Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Интересные дидактические игры по развитию речи

В современной педагогике речевые игры классифицируются в зависимости от компонента, на развитие которого они направлены. Так, выделяются развивающие и формирующие:

  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы;
  • лексико-грамматический строй;
  • связную речь.

Дидактические игры для воспитанников младшей группы направлены на развитие нескольких речевых компонентов одновременно. Они активно используются педагогами детский садов.

Обратите внимание! Многие пособия и дидактические игры можно найти на онлайн-ресурсах, посвященных воспитанию детей.

Для примера две игры, чтобы понять, в чем их суть:

  • «Превратись в животное». Цель — формирование звукоподражаний, просодических компонентов речи. Педагог раздает детям венки с изображениями мордочки животных и предлагает изобразить, как подает голос данный зверь. Далее предлагается повторить его тихо/громко, медленно/быстро, сердито/весело. Подобная игра может перейти в театрализованное шоу.
  • «Волшебный сундучок». Цель — формирование фонематического восприятия неречевых звуков. Воспитатель предлагает малышам послушать звуки различных музыкальных игрушек (бубна, барабана, губной гармони, колокольчика) и запомнить, как они звучат. Затем он прячет их от глаз воспитанников и по очереди играет на каждом, а дети должны угадать, что звучит.

Постановка звука «Л» — самостоятельно и с логопедом

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Речевые игры с малышами

Разви­тие речи — один из самых важ­ных момен­тов как раз­ви­тия интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей ребёнка, так и его вос­пи­та­ния, фор­ми­ро­ва­ния как лич­но­сти. Оче­видно, что начи­нать раз­ви­вать речь нужно с пер­вых дней жизни.

Что бы мы ни делали с ребён­ком — кор­мили, купали, оде­вали, пеле­нали, гуляли — необ­хо­димо посто­янно раз­го­ва­ри­вать с малы­шом во время его бодрствования.

Слова важно про­из­но­сить отчёт­ливо, спо­койно и лас­ково. При этом жела­тельно, чтобы ребё­нок видел лицо взрос­лого, дви­же­ния его губ. Тогда уже к 3 меся­цам малыш начи­нает отли­чать чело­ве­че­скую речь от дру­гих звуков.

При­мерно в этом же воз­расте ребё­нок пыта­ется и сам под­ра­жать раз­го­вору взрос­лых — начи­нает гулить, а к 6 меся­цам — про­из­но­сить отдель­ные слоги. Можно (и даже нужно) поле­пе­тать и взрос­лому вме­сте с ребён­ком, чтобы тот быст­рее научился пра­вильно про­из­но­сить звуки и слоги. Пер­вые стишки, потешки для шести­ме­сяч­ных малы­шей несложно сочи­нить самим:

Ма-ма-ма, ма-ма-ма, Маша кушает сама.

Ра-ра-ра, Ра-ра-ра, Оде­ваться нам пора.

Та-та-та, та-та-та, Рыжий хво­стик у кота.

Простые стишки об игрушках


После шести меся­цев детям полезно пока­зы­вать пред­меты, игрушки, мебель и назы­вать их. Чтобы было весе­лее, можно рас­ска­зы­вать коро­тень­кие стишки о той игрушке (или любом пред­мете), кото­рый мы пока­зы­ваем. Только важно пом­нить, что про­во­дить заня­тия с малы­шом надо тогда, когда он выспался и не голоден.

Играя с млад­шей доче­рью, я часто сочи­няла для нее какие-нибудь про­стень­кие стишки. Так появился цикл «Игрушки». Вот, напри­мер, неко­то­рые из этих сти­хов. Их несложно запом­нить и можно начи­нать рас­ска­зы­вать детям с полу­года. Ведь малыши отли­ча­ются осо­бен­ной чут­ко­стью к поэ­ти­че­ской форме речи.

Зай­чик Серый зайчик, Словно мячик, По лесной Опушке Скачет, От лисички И от волка Убежит Зайчишка Ловко.

Мишка Мишка по лесу идет, Мишка ищет слад­кий мёд. Если мишка мед найдёт, В гости зайку позовёт.

Лисичка У рыжей лисички В зубах оказаться И мышки, и птички, И зайки боятся.

Сова У гла­за­стой совушки Хищ­ная головушка, Перышки пушистые, Ноженьки когтистые.

Ловит мышек и зайчат На охоте по ночам.

Собачка Я — весе­лая собачка, Будем мы тобой дружить, Если труд­ная задачка, Помогу её решить!

Если ста­нет очень грустно — Песню я тебе спою, А в желудке будет пусто — Косточку отдам свою.

Коте­нок Кто там пря­чется в корзинке? Хва­тит в пря­точки играть, Наде­вай свои ботинки, И пой­дем ско­рей гулять!

