Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.


    Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Введение.

Техника речи — дыхание, голос, дикция. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности — интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.

Техника речи как практическая дис­циплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Значение техники речи для художественного чтения и рассказывания.

Творческая деятельность, а выразительно чтение и рассказывание — один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. Значение выразительного чтения и рассказывания в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение и рассказывание является исполнительским искусством, задача которого — превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Ясная и правильная передача мыслей автора — первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление. Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем—то выразительно — это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании».

Больше значение выразительно чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др. М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось педагогами.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение — это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительность

чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это значит, — как справедливо пишет Л.А. Горбушина, — найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».
Интонация —
совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять технике речи — дыханием, голосом, дикцией и средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — здоровье. Выразительное чтение зависит от умения читающего видеть своим голосом, его свойствами. Голос, как и дыхание, следует развивать лучший голос — естественных, средней силы и высоты, которым владеет хорошо читающий. Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

Признаки выразительного чтения: 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Прочитать текст выразительно, значит: 1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем 2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Итак, работа над выразительностью представляет собой «…соединение нескольких направлений: — технического — включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата; — интонационного — предполагающего специальную работу над компонентами интонации; — смыслового — реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения; — тренировочного — имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа». Художественно-речевое направление языкового восприятия на уроках литературного чтения в начальных классах увеличивает смыслотворческий потенциал языковой личности.

Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел — это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел — это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Дыхание

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию га­зообмена в человеческом организме. Но, с другой сто­роны, дыхание процесс управляемый, когда оно непо­средственно связано с произнесением речи. Такое дыха­ние называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Поскольку же дыха­ние связано также и с голосообразованием и формиро­ванием речи, то овладение правильным дыханием необ­ходимо для каждого человека, чья рабо­та связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совер­шаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опу­скающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно рабо­тают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыха­ния совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диаф­рагмы (при этом наблюдается сокращение межребер­ных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преи­мущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмал ь н о — р еберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направле­ниях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного ды­хательного запаса, экономного расходования его и свое­временного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладе­ния речевым дыханием участвуют воля и сознание, на­правленные на выполнение нужного дыхательного зада­ния. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непро­извольным и организованным.

Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щито­видной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лег­кие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носо­глоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных уп­ражнений. Роль правильного носового дыхания и дыха­тельной гимнастики в жизни человека огромна. Дыха­тельная гимнастика успешно применяется как действен­ный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхи­альной астмы, неврозов. Здоровые люди могут исполь­зовать дыхательную гимнастику для профилактики мно­гих заболеваний.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыха­емого воздуха через трахею (дыхательное горло) попа­дает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположен­ные поперек гортани и разделенные между собой голо­совой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воз­душный поток и создают звуковые колебания. Артику­ляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращают­ся в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его ор­ганизация имеет первостепенное значение для постанов­ки речевого дыхания и голоса, для их развития и совер­шенствования. Поэтому конечной целью тренировки ре­чевого диафрагмально-реберного дыхания является тре­нировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во вре­мя речи. Для этого необходимо приучить мышцы, уча­ствующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не рас­слабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслаб­ление их должно происходить постепенно, по мере на­добности, подчиняясь нашей воле. Для выработки тако­го типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

4. Дикция

Ясная, четкая дикция — первое и обяза­тельное условие хорошей речи. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков — это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). Небрежность в произне­сении делает речь невнятной и неразборчивой. Это вы­ражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скорого­ворки, когда слова как бы «наскакивают» друг на дру­га. Говорить надо плавно, приучиться хорошо откры­вать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посы­ла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную арти­куляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают воз­можность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гим­настика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укреп­ляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуля­ционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Голос

Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» — появляют­ся сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «са­дится» к концу выступления. Исправить положение мо­жет совершенствование речевой техники. Правда, встре­чаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широ­кий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поста­вить», то есть развить и укрепить.

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порож­дает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса. Воспитать и поста­вить голос — это значит: а) натренировать навык пра­вильного диафрагмально-реберного дыхания; б) на­учиться пользоваться резонаторами (усилителями зву­ка). Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса, соответственно, и являются условием выразительности. Следует различать силу звука и громкость. Сила звука — объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость — отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков — в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия. На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится по выше, то ниже. Чтобы голос легко приходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуковысотный диапазон и знать его предел. Надо развивать средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивать голос в смысле подвижности, надо сменой его длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства ритма. Прежде всего следует вырабатывать спокойный, ровный и плавный темп речи. Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полетность — способность звука лететь вдаль, распространяться на фоне других звуков. Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, то есть по окраске голоса — тембру. Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же, как и сила звука, мягкость его и «теплота» может улучшиться при постоянной заботе о нем при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса. Гигиена и профилактика голоса.

