Нарушения произношения
Дефекты
у
детей тут
связанные с неправильным воспроизведением
твердого
«Л» и мягкого «Ль» принято разделять на 2 большие группы. Представлено в
таблице
:
Название группы | Вид отклонения | Характеристика |
Ламбдацизм | Носовой. | Ребенок выговаривает звук с неправильно поставленным дыханием. Поток воздуха попадет в носовые ходы. («Л» заменяется на «НГ»). |
Двугубный. | Малыш во время произношения непроизвольно делает губами трубочку. Получается замена «Л» на «У» (лак на Уак; лето на Уето и т.д.) | |
Межзубный. | Кончик языка оказывается в межзубном пространстве. | |
Отсутствие буквы в разговоре. | Ребенок полностью исключает букву из лексикона (лампа меняется на Ампа). | |
Параламбдацизм (изменения фонемы на другие звуки) | Замена «Л» на «В». Лапка – Вапка; Луна – Вуна. | |
Замена «Л» на «Г». Стул – Стуг; Луг – Гуг. | ||
Замена «Л» на «Д». Леска – Деска; Лис – Дис. | ||
Замена твердого «Л» на мягкий. Дала – Даля. | ||
Замена «Л» на «ЙА», «Ё», «ЙУ». Лапка – Йапка; Ложка – Ёжка; Любовь – Йубовь. |
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Любой из перечисленных видов отклонений устраняется с помощью логопедических упражнений и приемов.
Причины
Чтобы быстрее сформировать у ребенка правильное
произношение
фонемы необходимо выяснить первопричины появления нарушений:
- двуязычие в семье;
- межзубное произношение;
- язык в расслабленном состоянии.
Замечание: Еще одна причина неправильного произношения звука – возраст крохи. Малышам
до 4 летсвойственно ошибаться и путать фонемы всловах.
При возникновении таких случаев у малыша наблюдается неправильная постановка речевых органов. Положение языка плохо разработано, поэтому звук искажается. Бывают ситуации, когда дефект связан с нарушениями дыхания во время разговора:
- формирование фонемы губами;
- кончик языка не дотрагивается зубов. Он просто опускается вниз и звук теряется;
- кончик языка находится за нижними зубами, а его середина ближе к небу. При воспроизведении фонемы «Л» должно быть наоборот.
Каждая вышеперечисленная причина устраняется на индивидуальных занятиях
с логопедом и выполнении
домашнихзаданий.
Устранить
недостатки
возможно за короткий срок при условии регулярной работы.
Важно:
при дизартриинеобходимо выполнять комплексные упражнения под контролем специалистов. Наличие заболевания предполагаетпоэтапнуюпостановку фонемы «Л».
Правильное артикуляционное положение органов речи
Речевой аппарат при произношении «Л» принимает положение:
- Губы наполовину открыты. Положение полностью нейтральное, чтобы произнести гласную фонему после согласного звука.
- Верхние и нижние зубы слегка разомкнуты.
- Кончик языка упирается в верхнюю челюсть (зубы или десны). Остальная часть языка полностью опущена вниз.
- Боковые края языка и дальние зубы образуют с двух сторон небольшое пространство между собой. Через щели проходит воздушная струя.
Образование мягкого звука «Ль» немного отличается. Губы принимают положение как при улыбке. Кончиком языка делают упор в альвеолы (бугорки за передними резцами). Остальная часть языка слегка приподнята.
Продемонстрировано в картинках
,
как поставить
звуки «Л» и «Ль»:
Правильная артикуляция «л»
При произношении любого звука работают те или иные органы. Совокупность их действий, нужных для того, чтобы речевой аппарат издал определенный звук, и называется артикуляцией. Какие же органы участвуют в правильном произношении звука «л»? Это и губы, и зубы, и язык. Задействованы все важные артикуляционные инструменты. При верном произношении «л» происходит следующее:
- Губы занимают то положение, которое продиктовано последующими согласными и гласными
- Кончик языка упирается в верхние резцы или их десны
- Края нёба, губ и всей ротовой полости не соединяются с верхними резцами, поэтому сбоку получаются проходы для выдыхаемого воздуха
- корень языка при произношении твердого «Л» поднимается
- мягкое нёбо тоже поднято, им закрыт проход в носовую полость
- голосовые связки должны быть сомкнуты, ощущается их вибрация
План итогового занятия по развитию речи в средней группе
При соблюдении всех этих условий получается верное произношение твердого звука «л». Для мягкого же существует ряд условий:
- Поднят не корень языка, а переднесредняя часть его спинки
- Происходит смыкание не только кончика языка с деснами, но и бОльшей части спинки языка с альвеолами
- Зачастую мягкое «л» получается, если опущен кончик языка, а передняя часть спинки смыкается с альвеолами
Некоторые дефекты речи можно исправить методом подражания. То есть, научив ребенка повторять звуки, слога и слова на слух. Как отмечают специалисты, в случае со звуком «л» использование только этого метода не подойдет. Именно из-за сложной артикуляционной работы органов. Работать над их постановкой придется точечно. Особенно, если сложности возникают из-за слабой мышечной ткани языка.
