Срочный выкуп авто в Иркутске позволит максимально быстро и выгодно продать.. Срочный выкуп авто в Иркутске - Avtoskupka38.ru. Срочный выкуп авто в Иркутске быстро и дорого. Оформляем документы бесплатно.

Уровни речевого развития дошкольников: характеристики и определение уровня


Четыре уровня ОНР

Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

  • 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

3-й уровень развития речи: психологические особенности

Этот уровень характеризуется большей самостоятельностью суждений. Ребенок 4-5 лет продолжает приобретать опыт знакомства с окружающим миром. Он по-прежнему задает вопросы взрослому, но теперь у него появилась потребность высказывать свои суждения об окружающем его мире. При рассуждении ребенок ждет реакции взрослого на свое суждение, пытаясь таким образом определить, насколько оно верное. На третьем уровне развития наблюдается рифмотворчество, попытки сочинить мелодичную фразу, маленький рассказ из простых предложений. Ребенок становится боле чутким к проявлению языковых возможностей в разных сферах жизни.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Механизмы

Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.

Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной)

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи», наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, причиной которого часто является моторная алалия. При этой форме речевой патологии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брокка.

Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевых детей», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребёнок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» — «машина»).

Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребёнок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения — ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» — «рука»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств — жестов, мимики.

У детей 1 уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонематическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть больше, чем правильно произносимых.

В произношении детей этого уровня речевого развития противопоставляются друг другу лишь гласные — согласные, ротовые — носовые, взрывные-щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием непонятна и невыполнима.

Для этих детей, кроме специфического дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Дети с 1-м уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5 — 3-летнего возраста в специализированных группах или садах для детей с общим недоразвитием речи.

2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». У этих детей общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей 2-ого уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. Однако часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам; расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

При воспроизведении слов из двух-трёх и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» — «велосипед», «китити» — «кирпичи»).

Фонематическая сторона речи детей 2 уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. При правильном воспроизведении контура слов нарушается их звуконаполняемость («морашки» вместо ромашки).

Одной из характерных особенностей детей этого уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительная асфиксия в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребёнка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность инфекционным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общего эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактными и отвлеченными значениями, а так же слов с переносным значением.

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

4-й уровень речевого развития

К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико — грамматического и фонетико — фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии (невнятное произношение или пропуск звука с целью облегчения произношения для говорящего), причём в основном в сокращении звуков и только в единичных случаях – пропуски слогов. Так же отмечаются парафазии (замена или перестановка требуемых звуков, слогов речи или слов на другие), чаще – перестановки звуков, реже – слогов; незначительный процент персеверации (устойчивое повторение какой-либо фразы) и добавления слогов и звуков. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа — при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Приложение 2

Характеристика игр

I. Игры на развитие слуха.

Эти игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильной артикуляции, необходимой для их воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Сюда же можно отнести игры на развитие голоса и дыхания.

Данные игры можно назвать подготовительными.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры — звукоподражания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры — диалоги.

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры дать оценку; акцентировать внимание на положительных моментах; обсудить, почему что-то не получилось. После того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).

Приложение 3

Коррекция ОНР

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня — в обычных классах.

Диагностика

Диагноз ОНР 1 уровня нужно ставить на основе комплексного обследования. Окончательное решение принимает логопед, дефектолог. Для составления точной картины, изучения анамнеза потребуются консультации следующих специалистов:

  • Невролог: оценивает общее состояний ЦНС.
  • Педиатр: дает описание общего состояния здоровья ребенка от рождения до данного периода.
  • Психолог: оценивает сенсорное, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

Заключение врачей узкой специализации изучает логопед, составляет собственную картину состояния речи малыша в процессе беседы с ребенком и родителями. Это работа проводится в несколько этапов:

  1. Заполняется карта развития ребенка со слов родителей, описаний соматического здоровья, составленных педиатром. Логопед знакомится с дошкольником, налаживает контакт.
  2. Изучаются компоненты речи малыша, моторика в процессе беседы, игры.
  3. Уточняются проявления дефекта в динамическом наблюдении. Ребенку задаются вопросы, требующие развернутого ответа, оценивается уровень его любознательности, стремление общаться.
  4. Тщательно обследуются слоговая и звуковая структура слова, связность речи, правильность грамматического строя.

Если у ребенка выявлено общее недоразвитие речи 1 уровня, ему необходимо направление в логопедическую группу детского сада. Справку выдает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Заключение о направлении на логопедическую помощь в дошкольном учреждении дается на основе обследований узких специалистов, в том числе и логопеда.

При запущенной стадии ЗПР, ОНР 1-2 уровня можно оформить инвалидность сроком на 1 год и дольше. Нужно пройти ПМПК, ВТЭК (врачебно-трудовая экспертную комиссию). Пособие по инвалидности — хорошее подспорье для оплаты услуг дефектолога и логопеда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]