Логопедическая помощь взрослым

Логопед работает не только с детьми, но и с взрослыми. Дефекты речи стараются исправить в дошкольном или школьном возрастном периоде, но иногда они сохраняются и в более старшем возрасте. Существуют речевые нарушения, свойственные только взрослым людям. В таких случаях обращаются за помощью к логопеду.

Некоторые считают, что речевые недостатки нельзя исправить в более зрелом возрасте. Но при правильно составленной коррекционной работе специалист может их скорректировать. Взрослым людям нужно приложить больше усилий для коррекции, потому как неправильное произношение закреплялось долгое время. Но методики, подобранные с учетом индивидуальных особенностей, и квалифицированный специалист помогут скорректировать речь.

Виды нарушений и их этиология

В старшей возрастной категории встречаются не все виды дефектов речи. Чаще всего это неправильное произношение определенной группы звуков. Обычно к логопеду взрослые обращаются с просьбой исправить картавость или неправильное произношение звука Р. Реже – с нарушениями произношения свистящих, шипящих.

Этот дефект может быть проявлением стертой формой дизартрии, на которую не обратили внимание в детском возрасте, или это результат неправильной коррекционной работы.

Еще одна группа речевых нарушений, с которыми обращаются за логопедической помощью, – расстройства голоса и дикции. Они могут проявляться в:

  • нарушениях силы голоса (слабый, слишком громкий);
  • расстройствах тембра − у голоса назальный оттенок (гнусавое звучание);
  • ускоренном или замедленном темпе речи;
  • нечетком произношении звуков.

Причиной перечисленных расстройств является неправильная работа органов артикуляции или особенности их анатомического строения.

Более сложное речевое нарушение – заикание. Коррекция этого дефекта может занять длительное время, поэтому необходимо комплексное воздействие логопеда, невролога. Взрослым людям может понадобиться помощь психолога. Часто человек с заиканием стесняется своего дефекта и переживает, если после первых занятий нет заметного результата. Причины заикания:

  • появление судорог в артикуляционном аппарате во время речи;
  • несформированное речевое дыхание;
  • особенности нервной системы;
  • испуг.

При работе с заикающимися людьми важно создавать ситуацию успеха, объяснять важность и цель каждого занятия.

Еще одно сложное речевое нарушение – афазия, или распад речи. У человека сформированы речевые средства, но из-за органического поражения центров коры головного мозга возникает дефект произношения и понимания речи. Это может быть вызвано травмами головы или инсультом. В этом случае логопед заново учит человека общаться и составлять высказывания.

Реже к специалисту обращаются люди, имеющие дислексию и дисграфию – расстройства процессов чтения и письма. Обычно это клиенты, стремящиеся повысить свой уровень грамотности. Ведь ошибки при чтении и письме не всегда связаны с трудностями освоения грамматики. Логопед поможет скорректировать эти недостатки письменной речи.

Услуги логопеда для взрослых в следующих направлениях:

  • Консультация логопеда взрослому. Если вы планируете в будущем заняться коррекцией своей речи, а сейчас не владеете свободным временем, чтоб проводить занятия с логопедом, то вы можете получить консультацию логопеда. Это позволит вам лучше знать предстоящий фронт работы и морально подготовиться к занятиям в будущем.
  • Постановка и введение в активную речь проблемных звуков. Постановка всех звуков. Очень частый вопрос обращения к специалисту «логопед для взрослых буква Р». Картавят около 20% обратившихся за помощью к логопеду. Этот трудный звук поддается коррекции даже во взрослом возрасте, было бы желание работать и выполнять рекомендации логопеда.
  • Работа над дикцией. Умение говорить это привычка, неправильная дикция – неправильно сформированная привычка. Занятия с логопедом для взрослого это шанс увидеть со стороны дефекты речи и целенаправленно исправить дикцию.
  • Коррекция звукопроизносительной стороны речи (дислалия, дизартрия).
  • Коррекция дефектов голосообразования (дисфония).
  • Помощь в подготовке к публичным выступлениям, работа с голосом, такими его характеристиками как сила и диапозон и многое другое.

Когда взрослые обращаются к специалисту

Если ребенка приводят к логопеду родители, или его речевое развитие обследуют в детском саду или школе, то взрослые люди самостоятельно обращаются за консультацией. Исключение – это афазия, потому что причины появления данного нарушения серьезные, ее лечат в медицинских учреждениях, где оказывают комплексную помощь.

Взрослые могут обратиться к логопеду, если человек:

  • стремится повысить качество своей речи;
  • выступает часто на публике или взаимодействует с людьми;
  • чувствует психологический дискомфорт из-за своего недостатка.

