Причины задержки речевого развития
Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.
К основным причинам задержки речевого аппарата входят:
- хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
- пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
- употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
- поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
- прием запрещенных антибиотиков;
- недоношенность или продолжительность родов;
- кислородное голодание (гипоксии плода);
- черепно-мозговые травмы при родах;
- инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;
Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:
- поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
- недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
- наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
- инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
- патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.
Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:
Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи
Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом. Чрезмерная опека
Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.
Когда бить тревогу
В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».
Начинайте принимать меры, если ребенок:
- не пытается учить новые слова;
- использует менее 20 слов;
- не составляет даже двухсловные фразы;
- не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
- не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.
Рассмотрим еще некоторые факторы.
Отлучать ли от груди и соски
Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.
Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.
Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.
Речевой негативизм
Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.
У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.
Как помочь формировать речь по возрастам
До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.
1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.
От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.
Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет
Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:
«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».
Р. Левыкин, психолог:
Для развития речи полезно:
- Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
- Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
- Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.
Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:
Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
- Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
- Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
- Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
- Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
- Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:
Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).
Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.
Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.
Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.
Развитие вербальных способностей
Основа для развития вербальных навыков — это постоянное общение с родственниками. У родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут подолгу вести монолог, ребенок начинает разговаривать намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать со своим малышом.
На формирование речевого аппарата также влияет мелкая моторика. Нужно почаще делать массаж пальчиков, играть в игры с мелкими предметами, использовать специальные методики для развития моторики.
«Не стоит забывать о том, что каждый карапуз является индивидуальностью, поэтому не нужно равняться на других детей и тревожиться, если в 1,5 года ребенок не может сказать и слова.»
Постоянное общение
Чтобы научить малыша говорить в раннем возрасте, маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что вокруг него происходит. К примеру, на кухне можно комментировать процесс приготовления пищи. Одеваясь на прогулку, объяснять, как называется тот или иной элемент одежды, произносить цвета и качества предметов.
При этом рекомендуется разговаривать с грудничком, как со взрослым собеседником, даже если он еще не может поддержать разговор. И обязательно хвалить его, если он пытается повторить звуки, произнесенные взрослыми. Это будет стимулировать малыша на дальнейшее развитие.
«Важно уделять особое внимание словам «папа» и «мама», произнося их с особой интонацией.»
Знакомство с алфавитом
Годовалому ребенку уже можно показывать буквы, ведь его начинают интересовать окружающие звуки и он пытается их воспроизводить. Занятия должны проходить в игровой форме, и если малыш не готов длительное время сидеть возле мамы и изучать буквы, то не нужно его к этому принуждать.
Мама должна объяснять ему, как «делает машина», «говорит кошка (собака, корова)». При этом следует научиться быть терпеливой и не требовать от своего ребенка слишком многого. Повторять слова нужно в доброжелательном тоне. Во время чтения сказок нужно дать карапузу посмотреть картинки в книге и объяснить, что на них нарисовано и какую они имеют связь с прочитанным.
«Читать стишки или детские рассказы нужно не монотонно, а эмоционально, с выражением и соответствующей мимикой. Главное, чтобы книжки были интересны ребенку и соответствовали его возрасту.»
Пальчиковая гимнастика
Речевой центр располагается в коре головного мозга рядом с областью, управляющей движениями рук и пальцев. Поэтому, стимулируя конечности, можно оказывать положительное воздействие на развитие речи. Рекомендуются такие упражнения:
- «Ладони на поверхности». Кроху нужно усадить за стол и положить ручки ладошками вниз. Мама говорит «раз» — пальцы врозь, «два» — вместе.
- «Пальчики здороваются». Кроха сидит с вытянутыми руками и на счет «раз» соединяет все пальчики правой и левой руки, потом поочередно указательный с указательным, мизинец и мизинцем и т. д.
- «Человечек». Пальчики поочередно «бегают» по столу, имитируя ходьбу человека.
- «Очки». Карапуз должен показать, как выглядят очки, приставив пальцы к лицу.