Голосовой аппарат оратора очень чувствителен к не­умелому пользованию им в сложных условиях публич­ного выступления, к эмоциональным, психическим и фи­зическим перегрузкам. Поэтому в повседневной жизни всегда соблюдайте следующие правила:

1. Самое лучшее средство для сохранения профес­сионального звучания голоса — это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гим­настику. Если каждое утро после дыхательных упраж­нений (10—15 мин) вы почитаете в течение 10 минут гекзаметр, соблюдая все правила дикции, дыхания и голоса, это позволит вам поддерживать голосовой аппа­рат и организм в целом в отличном рабочем состоянии; голосовой тренинг создает по­ложительные эмоции и настраивает на творческий про­цесс.

2. Не переутомлять голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.

3. Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мыш­цам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние («поза» и «маска» релаксации) или сделайте 5—10 мед­ленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего вновь настройтесь на рабочий лад.

4. Состояние и сила голоса непосредст­венно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Поэтому еще раз подчерк­нем обязательность соблюдения правильного образа жизни. Гимнастика, водные процедуры, сон по потреб­ности, чередование труда и отдыха, правильное полно­ценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища долж­на быть разнообразной, богата витаминами, употребле­ние острых приправ ограничить. От горячей пищи кро­веносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голо­совых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психи­ческие травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряет­ся чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, свя­зок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необхо­дима профилактика. Кроме дыхательной гимнастики и физических упражнений постоянно следите за носоглоткой. При неприятных ощущениях горло мож­но полоскать настоем ромашки. Для этого 1—2 столо­вые ложки сухой ромашки заваривают стаканом круто­го кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5—6 капель в каждую ноздрю. Помогает полоскание щелочным раствором: чайная ложка соды и соль на кончике ножа растворить в стакане воды ком­натной температуры. Можно закапывать в рот или в нос по 5—6 капель персикового, абрикосового или олив­кового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20° до +12°.

6. Курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алко­голь приводит к расширению кровеносных сосудов, на­рушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушат­ся», голос становится низким, хриплым, менее выносли­вым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс ды­хания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мяг­кость звучания.

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Языковедение

Термин речево й аппара т (т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – легкие, диафрагма) следует понимать условно.

Так как язык – явление общественное, а не биологическое, то от природы никаких «органов речи» нет. Все перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Это создано природой. Применение этих органов для производства звуков речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку».

Ф. Энгельс писал: «…Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать

друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим»1.

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.

Источником образования большинства звуков речи, т. е. движущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. Таким образом, речевой аппарат человека похож на духовые инструменты, состоящие из мехов (у человека – легкие), «язычка» или иного способного к ритмическим колебаниям тела, дающего тон (у человека – голосовые связки в гортани), и надставной трубы или резонатора (у человека – полость глотки, рта и носа). Однако речевой аппарат человека гораздо богаче по своим возможностям любого инструмента, да, пожалуй, и всех вместе взятых, о чем можно судить по звукоподражательным способностям человека.

Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части: 1) все, что ниже гортани, 2) гортань и 3) все, что выше гортани.

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образования звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж – горта нь– состоит из двух больших хрящей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед).Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, причем верхние края этого занавеса прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, а нижние – к маленьким пирамида льным, или черпалови дным, хрящам, которые имеют вид треугольников и могут также раздвигаться и сдвигаться к центру; снизу пирамидальные хрящи прикреплены к внутренней стенке «печатки» перстневидного хряща (см. рис. 3).

Рис. 3.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют голосовыми свя зками. Голосовые связки очень мускулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, а также быть расслабленными и напряженными. Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящево й ще лью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовýю щель, верхняя, большая часть которой расположена между связками, а нижняя, меньшая – между пирамидальными хрящами. Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

Рис. 4.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель; при этом возможны следующие положения в гортани (см. рис. 4):

1. Обе щели широко раскрыты; так происходит свободное дыхание без речи: при вдохе щель раскрыта шире, при выдохе – несколько уже (положение 1

– вдох, положение
2 –
выдох).

2. Обе щели слегка раздвинуты, причем струя воздуха, проходя в узкую щель, трется о ненапряженные связки и о пирамидальные хрящи, что образует гортанный шуршащий звук, придыхание (положени 3

)1.

3. Обе щели сомкнуты; для выхода в резонатор струе воздуха нужно прорвать это препятствие, вследствие чего возникает щелчок в гортани, или, иначе, горта2нный взрыв («кнакла2ут»1) – звук, который произносится в немецком языке перед гласными, начинающими слово (положение 4).

4. Междусвязочная щель закрыта, а межхрящевая открыта; так возникает шепот (положение 5

).

5. Межхрящевая щель закрыта, а междусвязочная немного приоткрыта в верхней части, напряженный верх связок, колеблясь от движения струи воздуха, производит очень высокие звуки – это фальцет (положение 6

).

6. Межхрящевая щель закрыта, а междусвязочная слегка приоткрыта, причем (в отличие от положения 3)

связки напряжены, и воздух, проходя в междусвязочную щель, не шуршит, а колеблет голосовые связки (голосовые связки вибрируют), что вызывает образование голоса (положение
7
).