Овечка Шер­сти мне дала овечка, Чтобы варежки связать. В них тепло, почти как в печке, Побе­жим в снежки играть!

В рука­вич­ках хорошо, Не замерз­нут ручки, Вот уже и снег пошёл Из кос­ма­той тучки…

Хрюшка Что за тол­стая зверюшка? — Бледно-розо­вая хрюшка! Хво­стик — малень­кий крючок, Носик — мяг­кий пятачок.

Позвала меня играть, Бегать, кувыркаться, Вме­сте жёлуди искать, В лужи­цах плескаться!

Кукла Даша Есть у Маши кукла Даша, — Маша Дашу кор­мит кашей. Вече­ром — кла­дёт в кровать: — Поздно, Даша, надо спать.

Утром дочку поднимает, Оде­вает, умывает… Кашку кушают опять И вдвоем идут гулять.

Нева­ляшка Нева­ляшку мы хотели На ночь уло­жить в кровать… Зря ста­ра­лись. Ведь на деле Ни за что не будет спать!

Бес­по­лезно заставлять, — Все равно встаёт опять!

Дед Мороз У меня стоит под ёлкой Дедушка Мороз, Падают её иголки На кур­но­сый нос.

В тёп­лой шубе, с бородою, Может, деду жарко? А в мешке — для нас с тобою У него подарки!

Сне­гу­рочка Есть вну­ченька у Дедушки — Снегурочка-краса, Глаза — как сине небушко, До пояса коса.

Добра ко всем и ласкова, Мила и хороша, Поте­шит пес­ней, сказкою, Снегурочка-душа!

Развивающие стихи для детей

После года ребё­нок весьма быстро начи­нает пони­мать речь, а к двум годам мно­гие малыши уже и сами гово­рят корот­кими фра­зами. И память у детей в этом воз­расте пре­крас­ная. Они, даже не совсем пони­мая смысл, могут запом­нить наизусть очень длин­ные сказки (осо­бенно — поэ­ти­че­ские), если часто их слышат.


Малы­шам полезно читать и «ста­рые» тек­сты, кото­рые они уже хорошо усво­или, и новые, чтобы про­дол­жа­лось раз­ви­тие мыс­ли­тель­ных и рече­вых спо­соб­но­стей. Сле­ду­ю­щие стихи будут инте­ресны детиш­кам и в 1,5—2 года, и в 5—6 лет.

Только важно пом­нить, что ребё­нок не смо­жет (да и не полезно ему это) пас­сивно слу­шать. Он хочет играть, дви­гаться, в актив­ной игре позна­вать окру­жа­ю­щий мир — и тон­ко­сти род­ного языка, и все, что про­ис­хо­дит вокруг. Поэтому, читая стихи, нужно играть с ребёнком.

Здесь — боль­шой про­стор для роди­тель­ской фан­та­зии. Напри­мер, сти­шок про лопатку можно рас­ска­зы­вать на зим­ней про­гулке, наби­рая лопат­кой снег и под­бра­сы­вая его вверх, сти­шок про мячик — играя мячи­ком, про лошадку — пока­зы­вая, как лошадка ска­чет и т. д.

Лопатка для снега Летом нужен был совочек, Потому, что был песочек. А теперь зима, ребятки, Зна­чит, мне нужна лопатка!

Снег лопат­кой набираю, Хлоп! — И вверх его бросаю. Но воз­ник один вопрос — Почему в снегу мой нос?

Мячик Вышла погу­лять Алёна, Мячик вынесла зелёный, В мячик весело играла, Только сразу потеряла.

Как трава зелё­ный мяч, Не найти его, хоть плачь! — Шарик, поищи, дружок, — Другу рад помочь щенок.

Быстро мяч нашёл, принёс, Ах, какой чудес­ный пёс! Будем с Шари­ком играть, С ним не страшно мяч терять!

Лошадка Цок, цок, цок, — сту­чат копытца, Грива развевается Ваня на лошадке мчится, Маме улыбается.

То несётся он галопом, Пыль — стол­бом из-под копыт, То вдруг — рысью… Ненароком Свы­сока на всех глядит.

Но ума­я­лась лошадка — Надо травки све­жей дать, Клю­че­вой водицы сладкой, Да ско­рей ложиться спать!

Моза­ика Я моза­ику достала И кар­тинки собирала: Вот квад­ра­тик, вот кружочек, Вот голу­бень­кий цветочек.

Подо­шёл ко мне Серёжка: — Дай мне поиг­рать немножко! — Ладно, бра­тик, поиграй, Но смотри, не растеряй.

Ничего не потерял Мой бра­тишка, хоть и мал!

Тиг­рё­нок Рыжий малень­кий тигрёнок Только что проснулся, Огля­нулся удивлённо, Встал и потянулся.

Вот он в луже отразился, Грозно писк­нул: «Эй! Надо нам с тобой ср-р-разиться!» В воду — прыг скорей.