- «Деревья». На счет «раз» — руки над головой, пальцы вместе. На счет «два» — пальцы растопырить. «Три» — руки перед собой, соединить тыльной частью, пальцы должны быть внизу (показать корни дерева).
- «Паук». Согнуть пальчики и медленно перемещать их по столу (как ползет паук).
- «Стол». Сжать кулачок и накрыть его ладошкой другой руки.
- «Прятки». Ребенок должен сжимать и разжимать кулачки.
- «Апельсин». Под стишок «Мы делили апельсин» малыш должен поочередно загибать пальчики.
- «Ну-ка братцы». Одна ручки разжата, а указательный палец другой руки поочередно постукивает разжатые пальчики на другой.
- «Алые цветы». Кроха должен соединить обе ладошки, а затем медленно раскрыть пальчики (как будто открывается цветок) и покачать ими. После этого пальчики закрываются (цветок засыпает).
- «Белка». Поставить руки перед собой ладошками вверх. Правая рука должна находиться на весу, а указательный палец левой водит по ладошке, а потом загибает пальчики правой в порядке очереди: белочка на тележке продаёт вкусные орешки — лисичке-сестричке, мишке толстопятому, воробью пернатому.
- «Мостик». Малыш поднимает руки над головой ладошками друг к другу, а затем скрещивает пальцы до горизонтального положения, соединяет средние и безымянные пальчики (мост разводят).
- «Ромашка». Пальчики левой и правой руки переплести между собой, а потом прямые пальцы развести по сторонам (лепестки ромашки).
- «Бочонок с водой». Малыш сжимает левую руку в кулачок, оставляя небольшое отверстие, а затем повторяет то же самое с правой рукой.
- «Пчела». Указательными пальчиками поочередно делать вращательные движения по кругу.
- «Солнечные лучики». Поднять руки над головой, скрестив пальчики вместе, а затем развести пальцы в стороны.
Несколько практических советов
Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.
Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.
Создаем трудности
Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания. Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.
Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.
Активно читаем и слушаем сказки
Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.
Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.
Музыка – еще один помощник
Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.
Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.
Не поощряйте лепет и автономную речь
Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке
Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь
Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.
Расширяйте активный и пассивный словарный запас
Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь
То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.
Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.
Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.
Обсуждайте и задавайте вопросы
Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.
С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.
Активно играйте
Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.
Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.
Стимулируйте мелкую моторику
Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.
А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.
Причины для беспокойства
Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:
- Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.
- Полное отсутствие речи в два года.
- Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
- Повышенное слюноотделение после 3 лет.
- Неумение улыбаться или высунуть язык.
- Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
- Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
- Гнусавое произношение слов или фраз.
- Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.
Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.
Постоянно разговаривайте с ребенком
Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.
Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:
Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое. В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»
Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках. Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия. Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры. Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к
ребенок в первую очередь улавливает интонацию В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Развитие речи ребенка с 1,5 до 2 лет
С полутора лет жизни словарь малыша начинает стремительно расти: количество слов, понимаемых им, существенно возрастает. Происходят как количественные, так и качественные изменения. Облегченный детский язык переходит на качественно иную ступень. Начинается процесс овладения простейшими нормами родного языка. Впервые появляется фраза. В первое время используются предложения в «телеграфном стиле», отсутствует какое-либо их грамматическое оформление. Но, несмотря на это, малыш обладает способностью очень верно чувствовать довольно тонкие особенности словоупотребления взрослых и изо всех сил старается сказать так же в самостоятельной речи.
Малыш начинает варьировать интонацию при произнесении слов, при помощи ее различных оттенков выражает смысл своего высказывания. Сначала он копирует интонацию родителей, повторяет за ними вопросы, обращенные к нему. Потом этот вопросительный контур применяется малышом самостоятельно и придает выражениям вопросительный оттенок. Он задает вопрос, не используя при этом вопросительных слов.
