Произношение звука Т
Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:
- замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
- смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
- после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
- замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).
У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.
Причины неправильного произношения заключаются в следующем:
- сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
- слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
- плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
- подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.
Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.
Артикуляция звука Г
Овладение любым речевым звуком – процесс стадиальный. Сперва нарабатывается изолированное произношение, происходит его уточнение и постановка. И родители вряд ли смогут помочь ребенку, если сами не знают, каким образом конкретный звук формируется.
ВАЖНО! Возрастные затруднения с произношением задненёбных (заднеязычных) согласных звуков Г, К и Х – во многом естественны. Даже просто активировать корень языка и скоординировать его взаимодействие с задней частью нёба для малыша бывает непросто. Ведь за пределами речевой деятельности мышечная моторика в этой части ротовой полости имеет, в основном, рефлекторный характер и не требует осознанного управления.
Артикуляция – это и есть управление условиями, необходимыми для произнесения звука. В процессе автоматизации вырабатываются устойчивые шаблоны взаимодействия частей речевого аппарата. Это избавляет говорящего от необходимости постоянно контролировать процесс артикуляции, она фактически программируется.
В «зоне Брока» коры головного мозга отдаются команды, после чего необходимые условия для произнесения конкретного звука в конкретной позиции – воспроизводятся автоматически.
Это касается не только «препятствий» во рту и общей конфигурации ротовой полости, но и характеристик воздушной струи, а также состояния голосовых связок, которые используются для формирования гласных и звонких согласных.
Теперь конкретно о звуке Г. Предшествующим этапом при его постановке должно быть освоение звука К, поскольку с точки зрения артикуляции они очень близки:
- губы и зубы разомкнуты, находятся в нейтральном положении;
- кончик языка лежит и не касается нижних резцов;
- задняя часть языка смыкается с нёбом;
- боковые края языка касаются верхних коренных зубов;
- мягкое нёбо приподнято и прижимается к задней стенке носоглотки.
Отличие заключается в участии голоса и характеристиках выдоха. В дополнение к указанным условиям, при произнесении звука Г:
- смыкаются и вибрируют связки;
- воздушная струя не имеет столь импульсивно-взрывного характера.
Особенности артикуляции Г’ (мягкого звука):
- спинка языка круто выгнута в средней части и касается твердого нёба;
- кончик языка приближается к нижним резцам;
- уголки рта оттягиваются назад;
- губы прижимаются к резцам.
ВАЖНО! Артикуляция звука Г в связке с другими последующими звуками – немного сложнее, чем его же, но изолированного. Любой следующий за Г звук определяет, какую форму принимают губы, а гласные дополнительно влияют на расстояние между резцами.
Возможные отклонения и нарушения, при которых настоятельно рекомендуется обратиться к логопеду:
- заметное искажение звука Г или его отсутствие (гаммацизм);
- замена звука Г на другой согласный – К, Д и соответствующие мягкие (парагаммацизм).
Причинами гаммацизма и парагаммацизма могут быть как недостаточное развитие мускулатуры языка, так и врожденные особенности строения нёба. Иногда за этими дефектами речи стоят патологии фонематического (распознающего звуки) и физического слуха или нарушение иннервации языка. Таким образом, оставлять эти речевые дефекты без внимания нельзя. Наряду с логопедом, проблема может попадать в сферу компетенции педиатра или невролога, а также других медицинских специалистов.
Артикуляционная гимнастика для звука т
Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.
Еще по теме:
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш
- Упражнения для звуков “С, Ц, З”
Постановка звука Т
- Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
- Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
- Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
- Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
- Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.
Логопедический массаж для детей
Постановка звука Ть
- Проговорить с ребенком Та-Та.
- Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
- Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
- Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.
Соноры
К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.
Всего есть три способа постановки звука:
- механический – для него нужны зонды или их заменители;
- по подражанию – не всегда возможен;
- смешанный – подразумевает использование и того, и другого.
Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.
Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.
При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».
Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.
Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».
После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.
Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».
Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.
Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.
Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.
Логопедические упражнения
Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.
- “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
- “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
- “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
- “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
- “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.
- “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.
Постановка звука т при замене на к
- Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
- Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
- Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
- Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.
Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.
Автоматизация звука Г в чистоговорках
Чистоговорки – это легко запоминающиеся шуточные подобия детских стишков или считалочек, которые хорошо подходят на роль упражнений. Чистоговорки начинаются с повторения нескольких слогов, где внимание акцентируется на закрепляемом звуке.
Сочинять чистоговорки самостоятельно – это хороший способ для родителей творчески подойти к развитию речи ребенка. Лучше, если они будут хоть немного осмысленными. Вот несколько примеров.
- Га-га-га, га-га-га, – идут гуси на луга.
- О-го-го, о-го-го! – нет в пещере ничего.
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу, – филин прячется в стогу.
- Э-ге-ге, э-ге-ге! – мы бежим по радуге.
- Ги-ги-ги, ги-ги-ги, – нас зовут на пироги.
В заключение
Г – это всего лишь один из речевых звуков. И далеко не единственный, вызывающий затруднения у маленьких детей. Занимаясь с ребенком, надо помнить, что речь взрослого должна быть четко интонирована, а внешние особенности артикуляции – хорошо различимы.
Не следует повторять за малышом дефектные образцы звукоряда. Образцы правильной речи полезно показывать несколько раз. Речь ребенка рекомендуется стимулировать вопросами.
Похожие записи:
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Признаки гласности в русском языке Все звуки речи делятся на гласные и согласные., между ними…
Постановка звука т при дизартрии
В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.
- Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
- Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
- Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
- Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
- Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
- Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.