Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Х]»

Звук [к] не входит в число наиболее трудных для произношения, но все же и с ним у детей бывают сложности (неверное произношение [к] логопеды называют термином «каппацизм»). Чаще всего этот дефект проходит сам собой, но если в 4-5 лет ребенок не выговаривает букву К, ему помогут занятия с логопедом или домашние упражнения, которые он может делать с родителями.

Причины

Нарушения произношения тех или иных звуков могут быть вызваны особенностями строения речевого аппарата. Чтобы получить звук [к], необходимо задействовать заднюю часть языка и мягкое нёбо (как и для звуков [г] и [х]). Отсюда вытекают основные физиологические причины, способные вызвать подобный дефект речи:

  • частичное нарушение подвижности языка;
  • индивидуальное строение нёба;
  • нарушение слуха, не позволяющее слышать и воспроизводить определенные звуки.

Но в большинстве случаев речь не идет ни о каких серьезных нарушениях. Обычно просто малыш идет по пути наименьшего сопротивления. Он неосознанно облегчает свою речь, заменяя буквы, требующие специального напряжения, теми, что вылетают сами собой. Например, ребенок вместо [к] говорит [т], поскольку ему очень легко это воспроизвести. Потому и возникают ситуации, когда нужно вмешаться взрослым и расставить все звуки в речи малыша по своим местам.

Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартриейстатья по логопедии

Постановка звуков.

Заднеязычные :

Постановка звука «К». Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков. Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА». Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К». Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» — взрывной, губно-зубной, а звук «Х» — щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания «ХК». Или попросить ребёнка округлить губы ,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык «горкой» и пустить ветерок. Из книги В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей»

Постановка звука «К» от «Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука «К» на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»

Постановка звука «К» от правильного «Х». 1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука «К» по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]» 5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Упражнения

Если у ребенка выявлено хотя бы одно из перечисленных выше нарушений, необходимо обратиться к специалисту и не предпринимать никаких шагов без его рекомендации. В том случае, если речевой аппарат ребенка соответствует норме, для постановки звука вполне можно подобрать ряд нехитрых упражнений, которые малыш будет с удовольствием делать в домашней обстановке.

Прежде всего, взрослым нужно следить за своей речью: чтобы выговаривать все звуки, ребенок должен иметь правильный образец для подражания.

Ставим звук

Чтобы как можно яснее представить себе, что требуется от ребенка, вначале прислушайтесь к себе: встав перед зеркалом, внимательно проследите, как вы произносите звук [к]. Выяснится, что при этом кончик языка спокойно лежит у основания нижних зубов, а задняя часть языка слегка горбится (для этого немного приоткрывается рот) и на мгновение плотно прижимается к нёбу. С силой выдыхаемый воздух, проходя между нёбом и прижатым к нему выгнутым языком, как раз и дает звук [к].

Помните, что буква — это то, что мы видим и пишем, а то, что мы говорим и слышим, — это звук. Научить ребенка говорить букву К — значит поставить соответствующий ей звук.

Для постановки звука [к] логопедами разработаны специальные упражнения. Главное правило при их выполнении — запастись безграничным терпением. Ребенок не должен чувствовать ни малейшего давления со стороны взрослого, для занятий обязательна игровая форма, доброжелательная атмосфера.

Вот несколько эффективных приемов:

  1. «Борьба с пальцем». Нужно сесть рядом с ребенком перед зеркалом и показать ему правильную артикуляцию звука [к] с широко открытым ртом, чтобы было хорошо видно смычку спинки языка с нёбом и попросить его повторить за вами. С помощью ложечки или чисто вымытого пальца он сам, следуя вашему примеру, может прижать кончик языка вниз, одновременно отодвигая его назад. Язык при этом должен оказывать сопротивление, что заставит его сгорбиться и сомкнуться с нёбом. В этот момент пора выдохнуть воздух — неизбежно должен получиться звук [к]. Останется только добиться чистоты звучания и закрепить в памяти нужное положение языка. С первого раза это получается крайне редко – нужно объяснить это малышу, чтобы он не расстраивался из-за первых неудач.
  2. В основе другого популярного варианта этого же упражнения лежит умение ребенка правильно произносить звук [т]. Нужно посадить его перед собой и попросить безостановочно произносить слоги: «та-та-та». В это время нужно ложечкой или пальцем осторожно прижать кончик языка книзу и постепенно отодвигать назад, вглубь рта. Спинка языка начинает выгибаться, прижимаясь к нёбу. Произносимые ребенком слоги по мере продвижения изгиба трансформируются: «та-тя-кя-ка». Действовать нужно очень аккуратно, чтобы не доставить дискомфорта малышу и не вызвать рвотный рефлекс. Со временем необходимость помогать языку исчезнет — он научится принимать нужное положение сам.
  3. «Сердитая кошка». Это задание рассчитано на живость детского воображения: скажите ребенку, что его язычок — это кошечка, которая выгибает спинку и шипит. Если малыш никогда не видел, как это бывает в жизни, можно подобрать и показать ему подходящее видео (выбирайте тщательно, чтобы не напугать малыша!). Рано или поздно попытка выгибать язык и подражать шипению кошки вызовет звук [х]. Теперь нужно заставить кошечку, то есть язык, «сделать хвост трубой»: ребенок приподнимет заднюю часть языка, которая соприкоснется с нёбом, и получится [к].