Одновременно с этим появляются наиболее употребляемые глаголы повелительного наклонения, используемые для получения от взрослых выполнения какого-либо конкретного действия. Необходимо помнить, что изначально глаголы употребляются детьми изолированно, только в возрасте около 2 лет они используются для построения предложения. После освоения нескольких десятков слов, ребенок начинает строить первые простые предложения из 1-2 слов с использованием подлежащего и сказуемого. Глагольная лексика оказывает важнейшее влияние на формирование развернутой речи.
Таким образом, важнейшим шагом для речевого развития, совершаемым малышом, является поэтапный переход от лепета к полноценным словам, от понятных только близкому окружению «слов-предложений» к элементарной двухсловной фразе, смысл и значение которой понимают даже посторонние взрослые.
Кардинальные изменения претерпевает содержательная сторона детского высказывания: малыш становится способен не только выражать свое эмоциональное состояние или сиюминутное желание, он называет предметы, различает их свойства и выполняемые действия. С ним уже можно вести полноценный диалог.
Важные советы по развитию речи
Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.
Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.
А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.
Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.
Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:
- Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
- Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
- произнести название предмета;
- рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
- назвать отдельные части предмета;
- научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
- дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.
К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.
Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.
Стимулы для формирования речи
Чтобы быстро научить говорить ребенка до 3 лет, нужно всячески стимулировать его к произношению слов и общению. Для этого существуют простые, но действенные способы:
- Отказ от соски. Груднички, сосущие соску, намного позже начинают разговаривать, чем дети, которым этот предмет вообще незнаком. Все дело в том, что время длительного сосания мышцы, участвующие в формировании речи, практически не развиваются.
- Расширение словарного запаса. Если двухлетний малыш говорит уже некоторые слова, нужно чаще показывать ему что-то новое и обязательно подробно объяснять назначение этого предмета, расширяя его словарный запас.
- Подвижные игры. У детей первых лет жизни психика еще недостаточно окрепла, чтобы выдерживать занятия и спокойно сидеть на одном месте в течение длительного времени. Поэтому изучение новых слов должно проходить исключительно в форме игры.
- Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется тренировать мышцы языка с помощью специальных упражнений (сложить губы трубочкой, дуть на кусочек ваты при помощи соломинки, слизывать языком варенье, издавать цоканье, надувать щеки).
- Словесное отзеркаливание. Маме нужно повторять все фразы и слоги, которые произносит её кроха, а потом проговорить свои слова, чтобы ребенок их повторил. Эта веселая игра поможет ребенку 2—3 лет быстрее заговорить.
- Стимуляция конечностей. Логопеды убеждены, что игры с мелками предметами приводят к раннему развитию речи у ребенка. Можно заниматься рисованием на рассыпанном песке, крупе, нанизывать на ленточку маленькие бусинки, делать пальчиковую гимнастику, чтобы стимулировать нервные окончания на пальцах рук ребенка.
- Ежедневное чтение. В годик малыш будет активно рассматривать красочные картинки, а с возрастом начнет внимательно слушать сказки и пересказывать их.
- Разучивание детских песенок. Плавность фраз и положительные эмоции стимулируют развитие речевого аппарата.
- Отсутствие фоновых звуков. Во время занятий телевизор или компьютер должен быть выключен, чтобы кроха не отвлекался на посторонние звуки и не засматривался на мелькающие кадры.
- Специальное произношение неправильных слов. Этим способом нужно пользоваться во время чтения хорошо знакомых ребенку стишков или рассказывания сказок. Например, нужно сказать, что посадил дед не репку, а кепку, и дать возможность малышу поправить запутавшуюся маму.
- Речь без упрощений. Если мама в присутствии ребенка будет называть машину «бибика», а котлету — «кета», то и малыш запомнит упрощенные вариации слов и будет произносить их на подсознательном уровне.
- Замена жестов словами. Если малыш вместо того, чтобы ответить, просто кивает или показывает пальцем на предмет, нужно сделать вид, что мама не понимает его жестов, тем самым подталкивая его к произнесению слова. Однако не стоит впадать в крайность и доводить ребенка до слез.
