Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей

Звук «Л» необходимо ставить ребенку как можно раньше, а именно в тот момент, когда вы заметили проблемы в произношении этого проблемного звука. Чем старше дошкольник становится, тем менее покладистим становится его язык. Проще будет побороть проблему «на корню», чем потом пожинать «плоды» невнимательности к своему чаду.

Постановка звука «Л» заключается в использовании различных методов работы с неусидчивым и подчас неподдающимся малышом. Эта статья посвящена самостоятельной логопедической работе родителей со своими детьми. Статья предоставит маме и папе возможность научить своего ребенка говорить букву «Л» и звук «ЛЬ» легко и быстро. Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильно говорить букву «Л» без помощи педагога-специалиста. Лечение делится на два этапа: выработка правильной артикуляции и автоматизация звука.

Постановка звука «Л» при его отсутствии или замене в речи ребенка на «Ы»

На первом этапе вырабатывают правильную артикуляцию и речевое дыхание при произнесении звуков «Л» или «ЛЬ» (это и есть артикуляционная гимнастика). На данном этапе процесс вдоха и выдоха важен как никогда.

Попытайтесь приказать малышу произносить свой «размазанный» звук «Л» (который больше похож на Ы) четче. Этот звук должен быть произнесен так, будто попадает малышу на ладошку. Выдыхать нужно так же сильно. Необходимо отодвигать ладошку как можно дальше ото рта, чтобы ротовой выдох усиливался.

Накажи язычок

Необходимо пошлепать язычок губами 5-6 раз, произнося при этом «пя-пя». Затем следует удерживать широкий язык в спокойном положении.

Сделать язык лопаткой

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. Губу при этом не натягивать на нижние зубы. Удерживать в этом положении от 1 секунды до 5, а затем и до 10.

Джем «Пальчики оближешь»

Ребенку нужно будто слизать с верхней губы джем широким кончиком языка. При этом движения должны быть сверху вниз, а не по сторонам. Нижняя губа не должна быть задействована.

Дыхательная гимнастика

Патологии со стороны органов ЛОР, строения лицевого скелета и нарушении иннервации мышц Я, мягкого неба, губ и щек вызывают затруднение в преодолении ламбдацизма. Воздушная струя слабая, либо она растекается и уходит в щеки. Или она идет на корень Я, а не на переднюю его часть. Дыхание верхне ключичное, грудное, а не брюшное, диафрагмальное.

Особенно сложно ставить Л при дизартрии и аденоидите. Парез небной занавески, затруднение в использовании носового резонатора требуют особой внимательности. Надо компенсировать эти патологии с помощью отработки правильного речевого дыхания. Надо отработать с ребенком контроль над вдохом и выдохом. Научить его пользоваться диафрагмальным дыханием, когда при вдохе увеличивается живот. А при выдохе уменьшается, а не наоборот, как при грудном.

Малыш должен уметь набрать в себя как можно больше воздуха и удерживать его некоторое время, не выдыхая сразу. Необходимо следить за тем, чтобы не закружилась голова. Надо добиваться некоторой автоматизации навыка и умения различать выдох через рот и нос. Выдох через нос используется при сморкании. Даем установку “прочистим носики”.

Затем наоборот, вдыхаем через нос и дуем на вертушку, в свистульку или дудочку. После этого переходим на речевые звуки — набираем воздух и долго тянем гласные: “аааааааа”, затем тянущиеся согласные, которые хорошо произносятся, “ммммм” или ”ввввввв”. Когда навык автоматизирован, пробуем удерживать язык между зубов и долго тянуть “ллллллл” или “льльльль”, смотря что получается.

Сдуваем кусок ваты или салфетки с руки, носа и других предметов. Берем его и кладем на нос, пытаемся сдуть языком, обнимающим верхнюю губу. Следите, чтоб выдох был не из носа, щеки не надувались, а губы не сжимали намертво Я. Тоже самое проделываем, дуя на ватку с ладошки, держа язык между губ, а затем зубов. Когда все это начинает получаться, сдуваем ватку, поднимая язык за верхние зубы.

Методические указания родителям

При закреплении звука «Л» следует использовать картинки со словами: лев, лиса, лист, лейка, слива, апельсин, шляпа, цыпленок, вафли, домашние туфли, соль, телефон. Заметьте, во всех вышеперечисленных словах звук «л» является мягким. Именно с мягкого звука «ль» следует начинать обучение правильного произношения. После успешного преодоления ребенком мягкого звука, справиться с освоением твердого звука детскому язычку будет уже не так трудно.

