Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.
По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.
ЧТО ТАКОЕ ЗРР
Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.
Особенностью заболевания можно назвать недоразвитые качества и объем словарного запаса, несформированность экспрессивной речи.
К 2-м годам у малыша отсутствуют фразы в речи, а в 3 года нет связной речи. При таком заболевании дети нуждаются в своевременной коррекции ЗРР. Консультации проводятся логопедом, неврологом, психологом и отоларингологом.
Коррекция ЗРР
Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.
Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.
Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы. Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.
Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:
- Томатис-терапию;
- занятия с аппаратом Forbrain;
- логопедический массаж;
- работу с речевыми зонами и биологически активными точками;
- стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
- игровые методы;
- арт-терапию и многое другое.
Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Причинами задержки речевого развития становятся первичные причины – внутриутробное развитие ребенка и рождение, и вторичные – биологического и социального происхождения.
Первичные причины | |
Внутриутробное развитие | Рождение ребенка |
|
|
Вторичные причины | |
Биологического происхождения | Социального происхождения |
|
|
Во время постнатального развития выделяется 3 критических этапа, во время которых даже незначительное влияние вредных химических, физических и биологических факторов может привести к различным проблемам нарушения речи.
- I этап. Возраст 1-2 года. Происходит активное развитие корковых речевых зон. Неблагоприятные воздействия влекут за собой речевые нарушения.
- II этап. Возраст 3 года. Развивается связная речь, Возможны проявления мутационного характера, заикание.
- III этап. Возраст 6-7 лет. Критический возрастной период, свойственны “срывы” нервной деятельности, что влечет заикание и органические поражения головного мозга.
ПРИЗНАКИ ЗРР
Основными проявлениями задержки речевого развития у детей в возрасте до 3 лет считаются:
Возраст | Признаки |
до 1 года | Ребенок ведет себя тихо, мало лепечет, отсутствует реакция на звуки и речь. |
1,5 года | Не воспринимает простые слова и названия окружающих предметов; не откликается на свое имя; нет желания повторять за взрослыми слова; не совершает простейшие просьбы, такие как “садись”, “иди ко мне”. |
2 года | В речи применяет несколько слов,которые всегда повторяются в речи, а порой просто не разговаривает; попытки повторять за взрослыми минимальны; не может выполнить простые действия (принести/найти/показать игрушку). |
2,5 года | Не может словесно обозначить окружающие предметы и части тела; по просьбе не выполняет действия; отсутствуют навыки составления фразы (например, из двух слов), что является причиной непонимания окружающих. |
3 года | Собственная речь отсутствует совсем (может произносить заученные фразы или услышанные, например, по телевизору или на детской площадке); не способен составить простые предложения; звуки и слова нечеткие и смазанные; нет стремления играть со сверстниками; не понимает вопросов и не может дать ответ; не может назвать членов семьи. |
При обнаружении подобных отличительных черт у ребенка необходимо обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз.
Причины задержки речевого развития
Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.
Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, или на самого ребенка часто кричат, то у него копится эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР. Также к подсознательному отказу от речи могут привести дисгармоничные стили воспитания, такие, как доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность и другие. Также к данной группе относят сильный испуг и острые психотравмы, например, когда ребенок оказался в зоне боевых действий.
Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, не вовлекают его в семейно-ролевое взаимодействие, часто включают ему мультфильмы на компьютере или гаджетах, не создают среду для получения новой информации, у него нет стимула говорить.
Речь не существует в отрыве от психики и нервной системы ребенка. Иногда в наш центр обращаются родители с жалобами только на то, что ребенок не говорит, в то время как проблема развития кроется намного глубже. Для некоторых детей диагноз «ЗРР» будет лишь начальным, и в будущем потребуется уточнение структуры дефекта, более тщательная диагностика и последующая коррекция. Например, тем детям, которым в 2-2.5 года неврологи ставили условный диагноз «задержка речевого развития», который лишь описывает текущее состояние развития ребенка, в 3-3.5 года могут поставить диагнозы «алалия», «общее недоразвитие речи» (ОНР), «расстройство аутистического спектра» (РАС), а еще позже – «умственная отсталость». Это обусловлено различными классификациями нарушений (медицинской и педагогической), а также существующей системой диагностики. Для постановки более точного диагноза необходимо время, различные диагностические процедуры и обследование ребенка различными специалистами (невролог, сурдолог, логопед, нейропсихолог, психиатр). Задержка речевого развития – явный признак, что нервная система не в порядке, поэтому именно с этого диагноза начинается исследование состояния психики и уровня ее развития.
Конечно, не все случаи детей с ЗРР такие тяжелые. Часто к 3-3.5 годам при своевременной коррекции ребенок «выравнивается» так, что отличить от нормотипичного ребенка невозможно. Учитывая, что в логопедические детские сады принимают только с 4 лет, коррекцией ЗРР у таких детей занимаются логопеды из коммерческих центров.
