Статья:
Задержка психического развития — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих школьников ставится данный диагноз. Причём большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы.
Что это такое
ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.
Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):
- расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
- гиперкинетические расстройства;
- дислексия;
- дискалькулия;
- диспраксия;
- дисграфия;
- расстройства поведения;
- фобии;
- тики;
- энурез;
- энкопрез;
- заикание.
С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.
Причины
Все причины ЗПР делятся на две большие группы.
Биологические
Патологии и осложнения во время беременности:
- если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;
- многоплодие;
- внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия;
- резус-конфликт;
- неправильное предлежание;
- родовые травмы.
Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша:
- ядерная желтуха;
- операции под наркозом;
- фетальный алкогольный синдром;
- сердечно-сосудистые патологии;
- минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
- врождённые нарушения зрения и слуха;
- малая подвижность;
- астения;
- гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.
К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.
Социальные
Сюда относят:
- длительное ограничение жизнедеятельности;
- социальная депривация;
- дефицит общения;
- неблагоприятные условия воспитания;
- лёгкие умственные отклонения у родителей;
- психотравмы.
Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых.
Безнадзорность
Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В итоге диагностируется аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.
Гиперопека
Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.
Авторитаризм
Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.
Клиническая картина
Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.
1 год
ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней:
- по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить;
- плохо держит предметы;
- не может скоординировать движения;
- мало двигается;
- неэмоционален.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.
2 года
На отклонения указывают:
- незнание собственного имени;
- отсутствие реакции на простейшие вопросы;
- обильное слюнотечение;
- нарушения сна;
- капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;
- сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.
3 года
- Бедный словарный запас (не более 20 слов);
- дефекты речи;
- отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);
- неспособность оформить связную речь;
- сложности с выполнением элементарных заданий;
- неразвитое воображение;
- однотипность действий в игре;
- невозможность сконцентрироваться;
- быстрая утомляемость;
- агрессивность, истерия.
4 года
В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.
Физические:
- слабый тонус мышц;
- кинетоз;
- нарушения мочеиспускания;
- головные боли;
- быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
Познавательные:
- невозможность говорить связно;
- бедный лексический запас;
- рассеянное внимание;
- плохая память;
- неспособность запоминать информацию наглядно или на слух;
- отсутствие базовых знаний о мире;
- несформированность познавательной мотивации.
Социальные:
- агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;
- замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
- нежелание участвовать в совместных играх;
- инфантилизм;
- перемены настроения.
Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.
В младшем школьном возрасте задержка психического развития проявляется уже более отчётливо. Такие дети отличаются от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Если родители и воспитатели в детском саду упустили данный момент и отправили такого ребёнка в школу, учитель уже не может не обратить на это внимание. Ему требуется освоение минимальной стандартной программы, без которого он не может перевести такого ученика в другой класс. Поэтому на данном этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.
Как лечить детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР в Саратове, в России
С начала работы в Сарклиник прошли комплексное лечение 4726 детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР. Сарклиник знает, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, как вылечить ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, как избавиться от задержки развития у мальчиков и девочек. Методы лечения хорошо зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится легкая, средняя, грубая задержка психоречевого развития. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило, требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, двигательная сфера. Также даются рекомендации родителям по дальнейшей реабилитации детей. Проходят лечение дети 3 мес, 4 м, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, в возрасте 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 – 16 лет. На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн доктору, прочитать отзывы пациентов.
Комплексная реабилитация! Ребенок отстает в развитии? Обращайтесь в Сарклиник!
Запись на консультацию. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: (©) Mb2006 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Почему ребенок плохо, мало говорит, не говорит, как научить ребенка говорить, разговаривать
Какой врач лечит энурез у детей? К кому обратиться при энурезе в России?
Детский ночной энурез: лечение, причины, как лечить в России, Саратове
Почему ребенок стоит на цыпочках, пальчиках, плохо стоит на ножках, не стоит: что делать, как лечить, стоять
Родовая травма новорожденных, лечение родовых травм, реабилитация, восстановление после травм
Комментарии ()
Характеристика
Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.
Когнитивные способности
Мышление у детей с ЗПР:
- нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления;
- для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
- несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
- плохо сформированное словесно-логическое мышление.
Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.
Память у детей с ЗПР:
- неустойчивая;
- малопродуктивная;
- непроизвольная преобладает над произвольной;
- наглядная преобладает над вербальной;
- минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
- неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
- наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память;
- при наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
- выученный с большим трудом материал быстро забывается.
Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и психологами при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.
Внимание:
- рассеянное;
- ослабленное, если информация подаётся вербально;
- неустойчивое;
- снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.
Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.
Восприятие:
- поверхностное;
- замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
- недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
- медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.
Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются.