Ниже представлены способы обучения детей произношению твердого звука «Л».

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «л»?

Наиболее часто встречающиеся ошибки во время произношения звука «л»:

  • губы расположены неправильно, что приводит к произношению других звуков;
  • язык не прикасается к небу, а оттягивается внутрь ротовой полости (получается звук «ы»);
  • во время произношения буквы «л» ребенок резко вдыхает воздух.

Обычно звук «р» дети учатся выговаривать одним из последних. Но если его произношение отработано раньше, чем «л», может осуществляться замена. То есть вместо слова «ложка» ребенок говорит «рожка». Правда, подобные случаи наблюдаются редко.

Неправильная постановка губ

При сильно вытянутых губах в момент проговаривания буквы «л» слышится «в» или «у». Родитель дошкольника в таком случае может самостоятельно исправить произношение согласного звука. Особенно помогает упражнение, при котором необходимо плотно сжать верхние и нижние зубы, широко улыбнуться, разведя губы.

Если проблема в произношении буквы «л» связана с ошибочным расположением губ, помогут логопедические упражнения для детей:

  • «Усталость» − глубоко вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, губы в момент дыхания расслаблены и слегка открыты.
  • «Рыбка» − хлопать расслабленными губами, словно рыбка, выброшенная на берег.
  • «Лошадка» − вдохнуть носом, выдохнуть ртом, воздух проходит сквозь расслабленные губы со звуком «прр».

Артикуляционная гимнастика со словами

Попросите сына/дочь повторить следом за вами или самому вслух прочесть определенные слова, содержащие проблемную букву. Конечно, дошкольнику нелегко будет высидеть, читая или повторяя большее количество слов. Поэтому постарайтесь проявить креативность. Нарисуйте (если не умеете или ленитесь рисовать, распечатайте в Интернете) картинки с изображением каждого из нижеприведенных слов. Существительные нарисовать будет легче. Если же это глаголы что-то вроде «скакала, водила», то изобразите на листе бумаги девочку/мальчика в данном действии (скачущего или водящего хороводы). Можно объединить несколько слов, таких как существительные и глаголы (или прилагательные). Например, унылый Лука уснул.

Подготовка к упражнениям на постановку «л»

Улучшение подвижности мышц языка и губ – первый шаг при восстановлении речевого развития. Подготовка к упражнениям на постановку «л» заключается в следующем:

  • облизывание поверхностью языка верхней губы, проводя им сверху вниз и удерживая нижнюю губу неподвижно;
  • выполняются движения, аналогичные предыдущему упражнению, но в ускоренном темпе и с произношением «бл»;
  • пощелкать языком по верхнему небу около зубов, нижние резцы остаются неподвижными, рот немного приоткрыт;
  • широко улыбнуться с приоткрытым ртом, считать во время тренировки: раз – кончик языка уперся в верхние зубы, два – в нижние (поочередно);
  • язык упирается в небо до натяжения уздечки.

Данные упражнения помогают при любых видах неправильного произношения «л». Выполнять их необходимо как минимум две недели. По рекомендациям логопеда длительность тренировки можно увеличить до месяца.

Язык жестов

Можно в качестве варианта вообще обойтись без изобразительного искусства. Попытайтесь упростить упражнения и жестами показать то или иное слово, содержащее букву «Л» или звук «ЛЬ», таким образом, чтобы дитя могло без труда его угадать. Если ребенок не знает значение картинки, расширьте его кругозор, объяснив, что именно этот предмет означает и для чего предназначается. При этом вы добьетесь двойного результата. Малыш и эрудицию подключит, и правильно говорить заодно научится. Такая гимнастика побудит детей к дальнейшему саморазвитию.

Итак, следует поочередно отработать с дошкольником несколько словарных рядов.

  1. Первые словарные упражнения будут содержать слог «ла»:

    Лак, лапа, юла, лада, зола, вела, лаз, ладно, лампа, кулак, силач, ласты, Мила, жила, пела, мыла, мгла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, бросала, носила, водила, возила.

  2. Вторые словарные упражнения будут содержать слог «ло»:

    Лоб, лом, лось, лодырь, лодка, ложка, локоть, лом, болото, колода, берлога.

