Сборник речевых упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста


Что такое дикция и почему она важна

Дикция – это правильное произношение звуков, соответствующее правилам русского языка. Разборчивость слов зависит от четкости и интенсивности выговаривания согласных звуков.

Умение правильно произносить словесный текст важно не только для людей публичных профессий. Хорошая дикция дает возможность точно донести свою мысль до других людей, установить взаимопонимание. Ведь каждый произносимый звук участвует в передаче слова, его смысла и значения.

Выраженные нарушения речи у ребенка неблагоприятно сказываются на его психическом развитии и поведении. Обычный поход в магазин или разговор на улице, оборачивается для малыша тяжелой психологической травмой. Он стесняется своих дефектов, замыкается, общение со сверстниками сходит на нет. Реакция окружающих на речевые расстройства (насмешки, передразнивания) еще больше усугубляют проблему.

Общие рекомендации по постановке английского произношения

Фонетика английского языка очень далека от нашей родной речи: на 26 букв алфавита у англичан есть 44 звука, некоторые из которых не имеют даже отдаленных совпадений в русском языке. Поэтому советуем сразу же отказаться от всех аналогий и изучать звуки английского с нуля.

В первую очередь отметим английскую артикуляцию. Для нее характерны следующие черты:

  1. Когда произносится слово, язык немного оттянут назад и распластан.
  2. Губы слегка растягиваются, а выдох воздуха резкий и отрывистый.
  3. Гласные звуки в зависимости от положения в слове, могут произноситься протянуто или, наоборот, кратко.
  4. Четкость большинства согласных звуков достигается за счет упора кончиком языка в альвеолы (верхнее небо). Мягких согласных не бывает.

Это общие правила английского произношения для начинающих. В целом же у каждой буквы есть свои артикуляционные особенности и советуем тщательно с ними поработать. Начинать следует со знакомства с алфавитом и звучанием отдельных букв. Затем изучаются различные буквосочетания и типы слогов, также влияющие на правильное произношение слова.

Теория о правилах произношения английских букв с примерами и подробными объяснениями представлена в соседней статье. А в данном материале размещена упрощенная английская фонетика для детей с картинками и аудио, которые привлекут внимание малышей и не дадут им заскучать. Сегодня же нас ждет небольшая речевая гимнастика на сложные фонетические ситуации, а затем практическая работа на все звуки английского языка.

Почему пора поработать над дикцией

Важно! Все недостатки в произношении формируются в детском возрасте. Основная причина дефектов речи — неправильное пользование речевым аппаратом.

Коррекция произношения требуется при наличии следующих дефектов:

  • Искажение звуков. Неправильное произношение звуков: картавость, шепелявость.
  • Замена звука. Если один звук заменяется другим. Например: дверь-двель.
  • Потеря звука. Отсутствие звука в разных частях слова. Например: рыба-ыба.

Согласные звуки создают каркас речи, без них она становится бесформенна и непонятна. Именно точность произношения согласных — основная цель в работе над дикцией.

Враги красивой речи

Красивая речь дает положительное представление о человеке и располагает к дальнейшему общению. Важно правильно формулировать свои мысли, менять темп и тембр голоса.

Основные враги чистой, красивой речи-это лишние слова, так называемые паразиты. Например: так вот, значит, понимаете ли и т.д. Они засоряют речь, не несут никакой информации и усложняют понимание речи говорящего.

Матерные слова и жаргонный сленг создают не самое благоприятное впечатление о собеседнике. Человек с хорошим воспитанием, вряд ли знаком с такими выражениями.

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

Чтобы добиться четкого и правильного звукопроизношения, разработано множество логопедических методик. Регулярное выполнение упражнений способствует грамотной речи и хорошей дикции.