Ничего ему не нужно, Кроме шум­ных игр. Пусть пока и неуклюжий, Всё равно он — тигр!

Машина Есть в игру­шеч­ной машине Руль, колеса и капот, Мы запра­вимся бензином И отпра­вимся вперёд.

Вот уже за светофором Все вни­ма­тельно следим: Едем — только на зелёный! А на крас­ный свет — стоим!

Кораб­лик Был попут­ный ветерок, Плыл по луже катерок. Только ветер поменялся, Наш кораб­лик испугался:

— К берегу при­ча­лить надо, Полон трюм мой шоколада, Если я вдруг утону — Шоко­лад пой­дёт ко дну!

Кубики Маша в кубики играла, Башни стро­ила, домá. Вот — гараж для самосвала Маша сде­лала сама!

Тут Ванюша приползает — Это Машин млад­ший брат, Башни Ванечка ломает Очень быстро, все подряд!

Ну, а Маша с ним не спорит — Помо­гает брат играть, Чтобы новое построить, Лучше ста­рое сломать.


А вот стихи, кото­рые помо­гут ребёнку научиться играть с мат­рёш­кой, соби­рать пира­мидку, запом­нить назва­ния цве­тов. А счи­та­лочка помо­жет выучить назва­ния пальчиков.

Мат­рёшка Пода­рили Маше Мат­рёшку — нету краше!

Вся такая ладная: Яркая, нарядная.

Инте­ресно с ней играть, Можно даже открывать.

При­от­крой её немножко, Там внутри — ещё матрешка! Только чуть поменьше ростом, В осталь­ном — двой­няшки просто.

Стали тре­тью мы искать, Ока­за­лось целых пять! Пять мат­рё­шек — все в одной Могут спря­таться порой.

Пира­мидка Семь цве­тов у пирамидки, Собе­рем всё без ошибки:

Вме­сте мы на стер­жень длинный, По раз­меру уменьшая, ФИОЛЕТОВЫЙ и СИНИЙ, ГОЛУБОЙ диск надеваем.

Вот — ЗЕЛЁНЫЙ, это — ЖЁЛТЫЙ, Да ОРАНЖЕВЫЙ ещё. КРАСНЫЙ — сверху! И готова Пира­мидка. Вот и всё!

Паль­чики (счи­та­лочка) Раз, два, три, четыре, пять, Будем паль­чики считать.

ПЕРВЫЙ паль­чик наш — БОЛЬШОЙ, УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — ВТОРОЙ.

СРЕДНИЙ паль­чик — это ТРЕТИЙ, Он длин­нее всех, заметим!

Вот ЧЕТВЁРТЫЙ — БЕЗЫМЯННЫЙ, Быть без имени так странно…

А МИЗИНЕЦ — паль­чик ПЯТЫЙ, Ростом только маловатый.

Пять — на пра­вой, пять — на левой, Вме­сте — десять, сло­жим смело!

Ох, устали мы считать, Не пора ли нам в кровать?

Спокойной ночи!


Если читать или напе­вать перед сном одни и те же стишки, петь колы­бель­ные, то у ребёнка посте­пенно фор­ми­ру­ется полез­ный навык — настра­и­ваться на сон, услы­шав зна­ко­мые строчки. Хочу пред­ло­жить несколько сти­хов, кото­рые не только настра­и­вают на сон, но и рас­ши­ряют кру­го­зор ребёнка.

Кро­вать Вот твоя кровать, Чтобы сладко спать. Мяг­кая перинка, — Отдох­нёт пусть спинка.

Вот тебе подушки, Положи под ушки. Вот и одеяло, Чтоб теп­лее стало.

Глазки закры­вай, Баю — баю — бай!

Дверь Мы с тобой открыли дверь, В ком­нату вошли, теперь Затво­рим её опять И ско­рей ложимся спать.

Там, за две­рью многолюдно, Здесь же тихо и уютно. Не мешает шум и гам, Дверь уснуть помо­жет нам!

Луна На дворе уже темно… Загля­нула к нам в окно Круг­ло­ли­цая луна Смот­рит лас­ково она,

Шеп­чет тихо так: «Ребятки, Спать пора, вас ждут кроватки, Слад­кие встре­чайте сны Из неве­до­мой страны».

Кто как говорит?

— Скажи, как собачка лает? А коровка как мычит? — есть ли такие мамы и папы, бабушки и дедушки, кото­рые бы не при­ста­вали с подоб­ными вопро­сами к годо­ва­лым кро­хам? Ведь ребёнка важно сна­чала научить пра­вильно про­из­но­сить слоги, а потом уже и слова.


