Конспект логопедического занятия «Сказка о веселом язычке»


Логопедический мастер-класс :»Сказка о веселом язычке»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Сказка о Веселом Язычке »

Цель:

— Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой

— Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям

— Развивать творческие умения и навыки родителей

Оборудование:

— Индивидуальные зеркала

— Интерактивная доска (для показа артикуляционных поз)

— Буклеты с описанием артикуляционных упражнений

Методические рекомендации:

Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 8-10 человек (небольшой группы) в целях снятия напряжения, повышения эффективности и качества предлагаемой работы

Ход:

Логопед приветствует родителей, объявляется тема мастер-класса. В круг пускаем цветок и просим передавая цветок назвать друг друга ласково. Цветок возвращается логопеду.

«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать не только на логопедических занятиях, но и в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться».

«Обратите внимание на слайд (показ слайда), в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики

:

— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в

день) 1

— соблюдать последовательность в движениях

— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить

— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме

— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время

— следить за четкостью и правильностью выполнения

— не допускать переутомления ребенка

— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной

« Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить послушай сказку о Веселом Язычке, которая поможет не только вам и но вашим детям с интересом и легкостью проводить упражнения для язычка».

Просим родителей взять в руки зеркала.

«Все упражнения которые мы будем выполнять будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало». Логопед выполняет вместе с родителями, в случае необходимости поясняет.

В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ слайда).

За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда).

Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с горки (упр. «Горка», показ слайда).

2

Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки, наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой.

Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ слайда) вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье», показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!

Попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка из предложенных в буклете.

Артикуляционные упражнения

1. «Улыбочка».

Губы растянуты (улыбка), видны со­мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ком положении следует 10—15 секунд.

1. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

1. «Хоботок».

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно даль­ше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

1. «Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить на нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10.

Верхняя губа приподнята, не касается поверх­ности языка.

1. «Иголочка».

Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

1. «Сердитая кошечка».

3

Рот приоткрыт, кончик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края при­жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

1. «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.

1. «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.

1. «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верх­ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10

Выполнять 3—4 раза.

1. «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5—6 раз по 10—15 секунд.

1. «Лошадка».

Присосать кончик языка к небу. По­щелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

1. «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5—6 раз.

1. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кон­чиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5—6 раз.

1. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с си­лой ударять в бугорки за верхними зу­бами. При этом ребенок произносит звук

1. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит. 4

1. «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

1. «Качели».

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу­горках , затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15—20 раз.

1. «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

1. «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время вы­полнения — 20 секунд.

1. «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5—6 раз.

1. «Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы­двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния

Артикуляционная гимнастика для родителей.

5

6

7

Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект

Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2021. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 30.09.2021).

Заказ № 583397

ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.

Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.

Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

Развивающие:

  • развивать речевую деятельность;
  • развивать фантазию, воображение.

Воспитательные:

  • создать новогоднее настроение, желание творить и приносить радость другим;
  • вызвать желание у детей и родителей участвовать проекте;
  • привлечь родителей как активных участников к подготовке к проекту.

Обучающие:

  • формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
  • формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
  • создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.

Коррекционные:

  • вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

Предполагаемый результат:

  1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный

Тип проекта: краткосрочный

Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Продукты проекта:

  • книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).

Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.

Средства и оборудование:

Технические: ноутбук, проектор.

Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».

Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.

Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 этап. Поисковый. Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу.
2 этап.

Аналитический.

Сбор информации:

— подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

— изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

— пополнение предметно-развивающей среды;

— привлечение родителей к работе над проектом;

— подборка консультаций по теме проекта.

Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.
3 этап. Практический. Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение).

— провести занятие по рисованию;

— разучить комплексы артикуляционных упражнений;

— придумать сказку о Веселом Язычке;

— создать условие для практического применения полученных знаний.

Рисуют Весёлого язычка;

Разучивают артикуляционные упражнения;

Придумывают сказку о Весёлом язычке

4 этап.

Презентационный.

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»

Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

Выставка коллективной книжки-самоделки

«Сказки о Веселом Язычке»

Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ

Дни недели Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность взрослого и детей. Индивидуальная деятельность с детьми. Образовательная деятельность в режимных моментах.
Поне-дельник

07.10.19

Знакомство с органами артикуляции «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» Отгадывание загадок о зубах, губах, языке Подготовить набор иллюстраций Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ.
Вторник

08.10.19

Беседа «Артикуляционные уклады звуков» Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Практическое применение в утренней гимнастке Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
Среда

09.10.19

Разучивание стихов к упражнениям. индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений Рисование картинки «Весёлый язычок» Оформление выставки рисунков Помощь родителей в рисовании картинок.
Четверг

10.10.19

Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
Пятница

11.10.19

Чтение сказки о «Весёлом язычке» Дидактическая игра «Подбери картинку» Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» Повторение придуманной сказки

Литература:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 64 с.
  3. Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург: Литур, 2006.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  6. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арти, 2005.
  7. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 112 с.
  8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Литера, 2004. 64 с.
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
  10. Нищева Н.В.Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 2021. 32 с.
  11. Репина З.А.,Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур,1999. 208 с.
  12. Фадеева Ю.А., Жилина И.И.Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]