- Проявление заинтересованности. Многие мамочки хотят научить ребенка говорить в 3 года, но при этом не воспринимают всерьез его попытки к словесным объяснениям. Нужно не только проявлять инициативу в общении с маленьким собеседником, но и быть для него внимательным слушателем, задавать вопросы, искренне выражать эмоции и восхищаться, когда он что-то пытается рассказать.
Когда ребёнок начинает произносить первые слова
Начиная с 1 года малыш начинает активно передвигаться по дому, тем самым получая новый опыт. Полученный опыт отражается на речевом развитии.
Зачастую первые слова кроха произносит в период с 9,5 месяцев до 1 года 6 месяцев. Чаще всего первые слова — это то, что он чаще всего слышит — папа, мама, баба или же дядя.
Особенности речевого обучения малыша с полугода до 1 года
В 6 месяцев малыш знает свои имя и поворачивает голову, если его произносят. Специалисты во время игры рекомендуют задавать вопросы, которые бы подталкивали малыша сказать название игрушки, которой он играет. Всегда отвечайте на его лепет и постепенно учите его произносить короткие слова, которые состоят из нескольких слогов.
Период с 8 до 9 месяцев — это лучшее время, чтобы обучить кроху имитировать звуки разных животных. Показывайте все на своём примере.
Очень часто для развития речевого аппарата используют игру, в которой нужно показать часть тела и назвать её.
Особенности развития речи у детей от года до 2 лет
То как быстро ребёнок научится говорить напрямую зависит от того, как часто родители с ним разговаривают. В возрасте 1 года дети уже не только понимают, что к ним обращаются, но и умеют говорить короткие и простые слова. По мере того как кроха начнёт ходить, его словарный запас начнёт увеличиваться.
Для эффективного развития можно использовать следующие игры:
- Игры, которые способствуют развитию интонации. Например, перед ребёнком можно поставить игрушечного льва и кота, и дать задание, что он мяукал как кот, а потом рычал, как лев. Это упражнение хорошо способствует развитию голосового тембра, а также оно учит быстро менять интонации.
- Попросите малыша назвать и показать какие у него есть игрушки. Это отличное упражнение не только для развития речевого аппарата, но и для памяти.
- Рассматривая с ребёнком картинки в книжке, попросите его сказать, чем занимается тот, кто изображён на картинке, и что он ещё видит.
Как научить кроху говорить простыми предложениями?
Обратите внимание на то, что связная речь формируется только к 3 годам. Чтобы детки начали говорить предложениями, родителям самым нужно говорить простым предложениями
Просите малыша описать, то что он делать или что делают другие. Показывайте ему пример, пусть он по первому повторяет за вами простые предложения. Старайтесь играть в такие игры, которые предполагают прямую речь малыша.
Четыре основных совета, которые помогут развить речь у ребёнка
Полезными будут занятия артикуляционной гимнастикой. Такие упражнения можно делать даже с младенцами
Обратите внимание на то, что такие занятия будут максимально полезными до того времени, пока малыш не научится чётко говорить. Внимательно слушайте, то что хочет сказать ваш ребёнок. Дайте ему обратную реакцию ответной фразой
Активное слушание нужно для того, чтобы поправляли малыша во время речи, тем самым корректируя её. Во время коррекции используйте уточняющие вопросы, переспрашивать и просите повторить сказанное слово. Читайте вслух. Дети, которые слушают разговорную речь родителей быстрее начинают сами говорить. Таким образом, малыш узнает больше слов, тем самым делая свою речь богаче. Пойте песни и учите простые стихи. Так, ребёнку будет намного интереснее учиться.
Почему могут возникать задержки в речевом развитии детей?
Зачастую причиной позднего развития речи является то, что дети недополучает нужного общения. Занятые родители зачастую окружают малыша разной техникой: телевизором, планшетами, а это негативно влияет на развития малыша. Ему нужно именно живое общение. Это объясняется тем, что кроха слышит речь по телевизору, однако, он не понимает, что она адресована ему.