Для звуков речи можно использовать: положение 3

(гортанное придыхание без голоса, в немецком
Haus,
в английском
house –
«дом», и с голосом, в украинском
голова,
в чешском
hrad –
«зáмок»); положение
4
(гортанный взрыв без голоса, в немецком
Knacklaut:
[[email protected]] – Apfel) и положение
7
(голос, который может присоединяться к любому шуму, образованному во рту, озвончая его), так образуются звонкие согласные [б], [в], [д], [з], [ж], [г], а также звучат без шума, озвончая и усиливая резонаторные тоны (что бывает при нормальном произношении гласных). Шепот и фальцет (положения
5
и
6
) могут быть использованы в речи как выразительные средства (особенно шепот), но для языка – это те же звуки, и эти положения различать звуки – то, что2 важно для языка, – не могут.

Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата –надставная труба, резонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки (фаринкс), где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы – две полости: ротову ю и носову ю; разделяет эти две полости небо, передняя часть которого твердая, это твердое небо (костное, pala$tum [палатум]); задняя же часть неба мягкая, это мягкое небо (бескостное, velum palati [вэлум палати]), иначе – небная занаве ска, заканчивающаяся ма леньким язычко м (uvula [увула]).

Если мягкое небо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовы е зву ки); если же мягкое небо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или носовы е зву ки).

Речево е (или фонацио нное) дыхание отличается от обычного, неречевого, тем, что, когда мы дышим, не говоря, выдох равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, и мы выдыхаем за один прием весь воздух из легких; когда же мы говорим, то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно, отдельными толчками (см. ниже).

Полость носа– неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назальный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта, наоборот, может всячески менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании английского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (главным образом нижняя губа; как при произношении слова mnpy!);

обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может образовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], (в]).

Язы к – самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из ко2рня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спи2нки, подразделяемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно выделить ко2нчик языка.

Различные части языка обладают разной степенью подвижности: наибольшей подвижностью обладает кончик, который может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними зубами межзубную щель (как при английских звуках, изображаемых на письме th),

может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (как при русских зубны22 х [т], [д], [н], [л], [ц]), к краю верхней десны (как при немецких гингива2льных1 [t], [d], [n], [I], [ts]), к альвео2лам– бугоркам у корней верхних зубов (как при английских альвеолярных [t], [d], [n], [1]); может загибаться вверх к твердому небу (как при особых глуховатых на слух церебра2льных3 индийских и некоторых других восточных языков [t], [d], [n], [1]); может образовать в тех же местах сужения (как при разных
с
и
з
), может дрожать у твердого неба (как при русском
р)
или же быть опущенным вниз (как обычно бывает при произношении гласных).

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому небу, образуя с ним сужение (с плоской поверхностью, как при русских корона2льных1 [ш], [ж], или с выгнутой горбом поверхностью, как при соответствующих дорса2льныхфранцузских и английских звуках).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подыматься к твердому небу, образуя с ним сужение (как при й

[j]) или же смыкаясь с ним (как при северновеликорусских звуках на месте [к] и [г] мягких в словах
руки, ноги,
звучащих [руhи, ноØи], см. ниже, § 30).

Задняя часть языка может смыкаться с твердым и мягким небом, подымаясь вертикально или с подвижкой кпереди или кзади (как при разных к

и
г
), или же образовать теми же движениями сужения (как при разного рода
х).
Кроме того, поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сужения с небом, язык может перегораживать полость рта, тем самым, разделяя рот на две резонирующие полости с разным объемом и разной формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно при произношении гласных (см. § 31), чему способствует также поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняющей этими движениями раствор рта.

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] – это картавое, или увулярное, р

).

Надгортанник, иначе, эпиглóттис (грушевидный или, точнее, листовидный хрящ, расположенный в глотке под корнем языка над гортанью, откуда и название надгортанник), служит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Не имея собственной мускулатуры, надгортанник связан с богатой мускулатурой подъязычной костью, благодаря чему он может не только прикрывать гортань, но и образовать сужение с задней стенкой глотки (так это происходит при особых, «сдавленных» на слух, надгортанниковых, или эпигло2ттальных, согласных арабского языка).

Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха, которая используется при образовании звуков речи как движущая сила; 2) гортань является источником голоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба – полости рта и носа – является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

2.3. Образование звуков речи (артикуляция)

Здесь изложены лишь общие анатомо-физиологические сведения, касающиеся образования звуков речи. Детальная характеристика артикуляции отдельных звуков включена в курс логопедии.

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инструмента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения.

Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) — подвижны и называются
активными органами произношения.
При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь — открывает его.

Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией,

и обеспечивает образование
звуков речи,
т. е.
фонем.
Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, в том числе 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, 3′, j (йот), к, к’, л, л’, м, м’, н, н’, п, п’, р, р’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч, ш, щ).

Артикуляция гласных. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов — обертонов. В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие — меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]