Конспект группового логопедического занятия «Слова — предметы»


Логопедическое занятие на тему: «Слова, обозначающие предметы».

Занятие № 46

Тема: «Слова, обозначающие предметы».

Цель:

Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

— закрепить усвоение лексического значения слова;

— способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

— учить задавать вопросы к словам-предметам;

— учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

— корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

— развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

— развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

— развивать мелкую моторику;

— формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

— воспитывать усидчивость.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

— У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

— Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

— Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

— Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. — Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

— Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

— Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

— Что же это? (Набор букв

.)

— Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова

.)

— Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.

)

3. Слова, обозначающие предметы.

— Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

— Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв

.)

— Можно ли из этих букв составить слово?

— Какое слово получилось? («предметы

»)

— Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы

»)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

— Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет

.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (
Нет, потому что имя девочки не названо
.)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

— Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

— Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.

— Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я знаю 5 названий птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 диких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

— Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

— Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

— Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

— Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

— Всё, что движется само, ест, растёт — живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

— Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

— Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. — Слова — предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово — предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

— На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

— Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

— Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях

).

Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

— Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

— С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами

.)

— Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые

.)

— На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?

)

Конспект коррекционного логопедического занятия на тему: «Слова, обозначающие признак предмета»

Автор-составитель:ЛогопедАшмарина Ирина Николаевна

Цель: сформировать понятие о словах, обозначающих признак предмета.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей умение согласовывать прилагательное с существительным;

-обогащать словарный запас.

Развивающие:

— развивать связную речь;

-развивать зрительно-пространственную координацию.

Воспитательные:

— воспитывать усидчивость и внимание.

Материально-техническое оснащение: картинки по теме, тетради, ручки, карандаши, карточки с заданием.

Ход занятия:

Эмоционально-установочный момент (эмоциональное включение)

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

Коррекционный этап

Артикуляционная гимнастика (зависит какой звук или букву проходим на занятии) «Улыбка», «Вкусное варенье», «Лопатка», «Лошадка».

Деятельностный этап.

Логопед задает вопросы ученикам:

— Какая сегодня погода? (Морозная)

— Почему морозная? (видим лёгкие узоры на окнах)

— Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

— А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед: Уточним, какой сегодня день. (День морозный, солнечный, безветренный.)

Как мы скажем про погоду, у неё те же признаки? (Погода морозная, солнечная, безветренная.)

Развитие зрительно-пространственной координации.

Логопед: Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ёлочку в правом нижнем углу листа.

Давайте подберём к ней слова-признаки. Какая ёлочка? (зелёная, пушистая, маленькая).

Логопед: Нарисуйте, пожалуйста, облако в верхнем левом углу.

Подберите слова-признаки к облаку. Какое оно? (белое, мягкое, лёгкое).

Логопед: В центре листа нарисуйте солнце. Какое солнце? (жёлтое, тёплое, яркое, красивое).

Физминутка:

Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Логопед: Послушайте ряд слов и назовите из этого ряда слова, обозначающие признак предмета: солнце, земля, тёплое, ель, зелёная, жёлтое, мягкая, небо, высокое, снег, пушистый.

Обогащение грамматического строя речи.

Прочитайте слова. Соедините линиями противоположные по значению слова.

Работа по карточкам.

Трудолюбивыйдобрый
злоймолчаливый
болтливыйленивый
мягкийсмелый
трусливыйжёсткий

Эмоционально-рефлексивный этап (оценочный).

— Сегодня мы с вами познакомились со словами, которые обозначают? – Что показалось самым трудным на уроке? — Оцените себя и настроение (смайлики)

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир

0

Tweet

Нравится

Советую прочитать дополнительно по этой теме

  • Лексико-грамматические упражнения и речевые игры по теме «Одежда»
  • Нормы развития речи ребенка в 3 года
  • Игры на развитие памяти и речи дошкольников. Часть 1. Игра «Запомни картинки»
  • Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Транспорт»
  • Использование небылиц как средство развития связной речи у детей старшего возраста

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса «Слова-предметы»

Тема: «Слова-предметы»

Цели:

коррекционно-образовательные :

  • закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;
  • учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное слуховое внимание и память;
  • развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.

коррекционно — воспитывающие:

  • воспитывать культуру поведения на уроке;
  • воспитывать самоконтроль.