И такая рече­вая игра «Кто как гово­рит?» очень полезна для раз­ви­тия речи ребёнка, осо­бенно, если наглядно пока­зы­вать ему соот­вет­ству­ю­щую игрушку или кар­тинку. Игрушку, конечно, лучше, ведь её можно подер­жать в руках, раз­гля­деть со всех сто­рон, изоб­ра­зить, как дви­га­ется то или иное живот­ное, разыг­рать малень­кую сценку.

Для этого весьма полезны могут быть наборы раз­ных игру­шеч­ных зве­рю­шек. Только для детей до трех лет сле­дует поку­пать не слиш­ком мел­кие игрушки, чтобы малыш не смог их слу­чайно про­гло­тить или подавиться.

И тогда можно разыг­рать целую сказку о домаш­них живот­ных. Напри­мер, такую:

Слез Ванюша с теп­лой печки, Вышел утром на крылечко.

Сколько жив­но­сти вокруг — Гуси, уточки, индюк.

Вот мычит корова: — МУ‑У, Молока давать кому‑у?

А коз­лё­нок робко: — МЕ‑Е, Молока давайте мне‑е.

Но строга бурёнка: — МУ‑У, Дам телёнку своему!

Позвала коза: — МЕ-МЕ‑Е, Мой сынок, иди ко мне‑е.

Малы­шей своих мамочки любили, Тёп­лым молоч­ком деток накормили.

Рас­ку­дах­та­лась хохлатка: — Вы поду­майте, цыплятки, Что ещё за молоко? КО-КО-КО, КО-КО-КО! Лучше травку пощипать Или зёр­нышки склевать.

Утка кряк­нула: — КРЯ-КРЯ, Не теряйте время зря, Ста­но­ви­тесь по порядку И — за мной, мои утятки! Все — на пруд, пора купаться, Хва­тит без толку шататься.

Не про­шли и два шага — Гусь навстречу: — ГА-ГА-ГА! Вас при­вет­ствую, соседка! Как здо­ро­вье, спите крепко? Как детишки, как супруг?

Пере­бил его индюк:

— БАЛ-БАЛ-БАЛ, БАЛДЫ, БАЛДА, Ну-ка, гусь, поди сюда. Ты чего так раскричался? Ишь, не смот­рит! Что, зазнался?

Гордо посмот­рел гусак, Грозно заши­пел. Вот так: — ГА-ГА-ГА, Со мной, индюк, Взду­мал ты тягаться вдруг? ГА-ГА-ГА, я храб­рый гусь! И тебя я не боюсь!

При­ска­кала к ним лошадка: — Хва­тит ссо­риться, ребятки. Пере­станьте сей же час, Дети смот­рят ведь на вас! И‑ГО-ГО‑О, — ещё сказала, К жере­бёнку поскакала.

При­бе­жала к ним овечка: — БЕ-БЕ-БЕ‑Е, Болит сердечко: Мой ягнё­нок потерялся, Как бы волку не попался!

Из кустов вдруг слышно: — БЕ‑Е, Мамочка, иду к тебе‑е.

Свинка тол­стая идёт, Поро­ся­то­чек зовет: — Ну, кому я говорю, Кушать ведь пора, ХРЮ-ХРЮ!

Вот котё­но­чек сидит, — МЯУ-МЯУ,— говорит, Лап­кой умывается, Ване улыбается.

Песик хво­сти­ком вильнул, Потя­нулся и зевнул. Он Ванюше очень рад: — АВ-АВ-АВ, — пять раз подряд.

Мама к Ване подошла, Нежно Ваню обняла: — Утро доб­рое, сынок, Зав­тра­кать пора, дружок, Ждёт нас за сто­лом отец… — Тут и ска­зочке конец!

Хочется ещё доба­вить, что игры со взрос­лыми нужны ребёнку не только для его интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия, но и для созда­ния поло­жи­тель­ного эмо­ци­о­наль­ного тонуса, пра­виль­ного пси­хи­че­ского развития.

Игра со взрос­лыми людьми для детей (не только малы­шей, но и школь­ни­ков) все­гда — источ­ник осо­бой радо­сти. Тем более, что при­мерно до полу­тора лет малыш прак­ти­че­ски ещё не умеет играть само­сто­я­тельно или со сверст­ни­ками. Но и после двух лет он нуж­да­ется в посто­ян­ном обще­нии с род­ными, осо­бенно — с мамой и папой.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет

Уроки должны быть короткими, театрализованными и насыщенными играми. Поначалу, чтобы четко следовать плану и не идти у ребенка на поводу, лучше подготовить подробный конспект.

Упражнения для артикуляционной гимнастики в подготовительной группе

На занятиях огромную помощь оказывают разнообразные логопедические книжки, раскраски и другие дидактические материалы. На просторах всемирной сети есть пособия, которые можно распечатать и применять в домашних играх.

