ОНР (общее недоразвитие речи) в логопедии – что это такое?

Визитной карточкой человека является его речь. Без сомнения, все родители желают видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным. Не последнюю роль в этом играет умение ребенка говорить правильно и красиво.

К сожалению, в последнее время такое явление, как нарушение речи, встречается очень часто. Как показывают данные статистики, каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет те или иные дефекты речи. Конечно же, заботливые родители изо всех сил пытаются помочь своему ребеночку. Но как это сделать? Для этого необходимо, как минимум, владеть информацией. С этой целью в статье приводится полезный информативный материал.

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  • Малопонятный говор.

Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!

Грамматические, фонетические особенности 1 уровня

Для разговора дети этого уровня используют подкрепленные мимикой и жестами звукоподражания, лепет и выстроенные на его основе неясные предложения, с нечетким искаженным произношением. Также с трудом воспринимаются:

  • категория элементарных предлогов (с, под, перед…);
  • грамматические различия множественного или единственного числа;
  • родовые различия (бежал – бежала — бежало);
  • глагольное время (делает, будет делать, делал);
  • степени сравнения прилагательных (сильный — сильнейший).

От восприятия слоговой структуры слова первый уровень далек. Для детей 1-го речевого уровня характерен небольшой объем слов бытового содержания, произнесенных лепетным образом, урезанных. Например: «амот» — бегемот, «иська» — зайчишка. Можно нередко услышать у детей начального речевого уровня и несуществующие слова – обозначения каких-то предметов, чувств, действий. Например: «абуки» — ботинки. Такие слова могут обозначать даже несколько предметов. Например: «кеся» — конфеты, сахар, мед, любимый мишка, веселье. Здесь слово «кеся» обозначает как предмет «конфета», так и то, что имеет с ним связь через ассоциации качеств: сладкий, вкусный, приносящий радость, состояние наслаждения.

Дети этого уровня не используют морфологических явлений для выстраивания грамматики. Это значит, что «фраза» состоит из корневых слов без использования в зависимости от ситуации приставок, суффиксов и окончаний. Такие «фразы» могут быть поняты только в условиях контекста конкретной ситуации, ее ребенок пытается обрисовать при недостатке словарного запаса жестами, мимикой, восклицаниями, звукоподражаниями.

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическаяПсихолого-педагогическая
Сбой фона речи (оформления внешне) Нарушены средства общения
  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.
Дефекты построения языковых средств и их значение Сложности коммуникации
  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Общее недоразвитие речи у детей

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

ОНР не является редкостью, патология фиксируется примерно у 40% детей от 3 до 7 лет. При этом недоразвитость речи делится на 4 степени тяжести, которые рассмотрены далее.

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.
Методы коррекции речиСуть методаПримеры
Логопедические упражненияМетод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
  • для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
  • для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
  • для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
  • для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.
Логопедический массажМассаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания.Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный методСпециалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
  • Цераксон
  • Гаммалон;
  • Когитум
  • Витамины группы В.
Посещение психологаВрач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
  • Беби спокойствие
  • Эдас 306
  • Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Определение речевой аномалии

ОНР часто имеет место при следующих синдромах: дизартрии, ринолалии, алалии, афазии. Исходя из этого выделяют 3 группы:

  • Неосложненные формы ОНР (наблюдается небольшое нарушение мозговой функции).
  • Осложненные формы ОНР (имеющие психические расстройства личности или патологические изменения в развитии ЦНС).
  • Тяжелая патология речи (когда в головном мозге нарушена работа отделов, отвечающих за речь).

Когда выяснится, какая форма аномалии у малыша, определяется уровень речевых навыков.

Формы ОНР

Выделяют следующие формы неразвитости речи:

  1. ОНР 1 уровня. У ребенка полностью отсутствует связная речь. В медицинской сфере характеристика ОНР данного уровня звучит как «безречевые дети». Ребенок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощенной речи.
  2. ОНР 2 уровня. У больного развита начальная речь, но словарный запас у детей с ОНР крайне беден. Ребенок неправильно произносит большинство слов, допуская ошибки. Максимум, что может пациент с данной стадией заболевания — составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.
  3. Общее недоразвитие речи 3 уровня. Пациент неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.
  4. ОНР 4 уровня. Пациент разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребенка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.

