Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных кружках по подготовке к школе. Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?
Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам
У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:
- По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
- По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
- По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.
Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.
Учим букву Б
Подборка готовых заданий на изучение буквы Б. Все материалы готовы к печати.
Для детей от 4 до 8 лет.
Пособия пригодятся заботливым родителям, воспитателям в детских садах, учителям начальных классов, учителям-дефектологам, логопедам.
Что развивают: активный словарный запас, звуко-буквенный анализ, мелкую моторику, внимание, память, мышление, усидчивость, предметно-буквенный гнозис.
Пропись буквы Б
Задания с буквой Б
Найди все буквы Б
Для логопеда, буква Б
Где спряталась буква Б
Помоги Буратино
Задания с буквой Б для детей 4-6 лет
Задания для детей 4, 5, 6 лет
Знакомство с Б для дошкольников
Найди рисунки со звуком Б
Данное задание знакомит детей дошкольного возраста с образом буквы Б. Дети штрихуют буквы или раскрашивают их. Далее прописывают печатные буквы. В последнем задании дошкольникам надо определить место звука Б в словах: гриб, собака, бант. Сами картинки раскрашиваем и графически показываем синим карандашом место звука в словах.
Буква Б для дошкольников
Данные задания подойдут для подготовки ребенка к школе. Рассматриваем рисунок. Спрашиваем: «Кто размещен в верхнем левом углу?» (Белка). «Какой первый звук?» (Бь). Можно поговорить про мягкость и твердость звуков.
Далее помогаем белке собрать орешки, обводя по линиям орехи. Прописываем печатную букву Б.
В следующем задании ищем предметы, в названии которых есть звук Б и раскрашиваем их (бабочка, барабан, бантики, ботинки, босоножки, можно дать имена детям на звук Б). Обсуждаем смысл пословицы: бояться волков — быть без грибов, тем самым развивая речь.
Заканчиваем работу развитием графо-моторных навыков.
Задания с буквой Б можно использовать с детьми от 4-5 лет. Начинаем работать с продолжения узора. Этим упражнением развиваем логическое мышление, внимание и мелкую моторику.
Во втором задании прописываем печатную букву Б.
Третье задание будет интересно детям. Здесь необходимо дописать пропущенные элементы букв. Это задание является профилактикой нарушения чтения и письма (деслексия и дисграфия).
В четвертом задании работаем над ориентацией в пространстве (право-лево) и мелкой моторикой.
Лист с больными животными, которых лечит доктор Айболит. Предлагаем детям назвать животных, которые заболели, спросить, что у них болит. Выделить в названиях животных звук Б, определить твердость и мягкость звука. Затем можно перевернуть листок и попросить ребенка вспомнить, каким животным помогал доктор, тем самым развиваем зрительную память.
Больные животные на звук Б
Ребенок вместе со взрослым определяет слова, в названии которых есть или нет звука Б. Считает количество слов со звуком Б, называет их по памяти. Далее ребенок штрихует букву и картинки.
Задания для логопедов, буква Б
Данный лист используем на начальном этапе обучения грамоте дошкольников. Ребята рассматривают картинки, называют предметы. определяют место звука в словах. Ведется работа над развитием речи — придумывают слова с изучаемым звуком.
Обучение чтению, слоговое чтение с буквой Б. Дети читают и проводят звуковой анализ слогов (определяют гласные и согласные).
Буква Б для дошкольников
Обучение чтению буква Б
Лист для работы над мягким звуком БЬ для дошкольников. Чтение слогов с мягким звуком Бь для дошкольников и учеников 1 классов.
Слоговая таблица с мягким звуком Бь
Прописи строчных и заглавных букв Б на листе с загадками и текстами для работы над лексикой.
Пропись с буквой Б
Пропись с буквой Б
Пропись с буквой Б
Пропись с буквой Б с загадкой
Это задание можно использовать как с дошкольниками, так и с первоклассниками. Здесь определяем место мягкого и твердого звука Б в словах.
