Среди заднеязычных фонем базовым считается артикуляционный уклад звука [К]. Автоматизация [К] в слогах и слогах, в связной речи невозможна без владения верной артикуляцией.
При воспроизведении [К] и [Г] губы приоткрываются, пребывают в нейтральной позиции. Зубы приоткрыты. Кончик языка располагается у нижних резцов. Передняя и средняя части спинки свободно опускаются, задняя часть уперта в мягкое небо, которое, приподнимаясь, прижимается к задней глоточной стенке. Боковые стороны чуть затрагивают заднюю часть твердого неба. Воздушным потоком прорывается смычка между задней частью язычной спинки и мягким небом.
При артикулировании [К] голосовые связки расслабляются, раздвигаются, голос не задействован. При артикулировании [Г] они соединяются, создавая голос. Звук [К] − согласный, твердый, глухой. Звук [Г] согласный, твердый, звонкий.
Любое отклонение от вышеописанной артикуляционной позиции, которое не приводит к дефектному звучанию, не считается отклонением от нормы.
Нарушение произношения звука [К] носит название каппацизм. Замена его на другой звук, чаще на [Т] или [Х], называется паракаппацизм. Дефектное произношение звука [Г] называется гаммацизм. Замена [Г] фонемой [Д] называется парагаммацизм. Наиболее распространенным нарушением произношения этих фонем является их элизия (пропуск).
При дефектном воспроизведении фонем требуется работа по их постановке. Для коррекции [К] логопед дает задание прогнуть язык горочкой, крепко прижаться им к небу и сдуть легкий предмет, лежащий на руке у рта ребенка. Раздается звучание [К]. Много раз воспроизводя действие, можно автоматизировать артикуляционную позицию звука.
Еще одним приемом постановки [К] является вызывание на легком покашливании. Для постановки [Г] используется тактильно-вибрационный прием от опорной фонемы [К]. Одна рука ребенка находится на гортани логопеда, а другая на своей собственной. Ребенок говорит [К] и отмечает, что голосовые складки при артикуляции не совершают вибрирующих движений. Далее ребенку предлагается подключить голос и сказать [К] звонко. Должен послышаться [К].
Структура занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]
После постановки фонем [К] и [Г] необходимо приступать к их автоматизации. Занятия по каждому звуку проводятся отдельно. Первым автоматизируют [К], а после ввода его в связную речь переходят к автоматизации [Г].
Каждое занятие ориентировано на реализацию нескольких групп задач.
Обучающие:
- Уточнение представлений о способе воспроизведения автоматизируемой фонемы отдельно, в слогах, фразе, самостоятельной речи.
- Знакомство с терминами звук, слог, слово, предложение.
- Обучение начальным навыкам чтения.
- Увеличение словаря по конкретной лексической теме.
Развивающие:
- Усовершенствование двигательной активности речевых органов.
- Формирование чувственного восприятия артикуляционной позиции.
- Совершенствование фонематических процессов.
- Становление умения выполнять звуко-буквенный разбор с применением графических изображений.
- Совершенствование неречевых психических процессов.
Воспитательные:
- Стимулирование заинтересованности занятием.
- Воспитание усидчивости, целеустремленности, адекватного отношения к своим речевым нарушениям.
Коррекционные:
- Исправление неверного положения автоматизируемого звука.
- Устранение речевого негативизма.
Ход занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]
Занятие обязательно проходит с применением зеркала. Начинать необходимо с анализа артикуляции фонемы. Используют разнообразные наглядности: картинный план, логопедический профиль, ручную модель, муляжи. Ребенок рассматривает позицию участвующих органов речевого аппарата, определяет характер воздушного потока. После анализа артикуляции нужно охарактеризовать фонему по следующему плану: гласный/согласный (есть ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой/звонкий (задействован ли голос), твердый/мягкий (выполняется ли добавочный подъем средней части язычной спинки).