Дополнительная информация. Конспекты занятий можно подсмотреть в книге О.Э. Литвиновой «Речевое развитие детей раннего возраста». Составленные четко по программе ФГОС на основе многолетнего опыта автора, все упражнения в книге направлены на становление произношения и грамматического строя речи малыша.

Учим правильно подражать речи взрослых

Для правильного подражания устной речи важно, чтобы произносимые взрослым слова звучали правильно и четко. Малыш может не сразу сказать фразу целиком и правильно. Главное – даже в нечетко звучащем произношении сохранность количество слогов. Если из нескольких слогов слова ребенок выбирает и произносит один, наиболее ему удобный, – это нарушение речи, которое в данном возрасте уже необходимо лечить.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребенка

Голосовой аппарат в раннем возрасте формируется на основе фольклорных песен и сказок. Частушки, прибаутки и другие формы песенного творчества содержат большое количество удобно произносимых гласных. Народные песни помогают увеличить количество проговариваемых на одном выдохе слов, улучшить плавность выдоха, а также познакомить малыша с русским фольклором.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Чтобы разговорить ребенка нужно:

  • Не давать все вещи по первому его указательному жесту, а спрашивать: «Ты хочешь яблоко? Или апельсин?». И только после перебора нескольких вариантов, давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи.
  • Ежедневно читать с малышом короткие стихотворения и стараться их повторить.
  • Устраивать некие «собрания» животных в игре и спрашивать: «Как говорит корова? А собака? А кошка?»

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения:

  • Надуть щеки;
  • Улыбка;
  • Трубочка (вытянуть губы вперед);
  • Лопатка (широкий язык на нижней губе);
  • Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык).

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей

В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:

  • звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
  • речевое сопровождение всех действий ребенка;
  • знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Картотека игр для развития речи с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Картотека игр для развитие речи

детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Г. Груба «Развиваем речь с раннего возраста».

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

«Меня понимают все

» — так образно можно назвать этот период. Ребенок начинает много говорить, легко запоминает стихи, сказки, может объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал. Речь становится более выразительной.

К концу третьего года жизни

ребенок уже употребляет распространенные предложения, почти все части речи, то есть начинает овладевать речью-описанием.

Малыш хочет многое узнать, ему все интересно, он чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Ребенок пытается обозначить все, что видит и понимает, по-своему, то есть «творит слова». Эту неповторимую особенность детской речи — словотворчество — ярко описал и проанализировал писатель и лингвист К.И. Чуковский.

Успешно развиваются все психические процессы — мышление, память, внимание, воображение. Ребенок уже может сравнивать предметы и явления и делать простейшие умозаключения наглядно-действенного характера (что видит, с чем действует).

Речь ребенка становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Задачи речевых игр этого периода:

  • обогащать пассивный и активный словарь детей общеупотребительными существительными, глаголами, наречиями, прилагательными и предлогами;
  • учить говорить предложениями, строить их грамматически правильно;
  • формировать правильное звукопроизношение.

Кроме речевых, важно решать задачи по развитию личностных качеств:

  • формировать интерес к активному взаимодействию с окружающими;
  • поддерживать инициативу, позицию «я сам», поощрять стремление высказываться по собственному желанию, включаться в разговор.

Тематика игр может быть самой разнообразной, в том числе и такой, которая использовалась в работе с детьми второго года жизни. Однако при сохранении сюжета меняется содержание, способы взаимодействия взрослого и ребенка.

Используются разные приемы развития речи, их содержание усложняется. Например, детям двух-трех лет уже можно давать образец элементарного рассказа-описания для его повторения. Способы действия с предметами (игрушками) взрослый не только сам показывает, но и стимулирует активность детей, их инициативу и самостоятельность. Вопросы усложняются и становятся более разнообразными.

Информация для воспитателя.

1. Длительность игры зависит от ее содержания и интереса детей (но не более 10-15 мин.).

2. Воспитатель сам определяет, с детьми какого возраста (с учетом их индивидуальных возможностей) провести ту или иную игру.

Карточка №1

«Кто где живет «

Задачи.

Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Материал.

Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).

Содержание игры

Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка «приносит» коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто — в доме.

Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.)

Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит… Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам?
(Из леса.)
Какого цвета наш зайчик?
(Белого.)
Какие у него ушки, какой хвостик?
(Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.)
Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет.
(Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.)
Петрушка «достает» из коробки корову.

Воспитатель. Это корова. Она мычит: му-у-у. Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.)

Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко.
(Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.)
Далее можно предложить детям брать поочередно игрушки из коробки и спрашивать, где они живут. Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных-игрушек с ярко выраженными признаками (например: рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.).

В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой. Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.

Примечания:

  • игра повторяется несколько раз: количество игрушек увеличивается;
  • можно прочитать стихи про тех животных, с которыми проводится игра.

Карточка №2

«Пожалеем зайку»

Задачи.

Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце — он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.