Определи место звука Б в словах
Определи место мягкого звука Бь в словах
Задания с буквой Б для читающих детей. Определяем твердость и мягкость звука Б, проводим звуковой анализ слов бант и белка, читаем слоги и слова.
Разнообразные и интересные задания с буквой Б — лабиринт из буквы, отличаем звуки Б — П, ищем животных в последнем задании.
развивающие задания для детей с буквой и звуком Б
Учим букву «В»
Задания с буквой А
Задания с буквой И
Задания с буквой У
Задания с буквой Ы
Рекомендации по знакомству с алфавитом
Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:
- Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
- Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
- Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
- Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
- Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
- Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.
Игры и упражнения для домашних занятий
Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.
Строим необычный дом
Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:
- построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
- построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
- покажем правильный кубик — отгадку, например, на загадки с буквой б:
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белка)
Есть в реке работники Ни столяры, ни плотники, А выстроят плотину — Хоть пиши картину (бобры)
- найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).
Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.
Где спряталась буква
Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу «горячо — холодно». Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов «холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо». На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.
Кто быстрее соберет буквы
Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: «К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка». Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.
Мешочек с буквами
Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту «чудесного мешочка». Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, «р»: ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.
На что похожа буква
Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О — баранка, колесо, У — веточка с дерева упала, Ж — жучок, П — воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:
Б похожа на трубу, Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!
Похожа В, сомнений нет, На крендельки, велосипед.
Буква Д смотрите, вот К нам корабликом плывет.
Буква Ж совсем как жук Примостилася на сук.
Развивающие онлайн — игры
Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн — игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное — помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн — игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников — запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:
Говорящий алфавит для детей
Говорящий алфавит прямо чудеса творит! Любую букву нажимай и сразу слово получай! В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.
Cоединить точки
Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн — игр «Лисята», в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) — раскрашены в красный цвет, согласные — в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.
«Звук и буква «Б». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Мухабат Батырбаева
«Звук и буква «Б». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звук и буква «Б».
Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова с естественными интонациями.
Программные задачи:
1. Продолжать развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов.
2. Учить выделять звук «Б» из начала слова. Уточнение произношения и характеристика звука «Б».
3. Расширять словарный запас.
4. Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
5. Продолжать развивать конструктивные навыки путём моделирования букв из геометрических фигур.
6. Развивать тактильные ощущения.
7. Создать положительный эмоциональный фон в группе.
Ход НОД:
Сказка «Мышиные проделки».
Воспитатель: Ребята, вчера, когда я возвращалась с работы домой, мне повстречался Буратино. Он был ужасно расстроен. Я спросила: «Что случилось?» Он мне рассказал такую историю. Жил он с папой в маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном домике. Научился читать и перечитал все свои книги, которые жили у них на книжной полке. На этой полке жил старый – престарый словарь – книга, где собрано много слов, и дано им объяснение. Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остаётся. Грызя словарь, мыши надеялись научиться говорить, но напрасно. Почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил. Буратино очень хотел всё знать, поэтому словарём пользовался он очень часто. А как ему теперь быть? Там что ни слово – то дырка. Давайте поможем Буратино восстановить некоторые слова по описанию.
(Не произношу слова, а только их описание.)
БУМАГА – она бывает белая, бывает цветная, бывает тонкая, бывает бархатная, по ней пишут, рисуют; из неё делают тетради и книги.
БУСЫ – они бывают янтарные, жемчужные, стеклянные; прозрачные и разного цвета. Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из многих мелких и крупных частей.
БУДИЛЬНИК – это вещь, которая есть почти в каждом доме, она помогает не опаздывать людям на работу и в детский сад. С её помощью люди узнают, который сейчас час. Этот предмет может сам сказать вам: «Пора вставать!»
БУКЕТ – его составляют из отдельных цветов, его ставят в красивые вазы, его дарят артистам, его преподносят в день рождения.
(По мере отгадывания слов выставляю картинки с изображением этих предметов на магнитную доску.)
Молодцы, ребята! Справились с таким трудным заданием. Помогли Буратино.
(Затем ещё раз называю слова, выделяя первый звук «Б».)