Иногда причиной, того, что дети долго не начинают чётко говорить, является, то, что родители хорошо понимают лепет малыша. Вместо того, что стимулировать кроху говорить правильно, родители начинают угадывать, то что он хочет сказать. Чрезмерное сюсюканье может оказать негативное влияние на развитие малыша.
Проблемы с речью могут быть вызваны также тем, что ребёнок непослушный или очень активный. Такой малыш становится рассеянным и не старается запомнить и воспроизвести новые слова. Вместо того, что выслушать, то что хочет сказать мама или папа, малыш начинает кричать и прерывать общение.
Как итог следует отметить, что у каждого ребёнка развитие происходит по-разному. Кто-то начинает говорить очень рано, а кто-то с небольшой задержкой
Несмотря на это, родители должны уделять большое внимание развитию правильной и грамотной речи. Однако, помните, что все должно происходить в игровой форме, малышу должны нравиться такие занятия
Как научить ребенка правильно говорить слова
Со временем всегда получается рассказать ребенку, как говорить правильно. Здесь главный принцип – не навреди. Ни в коем случае нельзя малыша стыдить, выражать свое беспокойство по поводу того, что у него что-то не получается. Во-первых, так можно воспитать неуверенного в себе малыша. Во-вторых, ребенок может вернуться на прежний уровень развития и вообще разучиться разговаривать.
Главная причина, почему речевое развитие ребенка задерживается, – малое количество социальных контактов с крохой. Она просто не учится в таком вялом режиме. Если ребенку 1 год, и он не разговаривает, можно не переживать.
Также ребенок может испытывать проблемы с речью из-за нарушений со слухом. Еще частая причина – индивидуальные особенности психики. Интроверты с самого маленького возраста меньше разговаривают, волноваться по этому поводу не стоит. Если есть какие-то подозрения, лучше проверить ребенка у дефектолога. Он лучше знает, когда есть повод для беспокойства.
Если ребенок лепечет до двух лет, но еще не может осмысленно говорить, повода для беспокойства нет, если он понимает, что от него хотят.
Одним словом, в любой области, где заходит речь про развитие ребенка, родители склонны паниковать по пустякам. В большинстве случаев главный помощник в обучении детей умению разговаривать – спокойствие и терпение.
Стресс
Любые изменения — стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.
Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то — поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.
В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.
О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.
Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года
Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь
Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия
Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:
- чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
- рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
- во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.
Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.
Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:
- играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
- при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
- несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
- включать познавательные мультики, детские песни.
Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.
Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.
Как помочь развитию речевого аппарата новорожденного?
Уже в начальные месяцы после рождения малыши начинают произносить свои первые звуки, поначалу это лишь отдельные сочетания букв, но при правильной стимуляции вскоре детский лепет превратиться в осознанное произношение целых слогов и слов. Развитие речи у детей до года заключается в изучении и запоминании отдельных предметов, а также повторении всего, что произносят взрослые, поэтому помочь малышу быстрее заговорить вы можете, применив следующие советы:
- обучая детей раннего возраста, постоянно повторяйте названия основных предметов – ложка, погремушка, кукла и пр. Малыши быстро запоминают часто произносимые названия, поэтому вскоре вы станете замечать, что ребенок понимает, о чем вы говорите в данный момент, а также сам начнет называть вещи по-своему;
- попробуйте повторять звуки за новорожденным, ребенок будет очень рад возможности пообщаться со взрослыми на «своем» языке, а вы можете использовать такой опыт с пользой. Проговорив «гу-гу», предложите малышу сказать «го-го», потом «га-га», постепенно вы переберете все гласные звуки, а кроха получит незаменимый опыт произношения;
- развитие речи детей раннего возраста должно сопровождаться стимуляцией мелкой моторики, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Ребенок с удовольствием станет перебирать пуговицы разного размера, пришитые к ткани, заинтересуется откручивающимися крышками и пластмассовыми формочками разных типов. Главное, предоставить малышу для изучения разнообразные по текстуре материалы – мягкие, гладкие, шершавые, теплые, холодные и т.д.;
