Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления


Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что сложного в звуке «Р»?

Произношение этого звука требует достаточно развитого речевого аппарата. Здесь важны и вибрация, и амплитуда языка, чего не всем деткам удается достичь.

Дети, как правило, допускают следующие ошибки:

– пропускают звук «р» в словах, говорят «мо_оз» (вместо «мороз»), «га_аж» (вместо «гараж»);

– произносят вместо звука «р» другие звуки – «й», «л», «ы», например, «лот» (вместо «рот»), «койова» (вместо «корова»);

– могут произносить звук «р», но делать это неправильно, излишне мягко, чересчур вибрируя.

Если у ребенка всё-таки не получается овладеть этим звуком, расстраиваться не стоит, –проблема решаема, просто нужно ею заняться.

  1. Для начала определите: ребенок не произносит «р» вообще или сложности возникают только в словах. Выяснить это просто. Попросите ребенка порычать как тигрёнок «Ррррр», потом перейдите к слогам «ра», «ре», «ро», и только затем попросите говорить слова с буквой «р»: «рука», «мотор». Если малыш усердно рычит, а вот на слогах и словах уже возникают сложности, тогда проблема в развитии речевого аппарата, и помогут её решить специальные упражнения, которые можно делать самостоятельно в домашних условиях.
  2. Но вот если ребенок совсем не произносит звук «р», тогда без посещения логопеда не обойтись.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:
  • плохая подвижность языка;
  • аномальное строение подъязычной уздечки;

  • неправильный прикус;
  • слабо развитые мышцы щек и губ.

Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

  • Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:
  • аллергический ринит;
  • тонзиллит;

  • перенесенная ангина;
  • наличие аденоидов или полипов в горле;
  • парезы ЛОР-органов.

В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.
  • Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

    Нарушения слуха

    Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

    Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

    Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

    1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
    2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
    3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
    4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
    5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.


    Автоматизация буквы «Р».

    Проблемы с речевым дыханием

    Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

    Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

    Как коверкают букву «р»

    На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

    • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
    • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
    • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
    • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
    • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
    • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
    • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

    Как поставить звук “р” в домашних условиях

    Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

    Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

    Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

    • “р”, звучащий автономно;
    • “р” в слогах и в словах;
    • “р” в связной речи.

    Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

    1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

    Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

    2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

    3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

    4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

    Подражание явлениям окружающего мира, например, рычанию тигра, шуму от работающего двигателя самолета или мотора трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

    Какие упражнения можно делать дома

    Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

    • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
    • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
    • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

    А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

    Артикуляционная гимнастика

    Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

    Качели

    Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

    Кукушка

    Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

    Маляр

    Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

    Лошадка

    Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

    Угощение

    Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

    Котёнок

    Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

    Гармошка

    Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

    Молоточек

    Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

    Упражнения на постановку звука «р»

    Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

    Барабан

    Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

    Жужжалка

    Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

    Змейка

    Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

    Индюк

    Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

    Комарик

    Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

    Моторчик

    Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

    Закрепление результата

    Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

    • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
    • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
    • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
    • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
    • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
    • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

    Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления

    Введение

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей [13, 3]. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Актуальность проблемы формирования правильного звукопроизношения у детей определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Как отмечает О.В. Правдина [10, 108 ], неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1%, мягких — — 1,5% . Почему невыговари-вание звука «р» — частая проблема?Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Указанная закономерность в распределе-нии дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуля-ционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектоло-гии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правди-ной [10, 105-110], Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой [14,60], М.Ф. Фомичевой [13, 3-5], Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской [ 4, 114], подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

    Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осу-ществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. В наше время большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех сло-вах, которые включают определенные группы согласных — свистящие, шипящие,сонорные звуки. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. При благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергично-го развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

    Основная часть.

    Произношение Р- РЬ в норме.

    Ребенок дошкольного возраста только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд. Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

    Звук Р — согласный, ротовой, сонорный, твердый, дрожащий, переднеязычный.

    Звук РЬ — согласный, ротовой, сонорный, мягкий, дрожащий, переднеязычный [ 13, 70]

    Логопедический профиль

    Артикуляция р Артикуляция р’

    Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

    Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, нап-ример, при сравнении сло­гов ра, ро, ру . Между верхними и нижними резцами сохраняет-ся расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

    Мягкая фонема р’ отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и ), кончик языка находится не­сколько ниже, чем при р , задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед [14, 60].

    Существует несколько причин нарушения правильного произношения данного звука:

    физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым;

    — малоподвижность артикуляционного аппарата, т. е малоподвижный язык. Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация;

    -нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»;

    -физиологические особенности дыхания; некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание.

    Постановка

    Существует несколько способов постановки звука Р:

    по подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции;этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

    — механический способ – с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придается определенное положение;

    — постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи:

    — постановка от артикуляторного уклада (с помощью артикуляционных упражнений);

    смешанный способ.

    Автоматизация

    После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции.

    Звук Р’.

    После автоматизации Р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения РЬ. Длительный, раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения РЬ в слогах, вводят слова, в которых он стоит

    — в начале: река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка и др;

    — в середине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец и др;

    — в конце: пузырь, фонарь, якорь, сухарь, календарь, букварь, дверь.

    С отработанными словами составляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы сиреневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сережи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик [13,74].

    Искажения звуков Р, РЬ.

    Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Исправление горлового р можно проводить следующим образом.