Ребята, вот я смотрю и никак не пойму, чем эти слова похожи? (Ответы детей.)
Правильно, все эти слова начинаются на один и тот же звук «Б».
Давайте вместе с вами произнесём этот звук «Б».
Что нам помогает произносить этот звук? (Губы.)
Ребята, скажите какой звук «Б»? (Согласный, твёрдый, звонкий.)
Я найду слова везде – на полу, на потолке,
На окне и на стене, на столе и на ковре.
Ищем слова, которые начинаются на звук «Б» в нашей группе. (Ответы детей.)
Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.
Скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом? (Ответы детей.)
А почему? (Ответы детей.) А где мы живём? (Дома, в квартире.)
Вот и каждого звука есть свой дом – это буква, у звука «Б» — буква «Б» (показываю букву).
На что похожа буква «Б»? (Ответы детей.) Попробуем превратиться в букву «Б». (Дети принимают форму буквы.) Молодцы!
Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Скажите, а как и чем можно написать буквы? (Ответы детей.)
А если мы находимся на улице и у нас нет ни карандашей, ни ручек, ни бумаги. Что будем делать тогда? (Ответы детей.)
А я могу вот так написать буквы. (Подзываю к себе ребёнка, прошу его закрыть глаза. Пишу ему на ладошке пальцем, а он угадывает букву. Затем пишу на спине ребёнка, а ребёнок угадывает, что я написала.)
Да, писать можно по разному. А ещё буквы можно выложить. Как вы думаете из чего? (Из спичек, из палочек и т. д.) Сегодня мы с вами будем выкладывать букву «Б» из геометрических фигур.
(После того, как дети справились с заданием, задаю вопрос.)
Скажите, какие геометрические фигуры вам понадобились для этого? (Ответы детей.)
Посчитайте, сколько всего геометрических фигур ушло на выкладывание буквы «Б». У кого больше, у кого меньше?
Пойдёмте к доске, посмотрим на неё и вспомним слова, которые мы восстанавливали для Буратино. Начинаются эти слова на один и тот же звук, значит и в словаре они были на одной и той же странице. А они, ребята, начинаются на один и тот же слог «БУ».
(На слог «БУ» — хлопаю.)
БУ – МАГА, БУ – СЫ, БУ – ДИЛЬНИК, БУ – КЕТ.
Попробуем разделить эти слова на слоги с помощью хлопков. Посчитаем, сколько слогов? (Ответы детей.) А как вы узнали? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Молодцы, отлично справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки».
(Для детей подготовлены синие и красные шапочки.)
Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные.) А красным? (Гласные.)
(Вызываю двоих детей, называю их шепотом.)
А ну-ка звуки, назовите себя! (После того, как назвали.) Читаем слог. (Прочитали, меняются звуки местами.) Читаем. (И так все слоги) «БА», «БО», «БЫ», «БУ». Молодцы! На какой слог начинаются слова, которые мы с вами восстановили для Буратино? (Показываю на доске.)
(На слог «БУ».) Начало у всех этих слов одинаковое. Сейчас мы будем с вами играть в игру «Догадайся, что за слово?»; я буду говорить конец слова, а вы приставлять вначале слог «БУ», угадывать слово и называть его. Готовы? Начинаем!
СЫ (бусы, КЕТ (букет, ДИЛЬНИК (будильник,
МАГА (бумага, ЛАВКА (булавка,
ЛКА (булка, ТОН (бутон, РАТИНО (Буратино).
Ребята, я совсем забыла, ведь Буратино ещё сказал, что если вы отгадаете его имя, я должна буду отдать волшебный сундучок.
(Открываю сундучок, там нахожу буквы «Б» на каждого ребёнка.)
Это вас Буратино поблагодарил за то, что вы помогли ему восстановить слова в словаре. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.
Рефлексия:
Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трёх карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?»
Красная – понравилось; Жёлтая – не очень; Синяя – не понравилось.
(Дети выбирают, воспитатель уточняет почему.)
Ответы детей.
Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества
Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.
Аппликация
Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).
Рисование
Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.
Лепка
Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.
Конструирование
Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.
Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!