Материал:

игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.

Содержание игры

Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.

Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям — проговаривает вместе с ними вопрос)

. Вот что случилось:

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.)

Что случилось с зайцем?
(Бедный зайка промок, ему холодно.) (Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.)
Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Покормить, согреть.
(Дети повторяют.)
Что любит заяц?
(Морковку, капусту.)
Давайте покормим зайца. Чем мы кормим зайца?
(Морковкой, капустой.)
Давайте согреем зайца.
(Показывает теплый шарф.)
Что это? Шарф, теплый шарф.
(Укутывает зайца в шарф.)
Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца?
(Шарфом, теплым шарфом.)
Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: «Спасибо, спасибо!» Давайте попросим зайца поплясать: Заинька, попляши! Серенький, попляши! Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши!
(Заяц «пляшет». Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)
Вариант игры (после 2,5 лет).

Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный и плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.

Карточка №3

«Едем в лес»

Задачи

. Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развивать память, внимание.

Материал.

Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры

Игру желательно провести на участке игрушки заранее расставить под кустами, юлку посадить на дерево).

Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают «паровозиком» за воспитателем.

Воспитатель. Чу-чу-чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес! (Проходят вокруг участка. Дети подпевают.)

Вот мы и приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья? Высокие, большие!
(Поднимает руки вверх. Дети повторяют.)
Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш-ш-ш…
(Дети повторяют.)
А кто так жужжит: ж-ж-ж?.. Правильно, пчелы. Давайте пожужжим как пчелы. Слышите, комары звенят: з-з-з…
(Дети повторяют.)
А кто в лесу живет? Какие животные? Я буду загадывать загадки, а «отгадки» поищем в лесу вместе.

Белый и пушистый, в лесу живет,

Скачет: прыг-скок. (Заяц)

Молодцы, сами догадались! Где сидит заяц? Заяц сидит под кустом. Кто скажет, почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: «испугался волка», «будет дождик» и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей.)

Кто зимой холодной

Ходит по лесу

Злой и голодный? (Волк.)

Давайте найдем волка. (Дает возможность детям самим найти игрушку.)

Воспитатель (обращает внимание на дерево, где сидит белка):

В лесу на дереве — дупло,

Там хлопотунья-белка

Устроила хороший дом

Своим малюткам-деткам.

Где белка живет? Где ее дом? (Дети показывают, поднимают руки.)

Высоко белка живет, на дереве.

В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие животные в лесу живут?» и обобщает ответы детей: «Дикие животные — звери — в лесу живут».

Все снова встают «паровозиком», «едут» обратно в детский сад и поют: «Чу-чу-чу…» И т.д.

Примечание.

Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе.

Карточка №4

«Угадай, кто в корзине»

Задачи.

Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал.

Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

Мягкие лапки,

На лапках — царапки.

На молоко глядит,

«Мяу! Мяу!» — говорит.

Из корзинки показывается кошачья лапка.

Воспитатель. Чья это лапка, как вы думаете? (Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и достает из корзины игрушечную кошку с бантиком.)

Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать?
(Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказывать вместе с ним.)
Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках — царапки.
(Играет с кошкой.)
Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает.
(Выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить.)
Как она мяукает? Как мурлычет?
(Хоровые и индивидуальные ответы детей.)
Отгадайте, кто еще в корзинке спрятался?

С нами дружит,

Верно служит,

Хвостиком виляет,

«Гав! Гав!» — лает.

(Из корзинки показывается виляющий хвостик)

Чей хвостик? Кто в корзинке? Собачка.
(Достает игрушку из корзины, дети рассматривают ее.)
Собака какая?
(Лохматая, большая и т.п.)
Что собачка делает?
(Лает.)
Как она лает?
(Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.)
Кто еще остался в корзине?

Колючие, как елки,

Но с серыми иголками.

Живут в лесу,

Боятся лису.

(Дети отгадывают. Педагог достает двух ежей.)

Ежи какие? (
Маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель уточняет ответы детей.)
Далее игра проходит в форме вопросов педагога и ответов детей.

Воспитатель. Что делает кошка, когда ее гладят? (Радуется, мурлычет.)

А когда видит мышку?
(Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит.)
Что еще умеет делать кошка?
(Мяукать, лакать молоко, играть.)
Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.)

Как она себя ведет, когда видит кошку?
(Бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)
Примечание.

По ходу игры можно создавать ситуации, в которых дети будут упражняться в изменении слов. Например, спрятать одного ежа и спросить, кого нет (ежика); или спрятать обе игрушки (убежали ежики) и т.п.

Вариант игры.

Одни дети показывают действия с игрушками, другие их называют (при этом стимулируется речевая и двигательная активность, формируется умение взаимодействовать друг с другом).

Карточка №5

«Кто как кричит «

Задачи.