Виды упражнений:

  1. Артикуляционная гимнастика. Является подготовительным этапом в работе над дикцией. Малая подвижность речевого аппарата не позволяет детям правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика заставляет органы работать скоординировано.
  2. Работа с дыханием. Тренировка дыхания необходима для повышения выносливости голосовых связок.
  3. Произношение скороговорок. Это уникальный и простой материал для работы над дефектами речи. Позволяют добиться четкости произношения.
  4. Дикционные таблицы. Предназначены для развития правильного произношения согласных в трудных сочетаниях. Нагружают речевые мускулы, развивая их активность.

Упражнения для дикции

Многих родителей интересует вопрос: как натренировать хорошую дикцию и иметь грамотную речь?

Работа над дикцией предполагает постановку голоса и правильного дыхания. Для этого подходят следующие упражнения:

  1. Встаньте ровно. Резко через нос вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на несколько секунд и так же резко выдохните.
  2. Сделайте вдох, задержите дыхание на 3-4 секунды, медленно выдыхайте, произнося: ррррр.
  3. Выпишите на листок несколько труднопроизносимых слов, например: экспересионизм, электрометаллургический, бронетранспортер и т.д. Повторяйте их пока не научитесь четко выговаривать все буквы.
  4. Возьмите любое короткое стихотворение, прочитайте его с закрытым ртом. Задача-говорить громко и четко, чтобы вас слышали и как можно лучше поняли.

Тренировка артикуляционного аппарата

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, она применяется в качестве разминки перед основными тренировками. Каждое упражнение для улучшения дикции повторяют 8-10 раз. Делают их в спокойной обстановке перед зеркалом. Сначала выполняют задание в медленном темпе, чтобы ребенок мог видеть процесс.

  1. «Улыбочка»-упражнение для развития дикции и тренировки круговых мышц рта. Губы вытягиваются, как для поцелуя на 2 секунды. Затем расплываются в улыбке на то же время.
  2. «Лопата»-это занятие для тренировки речи, дикции очень нравится детям.Язык расслаблен, рот приоткрыт. Язык своим кончиком касается нижней губы и удерживается в таком положении 10 секунд. Важно им не двигать и не напрягать.
  3. «Губки-бантиком». Прекрасно развивает круговые мышцы губ.Собрать губы в трубочку, вытянуть на сколько это возможно. Совершать круговые движения губами по часовой стрелке, затем против часовой.
  4. «Лошадка». Растягивает подъязычную складку языка.Кончик языка присасывается к верхнему небу. Цоканье производится сначала в медленном темпе, затем быстрее. Выполняется 15-20 раз.
  5. «Змея». Тренирует боковые мышцы языка, растягивает уздечку под языком. Рот широко открыт. Язык сильно высовывается вперед, вытягивается и становится узким. Затем быстро прячется назад в рот. Выполняется в среднем темпе 5-6 раз.

Тренировка дыхания

Тренировка дикции с помощью дыхательных занятий помогает в правильной постановке звука, голоса, укрепляет его силу и расширяет диапазон. Хорошая техника речи невозможна без правильного дыхания, поэтому все упражнения направлены на проработку диафрагмы:

  1. «Задуй свечу». Потребуется полоска бумаги. Поднесите ее ко рту на расстоянии 5 см. Губы вытягиваем, как при задувании свечи. Начинайте медленно дуть на полоску, так чтобы она находилась в одном и том же положении. Она не должна подниматься или опускаться. Представьте, что вы положили пламя свечи и держите его в таком положении. Выдох не прерывается.
  2. Наклоны. Упражнение для развития дикции, тренировки дыхательного ритма при движении.Стоя, ноги на ширине плеч, руки держите на поясе. Медленно наклоните корпус вперед, сделайте вдох через нос, постепенно возвращайтесь в исходное положение, выдыхая.
  3. Упражнения на тренировку грудного дыхания.Встаньте, расслабьте верхнюю часть туловища. Сделайте слабый вдох через нос, как бы нюхая цветок, затем плавно выдохните со звуком: пффффф.
  4. «10 свечей». Занятие способствует тренировке диафрагмальных мышц. Представьте, что перед вами 3 свечи. Попробуйте задуть их на одном выдохе, не добирая воздух. Затем 5, 7, 10 свечей. Не надо набирать много воздуха, объем должен быть такой же, как при задувании трех свечей, но его необходимо разделять на несколько порций.