Далее отрабатывается произношение звука. Взрывные [К] и [Г] прорабатываются на быстром выдохе. Для закрепления используют игры с элементами звукоподражания (на что похоже звучание). Затем нужно познакомить ребенка с буквой, обозначающей фонему [К] или [Г]. Каждый раз ребенок приходит к заключению о том, что звук слышится и произносится, а букву можно увидеть, прочитать, написать. Находит предметы окружающей действительности, похожие внешне на букву. Если необходимо, отрабатывается правильное ее написание. Применяются неграфические и графические упражнения, нацеленные на отработку навыка правильного изображения буквы.
После знакомства с буквой приступают к совершенствованию фонематических процессов. Ребенок учится вычленять звук из ряда фонем, похожих по акустико-артикуляционным характеристикам, из потока слогов, из перечня слов (педагогом составляется набор слов на соответствующую тему), определяет наличие и положение автоматизируемого звука в слове. При недостаточном уровне развития речи предлагаются далекие по акустико-артикуляционным характеристикам фонемы.
Далее фонема закрепляется в слогах. Ребенок повторяет за взрослым, проговаривает параллельно с ним и сам перечисляет слоги с закрепляемой фонемой. По такому принципу закрепляются прямые, обратные слоги, а также со стечением согласных. Звонкая фонема [Г] на материале обратных слогов не закрепляется из-за ее оглушения.
Когда фонема безошибочно воспроизводится отдельно, можно переходить к отработке в словах. Важно проводить только после изолированного закрепления. Слова подбираются логопедом с учетом лексической темы каждого занятия. Ребенок проговаривает слово, указывает место фонемы в нем. Старшие дошкольники делают звуко-слоговой разбор с графической схемой одного слова по плану: выделяется первый и последний звук, подсчитывается количество гласных и согласных, все звуки называются поочередно. Под каждую букву кладется цветная фишка, обозначающая звук.
Автоматизация звука [Г] в словах, заканчивающихся на [Г], не проводится из-за оглушения.
Затем занимаются отработкой правильного звучания во фразе. Ребенок с изученными словами строит предложения. Старшие дошкольники анализируют предложение: объясняют определение; озвучивают основные правила написания, устанавливают порядок слов, подсчитывают их количество. Выполняется звуко-слоговой разбор каждого слова по отдельности. При отработке фонем во фразе используются чистоговорки и скороговорки, подобранные по лексической теме. Скороговорки отлично подходят для наиболее успешного закрепления фонем. Помимо этого, при помощи скороговорок можно заниматься тренировкой ясной, четкой дикции.
На завершающем этапе автоматизации любой фонемы следует приступать к ее закреплению в связной речи. Текст подбирается соответствующий возрасту ребенка, учитывая лексическую тему. Ребенку предлагается текст из 5-6 предложений, насыщенных словами с изучаемым звуком. Целесообразно использовать отрывки из сказок, рассказов, детские стихи. Логопед или ребенок читает текст, затем выделяют из состава слова с автоматизируемым звуком.
В структуру каждого занятия по автоматизации входят одна или две динамические паузы. Их время и место определяются с учетом состояния ребенка, степени его утомляемости. В конце каждого занятия ребенок получает домашнее задание. После автоматизации звука [К] в тексте проводится автоматизация [Г] в аналогичном порядке. Автоматизация звука [Кь] и [Гь] проходит аналогично. Завершающим этапом работы над данными фонемами является их дифференциация.
Дидактические упражнения для автоматизации звуков [К] и [Г]
Автоматизировать фонемы следует в игровой деятельности с применением разнообразных наглядностей. На каждое положение звука в слове следует подобрать около тридцати изображений. Для полной успешной автоматизации показывают ребенку картотеку примерно из ста картинок.
Эффективного результата можно добиться только в случае эмоционально положительной окраски занятий. Ребенок должен не просто рассматривать и называть изображенные на картинках предметы, а играть.
Обязательно нужно учитывать слова, редко использующиеся в обиходе. Значение новых слов нужно объяснять простым и понятным ребенку языком, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
Примерные упражнения:
- Совместно со взрослым и самостоятельно назвать, что изображено на рисунке.