Упражнения для речевого аппарата
Артикуляционная гимнастика —
важнейшая составляющая успешного преодоления
недостатков
с произношением. Выполнение
заданий
с упором на органы речи являются
подготовительным этапом
перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:
- Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.
-
. Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
Вкусное варенье - Индюк. Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.
Лошадка.
Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.- Широкая улыбочка.
Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.
Замечание: занятия помогают тренировать артикуляцию,
если трудно поставитьлюбые виды фонемглухие или звонкие, твердые или мягкие и т.д.
Дыхательная гимнастика
Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:
- Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
- Шарик.
Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается. - Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.
Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.
Совет: детальный
план работыи более подробныеметодытренировки речевых органов предоставляет логопед. Специалист объяснит,как быстрои эффективно проводить упражнения.
Предварительные артикуляционные упражнения
Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям на постановку звука «л», специалисты советуют сделать серию заданий на артикуляцию, так называемую артикуляционную гимнастику, предваряющую подход к взятию звука «л». Это своеобразная настройка речевого аппарата на овладение непокорным звуком. Здесь идет работа над движениями губ и языка.
Для начала ребенку рассказывают и показывают строение рта: губы, верхняя и нижняя; за ними зубы, верхние и нижние; наверху – бугорок; за ним твердое нёбо, оно продолжается мягким нёбом и обрывается нёбной занавеской, на которой есть язычок. Если у ребенка выявлен ламбдацизм в любом варианте, то для начала необходимо сделать следующие артикуляционные упражнения (выполнять каждый день перед зеркалом под счет от одного до пяти, по пять-десять минут два раза в день):
- «Улыбка» – развести губы в улыбку, обнажив верхние и нижние зубы.
- «Трубочка» – губы сомкнуты и вытягиваются вперед.
- «Наказание языка» – язык остается на нижней губе, его пошлепывают, произнося «Па-па-па».
- «Чистка верхних зубов» (с внутренней стороны) – язык делается широким, им водят из стороны в сторону у верхних бугорков, они же альвеолы.
- «Парус» – кончик языка нужно упереть в ряд передних верхних зубов. Язык похож на гамак, который провис. Двигать языком не нужно, его просто держат в таком положении, считая. Чем дольше удастся продержать, тем лучше.
- «Кошка пьет молоко» – широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюк болтун» – все то же самое, что и в упражнении «кошка», но движения быстрые и сопровождаются звуками «бл-бл-бл-…».
- «Качели» – с приоткрытым ртом нужно широко улыбнуться. На счет «1-2» кончик языка упирается в верхние, а потом в нижние резцы (с их внутренней стороны).
- «Лошадка» – щелкают широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Рот открыт, но нижняя челюсть абсолютно не двигается.
- «Грибок» – язык как будто приклеен к нёбу, подъязычная уздечка натянута.
Рекомендуется проводить такую гимнастику от двух до четырех недель. Таким образом вырабатывается навык фиксировать необходимую артикуляционную позу, точно совершать все движения и следить за губами, языком и всем речевым аппаратом.
Способы постановки звуков Л и Ль
От какого звука можно поставить звук Л
определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возможностей и умений. В логопедической практике выделяют такие методы:
- По подражанию. Выполняется сидя перед зеркалом. Малышу показывают правильное расположение речевых органов в отражении и просят повторить. После успешно выполненной задачи предлагают озвучить букву в таком положении.
Замечание: занятие подойдет больше всего для детей с полным отсутствием фонемы в словах, когда не требуется перестраивать устоявшиеся положение органов при воспроизведении.
- Постановка от буквы «Ы». Происходит в игровой форме имитируя пароход. Кроху просят широко улыбнуться. Язычок слегка прикусить и протяжно произнести звук «Ы». Он плавно перейдет в протяжное л-л-л. Такое упражнение можно пробовать выполнять с другими гласными звуками.
