Логопедические упражнения детям 4-5 лет для развития речи дома


Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Когда нужна помощь

Специалисты уверяют, что понять, какие проблемы могут возникнуть в речи, можно чуть ли не с рождения:

  • если малыш к концу 1 месяца с помощью крика не пытается дать знать, что ему пора бы покушать, или когда испытывает дискомфорт;
  • если в конце 4 месяца не реагирует улыбкой;
  • если к концу пятого месяца не произносит отдельных звуков, показывая взглядом на тот предмет, который имеет ввиду. Например, мама спрашивает: «Где погремушка?»;
  • к концу 7 месяца не пытается обратить на себя внимание с помощью произносимых звуков;
  • в конце 9 месяца в лексиконе малыша не появились слова, состоящие из повторяющихся слогов, таких как «ма-ма», «па-па»;
  • в 12 месяцев не откликается на простые просьбы: «Дай игрушку».

Виды дефектов речи

Перед тем как начать занятия, нужно знать виды нарушений речи:

  • заикания;
  • дислалия;
  • гнусавость;
  • неврологические заболевания.

К сведению! Чтобы выявить их, нужно лишь регулярно общаться с чадом.

Основные характеристики речи в 5-6 лет

К этому времени речь развивается и усложняется. Малыш уже способен произносить шипящие и свистящие звуки. Увеличивается выразительность речи, заметить это можно при чтении стихов и в ролевых играх. Она становится связной, а предложения более распространенными. Дети уже способны пересказать сказку или описать картину.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Комплекс артикуляционной гимнастики детям 4-5 лет в средней группе

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения — это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда дети начинают при правильном развитии разговаривать?

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное — не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.

Особенности отработки шипящих звуков

Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.

Упражнения повторять не меньше 5 раз.

Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.

Речевые дидактические игры как вид деятельности

Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.

И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.

Виды дидактических игр, развивающих речь

Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.

Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками

Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей

Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.

Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи

Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.

Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре. Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении. Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи. Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга. Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения. Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов

Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными. Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]