Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]»
Некрасова О.А. Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]» // Совушка. 2021. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 30.09.2021).
Заказ № 110380
Цель: продолжать дифференцировать звуки [С]-[С’].
Задачи:
Обучающие:
- закрепить правильное произношение звуков [С]-[С’], давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков [С]-[С’] в словах,
- учить определять место звука в слове (начало, конец, середина),
- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука [С]-[С’], её графическим изображением.
Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие и речевой слух,
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, а также артикуляционную моторику.
- развивать память, мышление,
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки с изображением птиц, волшебный мешочек и горшочек, зеркала, мягкие и твёрдые шарики, карандаши и схемы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Проводится игра «Ушки на макушке». Звучит аудиозапись голосов птиц (сова, соловей, синица и др.). Ребята мы с вами оказались в зимнем лесу. Голоса каких птиц вы узнали? (ответы детей). Молодцы вы узнали всех птиц.
Посмотрите на доске расположены изображения птиц (синица, сорока, снегирь, сова, соловей). Работа в парах: Распределитесь в пары (договаривайтесь между собой, какую птицу вы выбираете?). Ребята выбирают птицу и садятся за столы.
Упражнение на развитие дыхания «Подуй на птицу». Отправим птиц в полет (птицы подвешены на веревочках).
Прежде чем отправиться в путь дальше, необходимо сделать зарядку. Проводится зарядка для языкас зеркалами, все упражнения сопровождаются движениями с руками:
— «месим тесто»,
— «дудочка»,
— «заборчик»,
— «чистим нижние зубки»,
— «гармошка»,
— «киска сердится».
На доске расположены изображения птиц (синица, сорока, снегирь, сова, соловей, воробей). Ребята, какие птицы прилетели? (ответы детей). Проводится игра «Найди лишнюю птицу».
— Какие звуки будем различать, помогут нам узнать птицы. (Ответы детей).
— Правильно сегодня будем различать звуки [С]-[С’].
— В названии какой птицы есть звук [С]. Ответы детей (сова, соловей, сорока).
Игра «Волшебный мешочек».Из мешочка достаньте твердый звук [С] (дети на ощупь выбирают твердый шарик-обозначающий твердый звук [С]). Нашли? Отнесите его в «Волшебный горшочек».
Даем характеристику звука [С].
На мультимедийной доске расположены картинки с артикуляцией звука. Детям необходимо выбрать правильную артикуляцию звука (губы в улыбке, язык в нижней позиции, воздушная струя-холодная и т.д.)
Звук [С] — согласный, твёрдый.
Я произнесу звук [С], а вы из волшебного мешочка выберайте нужный звук (шарик твердый).
Тоже задание только со звуком [С’].
Физкультминутка.( звучит фонограмма голосов птиц)
Встаньте! Что вы слышите? Где мы с вами очутились?
(далее дети выполняют имитацию полёта птиц).
Знакомство с буквой [С].
— Вспомните, чем отличается звук от буквы?
— Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С]—[С’]. Это буква [С], (называем как звук).
— Рассмотрите букву [С].. На что она похожа?
Игра «Путаница»(найди правильное изображение звука [С]). Если, я, показываю правильное изображение — хлопаем, если нет — топаем.
Игра «Что за птицы прилетели»(синица и сова, и др). Какая птица справа, кто слева? (ориентировка в пространстве). Характеристика первого звука в названии птиц. Выбираем нужный шарик из волшебного мешочка.
Игра « Звуковые» домики.
— Возьмите карточки с картинками и самостоятельно раскрасьте комнаты нужным
цветом для согласного звука [С].
В нашем «Волшебном горшочке» уже сварилась каша, пойдемте кормить птиц.
Итог занятия.
— Давайте поблагодарим наших гостей птиц за то, что принесли
нам такие интересные задания и под пение птиц проводим их в лес.
— Рефлексия.