  3. Третьи словарные упражнения будут содержать слог «лу»:

    Лук, луч, лужа, клуша, лужайка, валун, Балу, луна, Лука, лунка, шалунишка, лукошко, голубь, желудь, палуба, лужок.

  4. Четвертые словарные упражнения будут содержать слог «лы»:

    Лыко, милый, вялый, зрелый, малыш, столы, улыбка, полынь, лыжник, голубцы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, белый, вокзалы, каникулы, малышка, смелый, унылый, булыжник, полыхает.

  5. Пятые словарные упражнения будут содержать слог «ал»:

    Халва, балаган, бал, Бали, валун, шалунишка, дал, жал, зал, вал, устал, бокал, мал, галка, палка, мочалка, закалка, скалка, балка, фиалка, спал, упал, копал, алфавит, маршал, шалфей, балкон, вокал, обвал, стучал, металл, галстук, алмаз, выдал, выпал, падал, капал, насыпал, топал, щупал, выгнал.

Как сделать правильное произношение автоматическим?

Не всегда сделать постановку звука «л» в домашних условиях оказывается простым занятием. Порой на это уходит много времени, а иногда и вовсе без помощи специалиста не обойтись.

Главное, избежать перегрузки, ведь для ребенка и 40 минут занятий в день может показаться тяжелым трудом. Тренировки должны быть веселыми и непринужденными, их легче переносить, если воспринимать в качестве игры, а не работы. Достаточно проводить 2 занятия ежедневно по несколько минут каждое.

Мягкий «л»

Что примечательно, даже после того как ребенок научится проговаривать звук «л», он может и дальше пропускать его в словах. В данном случае нужна постановка мягкого звука − «ль». Тренировку желательно начинать сначала со слогов и только потом переходить к полноценным словам (ле − лебедь, лю – люлька).

Полезными оказываются чистоговорки типа «ли-ли-ли – мы нашли грибы» и другие. Также не лишними будут скороговорки:

  • «У теплой плиты Анатолий плетет лапти»;
  • «Великану маленькие Валентины валенки»;
  • «Лала ела халву под одеялом».

Когда прямые слоги с мягким «л» получаются, стоит переходить к следующему этапу обучения – произношению обратных слогов, таких как «уль», «аль» и прочих. Далее – проговаривание слов – моль, тополь, тюльпан и других.

При постановке мягкого «л» требуется следить за правильным расположением языка во рту.

Твердый «л»

По мнению логопедов, постановка звука «л» от «ль» отличается повышенной сложностью. Научить ребенка говорить твердую букву несколько труднее и дольше. Однако методика не отчается от предыдущей, лишь требует больше повторений.

Желательно начинать со слогов «ла», «лу», «ло» и прочих. Далее можно переходить к словам: «лук», «лодка» и другим.

И здесь пригодятся скороговорки и чистоговорки:

  • «Лу-лу-лу – подмели золу»;
  • «В лодке Володька».

При обучении произношения твердого и мягкого «л» стоит избегать слов с буквой «р», поскольку ребенок может путаться.

Игра «Сочиняем на ходу»

После коротеньких разминочных загадок можно перейти к более сложному заданию — текстам, которые ребенку тоже необходимо прочесть вслух или же повторить со взрослым. Желательное условие для данного упражнения — паузы.

Следует научить ребенка говорить с выражением и не спеша. В заданиях подобного рода это важно, потому что слоги имеют похожую структуру и переплетаются, при этом слова имеют разный смысл. Скороговорка здесь не получится. Не торопите детей. Пусть он читает без спешки, сосредоточившись на смысле текста. Только поняв суть сказки, ребенок поймет, с какой интонацией правильно читать текст, а вы сможете научить его говорить правильно и без запинки. В ниже приведенных текстах отрабатывается как твердый «Л», так и мягкий звук «ЛЬ».

Сказочка про куклу Милу

Купила мама маленькой Людмиле куклу. Кукла Люде очень полюбилась. Людмила назвала куклу Милой. Кукла была мила. Целые дни Люда была с Милой. Она шила ей костюмы и платья, расчесывала пышные белые волосы. Люда укладывала Милу спать и баюкала. Девочка берегла куклу. Но как-то Людмила уложила Милу спать. Пока девочка обедала, куклу унесла собака Лайка. Она потрепала куклу. Поплакала-поплакала Люда, но куколку любимую не оставила. Тогда мама решила купить дочурке такую же куклу. Пока дочка спала, мама подложила новую вместо старой куклы. Людмила даже не догадалась.