    Подготовительный этап

    . Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков Ш и Ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

    Постановка звука

    . Если у ребенка имеются правильные звуки Ш и Ж, надо сразу приступать к постановке Р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука Р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.

    Автоматизация звука

    . Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны логопеда. Количество слов и предложений со звуком Р увеличивают постепенно. Сначала ребенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рассказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоенном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук Р в самостоятельной речи.

    Заключение

    Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

    Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам. Однако существует несколько причин по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», это -физиологическое строение языка, малоподвижность артикуляционного аппарата, нарушение фонематического слуха и физиологические особенности дыхания. Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными. Существует две разновидности дефекта фонем Р и Р’ : ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена). Логопедическое воздействие осуществляется в обычном порядке, поэтапно: подготовительный этап, постановка звука и автоматизация.Также разработаны приемы постановки звуков Р и Р’.

    Таким образом, следует подчеркнуть, что проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Но при правильной организации логопедической работы, положительный эффект достигается при всех видах нарушений произношения звуков Р- РЬ.

    Литература:

    1.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис — пресс, 2005.

    2.Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление звукопроизношений речи/ Н. С. Жукова ; — М:Эксмо, 2015. С 108 — 127

    3.Коррекция нарушений произношения сонорных звуков у дошкольников и младших школьников : пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост. Е. И. Шаблыко. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 130с.

    4.Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115

    5.Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 247с.

    6.Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998.

    7.Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54

    8.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337

    9.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2005. – 224с.

    10.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. С. 105-110 .

    11.Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов н/Д., 2008. С. 38

    12.Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86

    13.Фомичева М Ф. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999. – 240 с.

    14. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов поспец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.— С. 60 -63.

    15.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных за-ведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 51-55 .

    16. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959 . С.106

    17.Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: 2007. С. 78

    Введение

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей [13, 3]. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Актуальность проблемы формирования правильного звукопроизношения у детей определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Как отмечает О.В. Правдина [10, 108 ], неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1%, мягких — — 1,5% . Почему невыговари-вание звука «р» — частая проблема?Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Указанная закономерность в распределе-нии дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуля-ционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектоло-гии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правди-ной [10, 105-110], Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой [14,60], М.Ф. Фомичевой [13, 3-5], Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской [ 4, 114], подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

    Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осу-ществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. В наше время большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех сло-вах, которые включают определенные группы согласных — свистящие, шипящие,сонорные звуки. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. При благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергично-го развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

    Основная часть.

    Произношение Р- РЬ в норме.

    Ребенок дошкольного возраста только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд. Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

    Звук Р — согласный, ротовой, сонорный, твердый, дрожащий, переднеязычный.

    Звук РЬ — согласный, ротовой, сонорный, мягкий, дрожащий, переднеязычный [ 13, 70]

    Логопедический профиль

    Артикуляция р Артикуляция р’

    Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

    Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, нап-ример, при сравнении сло­гов ра, ро, ру . Между верхними и нижними резцами сохраняет-ся расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

    Мягкая фонема р’ отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и ), кончик языка находится не­сколько ниже, чем при р , задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед [14, 60].

    Существует несколько причин нарушения правильного произношения данного звука:

    физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым;

    — малоподвижность артикуляционного аппарата, т. е малоподвижный язык. Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация;

    -нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»;

    -физиологические особенности дыхания; некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание.

    Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления

    Существует две разновидности дефекта фонем Р и Р’ : ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена). РОТАЦИЗМ (лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») — нарушение произношения звуков (фонем) Р и РЬ. ПАРАРОТАЦИЗМ (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо. Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения Р.

    Разновидности ротацизма.

    1. Часто звук Р полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

    2. Недостатки произношения звука Р могут проявляться в виде горлового

    дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции —
    велярный
    Р (от
    velum
    — мягкое нёбо), при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе —
    увулярном
    Р (от
    uvula
    — язы­чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

    3. Встречается двугубный

    Р. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение Р с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

    4. При боковом

    произношении Р вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

    а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание [рл];

    б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат — «щечный» звук [р]; [10, 105-110]

    в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

    г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­нии — звучание [р] несколько смягченное.

    5. Вместо Р порой встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

    6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным

    Р, при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d».

    7. Возможно и глухое

    произношение звука Р. При одноударном и глухом произношении звука Р артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме [15, 24]

    8.Ротацизм лабиодентальный (искажение Р и РЬ, вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);

    9.Ротацизм ларингеальный (гортанный) (проявляется при экстрапирамидных заболеванияих или вызывается расщелиной нёба, звуки Р-РЬ возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);

    10.Ротацизм назальный (дефектное произнесениеР-РЬ обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки);

    11.Ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение Р-РЬ обусловлено образованием похожего на Р хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);

    12.Гнусавое произношение Р (корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос);

    13.Замена твердого Р мягким РЬ (корова — корёва, рука — рюка);

    Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

    У дошкольников часто наблюдается замена звука Р — на Л или ЛЬ и на Д. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: изменя­ется и место произношения:

    переднеязычный Р заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и
    спо­соб произношения:
    дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука Р парным мягким РЬ.

    В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый Р, так и мягкий РЬ. Нередко, однако, при нарушенном Р отмечается сохранный РЬ. Реже наблюдается обратное [ 15, 31 ].

    Когда отвести ребёнка к логопеду

    Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

    Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]