- Послушать, сколько раз взрослый повторил звук, и произнести на один больше. Аналогично можно проговаривать слоги и слова.
- Запомнить, что нарисовано, и воспроизвести по памяти. Постепенно число изображений увеличивается.
- Поделить слова на слоги.
- Определить ударный слог.
- Отобрать изображения с требуемым числом звуков, назвать их.
- Определить, какое место занимает автоматизируемая фонема в словах, отобрать изображения со звуком, занимающим определенное положение в слове.
- Сделать звуко-слоговой разбор слов.
- Изменять существительные по падежам.
- Считать предметы с автоматизируемой фонемой в прямом и обратном порядке.
- Подбирать существительные к местоимениям мой, моя, мое, мои, проговаривать получившиеся словосочетания.
- Подбирать прилагательные к существительным, проговаривать словосочетания.
- Закончить начатую взрослым фразу на изучаемый звук.
- Подбирать глаголы к существительному, проговаривать получившиеся фразы.
- Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образовывать относительные прилагательные.
- Составлять рассказы по сюжетным картинам по наводящим вопросам, опорным словам, по заданному началу или концовке.
- Придумывать вопросы к изображениям, текстам, отвечать на них.
Игры для автоматизации звуков [К] и [Г]
Четвертый лишний. Ребенок рассматривает четыре картинки. На трех из них изображены предметы с автоматизируемой фонемой, на одной она отсутствует. Малыш называет изображения, четко артикулирует закрепляемую фонему, называет предмет, в котором отсутствует заданный звук. Можно искать изображения, в которых отличается местоположение фонемы.
Подходит — не подходит. Рассмотреть изображение холодильника, уточнить его назначение, перечислить, что можно в нем хранить. Рассматривая предметные картинки с закрепляемой фонемой, решить, можно или нельзя хранить данный предмет в холодильнике.
Шкатулочка. Показать ребенку куклу, рассказать, что кукла любит разглядывать картинки и складывать их в шкатулку. Попросить вместе с куклой посмотреть ее картинки и назвать их, четко артикулируя нужный звук. Волшебные краски. На листе плотной бумаги нарисовать открытую коробку красок. На краски положить стопками цветные кружки с картинками на оборотной стороне. Объяснить, что это волшебные краски, в которых спрятались картинки. Задача ребенка − найти и назвать их.
Обед для гномика. Рассмотреть изображение толстенького гномика. Порассуждать, почему он толстенький. Предложить придумать, что он любит есть. Слова должны быть с автоматизируемым звуком. Можно нарисовать худого гномика и предложить накормить его.
Словосочетания и фразы на звук Г
Словосочетания на звук Г в начале слова в односложных словах.
Это газ, гасить газ, газ горит, это гам, гадкий гад, это гарь.
Голодный гость, гостит гость, Гошин гость, круглый год, гадкий год, это гоп, это горб, голый горб, Гоша горд, это гол, горсть годжи, горный гольф, громкий гонг, гонг гудит, годный горн, громкий гул, гогочет гусь.
Где тигр, где гном, гордый гном, горький гриб, гнилой гриб, гадкий грим, грим гнома, громкий гром, горный град, гордый граф, голодный гриф, голодный грач, трогать глаз, гнать груз, грузить грязь, греть грудь, ругать грипп, грубый негр, горький груздь, горит гроздь, загнать гвоздь, гнуть гвоздь, где глушь.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с открытым слогом.
Где гора, гогочет гага, гонит Гоша, гнать Гошу, напугать Гошу, Гоша гули, нет Гоши, Гога гоняет, глубокое горе, горе Гали, Гале навсегда, гуси гоготали, нет горя, гордые готы, густая гуща, губа Гали, Гуля гугу, гонять гуппи, пугать гуппи, нет гуппи, болит нога, трогать рога, густые рога, Гошино лего, голубой агат, тяга голубей, густые луга, город Луга, громкие гаммы.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слова в 3-х сложных словах с открытым слогом.
Городская газета, глупая голова, гадкая гадюка, горькая галета, игривая гагара, горная гадина, горбатый горилла.