Основная задача специалиста – мотивация пациента к совершенствованию речи, создание ситуации успеха. Специалист уточняет причину, по которой взрослый человек обратился к нему за помощью, чтобы найти к нему подход, повысить эффективность коррекционной работы.

Занятия с логопедом для взрослого

Еще одна причина по которой необходима помощь логопеда взрослым это устранение афазии (нарушение речи центрального происхождения, наступает при повреждении центров речи в коре головного мозга, вследствие травмы или перенесенного инсульта. Подробнее в статье…).

Логопед афазиолог после проведения диагностики составляет индивидуальную коррекционную программу и приступает к восстановлению речи у пациента. Логопед для взрослых на дом часто практикуется для таких клиентов. Работа в спокойной домашней обстановке, как показывает опыт, более результативная.

Куда обращаться

Некоторые полагают, что логопед работает только в детском саду, школах и развивающих центрах. Но система логопедической помощи есть в некоторых медицинских учреждениях. Взрослые люди чаще всего обращаются именно в поликлиники, медицинские центры.

Можно записаться на консультацию в развивающий центр. Но не все чувствуют себя комфортно, занимаясь в месте, где находится большое количество детей. Для улучшения дикции взрослые люди записываются на специальные курсы по ораторскому искусству или сценической речи.

Если вы решили воспользоваться услугами частного специалиста, который будет заниматься с вами на дому, обязательно проверьте наличие у него диплома, подтверждающего его квалификацию.

Особенности диагностики

Логопед беседует с клиентом, спрашивает, имелись ли у него проблемы с речью в детские и школьные годы; занимался ли он со специалистами. Поэтому взрослому человеку нужно подготовиться к консультации, пообщаться с родителями, чтобы больше узнать о своем речевом развитии в раннем возрасте. Такой подход поможет логопеду точнее определить речевое нарушение и причины его появления.

Специалист смотрит на анатомическое строение органов артикуляционного аппарата и его работу. Затем просит выполнить задания на удержание определенной артикуляционной позы, дает динамические упражнения. Обращает внимание на сформированность речевого дыхания.

Логопед проверяет состояние произносительной стороны речи:

  • правильно ли человек произносит все группы звуков;
  • оценивает силу, тембр голоса;
  • смотрит на общее состояние дикции.

Проверяется работа фонематических процессов (умение различать звуки в речевом потоке, владение навыками звуко-буквенного анализа), сформированность слоговой структуры.

При афазии, расстройствах письменной речи логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь; сформированность грамматического строя, связной речи. Особенность диагностики пациентов с афазией – определение сохранности речевых компонентов. Ведь именно на их основе будет строиться коррекционная работа.

При заикании логопед обращает особое внимание на психологическое состояние человека и деятельность моторной сферы. Одно из главных направлений работы при коррекции этого речевого расстройства – нормализация мышечного тонуса. Поэтому специалист оценивает общую и пальчиковую моторику.

При дисграфии, дислексии логопед проверяет письмо и чтение. Проверка в этом направлении включает следующие задания:

  • письмо под диктовку;
  • списывание;
  • чтение с использованием разных шрифтов;
  • написание буквы на разных сторонах и частях листа;
  • объяснение смысла прочитанного.

Существует несколько форм дисграфии и дислексии, обусловленных различными причинами. Необходимо сделать полное логопедическое обследование, чтобы определить точную этиологию и подобрать подходящие упражнения для коррекции.

Логопедическая помощь в

Занятия со специалистом начинаются с логопедического обследования, во время которого выясняются пожелания клиента. Логопед уточняет особенность дефекта речи, а также:

  • наличие проблем со строением речевого аппарата;
  • неврологический статус;
  • особенности психики (если у клиента диагностировано заикание).

На основании полученной информации логопед разрабатывает индивидуальную программу коррекции. Она может включать различные методики, в зависимости от конкретного дефекта и причин его возникновения. Наши логопеды устраняют любые речевые патологии:

  • исправляют произношение различных звуков;
  • совершенствуют дикцию путём голосовых, дыхательных и артикуляционных упражнений;
  • восстанавливают речь после перенесённых черепно-мозговых травм, нейроинфекций и инсультов;
  • устраняют заикание любого происхождения;
  • адаптируют речевой аппарат после выполнения зубного протезирования.

Заниматься с логопедом для взрослого человека можно индивидуально или в группе. Стоимость одного сеанса указана в нашем прайс-листе.

Отличия взрослой логопедической практики от детской

Логопедическая работа со взрослыми имеет несколько важных отличий:

  • Продолжительность коррекционной работы, ее эффективность во многом зависят от заинтересованности, целеустремленности пациента.
  • Логопедические занятия проводятся в форме беседы – специалист не использует в работе игровые приемы.
  • На уроках применяют сложные методики, не подходящие для детской практики.
  • Особенности речевых нарушений – у взрослых они имеют длительный устойчивый характер. Поэтому исправление даже одного звука может повлиять на качество связной речи.