Речь:
- бедный словарный запас;
- нарушенное звукопроизношение;
- несформированность лексико-грамматического строя;
- проблемы со связной речью;
- дефекты артикуляционного аппарата.
Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.
Межличностное общение
Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднён из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации:
- низкая познавательная мотивация;
- недостаточная речевая активность;
- дефектная речемыслительная деятельность;
- несформированность многих компонентов речевой деятельности.
Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями:
- эпизодический характер (их редко принимают в игры);
- работа и игры в одиночку;
- несогласованные действия в парах;
- сюжетно-ролевая игра не является совместной деятельностью, так как общение внутри неё практически отсутствует;
- неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;
- отсутствие привязанности к кому-либо.
Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.
Эмоционально-волевая сфера
У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления:
- эмоциональная неустойчивость;
- несамостоятельность;
- лабильность;
- лёгкая внушаемость;
- слабость волевых усилий;
- неуверенность в себе, низкая самооценка;
- беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности;
- мгновенная смена настроения, контрастные эмоции;
- неадекватная жизнерадостность, весёлость.
Дети с ЗПР не могут правильно оценивать:
- ситуацию: на любой неуспех и трудности они реагируют слишком агрессивно;
- эмоциональное состояние окружающих: во время похорон могут смеяться и веселиться;
- собственные эмоции.
Это интересно! Дети с ЗПР, отличающиеся эмоциональной незрелостью, прекрасно распознают эмоции по мимике и картинкам. По сравнению со сверстниками они почти 100% находят гримасы гнева, страдания и радости.
Клинические признаки
Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией. У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:
- Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес. Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
- Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач. Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
- Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
- Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
- Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
- Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.
Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.
Психологические особенности
У ребёнка с ЗПР есть такие особенности психического развития, которые отличаются от симптомов других похожих патологий. Это необходимо знать для дифференциации диагноза.
Отличия от умственной отсталости:
- частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
- высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
- страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
- скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
- способность сотрудничать со взрослыми;
- присутствие эмоций в игровой деятельности;
- яркое проявление эмоции;
- часто есть способности к рисованию.
Отличия от педагогической запущенности:
- недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
- поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
- редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
- умеют взаимодействовать со взрослыми.
От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.
Диагностика ЗПР и способы коррекции
Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.
Для диагностики ЗПР необходимо следующее:
- Подробный сбор анамнеза.
- Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
- Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
- Детальное обследование особенностей речи.
Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.
Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:
- Увеличению количества познавательных процессов.
- Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
- Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.
Классификации
Классификация Певзнер и Власовой
М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.
- Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм
Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.
- Вторичная ЗПР
Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.
Классификация Лебединской
К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.
- Конституциональная ЗПР
Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.
- Соматогенная ЗПР
Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.
- Психогенная ЗПР
Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.
- Церебрально-органическая ЗПР
Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).
1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.
2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.
Классификация Ковалёва
В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.
Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:
- дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
- энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
- вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
- социальнодепривационная — госпитализм.
На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.
Диагностика
Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специальная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные специалисты при комплексном обследовании:
- врач-психотерапевт;
- дефектолог;
- психолог;
- логопед;
- педиатр.
Все они входят в специальную медико-педагогическую комиссию, на которой подтверждается или опровергается диагноз, выносится окончательное решение, даются рекомендации о дальнейшем развитии ребёнка. Помимо психологических особенностей, они внимательно изучают в динамике (данные предоставляются за последние 2-3 года):
- успеваемость в школе;
- характер ошибок по математике и русскому языку;
- особенности почерка;
- состояние моторики;
- темп деятельности и многие другие аспекты.
На комиссию также предоставляются результаты полного медицинского обследования и история болезней.
На основании полученных данных делается вывод, имеется ли у ребёнка задержка психического развития. Но, как уже было сказано ранее, медицинский диагноз ЗПР, начиная с 1997 года, не ставится. В заключении используется терминология из следующей части МКБ-10:
Диагностика и лечение ЗПР у детей
Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза. Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.
Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом. Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений. При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.
В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.
Клинический институт мозга Рейтинг: 4/5 — 1 голосов
Поделиться статьей в социальных сетях
Обучение
Где и как может обучаться ребёнок с ЗПР:
- интегрированное обучение в общеобразовательной школе;
- коррекционно-развивающее обучение на основе личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательных учреждений;
- обучение в образовательных учреждениях VII вида, где максимально учитываются все особенности учебной деятельности детей с ЗПР.
В 2015 году был утверждён важный документ, регламентирующий обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Это «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития». Она включена в «Специальные основные общеобразовательные программы начального общего образования ФГОС». Эта система реализуется в обычных учебных заведениях (не коррекционных) на территории всей Российской Федерации с 1 сентября 2021 года в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
С этого момента дети с ЗПР имеют полное право учиться не в коррекционной, а обычной общеобразовательной школе вместе с нормально развивающимися ровесниками. При этом учителям и родителям следует учитывать следующие особенности обучения:
- им требуется больше внимания и индивидуальный подход;
- они занимаются по отдельной, облегчённой программе;
- проблемы в усвоении материала обусловлены не ленью и нерадивостью, а неспособностью.