Закреплять знания детей о животных и птицах. Вовлекать в диалог — развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.

Материал.

Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6—8 штук).

Содержание игры

Воспитатель привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.

Воспитатель. Это домик не простой, кто же в нем живет? Давайте постучим и спросим: «Тук-тук-тук, кто здесь живет?» (Говорит за петуха.)

«Ку-ка-ре-ку, я петушок, золотой гребешок!» Кто это?
(Петушок.)
Позовите его: «Петя, петушок, золотой гребешок, иди к нам!»
(Побуждает к индивидуальным повторениям.)
«Ку-ка-ре-ку! Иду, иду!»
(Достает игрушку из домика.)
Здравствуй, Петя-петушок!
(Дети здороваются, рассматривают игрушку.)
Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка!
(Побуждает детей к речевой активности.)
Какие перышки? Какая бородушка? Какой хвост?
(Петушок снова «кричит».)
Как вы думаете, кого зовет петушок?
(Курицу и цыплят.)
А как мы их позовем?
(Цып-цып-цып!)(Вместе со взрослым дети зовут хором; к индивидуальным повторениям привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия «один цыпленок» — «много цыплят».)
Как курица зовет цыплят? Как цыплята пищат?
(Дети воспроизводят звукоподражания. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)
Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя? И т.д.

(Достает из домика корову.)

«Му-у-у! Молока кому?» Кто это?
(Корова.)
Коровушка-буренушка, большая, рыжая, мычит: му-у-у! Как мычит корова?
(Ответы детей.)
Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова. (Закрепление понятий «рядом», «вместе»)

Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по-разному.

В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейся игрушкой. («Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?»)

Примечание.

В ходе игры следует обязательно поддерживать и поощрять инициативу детей: «Молодец! Правильно сказал. Сам выбрал игрушку!» И т.п.

Варианты игры (после 2,5 лет):

  • используются другие игрушки;
  • в конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.

Карточка №6

«Где наши детки?»

Задачи.

Расширять знания детей о домашних животных, обогащать и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Материал.

Игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка — в коробке; теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок – за ширмой).

Предварительная работа.

Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных, знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Содержание игры

Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их.)

Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно знать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки.) «Му-у-у, своего теленка я ищу!» Теленок потерялся! (
Дети повторяют за педагогом название детеныша.)
«И-го-го, мой жеребенок далеко!» Жеребенок пропал! «Ме-е-е, иди, козленок, ко мне-е-е!» И т.д. Где же они?

(Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой.)

Воспитатель. Вот они и нашлись! (Обращается к игрушкам.)

Вы, наверное, потерялись? Дети помогут вам, если вы скажете, кто ваши мамы.

Предлагает малышам выбрать любого «детеныша», спросить его о «маме», позвать ее, например: «Катя, спроси у котенка, кт его мама? (Кошка.)

Как он зовет маму?!
(Мяу-мяу!)
Позови вместе с котенком кошку-маму.
(Ребенок повторяет.)
Молодец, Катя! А теперь отнеси котенка к его маме-кошке. Поставь котенка рядом с мамой».

Такие же действия повторяются со всеми детенышами. Игрушки «благодарят» за помощь. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей)!»

Примечание.

В дальнейшем дети могут сравнивать животных по величине, самостоятельно строить для них домики.

Карточка №7

«Что купили Зине в магазине «

Задачи.

Закреплять умение дифференцировать предметы в связи с их назначением, различать и выделять детали рассматриваемых предметов, называть их; упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з]; стимулировать речевую активность детей.

Материал.

Кукла, игрушечная посуда (в том числе чайная).

Содержание игры

Создается игровая ситуация: кукла Зина хочет угостить других кукол чаем, но посуды мало.

Воспитатель. Надо купить посуду. Где ее можно купить? (В магазине.)

Возьмем куклу Зину и поедем в магазин. Куда поедем? Кого возьмем с собой?
(Ответы детей.)
На чем поедем? Отгадайте:

По рельсам бежит,

Динь-динь! — звенит.

Что это? (Трамвай.)

Поедем в магазин на трамвае.
(Встают «паровозиком» и «едут» в «магазин». «Магазин» — стол, на котором расставлена кукольная посуда.)
Вот мы и приехали! Как много разной посуды в магазине! Какая посуда нам нужна, чтобы напоить кукол чаем? (Чайная посуда.) Зина, правильно дети назвали посуду?
(Кукла «подтверждает»)
Нужно купить чашки и блюдца.
(Находят и рассматривают посуду.)
Чашка какая?
(Синяя.)
Блюдце какое?
(Синее)
Педагог поощряет ответы детей и предлагает спросить у куклы Зины, какие чашки и блюдца ей больше нравятся. Кукла «показывает». Дети складывают посуду в коробку. Педагог следит, чтобы чашек и блюдец хватило всем куклам, которые будут «пить чай».