Формирование правильного произношения звуков

При отсутствии заболеваний, которые связаны с патологиями речевого аппарата, исправить произношение звука «л» можно во время выполнения специальных логопедических упражнений. Их нетрудно проводить дома. В отдельных случаях решить проблему удается только специалисту. При дизартрии, которая связана с поражением нервной системы, понадобится помощь невропатолога.

Поэтапная домашняя тренировка, направленная на правильное произношение «л»:

  1. Укрепление моторики артикуляционного аппарата. В данном случае достичь нужного эффекта помогут специальные упражнения и игры.
  2. Постановка звука. В зависимости от причины дефекта, разработан определенный метод.
  3. Точное произношение. Сочетание «л» с другими буквами. Сначала нужно произносить слоги, а затем слова.
  4. Стихи и скороговорки для развития речи. Они помогут не только быстрее усвоить правильное произношение звуков, но и развить память.

В конце следует закрепить полученный результат путем разучивания песен, сказок, их пересказа.

Научите отличать «Л» и «ЛЬ»

После того, как постановка «Л» автоматизирована, в обязательном порядке поработайте над дифференциацией, чтобы ребенок не путал звуки. Дифференциация – это различение звуков. Постановки автоматизации необходимо проводить в форме забавы для детей. Не допускайте переутомления детей во время постановки. Артикуляционная игра должна проходить в непринужденной форме. При этом важно не только научить ребенка говорить, но и закрепить приобретенные навыки как в повседневной речи, так и в письме.

Артикуляционная гимнастика с дифференциацией

Данная артикуляционная гимнастика предполагает произнесение малышом словарных пар. Следует научить ребенка говорить звук с мягким «ЛЬ» и твердым «Л» четко и ясно. Такое упражение поможет добиться четкости в произношении.

Лавка – лямка;

Игла-земля;

Слон-силен;

Клумба-клюква.

Поиграем в раскраски

Попросите ребенка выделить букву «Л» зеленым цветом там, где она твердая, и красным цветом – там, где он услышит мягкий звук «ЛЬ».

  • Наша Юля словно юла.
  • Илья разжал кулачок, а на ладони сидит светлячок.
  • Станислав гулял по огороду и ел все, что находил.
  • Лоре нужна зеленая, а не голубая краска.

Если малышу надоели повторяющиеся каждый раз упражнения, видоизмените их, придумывать обновленные с другими словосочетаниями и скороговорками. Регулярные занятие и гимнастика языка оградят родителей от некоторых проблем при подготовке ребенка к школе.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков л, ль:

Голосовая гимнастика

Она тесно связана с дыхательными упражнениями, все эти навыки отрабатываются одновременно и параллельно. Л — сонорный звук, в его произношении участвует носовой резонатор, иначе звук будет глуховатый. Надо научить малыша пользоваться включать его. Учимся долго тянуть гласные: сначала просто тянет длительное время, затем меняя их по громкости и по тональности, раскачиваем, например “а-а-а” — “укладываем куклу спать”.

Следующий этап — соединением нескольких гласных “ауауау” или “уауауа”. Затем подключаем согласные, сначала соноры Н и М. Кладем пальцы детей на нос и учимся чувствовать вибрацию. Соединяем с гласными в прямые и обратные слоги. Сравниваем парные глухие и звонкие согласные, которые звучат правильно. Произносим В и Ф, прикладывая руки к горлу или закрыть уши. Главная задача — понять, что звонкие звуки произносятся с голосом.

Когда дыхание, голос и мышцы Я будут готовы, то можно переходить к самой постановке звука Л. Рассмотрим в следующей теме, как можно поставить его: с механической помощью, при дизартрии и аденоидите, с помощью вспомогательных упражнений и от мягкого звук ЛЬ.

Внимательно следите за обновлением блога. Разные задания и упражнения помогут вашему малышу лучше говорить. Желаю вам, чтобы его речь была более понятной — это облегчило контакт с другими людьми в его окружении. Всего хорошего и успехов!

Развитие фонематического слуха у ребенка

  1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
  2. Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
  3. Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
  4. Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
  5. Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:

Мак – лак, шапка – лапка Сом – лом, чайка – лайка Папа – лапа, ножка – ложка Мама – лама, маска – ласка ватка – латка

Закрепление звука – л в спонтанной речи

Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.

Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Логопедическая группа в детском саду: в чем отличие

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Учим ребенка выговаривать Ш: советы логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]