Педагоги-психологи настаивают, что гораздо более продуктивно отдать обучаться ребёнка с ЗПР в специализированную коррекционную школу или перевести на домашнюю форму обучения.
Способы профилактики нарушения
Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.
К основным профилактическим мероприятиям относятся:
- соблюдение режима сна и бодрствования;
- совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
- раннее начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
- чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
- сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
- психотерапия в группе.
Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.
Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:
- Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
- Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
- С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
- Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.
На видео ниже показано как научить ребёнка формам и цветам:
Лечение и коррекция
В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься. В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем.
Микротоковая рефлексотерапия
Это аппаратное воздействие электрическими импульсами на биоактивные точки мозга, так называемые нейрорефлекторные зоны. Целенаправленно восстанавливает работу нервной системы именно там, где имеются нарушения. Микротоками выборочно обрабатываются мозговые центры, отвечающие за интеллектуальные способности, речевую активность, дикцию, словарный запас.
Организуется в условиях стационара. Правда далеко не все родители дают согласие на проведение процедуры.
Психолого-педагогические коррекционные занятия
Ребёнок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия психолога. Цель — скорректировать психическое развитие таким образом, чтобы оно улучшило качество его жизни. Среди основных задач:
- повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития;
- развить крупную и мелкую моторику;
- расширить словарный запас и понятийный аппарат.
Родители имеют право знать, что включает в себя программа психолога, который занимается с их ребёнком. Моменты, которые вызывают сомнения или недоверие, заранее должны быть согласованы.
Психологическая работа с детьми, страдающими ЗПР, предполагает использование разнообразных методик.
Психотерапевтические направления:
- изотерапия;
- песочная терапия;
- музыкотерапия;
- куклотерапия;
- сказкотерапия;
- логоритмика;
- методы предметно-сенсорной терапии.
На занятиях психолог организует дидактические игры с разноцветными полосками, кубиками, палочками, геометрическими фигурами (в том числе объёмными) и специальными карточками. Примеры нескольких таких игр представлены ниже.
«Угадай эмоцию»
Проводится либо в группе из 5-6 таких же деток с ЗПР, либо в паре с психологом. На стол кладутся карточки со схематическим изображением различных эмоций. Предлагается взять одну из них наугад, назвать, что на рисунке, и попытаться изобразить данное чувство с помощью мимики, голоса, жестов. Можно усложнить задание и попросить назвать ситуацию, в которой эта эмоция чаще всего проявляется.
«Найди цифру»
На столе выложены картинки и объёмные фигуры разных цифр. Все они отличаются размером и цветом. Психолог называет цифру — из предложенного материала нужно выбрать все соответствия (например, все двойки или восьмёрки).
«Лото настроений»
На столе лежат карточки, на которых нарисованы животные с разными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен подобрать под неё нужную карточку.
«Волшебный мешочек»
В красивый мешочек складываются небольшие объёмные вещицы, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Нужно запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.
«Палитра настроений»
На столе лежат карточки с различными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?» — ребёнок должен ответить с помощью рисунка. После этого вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня чувствует себя твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.
Альтернативные методики
Дополнительно профильные специалисты могут назначить современные, нетрадиционные методы коррекции:
- иппотерапию;
- канистерапию;
- дельфинотерапию;
- фелинотерапию.
Вовремя и грамотно проведённая психокоррекционная работа даёт положительные результаты.
Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения
Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.
Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро», «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.
«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»
– Задержку психоречевого развития (ЗПРР) официально должны определять члены психолого-медико-педагогической комиссии. Обычно там присутствуют невролог, логопед, психиатр, психолог. Официально поставить такой диагноз раньше 3-5 лет сложно. Но коррекцию можно и нужно начинать как можно раньше. По моему опыту, уже в полтора года можно отметить особенности в поведении ребёнка, в его реакциях на окружение, игровой детальности, тонкостях его восприятия мира. Конечно, на такого ребёнка нужно обратить внимание и предпринять меры.
Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.
Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.
Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.
Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность. Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем. Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.
Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.
Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.
«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»
– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.
Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.
Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.
У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.
Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения. У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах. Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.
Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики. У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию. Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.
«Нарушения при ЗПРР обратимы»
– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.
Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать. Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание. И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.
Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании. В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений. К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.
«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»
– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР. Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.
На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка. Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию. То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.
Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией. Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё. Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.
«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»
– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.
У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.
Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.
Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.
Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.
Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.
Что делать родителям
Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.
Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.
Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.
Общие советы:
- Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
- Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
- Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
- Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
- Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
- Организовывать общение с ровесниками.
- Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
- Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
- Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
- Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.