Оборудование :

картинки, изображающие живые и неживые предметы , карточки.

Ход урока.

1. Развитие мелкой и артикуляционной моторики

*Выполнение сопряжённой гимнастики (комплекс № 1)

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав ды­хание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт вы­доху опускаются вниз через стороны.

2.
«Улыбка»
— согнутые в локтях руки перед грудью ла­донями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

  1. «Трубочка»

    — одновременно с длительным и протяж­ным произнесением
    звука У
    (вытянуть губы вперед трубоч­кой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в сто­роны.

  2. «Болтушка»

    — рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5.
«Щелканье» («Цоканье»)
языком — прямые руки подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимают­ся и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6.
«Коготки», 7. «Ножницы»
— выполняются в тради­ционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:

«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх — левая вниз; левая в сторону — правая вверх и т. п.».

* Чтение слоговых рядов. (Логопедическое пособие. Козырева Л.М.,)

№1. Прочитайте гласные на одном выдохе со сменой ударения.

№2. Прочитайте слоги со сменой ударения.

№4. Прочитайте чистоговорку. Разучить ее.

2.Организационный момент.

— Сядет тот, кто назовёт «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».

Мак, ромашка, роза, лук

Помидор, слива

, баклажан, перец

Молоко, сметана, каша

, сыр

Часы, очки

, весы, термометр

Бабочка,

линейка, очки, ножницы

Василий, Фёдор, Семён, Иванов

.

-_Назовите гласные звуки в «лишнем»слове. Определите количество слогов.

-Произнесите слово по слогам.

Конспект логопедического занятия «Слова-действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий»»

Шлыгина Елена Юрьевна

МБОУ «Школа №11» г. Саров Нижегородской области.

Учитель-логопед.

Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Тема: «Слова – действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий».

Возраст учащихся: 1 класс, учащиеся с ОНР 3-4 уровня.

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета.

Задачи:

Развивать зрительное и слуховое внимание и память;

Закреплять понятия о словах, обозначающих предметы;

Учить детей графически изображать слова, обозначающие действие предмета;

Развивать навыки чтения;

Оборудование: Предметные картинки, обозначающие живые и неживые предметы; презентация к уроку, индивидуальные карточки со словами.

Орг. Момент.

Приветствие. Установка на занятие.

— Чтобы разговаривать – надо выговаривать,

— Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

II. Повторение.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать слово, обозначающее живой и неживой предмет, и к каждому слову поставить вопрос. Пример: стол – белка (Что? Кто?). Объяснить, почему поставили этот вопрос. Затем учитель предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, которые обозначают 1) живые предметы 2) неживые предметы. Поставить вопрос, изобразить слова графически (одной чертой).

III.Работа по теме урока.

— Ребята, я предлагаю Вам подумать и сказать, что делают ученики на уроке? Прошу вас отвечать одним словом.

Ответы детей: читают, пишут, рисуют, вырезают, лепят и др.

— Слова, которые Вы называли, обозначают действия. Мы будем называть их слова-действия. Посмотрите на доску. Просмотр слайда.

— Скажите, что делает девочка? Что делает мальчик?

Ответы детей: спит, ест, читает, пишет и др.

— Ребята, какой вопрос я сейчас задавала вам много раз? (что делает?) Слова-действия отвечают на вопрос что делает? Обозначать слова-действия на схеме мы будем двумя горизонтальными чертами.

VI. Работа в тетради. Я буду называть слова-действия, а вы графически изображайте их в тетради. Как будем их изображать? (две черты). Слова: прыгать, бегать, танцевать и др.

— Какие слова я сейчас вам называла? Дети вспоминают, считаем, кто больше назовет. Как мы назовем эти слова одним словом? (действия).

— Логопед предлагает детям игру «Нарисуй или изобрази». Ребята, если вы услышите слово-предмет, нарисуйте схематичную картинку в тетради, а если услышите слово-действие, то изобрази это слово движением.

Слова: яблоко, дерево, вязать, робот, спать, плавать, забор, солнышко, прыгать, туча, звезда, читать, улыбаться.

— Молодцы! Отлично справились! Скажите, какие слова мы различали в этой игре? Как они называются? (предметы и действия).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]