Ход игры:
Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали соз-даваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука «А»
появилось много таких же
звуков «А»
. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите
звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить про-тяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом — во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши.
» Куклы заблудились «
Цель: научить выделять в слове звук, произноси-мый с утрированной интонацией.
Ход игры:
дети делятся на 2 команды — окуни и утки. Они двигаются произ-вольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» — когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
» Дружные звуки «
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной инто-нацией.
Типы дидактических игр, используемых в качестве средства формирования звукопроизношения
На каждом этапе формирования звукопроизношения, педагогом используется специальная система дидактических игр. Дидактические игры, включенные в систему, подбираются педагогом так, чтобы их можно было провести в индивидуальной, групповой и фронтальной форме организованной деятельности.
Так, в работе с детьми по формированию звукопроизношения могут быть использованы следующие типы дидактических игр:
- Дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения, например: «Кто больше знает?», «Угадай, что изменилось?», «Наоборот» и т.п.
- Дидактические игры, направленные на овладение навыком по различению неречевых звуков, например: «Угадай, какой инструмент звучит?», «Угадай, что звенит?», «Угадай, сколько инструментов одновременно прозвучало?» и т.п.
- Дидактические игры, направленные на овладение навыком по различению звуков речи, например: «Скажи слово с заданным звуком», «Большие и маленькие колокольчики?», «Назови схожий звук» и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Дидактическая игра как средство формирования звукопроизношения 400 ₽ Реферат Дидактическая игра как средство формирования звукопроизношения 220 ₽ Контрольная работа Дидактическая игра как средство формирования звукопроизношения 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Помимо работы, осуществляемой педагогом, большое значение имеет и работа, которая проводится дополнительно с родителями (законными представителями) детей. Взаимодействие педагога и родителей по вопросам использования дидактических игр как средства формирования звукопроизношения, направлена на расширение и обогащения опыта родителей в сфере воспитания звуковой культуры речи детей, организации ими дидактических игр, а также с целью оптимизации детско-родительских отношений и установления домашних традиций (например, организация совместных дидактических игр по выходным).
Замечание 1
При организации дидактической игры с целью формирования звукопроизношения важно правильно выбрать форму игровой деятельности. Выбор формы деятельности зависит от типа игры и поставленной дидактической задачи.
Основные формы деятельности при организации работы по формированию звукопроизношения:
- Групповая форма работы – задействованы все дети и, при необходимости, их родители. Основные мероприятия при групповой форме работы: открытые занятия, совместный досуг, родительские собрания, праздники и т.д. Важным условием является то, что все они должны включать в себя различные виды дидактических игр.
- Индивидуальные формы работы – проводятся индивидуально с каждым ребенком, содержание работы соответствуют имеющимся речевым проблемам. Данная форма работы может быть организована в виде беседы или консультации, на которых помимо педагога и ребенка, может присутствовать родитель (законный представитель). Как показывает практика, посещение родителями индивидуальных заданий дает положительную динамику в развитии речи у ребенка и непосредственно формирования звукопроизношения у него.
Таким образом, формирование звукопроизношения у детей может осуществляться в разных видах деятельности, в которую включены дидактические игры. При этом подбор дидактических игр необходимо осуществлять так, чтобы они постепенно усложнялись с учетом закономерности овладения детьми звуковой стороны речи.