Гусыня гогочет, гуляка играет, гулёна гуляет.
Перегон телеги, гофрированная бумага, глупое пугало, гористая дорога, годная дорога, угасающая радуга, радуга горит, горная ягода, губчатая минога, горькая агава, горькая сигара.
Угрюмая погода, угадывать погоду, главные погоны, городская погоня, рогожа Гоши, тугая рогожа, трогать бумагу.
Круглая фигура, прыгающая лягуха, голубая лагуна, круглые бигуди.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с открытым слогом, со стечением в середине слова.
Пугливая галка, галки галдят, глупая Гайка, гонять галку, гладкая галька, гигантская галька, трогать гальку, трогать гофре.
Гладкая горка, горячая горка, гаражная гонка, городская гонка, главная гонка, болит горло, горячие гофры, горько пить, главная гостья, горстка годжи, ягоды годжи.
Голубая губка, городская гульба, игривая гулька, горчичные гусли, Гошины гусли, было густо.
Голубая книга, главная книга, двигаю книгу, нет книги, гордый йога, голодает йога, горюет йога, много ягод, много влаги, городская вьюга, нет вьюги, гладкая шпага, нет шпаги, Гошина шпага.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с закрытым слогом.
Гошин газон, глинистый газон, садовый газон, газобетонный гараж, городской гараж, мой гараж, Гошин гараж, галоп гончей, горчичный гамак, губчатый горох, пуганая газель, городской гонец, напуганный гонец, голубая гавань, много гадать, гонять голубей, гореть огнём, гасить огонь, гарант гаража.
Город граждан, годик голышу, годик Гоши, голод горцев, голод голубей, громкий голос, громогласный голос, голодный голубь, горец гор, городской говор, гогот гагар, голый Гоша, гомон голубей, горесть годжи, горечь горбуши.
Голодающий гусар, голубая гуашь, горячий гуляш, громкий гусак, громко гудеть, гудок гудит, гулять долго, губить гавань.
Голубой вагон, гудящий вагон, другой багаж, беглый богач, горный загар, голосистый пегас, гадкий пугач, играющий цыган, ругать гиганта, тягать телегу, шугать голубя, пугать горностаев, шагать гордо, мигать глазом, угол гаража, горный уголь.
Гордый Егор, горит огонь, угон газели, голодный бегун, горячий чугун, густой йогурт.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слова в 2-х сложных словах со стечением согласных в середине с закрытым слогом.
Горячий гарнир, громко гавкать, игривый Гаврик, гадкий голубь, гладкий гарпун, Гошин гантель, гаснет огонь, главный гончар, гордый горбун, струганый горбыль, главный гормон, голодный горняк, горчит гарнир, Гоша гостит, глиняный горшок.
Глупый гонщик, багровый горбик, годный гранит, горный гравий, горбить спину, гордый гусар, горький глинтвейн. Играет гусляр, густой йогурт, гуглить гонщика, голодный гурман, гулкий звук, густой гарнир, густой гудрон.
Трогать гусли, пригар гарнира, грубый шпагат, строгать горбыль, двигать магнит, другой гриб.
Грубый магнит, голодный мангуст, игривый пингвин, грязный лангуст, громкий сигнал, богатый магнат, горячий мангал, громкий монгол, другой сугроб, гремит сайгак, возглас горца, глухой погреб, голубой реглан, громкий орган, гладкий изгиб, глухой жонглер.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слов, в 3-х сложных словах с открытым слогом со стечением согласных в середине слова.
Грубая гадалка, голубая гаечка, голая галёрка, громкая гагарка, главные гастроли, гнилая горбуша, горбатая горбуша, горькая горчица, гордиться наградами, глиняная горелка.
Гладкая горочка, горячая горушка, очень голодно, голодная гончая, голубая горница, горькая голубика, Гошино горюшко, гордая горлица, губная гармошка.
Главная загадка, гадкий зверюга, беганье горлиц, бригада газовщиков, гаишная мигалка, струганая рогатка, пугливая луговка, гадкая поганка, глиняные уголки, горчичная пуговка.
