Примерная характеристика на ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи
Татьяна Щербинина
Примерная характеристика на ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи
Екатерина поступила в старшую группу МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития.
Речевая среда
Многоязычия в семье нет, старшие братья посещали логопедическую группу с диагнозом – общее недоразвитие речи. Родители уделяют достаточно внимания воспитанию и обучению дочери, интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогами, следуют рекомендациям специалистов.
Состояние ручной моторики:
мелкая моторика рук развита недостаточно; ведущая рука правая; пробы Хеда выполняет медленно, требуется неоднократное повторение инструкции. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Кольцо – зайчик – коза» и т. д.) также наблюдаются неточности.
Общая моторика.
Отмечается замедленная переключаемость движений, координация нарушена.
Артикуляционный аппарат.
Нёбо высокое, подъязычная уздечка укорочена. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений, саливация.
Речевая моторика развита недостаточно. Ограниченный объем движений языка вверх, не может длительно удерживать артикуляционную позу.
Общее звучание речи.
Речь смазанная; использует простые распространенные предложения. Допускает ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Логическое ударение отсутствует. Голос слабомодулированный, присутствует назальность.
Активный словарь снижен. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Катя знает обобщающие понятия: «игрушки», «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «цветы». Последовательность времен года, дней недели, части суток называет со стимулирующей помощью. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.
Грамматический строй речи.
Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «абрикоснын сок»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 ведров”, “5 деревов”, “5 стулов”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Наблюдаются трудности в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез, например, не называет конечный гласный звук, не составляет слова из отдельных звуков. Катя не определяет последовательность и количество звуков в слове, место звука слове. Фонематические представления недостаточно сформированы.
Звукопроизношение.
Поставлены проблемные звуки [С], [З], [Л] и их мягкие пары, звуки [Ш], [Ж] недостаточно автоматизированы в речи. Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «тевизол» — телевизор, «висипед» — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.
Катя знает и называет некоторые буквы алфавита, читает закрытые слоги с изученными буквами. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется организующая, обучающая помощь, наблюдается трудность программирования связных высказываний.
Сведения о себе сформированы, родственные связи устанавливает. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно, произвольное внимание неустойчивое, быстро истощаемое.
Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.
Взаимоотношения со взрослыми устойчивые. В контакт со сверстниками вступает охотно, но предпочитает играть с одними и теми же детьми, любит сюжетно-ролевые игры, но неохотно подчиняется общим правилам игры, предпочитает ведущие роли.
Следует отметить, что Катя аккуратна, отзывчива на просьбы взрослого, помогает педагогам.
Логопедический диагноз:
Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью
Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.
Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС
По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.
Самостоятельные речевые навыки
Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.
Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.
Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.
Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК
Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк
Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.
Речевые уроки
Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.
Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.
Развитие речи ребенка до года
Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк
Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.
Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.
Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.
Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.
Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.
Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.
Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.
Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.
Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК
Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.
Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.
Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.
Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.