Воспитатель. Что еще надо купить? (Предположения детей.)

Правильно, ложки, чтобы размешивать сахар, который положили в чай. А из чего будем наливать чай?
(Из чайника.)
Покажите, где чайник. Чайник какой? Большой, красивый, синий.
(Поддерживает и поощряет индивидуальные высказывания детей. Показывает сахарницу.)
Что это? Это сахарница.
(Дети повторяют.)
Сахар насыпают в сахарницу. Вы любите пить чай с молоком? Молоко наливают в молочник
(Показывает молочник)
Молочник какого цвета?
(Синего)
Вот сколько посуды мы купили сегодня. Что мы купили Зине?
(Чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарницу, молочник)
Какую посуду мы купили?
(Чайную.)
Для чего нужна чайная посуда?
(Ответы детей.)
Наши куклы будут рады!

Примечания:

  • посуда может быть разного цвета и в разном количестве — по числу кукол;
  • обязательно продолжить игру — устроить «чаепитие» для кукол, предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу.

Варианты игры:

  • покупка столовой посуды — для игры «Куклы обедают». При этом следует обращать внимание на цвет, размер и назначение предметов;
  • покупка мебели — для игры «Устроим кукле комнату».

Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста происходит поэтапно. Каждому этапу соответствуют определенные активный (проговариваемый) и пассивный (понимаемый) словари, звукопроизношение.

Ребенок 2-3 лет

Раннее речевое развитие ребенка

К 3-м годам у малыша формируется некая «база» речи, на основе которой строится все дальнейшее ее развитие. Поэтому с самого рождения нужно обращать особенное внимание на развитие речевых навыков ребенка.

Среднестатистические нормы

Если с первых месяцев жизни с ребенком активно занимались в домашних условиях, общались и комментировали свои и его действия, то к возрасту 2-3-х лет у него происходит формирование достаточно большого пассивного словаря. Говорить при этом он может невнятно, непонятно, отрывистыми словами и короткими фразами.

Обратите внимание. В данный период понимание речи развито сильнее, чем ее произношение.

Основные нормы развития речи малыша к третьему году жизни:

  • Большая часть употребительных слов – существительные и глаголы. Начинает использовать прилагательные, предлоги и союзы, местоимения и наречия.
  • Используются простые фразы из 2-3 слов. Способен поддержать простой диалог.
  • Знает характеристики предмета (большой, маленький), основные цвета и формы.
  • Понимает обращение к нему взрослого.
  • Форма активного познания языка – изобретение новых слов. Например, лопатке может дать название – копатка.
  • Звукопроизношение к 3-м годам далеко от идеала. Трудности возникают при произнесении свистящих и шипящих звуков, «Л» и «Р». Часто происходит замена твердых на мягкие. Это считается нормой для данного возраста, развивается чистое звукопроизношение к 5-и годам.

Основные причины задержки развития речи у детей

Иногда процесс речевой деятельности развивается не по общепринятому сценарию. По возрасту малышу давно пора заговорить, но он упорно молчит, общается посредством мимики и жестов или крайне неразборчиво. Причины задержки речевого развития (ЗРР) могут быть следующими:

  • Болезни матери во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни и травмы головы ребенка до трех лет;
  • Нарушение слуха;
  • Отсутствие интенсивного общения со взрослым.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения выполняются при нескольких условиях: ребенок сидит с прямой спиной, глядит прямо перед собой, при выдохе не надувает щеки. Заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой можно и дома, а материалы для упражнений выполнить в процессе совместного с ребенком творчества.

Обратите внимание. Артикуляционная гимнастика в этом возрасте происходит по подражанию взрослому, по большей части перед зеркалом.

В чем может крыться причина молчания малыша?

Причинами молчания малыша могут быть:

  • малое внимание со стороны взрослых;
  • травмы в перинатальный период и в раннем детстве;
  • нарушения слуха.

Многие родители ссылаются на то, что «родственник заговорил в 4, и все с ним хорошо». Однако стоит помнить, что развивать речь малыша стоит с малых лет, т.к. наследственность не играет главенствующей роли в ее становлении, а последствия могут быть очень плачевными. Моторная и сенсорная алалия, ЗРР и другие нарушения речи требуют постоянной логопедической коррекции.

План итогового занятия по развитию речи в средней группе

Что влияет на развитие речи у двухлетки

В первую очередь влияет наследственность и наличие травм во время беременности, родов и в период раннего развития малыша.

Вторая причина – это окружение. Важно, чтобы с ребенком общались часто и правильно (без сюсюканий). Детские слова и фразы в этом возрасте – точное отражение речи взрослых. Поэтому, чтобы правильно развить и обогатить словарь малыша, нужно тщательно следить за тем, в какой речевой среде он находится.

Домашнее занятие с ребенком

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]