Гладкая иголка, гадкая погодка, богатое угодье, гладить легонько, голубая лягушка, глиняная фигурка.
Прыгающая кенгуру, голодные тигрята, огромная градина, главная граница, луговая гречиха, горящая граната, цыганское огниво, глубина озёр, долгожданная грамота, гигантская гравюра, голубая ограда, главная угроза, горилла громила, гуляет иволга.
Словосочетания на звук Г в начале, в середине слова в 3-х сложных словах с закрытым слогом.
Горный гололёд, гладкий горошек, гуляющий гаваец, горячий гарнир, горный гаденыш, грубый газовик, газовый баллон, говорить грубо, бегает газетчик, гулко газовать, долго голодать, долгожданный гонорар, будет горевать, горелый голубец, трёхглавый Горыныч, огненный горизонт, главный городок, горючий газ, громогласный государь, готовить голубцы, готовый гарнир, громкий говорун.
Гигант Гулливер, гадкий гусачок, голодный гусенок, губитель гусей, богатый огород, подгорелый рогалик, Гавайский ураган, горящий огонёк, говорливый попугай, горящий магазин, главный логопед, горный бугорок, помогать гонцу, горелый огарок, громкий выговор, вымогать деньги, угадать загадку, богатей Егорка, цыганский балаган, луговой горошек, рогатый лось, грязный кочегар.
Гладкий огурец, глиняный чугунок, голодный ягуар, тягучий глинтвейн, могучий горец.
Сложные словосочетания со звуком Г.
Голодать грамотно, густой гудрон, гусеница гуляет, гоняет голубей, гурман голодает, горький гоголь-моголь, глупый гоблин, помогает готовить, голова гудит, густая грязь, мегафон в мегаполисе, обогнать гнома, отгадать головоломку, пугать пингвинов, подогнать телегу, готовить говядину, главный госпиталь, отгадать книгу, газель трогается, гудеть на гобое, газель гудит, догонять пингвинов, гурьба велогонщиков, догонять бегунов, обогнать бегуна, гулкий город, отогнать вагоны, строгать головешку, погонять нагайкой, могучий ураган, глубокая галактика, горошек горчит, пугать наганом, пугать попугаев, угодить Агафону, гулкий мегаполис, главная гонка, огромная голова, гнутая гайка, вагон гульденов, громоздкий гоблин, голова головастика, играет гармошка, пингвин с пингвинятами, головастик гонится, гномы играют, глажу ногу, согнул ноготь, гром гремит, догнать годы, грустный гусёнок, помогать выгородить, голодные гоблины, помогать вымогать, Гану испугали, загнуть уголок, монгол у мангала, гусята улеглись, год гарантии, говорунья говорила, грязный гараж, готовый гоголь-моголь, велогонщик угонщик, громкий мегафон, гневный выговор, голубая гвоздика, Гонзик выговаривает, круглый горошек, гром грохотал, горная дорога, Гонзик грел, горстка глины, Змей-Горыныч гоготал, огромный гонг, загазованный город, Гари глотал, горе горничной, угрожал Гари, гувернантка гуляла, Громозека огорчился, горький горошек, Гарфилд гуляка, загрузить программу, гость говорил, главные орфограммы, готовят киборгов, ноги гудят, Яга гордилась, глаза глядят, готовили винегрет, глубокая гусятница, магазины Магнит, кругом вьюга, дорогой магазин, гастроли группы, каталог треуголок, возглавить гвардию, готовая игрушка, тугая треуголка, гардероб Глаши, головешка погасла, шпага в голени, гончарные круги, горбоносый Гулливер, головоломка гоблинов, Геннадий – гвардеец.
Предложения из 3 слов.