Скороговорки для развития дикции

Как же выработать хорошую дикцию быстро и без особых усилий? Самый доступный способ — скороговорки. Сначала произнесите ее медленно и беззвучно, только губами. Затем повторите, четко проговаривая каждый звук. Если в спокойном темпе получается выговорить все звуки, можно увеличить скорость.

Скороговорки на отработку различных звуков:

  1. Звук «Ж». Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел, сказал: Ж-жжу. Как я жужжать устал!
  2. Звук «К». Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие прекрасные в песне слова! И громко заквакала: -Ква! Ква-ква-ква!
  3. Звук «Ш». Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит.
  4. Звук «Б». Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды-Все б остались без еды. Отрабатывать дикцию при помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут.

Примеры четверостиший для тренировок

Стихотворения-не только способны развивать память у детей, но являются мощнейшими упражнениями для развития дикции.

  1. Бе-е-е, барашек маму слушай, брат барашку говорит, если будешь бить баклуши, как бездельник, будешь бит.
  1. Ешь, Елена, веселей, ешь и каши не жалей. Если есть не будешь, Лена, заболеешь непременно.
  1. Дождик, дождик, не дожди, дождик, дождик, подожди: дед домой к себе идет, деда дома внучка ждет.
  1. Петя с пони очень дружит, пони Петя верно служит. Петя пони приласкает — пони Петю покатает.

Многократное повторение слов текста тренирует дикцию, развивает речевые мышцы. При прочтении стихов следует ясно и выразительно произносить звуки, следить за дыханием и интонацией.

Для тренировки звуков Б и П

Начинать упражнения по исправлению недостатков произношения следует с правильной артикуляции. Перед зеркалом произнесите звук, обратите внимание на точность артикуляционного уклада. Сначала произносите звуки по отдельности, затем вводите их в речевой поток.

  1. Дикционная таблица. Проводится ежедневно, начиная с артикуляционной гимнастики. Трудновыговариваемые сочетания позволяют нагрузить все лицевые мышцы, развивают их подвижность. Словосочетания повторяются многократно: ПТКУ-ПТКО-ПТКЭ-ПТКЕ-ПТКА; КТПТУП-КТПТОП-КТПТАП; БДГО-БДГУ-БДГИ-БДГЫ-БДГЕ; ГБДУПТ-ГБДОПТ-ГБДЕПТ. Когда ребенок научится четко произносить звуки, можно перейти на более сложные сочетания: ПТКУ-БДГУ, ПРЕШ-ПЕС, ПРЕ-ПО-БЕСТ, БРАШ-ПАС, БРИШ-БИС, БДГЫ-БА-ДАЦ.
  2. Скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит; Убил бобра, да не добыл бобра.
  3. «Пробка». Для четкого произношения звуков П, Б необходимы хорошо развитие мышцы губ. Для их тренировки хорошо подходит это упражнение: губы плотно сомкнуты, края натянуты. Струей воздуха, который находится в полости рта, резко прорвите смычку. Будто выталкиваете пробку сжатыми губами.

Важно! Не расслабляйте мышцы губ, они должны раскрыться под воздушным напором!

Для четкого произношения В и Ф

Артикуляция: Верхняя губа приподнята, нижняя вытянута и прижата к верхним зубам, которые видны. При произношении струя воздуха выдыхается между верхними зубами и нижней губой. Для звука В добавляется голос.

  1. «Ежик». Ребенок должен изобразить фырканье ежика. Делая глубокий вдох и прижав нижнюю губу к зубам.
  2. Цепочки слогов. В начале занятия малыш проговаривает одинаковую цепочку слогов: ва-ва-ва, фу-фу-фу. Затем более сложные: ва-ву-ви, фа-фу-фи.
  3. «Ветерок». Малыш закусывает нижнюю губу верхними резцами и струей воздуха выдувает ее изо рта.