- для детей раннего возраста проще всего научиться произносить отдельные слоги, подражая звукам животных. Сейчас имеется масса подсобных материалов – это и красочные книжки со стихами, и разговорные плакаты на батарейках, и кубики с изображениями животных, все это можно и нужно применять с самого рождения малыша. С помощью методических материалов развитие речи младенца будет проходить интенсивно и эффективно;
- для самых маленьких развитие речи и произношение новых слов может сопровождаться активной жестикуляцией, ведь в этом случае задействованы несколько видов памяти, что способствует более быстрому запоминанию. К примеру, говоря, что на улице холодно, можно потирать себе плечи, когда малыш делает больно, скажите, что вам неприятно и прикройте глаза руками, как во время плача и т.д. Запоминая явления не только на слух, но и визуально, ребенок быстрее поймет, чего вы от него хотите;
- откажитесь от частого использования соски, постоянное применение пустышки оказывает негативное влияние на формирование прикуса, из-за чего детки и в 2 года могут не говорить ни слова;
- поощряйте стремление малыша узнавать новые слова, когда ребенок интересуется предметами, жестами показывая вам на них, обязательно четко называйте вещь и немного расскажите о ее особенностях. Возможно, вы не знаете, но все, что дети узнают в младенчестве, откладывается в их памяти, поэтому впоследствии ваше чадо еще не раз удивит вас своими знаниями;
- с помощью стихов и детских песен развитие речи малыша будет проходить значительно быстрее. Неплохой вариант – смотреть иллюстрированные экранизации детской литературы или же слушать песни из мультфильмов, в большинстве случаев на экране показывают визуальное изображение того, о чем поется в песне, что одновременно развивает все виды памяти;
- если ребенок еще не говорит, развитие речи можно ускорить, общаясь со старшими детками. Как показывает практика, за ними малыши повторяют значительно чаще, поэтому развитие речи в коллективе происходит быстрее.
Полезно: Как помочь развитию малышей с помощью современных методик
Представленные рекомендации не вызывают сложностей в выполнении, но при своей простоте дают действительно эффективные результаты, поэтому пренебрегать этими советами не стоит.
Двойняшки или тройняшки
Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?
Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое «улюканье» они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?
Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: «уточка плавает», «куп-куп», «мыть», «водичка» и так далее. Потом меняем детей местами — хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.
Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения
Если соблюдать указанные ранее рекомендации, то в два года ребёнок будет разговаривать уже довольно хорошо (может сам строить фразы из 3–4 слов). Но у каждого малыша свой темп развития, и иногда встречаются дети-молчуны, которые в указанном возрасте практически не говорят (очень мало или же на своём «детском» языке), но при этом хорошо понимают всё сказанное.
В два года встречается довольно много детей-молчунов, которые всё хорошо понимают, но почти не разговаривают
Отсутствие речи в данном случае связано не с каким-то патологиями, а просто с обособленностью развития ребёнка. Бывают ребята, которые долго накапливают информацию, а потом сразу начинают разговаривать целыми фразами. Свою роль может сыграть наследственный фактор (мама или папа тоже поздно заговорили), или же малыш просто ленится, а родители не предпринимают особых действий.
Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать таким рекомендациям:
- Как можно больше говорить с ребёнком, причём целыми предложениями.
- Постоянное читать книг и беседовать по ним.
- Демонстрировать картинки на самую разную тематику (овощи, фрукты, животные, транспорт, птицы и пр.) и вместе называть изображаемый объект.
Двухлетнему молчуну нужно демонстрировать различные тематические картинки и беседовать по ним
- Предлагать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста, рисование пальчиковыми красками.
- Играть в пальчиковый театр (персонажи надеваются на пальцы ребёнка), проигрывать стихотворения с помощью пальчиковой гимнастики.
Хорошее средство для стимуляции мелкой моторики — пальчиковый театр
- Почаще устраивать своему чаду общение с детьми более старшего возраста или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
- Эмоционально рассказывать малышу ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
- Устраивать игры-инсценировки, где персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и пр.) должны разговаривать.