Газовщик гасит газ. Газ горит огнём. Голодный гость ест. Гость ещё гостит. Гошин гость гном. Круглый год вьюга. У гориллы горб. Гоша был горд. Гудит громкий гонг. Громко гогочет гусь. Гонится голодный тигр. Где голубой гном? Где гордый гном? Где горький гриб? Где гнилой гриб? Гремит громкий гром. Угрожает горный град. Гордый граф гримасничает. Голодный гриф кружит. Грач очень голоден. Гоша, не трогай глаз. Сжигать горький груздь. Горит гроздь огнём. Гнуть гвоздь гвоздодёром. Где глушь глухарей? В гараже влага. Монгол у мангала. Готовы к гонкам. Венгры из Венгрии. Гренадёр в грязи. Гарпун в горбуше. Гувернёр на галёрке. В магазине галстук. Галстук в горошек. Играет на гармони. Гардина на голову. Галка на газоне. Гонит из огорода. Пироги с творогом. Бегать на выгон. Голубь в горнице. Гусыня с гусятами. Загнать в угол. Гоготать в гавани. Огонь на берегу. В огороде гуси. . у Гали галка, гости в вагоне, бегать в тайгу, город в горах, выбегать на дорогу, выбегать из гастронома, Галя гнала гусей. Галка свила гнездо. Эта груша гнилая. Волгоград — город герой. Генерал возглавил гвардию. Венгры торговали винегретом. Грязный гадина угрожал. горжетку гладили утюгом. Фотограф догонял пингвинов. Гонзик грел гренки. Госпожа разглядывала гардероб. Галчонок напугал Гришу. Гарфилд — говорящий гость. Гнедой гнал галопом. Горбуша немного горчит.
Предложения из 4 слов.
Гусляр играет на гуслях. В тайгу за ягодами. Горбатый гном горько горевал. У головастика громадная голова. Головастик готовится стать лягушонком. В телегу нагрузили бумагу. Гадюка под гнилым грибом. Гарнир к горбуше горький. Гонщик готов к гонкам. ГАЗель загнали в гараж. Гордый гусь громко гоготал. Говорливая гвардия гусей гоготала. В голубятне галдел галчонок. ГАЗель загнали в гараж. Торговец торговал за тугрики. Отгадка загадки – горная газель. Змей –Горыныч долго гоготал. Губка помогает собирать влагу. Баба яга гордилась Горынычем. У Гоши городская газета. Гадкая гадюка за гномом. На газу горькая галета. Игривая гагара помогает гагарке. У гориллы голубая голубика. У гаража перегон телеги. На огороде глупое пугало. Глупое пугало пугает голубей. У Гоши гофрированная бумага. Гоша трогает грязную бумагу. Круглые бигуди загадочно пропали.
Предложения из 5 слов. Говорили, что гарантия на год. От городского гула гудит голова. Бабка-угадка, отгадай, отгадай загадку. Громкое пение помогает разогнать грусть. Грабли ударили Гонзика по голове. Горбатый гном готовил грибной суп. На гармошке гармонист играл гаммы. Гаврош громко гудел на гобое. Гоша играет на губной гармошке. Гном Гриша обгоняет гоблина Гогу. Загонщик устал бегать на выгон. Магнат на мангале грел горбушу. В городе много магазинов «Магнит». В гардеробе Глаши нет галстука. Огонь на берегу пугал попугаев. Гоша сжигает городскую газету. На газу греется горькая галета. Горбатый горилла горюет по голубике. Гоша перегнал телегу к гаражу. Гоша нагрел бумагу из гофров. Гагара как гадалка угадывает погоду. Грязный Гоша трогает грязную бумагу. У лягухи была круглая фигура. Лягуха прыгнула на грязный гараж.
Предложения из 6 -7 слов.
Гусыня с гусятами гуляла у горы. Аглая с гувернанткой гуляли в городском парке. В городе готовятся к гастролям главного театра. Гадкая гадюка готовится нападать на гнома. Грубый Гоша сжигает городскую газету. Горбатый горилла грозит, грубит и ругается. Глупое пугало пугает голубей и галок. Пугало Бабы Яги на огороде пугает галок. Горилла угощает других горилл горными ягодами. Гоша спрятал круглые бигуди в чугунке.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.