Для правильного произношения Г, К и Х

Артикуляция: Губы и зубы не сомкнуты. Язык выгнут, спинкой прижат к небу. При произнесении звуков воздушная струя вырывается между небом и языком.

  1. Попросите ребенка произнести слоги: та-та-та. В это время при помощи чайной ложки опустите кончик языка и немного отодвиньте вглубь рта. У ребенка получится новый звук: тя-ка-кя. После нескольких занятий ложка убирается, и малыш воспроизводит звук К самостоятельно. Аналогичные упражнения проводятся на Г, только ребенок произносит: да-да-да, если корректируется звук Х, повторяют: са-са-са.
  2. Произнесите поочередно: К-г, к-г, к-г, к-г, к-г.
  3. Прочитайте с каждым разом увеличивайте темп: Кат-кет-кит-кай-кей-куб-киш; Хат-хэт-хид-хорь-хыс-хас; Гэс-гуд-гер-гюс-гас-гул.
  4. Для закрепления результатов используйте скороговорки: Халву хвалю! Халву хвалю!; Клюет курица крупку, курит турок трубку; Глухарь глух, но не глуп.

Для звуков Л и М

  1. Чтобы исправить дефект при произношении звука Л, можно использовать следующий способ: Зажмите зубами кончик языка и протяните: ыыыыы. В этом положении органов речи получается звук Л.
  2. В образовании звука Л должны участвовать не губы, а язык. Для формирования правильной артикуляции подойдет следующее упражнение: Уголки рта придерживайте пальцами, чтобы они не двигались, произнесите звук, концентрируя внимание на работе языка.
  3. «Твердый-мягкий». Красивое упражнение для хорошей дикции и речи. Прочитайте первый слог твердо, второй мягко: МЫ-МИ; МА-МЯ; МУ-МЮ; МЭ-МЕ; МО-МЕ
  4. «Кто на М?». Прочитайте ребенку рассказ, затем попросите назвать все слова на букву М, которые встретились в тексте. У Маши мелки. Маша рисует медведя, медузу, мак, мяч. Маша показала рисунки маме. Мама, сказала: Молодец, Маша!

Для звуков Ч и Ш

  1. Тренировку шипящих следует начинать со слов, где они встречаются в начале:шарф-шуба-шапка-шум; шулер-шорох-шахта-шатер; шина-шик-шило-ширма.
  2. Словосочетания, насыщенные необходимыми звуками: Шорох мышей-шелест листьев; Широкополая шляпа-шина большая.
  3. Проговаривание прямых-обратных слогов: ЧА-АЧ, ЧИ-ИЧ, ЧУ-УЧ, ЧЕ-ЕЧ.
  4. Чтение четверостиший: Что за танец Челночок? Каблучок о каблучок, а потом чечетка — весело и четко!

У многих детей возникают затруднения с некоторыми звуками. Им совсем не сложно помочь, нужно только регулярно выполнять тренировочные упражнения. Для лучшего развития речи разговаривайте со своими детьми и подбадривайте, когда у них не сразу что-то получается.

Парные звуки в английском языке: упражнения

Опять повторю о типичной для нас ошибке – оглушать конечный звук и менять таким образом смысл слова: buzz
– bus(жужжать – автобус), rise– rice(подниматься – рис)
. Послушай, как звонко произносит звук / z / Стивен Кертис Чапман в песне“His Eyes”.

His

eye
s
are alway
s
upon us; Hi
s
eye
s
never clo
s
e in sleep. And no matter where you go, You will alway
s
be in Hi
s
eye
s
, in Hi
s
eye
s
.

(Его глаза всегда смотрят на нас, его глаза никогда не закрываются во сне. И неважно, куда вы идете, вы всегда будете в его глазах)

С 0:47 – по 1:11

Задание № 5.

Оно тебе известно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]