Популярный вопрос, который задают многие мамы на первичной консультации: а может ли задержка речи компенсироваться без коррекции? Самопроизвольно ЗРР компенсироваться может при удачном стечении обстоятельств и исключительном везении. Но шансы очень малы. И никогда нельзя сказать наверняка, какова вероятность к такому исходу у конкретного ребенка.
Существует мнение, что если кто-то в семье поздно заговорил, то такая особенность может передаваться по наследству. Это не так. Передаваться по наследству может патология нервной системы, которая приводит к задержке речи. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать до 3 лет.
Специалисты нашего центра рекомендуют не затягивать с консультацией логопеда, если в 2 года ребенок не разговаривает. Ранняя диагностика и коррекция – залог эффективного преодоления задержки речевого развития.
ДИАГНОСТИКА ЗРР
Для того, чтобы определить этиологию (причины и условия возникновения болезни) заболевания, требуется комплексный подход.
Диагностика ЗРР включает в себя:
- Изучение анамнеза жизни, истории заболевания и проживания с родными.
- Проведение физикального осмотра: внешний осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Дается оценка слуху, зрению, моторики мышц лица.
- Проводиться беседа с родителями на тему проявления симптоматики: когда появились первые проявления, возможность влияния окружающих факторов, в том числе и внутри семьи.
Параллельно проведению общей диагностики ЗРР могут подключаться такие обследования, как:
- ЭКГ.
- МРТ.
- ЭхоЭГ.
- Дуплексное сканирование артерий головы.
В обследовании принимают участие логопед, психолог, психиатр, невролог и отоларинголог.
Что такое ЗПРР у детей? Лечение ЗПРР в Саратове, России
ЗПРР – это задержка психоречевого развития у детей (задержка психо-речевого развития). При ЗПРР наблюдается как задержка психического развития, так и задержка речевого развития. Сарклиник проводит лечение ЗПРР в России, лечение ЗПРР в Саратове. Диагностика, коррекция, преодоление, комплексное лечение ЗПРР, темпов развития активизируют как психическое, так и речевое развитие ребенка. ЗНПРР — это задежрка нервно-психически-речевого развития, или задержка нервно психического развития.
На первой консультации врач расскажет Вам, что такое диагноз зпрр у детей, аутизм, какие существуют признаки зпрр, симптомы ЗПРР, как проводится лечение ЗПРР в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Китае, в России, как вылечить ЗПРР с аутичными чертами, в том числе ЗПРР на резидуально-органическом фоне.
ЛЕЧЕНИЕ
Объем работы при коррекции детей с ЗРР обусловлен причинами, которые вызвали отставание в развитии речи. В первую очередь родителям следует позаботиться об организации комфортной и благоприятной среды для возможности стимуляции речевого развития.
Полное лечение включает в себя:
- Прием медикаментозных препаратов. Очень важно, чтобы все лекарства строго выписывались лечащим врачом. Заниматься самолечением просто опасно. Препарат, который помог малышу вашей знакомой, может быть противопоказан вашему ребёнку. Помните об этом и не рискуйте.
- Физиотерапия, электрорефлексотерапия и магнитотерапия восстанавливают работу разных отделов головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую деятельность и интеллектуальные способности.
- Альтернативные способы лечения: иппотерапия (катания на лошадях), дельфинотерапия и тд. Такие способы коррекции ЗРР подбираются индивидуально.
- Педагогическая коррекция. Логопед-дефектолог обеспечит исправление негативных тенденций развития и трудностей в обучении. Используются практические и наглядные средства реабилитации. Все занятия проводятся в игровой форме по индивидуальному плану.
- Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек ушей.
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР
Одновременно с проведением медицинских процедур и активного участия семьи в процессе реабилитации, необходимо проводить занятия с логопедом при ЗРР для правильного развития речи и познавательных процессов.
В раннем детском возрасте логопедические занятия уделяют особое внимание:
- Развитию мелкой моторики.
- Подвижным и пальчиковым играм.
- Лепке, рисованию, конструированию, аппликациям.
- Дидактическим играм: логопедическое лото, игру и упражнения на развитие речи.
- Развитию пассивного и активного словарного запаса.
- Формированию связной речи.
Работа по коррекции детей с ЗРР выстраивается поэтапно “от простого к сложному”. Таким образом, упражнения на экспрессивную речь начинаются со звукового произношения, далее идут слоги и простые слова. Только после освоения этих этапов наступает переход к фразам и предложениям.
Такие занятия хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Происходит воздействие на развитие моторики, а материал быстрее усваивается.