которым вам предстоит выступить публично, и дообрабатывать фрагменты, которые звучат не очень хорошо.
  9. Артикуляция должна быть четкой, однако стоит избегать манерной артикуляции.
  10. Говорить спокойно и размеренно, не торопясь. Замедлить речь можно с помощью четкой артикуляции слов.
  11. Избегать слов-паразитов, длинных необоснованных пауз и междометий в речи.
  12. Обязательно репетировать произношение сложных и незнакомых вам слов прежде, чем произнести их на публике.

И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.

Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:

  • Пробуйте шире открывать рот. Для новичков это обычно большая проблема ввиду либо отсутствия навыка, либо забывчивости. Поэтому контролируйте ширину открытия рта уже на подходе к высоким нотам. При необходимости еще раз проработайте упражнение из урока 2 на открытие рта на 2 пальца.
  • Попробуйте слегка присесть или немного наклониться вперед, когда подходите к высоким нотам, как это делают многие эстрадные исполнители. В уроке, посвященном вокалу, мы остановимся на таком понятии как анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока. Пока просто запомните, что телом вы можете помочь себе достичь высоких нот.
  • Подключите воображение и представьте, что вы поете как бы «в себя», сохраняя опору для голоса и не отдавая воздух наружу. Развейте свой успех и попробуйте как бы «вдохнуть» голос в себя.
  • Представьте, что перед вами пламя свечи, и вам нужно спеть так, чтобы не задуть свечу.
  • Добавьте в голос мяукающую или плаксивую интонацию. Если вы внимательно и до конца посмотрели видеоурок №3, который дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М», вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон.

Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:

К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:

Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:

Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.

Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:

  • Слегка опустить гортань. Чтобы почувствовать правильное положение, следует положить руку на шею спереди и зевнуть со звуком «а-а». Ладонь почувствует, как гортань уходит вниз. Это и есть искомое положение гортани.
  • Сохранять резонанс в носовом и головном резонаторах, что ощущается как резонанс в лицевой части. В уроке, посвященном вокалу, мы расскажем, что такое вокальная маска. Пока запомните, что на низких нотах верхние резонаторы тоже работают, хотя и не так интенсивно, как на высоких.
  • Тренироваться петь со слегка опущенной гортанью и карандашом, удерживаемым между зубами. Челюсть не напрягать! Это позволит наработать правильную координацию между гортанью, мышцами лица и челюстью.
  • Тренировать работу грудного резонатора, положив руку на грудь и поставив голос на опору. Нужно произносить нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Можно тренироваться на слоге «гэм-ма» или «хэм-ма».

И, конечно, видео на эту тему:

Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:

Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.

Вокальные данные у детей

Голоса у детей звучат выше, чем у взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11—13 лет окончательно не сформирована. По диапазону детский вокал классифицируют вне зависимости от пола ребенка:

  • альт — низкие ноты;
  • сопрано — высокие ноты.

Тонкий детский голос у мальчика называют дискантом, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации голосового аппарата вокальные данные у детей меняются и могут совсем исчезнуть.

Эксклюзив на сцене

Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».

Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.

Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]