- Постановка от буквы «В». Занятие нацелено на торможение нижней губы. Проговаривая букву «В» малышу нужно не шевелить нижней губой. Если не получается взрослый придерживает губку пальцем. Для дошкольников
читают специальные
стихи
или поют
песенки
с обилием в словах буквы «Л» и просят повторять. - Постановка от звука «Ль». Мягкий звук произносится ребенком охотнее. Он не требует напряжения языка и получается быстрее. Чтобы получить твердую фонему малышу предлагают воспроизводить слоги
(Ла, Ло, Лу). При этом просят кончиком языка доставать верхней губы. - Механический способ. Выполняется с помощью специального инструмента или чистых пальцев. Проводить манипуляцию только под контролем логопеда или с его участием. Язычок просят приподнять за верхние резцы. Инструментом поддерживают его на нужном уровне во время произношения фонемы. Метод подходит пациентам с дизартрией.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Выше обозначенные способы можно выполнять по одному или включать в работу сразу несколько. Все секреты
выполнения методик можно узнать на консультации у логопеда.
Логопедические упражнения на звук «Л»
После овладения артикуляционной гимнастикой можно переходить непосредственно к постановке звука «л». Упражнения используются следующие:
Современные методики и игры по обучению речи для неговорящих детей
1. Метод подражания: ученику показывают, как правильно артикулировать звук «л». Улыбнувшись, приоткрыв рот, разомкнуть зубы так, чтобы между верхними и нижними зубами можно было поместить палец. Широкий кончик языка поднимается и прижимается к бугоркам, воздух при выдохе идет вдоль боков, щеки вибрируют. Ребенок произносит «л» вслед за взрослым. Звук должен получаться, когда язык оторван от бугорков.
2. Постановка от межзубного звука (этот метод не применяется, если дефект из-за межзубного ламбдацизма). Взрослый рассказывает сказку «О пароходике, который учился гудеть».
«Давным-давно по морю наравне с большими пароходами плавал совсем крошечный. Он делал все то же самое, что и взрослые, но никто не обращал на него внимания. Всё потому, что он не умел говорить – гудеть по-пароходному. Вместо красивого «Л» он издавал какие-то непонятные и очень робкие звуки. Однажды пароходик решил все-таки научиться разговаривать и гудеть как большой. Он учился, произнося: «У!О! Все не то». Никто ему не отвечал и гудка не получалось. Пароходик так расстроился, что прикусил свой язычок и сказал: «Ы». Тогда случилась удивительная вещь: над морем пронеслось четкое и ясное «Л». Это сказал пароходик. Он подумал: «Наверное, показалось» и попробовал еще раз. Опять прикусил язычок и сказал: «Ы». Получилось красивое «Л». И вдруг ему со всех сторон стали отвечать большие пароходы: «Л!» «Л!». Так о крохе-пароходе узнали все большие корабли, и его стало слышно на всё море».
Прослушав эту сказку, ребенок, выполняет все действия за пароходиком. У него, как и у сказочного персонажа, может, и не сразу, но должен получиться звук «Л». После того, как это случилось, его нужно соединять с гласными. Разрешается в обратном порядке ИЛ, ЫЛ, ОЛ и т.п.
3. Метод при двугубном ламбдацизме.
В этом упражнении главное – научиться подчинять себе непослушные губы. Часто именно они виноваты в плохом произношении – вытягиваются в трубочку, заворачиваются и дают на выходе звук «в». Логопеды связывают неумение правильно ставить губы с долгим отлучением от соски. Рекомендуются упражнения «Улыбка» и «Заборчик»: губы специально максимально растянуты в улыбке, передние зубы обнажены и сжаты. Такое положение нужно зафиксировать и держать на счет как можно дольше. Без помощи взрослого поначалу здесь не обойтись – нужно придерживать губы, разводя их в улыбку.
4. Постановка «Л» от мягкого «Ль»
На первых порах обучение возможно произношением мягкого звука взамен правильного «Л». Потом его следует «прибирать», обучая ребенка произносить слоги ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛА, дотрагиваясь концом языка до верхней губы. И постепенно убирая его за верхние зубы. Рекомендуется массаж мышц вокруг рта и их легкие пошлепывания пальцами.
Три упражнения для расслабления мышц:
- «Лошадь фыркает» – сильно дуть на губы, подражая лошади.
- «Рыба» – шлепать губами друг о друга, подражая рыбке.
- «Устал» – сильно дуть на приоткрытые губы.