Логопедический мастер-класс :»Сказка о веселом язычке»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Сказка о Веселом Язычке »
Цель:
— Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой
— Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям
— Развивать творческие умения и навыки родителей
Оборудование:
— Индивидуальные зеркала
— Интерактивная доска (для показа артикуляционных поз)
— Буклеты с описанием артикуляционных упражнений
Методические рекомендации:
Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 8-10 человек (небольшой группы) в целях снятия напряжения, повышения эффективности и качества предлагаемой работы
Ход:
Логопед приветствует родителей, объявляется тема мастер-класса. В круг пускаем цветок и просим передавая цветок назвать друг друга ласково. Цветок возвращается логопеду.
«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать не только на логопедических занятиях, но и в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться».
«Обратите внимание на слайд (показ слайда), в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики
:
— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в
день) 1
— соблюдать последовательность в движениях
— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить
— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме
— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время
— следить за четкостью и правильностью выполнения
— не допускать переутомления ребенка
— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной
« Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить послушай сказку о Веселом Язычке, которая поможет не только вам и но вашим детям с интересом и легкостью проводить упражнения для язычка».
Просим родителей взять в руки зеркала.
«Все упражнения которые мы будем выполнять будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало». Логопед выполняет вместе с родителями, в случае необходимости поясняет.
В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ слайда).
За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда).
Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с горки (упр. «Горка», показ слайда).
2
Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки, наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой.
Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ слайда) вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье», показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!
Попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка из предложенных в буклете.
Артикуляционные упражнения
1. «Улыбочка».
Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
1. «Трубочка».
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
1. «Хоботок».
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
1. «Лопаточка».
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10.
Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
1. «Иголочка».
Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
1. «Сердитая кошечка».
3
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
1. «Желобок».
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.
1. «Парус».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.
1. «Чашечка».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10
Выполнять 3—4 раза.
1. «Заборчик».
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5—6 раз по 10—15 секунд.
1. «Лошадка».
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.
1. «Грибок».
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз.
1. «Маляр».
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.
1. «Дятел».
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук
1. «Прогони комарика».
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит. 4
1. «Покусывание кончика языка».
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
1. «Качели».
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках , затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз.
1. «Катание шарика».
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
1. «Часики».
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.
1. «Вкусное варенье».
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5—6 раз.
1. «Змейка».
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения
Артикуляционная гимнастика для родителей.
5
6
7
Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект
Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2021. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 30.09.2021).
Заказ № 583397
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
- развивать речевую деятельность;
- развивать фантазию, воображение.
Воспитательные:
- создать новогоднее настроение, желание творить и приносить радость другим;
- вызвать желание у детей и родителей участвовать проекте;
- привлечь родителей как активных участников к подготовке к проекту.
Обучающие:
- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.
Коррекционные:
- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.
Предполагаемый результат:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный
Тип проекта: краткосрочный
Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Продукты проекта:
- книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук, проектор.
Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Поисковый. | Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический. | Сбор информации: — подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; — изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; — пополнение предметно-развивающей среды; — привлечение родителей к работе над проектом; — подборка консультаций по теме проекта. | Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал. |
3 этап. Практический. | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). — провести занятие по рисованию; — разучить комплексы артикуляционных упражнений; — придумать сказку о Веселом Язычке; — создать условие для практического применения полученных знаний. | Рисуют Весёлого язычка; Разучивают артикуляционные упражнения; Придумывают сказку о Весёлом язычке |
4 этап. Презентационный. | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке | Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» |
Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ
Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями. | ||
Совместная деятельность взрослого и детей. | Индивидуальная деятельность с детьми. | Образовательная деятельность в режимных моментах. | |||
Поне-дельник 07.10.19 | Знакомство с органами артикуляции | «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» | Отгадывание загадок о зубах, губах, языке | Подготовить набор иллюстраций | Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ. |
Вторник 08.10.19 | Беседа «Артикуляционные уклады звуков» | Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции | Практическое применение в утренней гимнастке | Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений | Памятки «Строение артикуляционного аппарата» |
Среда 09.10.19 | Разучивание стихов к упражнениям. | индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений | Рисование картинки «Весёлый язычок» | Оформление выставки рисунков | Помощь родителей в рисовании картинок. |
Четверг 10.10.19 | Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке | Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций | Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы | Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. | |
Пятница 11.10.19 | Чтение сказки о «Весёлом язычке» | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» | Повторение придуманной сказки |
Литература:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 64 с.
- Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург: Литур, 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арти, 2005.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 112 с.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Литера, 2004. 64 с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Нищева Н.В.Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 2021. 32 с.
- Репина З.А.,Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур,1999. 208 с.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И.Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.