Когда одна из попыток увенчается успехом, не стоит проявлять нетерпение и требовать от малыша немедленно повторить результат. Возможно, это получилось у него случайно. Нужно терпеливо повторять упражнение, и случайный успех превратится в осознанное действие.

Занятия не должны утомлять ребенка и длиться дольше 15 минут. Для того чтобы они принесли желаемый эффект, никто из участников не должен отвлекаться на посторонние предметы и звуки (игрушки, радио, телевизор, телефон).

Автоматизируем звук

Полученный четкий звук закрепляется, автоматизируется путем многократного его использования в словах. Для этой цели подойдут стихи, песенки, скороговорки. Можно предложить ребенку самому придумывать слова со звуком [к], описывать картинки, разгадывать загадки и т. д.

Необходимо проследить, чтобы нужный звук присутствовал в разных частях слов, сочетался с разными другими звуками, был твердым и мягким. Для этого также существуют логопедические упражнения на звук [к].

Обычно такие занятия проводятся с маленькими детьми, которые еще не умеют читать, поэтому необходимо использовать картинки:

  • произносите название изображенного предмета без последнего звука, чтобы ребенок мог закончить слово. Например: ковши(к), слони(к), рожо(к);
  • попросите назвать пропавший звук или слог слове: (ка)рандаш, (ки)сточ(к)а, (к)раб, (к)ля(к)са;
  • называйте слова, которые начинаются c других звуков, а ребенок должен подобрать к ним слова на звук [к]: ноготь – коготь, нора — кора, волос – колос;
  • называйте большой предмет, а ребенок пусть делает из него маленький: рука — ручка, нога — ножка, лапа — лапка.

Дополнительные упражнения по развитию речевого аппарата

Развитие мелкой моторики тесно связано с речевой функцией, поскольку в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом – это научный факт. Чем сложнее и точнее движения рук и пальцев, тем быстрее и лучше ребенок начинает говорить.

Поэтому, подбирая малышу игрушки, следует отдавать предпочтение именно тем, которые требуют работы пальцами: конструкторам, играм-шнуровкам, пазлам, резинкам для плетения, пальчиковому театру. Помимо развития мелкой моторики, активизации речевой функции и обогащения словарного запаса, подобные игрушки способствуют развитию:

  • кругозора;
  • памяти;
  • воображения;
  • творческих способностей;
  • пространственного мышления;
  • усидчивости.

Речь человека, в том числе и ребенка, целиком отражает степень его развития. Системный подход к воспитанию, включающий и физические упражнения, и чтение книг, и занятия творчеством, дает ключ к красивому и правильному произношению.

При артикуляции звука [ г ]

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при прохождении звука к.
II этап работы проводится как часть занятия.

Тема. Уточнение произношения звука г.

Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.

Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в основном наличием голоса.

Подготовительная работа. Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с индивидуальной, воспитателю нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г.

Подобрать для занятия картинку.

Способы постановки звуков.

Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Приемы постановки звука.

По подражанию.

Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука
р
от
д,
повторяющегося на одном выдохе:
ддд, ддд, с
последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся
произношение звуковт
и
д
в сочетании
тд, тд
или
тдд, тдд
в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков
д к т
ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р

или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка
рв два этапа.
На первом этапе ставится фрикативный
р
без вибрации от звука
ж
при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) . Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р

от слогового сочетания
за
с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога:
ззза.
В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного
р
в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук
р,
нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов
ра, ру, ры.
При постановке мягкого р

применяется тот же прием, но с помощью слога
зи,
а в дальнейшем
зе, зя, зё, зю.
Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р

сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]