Перед началом занятий логопед должен четко ставить цель, объяснять для чего выполняется упражнение. Часто при работе со взрослыми людьми используют диктофон, чтобы наглядно продемонстрировать успехи коррекционной работы. Создание ситуаций успеха позволяет повысить результативность занятий.

Особенности коррекционной работы при разных нарушениях

При исправлении речевого дефекта нужно учитывать этиологию их появления. Устранив причину нарушения – вы устраните сам дефект. Структуру занятий логопед составляет после результатов диагностики.

  • При нарушении звукопроизношения основной упор делают на артикуляционную гимнастику, формирование речевого дыхания. Логопедическая работа в этом случае состоит из подготовительного этапа, постановки, автоматизации звука, дифференциации. Еще одно важное направление – работа над фонетико-фонематическими процессами.
  • При расстройствах голоса, тембра и дикции в занятия включают артикуляционную и дыхательную гимнастику; выразительное чтение, произнесение фраз с разной высотой голоса; проговаривание скороговорок с четким произношением звуков.
  • При заикании ведут работу по следующим направлениям: нормализация мышечного тонуса; формирование речевого дыхания; артикуляционная гимнастика; формирование коммуникативных навыков; создание речевых шаблонов для определенных ситуаций; коррекция темпо-ритмической стороны речи.
  • Коррекционная работа при афазии зависит от ее формы. Основная задача логопедической работы – это возвращение умения пользоваться речевыми компонентами.
  • При дисграфии и дислексии структура занятий зависит от формы нарушения. Упор делается на коррекции моторной сферы. Если необходимо, проводится работа над произносительной стороной речи, фонетико-фонематическими процессами или формированием оптико-пространственных представлений.

От правильно подобранных методик зависит результативность занятий. Также логопед дает задания на дом, чтобы взрослый человек мог закреплять полученные навыки.

Длительность занятий и возможный результат

Продолжительность коррекционной работы зависит от структуры речевого дефекта. Даже с легким нарушением занятия могут длиться несколько месяцев, потому что иногда возникают затруднения на этапе автоматизации в связной речи. При работе со взрослыми людьми немаловажную роль играет их целеустремленность, заинтересованность в совершенствовании речи.

Для большей эффективности объясните близким клиента важность логопедических занятий. Их поддержка окажет большую помощь в коррекции. Прогноз исправления дефекта зависит от его сложности и правильности подобранных методик.

Наши специалисты

Католик Наталья Анатольевна — Специалист логопед-дефектолог. Работает с детьми от 1 года.

Работа со взрослыми пациентами всегда более длительная и кропотливая, чем с детьми, поскольку за время сохранения речевого дефекта у человека вырабатывается стойкий условный рефлекс. Именно поэтому курс логопедической коррекции продолжается дольше, чем у детей младшей возрастной группы.

Стоимость логопедических услуг для взрослых людей

Цена зависит от региона, квалификации специалиста, но в среднем стоимость составляет 1 400 рублей за 30-40 минут. В некоторых медицинских учреждениях по направлению от врача занятия с логопедом могут быть бесплатными.

Конечно, взрослый человек может попробовать самостоятельно исправить свою речь. Но логопед правильно определит причину появления дефекта, подберет подходящие коррекционные методики. Не нужно считать, что заниматься с логопедом можно только детям: и у взрослых есть возможность сделать речь грамотной и красивой.

Спектр логопедических услуг для взрослых пациентов

Исправить дикцию и восстановить речевой навык после его утраты взрослому человеку помогут следующие логопедические методики и практики:

  • логопедический массаж – массажные процедуры могут проводиться зондовым, классическим или китайским способом, оказывая воздействие на различные структуры речевого аппарата – язык, щеки, губы, мягкое небо и т.д.;
  • гимнастика – правильное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет исправить дикцию и поставить правильное произношение звуков;
  • физиотерапия – особенную эффективность в логопедической практике проявляют специальные аппараты электронейростимуляции структур речевого аппарата;
  • термотерапия – методика основана на контрастных температурных воздействиях на ткани, а также на использовании специальных мешочков с кубиками льда, которые помещают в ротовую полость с последующим выполнением речевых упражнений;
  • обучающие программы – компьютерные и аудио-программы особенно удобны для домашних занятий.

Широкое применение нашла техника записи речи человека на диктофон, с последующим прослушиванием в специальных наушниках. Это дает возможность самому пациенту преодолеть сформированный за долгие годы условный рефлекс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]