Формы ОНР

Помимо этого, в медицине принята классификация, согласно которой выделяют следующие виды заболевания:

  • неосложненное ОНР — наблюдается при незначительном нарушении мозговой деятельности;
  • осложненное ОНР — диагностируется на фоне того или иного психиатрического или неврологического нарушения;
  • общее недоразвитие речи у детей, связанное с патологиями речевых центров мозга.

Определение уровня речевого развития ребенка

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Уровни ОНР и их характеристика

Первый уровень. Слов практически нет. Пассивный словарный запас очень маленький. Нет разумения смысла большинства слов. В обиходе либо лепетные слова, либо слоги звукоподражательного характера, предложения из одного слова, используемые ситуативно (применяются жесты и мимика). Чаще наследуются одни звукосочетания, состоящие из 1-2 слогов. Грубейшее нарушение восприятия системы значащих звуков и слогового строения слов. Артикуляционная система работает со сбоями, звуки постоянно меняются местами, и, к сожалению, многие из них дети не в состоянии выговорить.

Второй уровень. Первые попытки связной речи. Хотя еще присутствуют лепет и жесты, появляются хотя и искаженные, но уже постоянные слова, находящиеся в общем употреблении. Словарь все еще беден. Переставляются слоги. Появляются простые предложения, имеющие в наличии 2-3 слова. Звуки получаются дефективными, часто смешанными и заменяют друг друга.

Третий уровень. Дети активно пользуются развернутой речью, но, в основном, употребляют простые конструкции. Объем словаря заметно наполняется: используются почти все части речи. Звукопроизношение и фонематические процессы все еще не вписываются в норму, но нарушений уже меньше.

Четвертый уровень (по Филичевой). Характерны незначительные недочеты в фонетике, лексике и грамматике. Все эти нарушения нерезко выражены: искажается строение слогов слов (сложных), нарушается совместная работа органов речи и процесс приема и преобразования звуковой информации, изменение и образование слов. Обнаружить этот уровень речевого недоразвития можно только при тщательном обследовании ребенка логопедом.

Очень важно обнаружить у малыша вовремя возможные нарушения с целью их профилактики или устранения!

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Полезные и интересные факты

Древние люди довольно примитивно разговаривали, включая голосовые, зрительные и осязательные функции. Это больше походило на обмен информацией среди животных. Разговаривать же научились, когда начали пользоваться символами, появилось желание поделиться этими знаниями со своим народом. Ученые считают, что первый символ возник, когда начали изготавливать инструменты из камня. Это было почти 2,5 миллиона лет назад. Занятие сыграло ведущую роль в истории развития общения человечества.

Впервые упоминания о дефектах речи, связанных с получением физической травмы, находились в древнеегипетском папирусе Эдвина Смита. В религиозных эпосах, таких как Библия, Коран, встречаются описания чудесного исцеления речевых расстройств. Факту трудной речи жрецы придавали божественную окраску.

О роли головного мозга первым писал в своих сочинениях Гиппократ, где излагал свой взгляд на то, как происходит образование голоса и речи человека.

Коррекционный процесс речи проходит довольно длительно и трудоемко. Накопленный опыт профильных специалистов показывает, что именно родителям нужно уделять особое внимание окружающей среде, в которой обитает малыш. А также нужно с самого раннего возраста заниматься развитием речи.

Грамматика, фонетика, лексика 4-го уровня

Суждения ребенка 4 уровня речевого развития логичны и оформлены в сложные предложения. Грамматические конструкции стройные, но иногда имеют искажения. Ребенок использует все части речи, в неполной степени осознает их назначение, довольно хорошо осваивает в речевой практике склонение, изменение по числам, родам, временам, начинает пользоваться степенями сравнения.

Звуковой строй может еще быть несовершенным, особенно при смене молочных зубов. Речь уже довольно стройная, но может наблюдаться нечеткое произношение звуков, из-за чего сознается эффект смазанности слова.

Слоговое членение воспринимается уже зрительно, что сигнализирует о готовности ребенка приступить к освоению фонетических азов языка.

Ребенок узнает много новых слов, часто пытается догадаться об их значении из контекста. В итоге смысловое наполнение слова осваивается не полностью, что потом станет заметно при построении собственных высказываний с использованием этих слов. Например: «Самолет взлетел высоко в небо и долетел до луны!» Ребенок усвоил только то, что самолет летает, но не знает полной характеристики его свойств.

Грамматика, фонетика, словотворчество, смысловое наполнение на 3-м уровне

Словарный запас ребенка на 3 уровне речевого развития пополняется, в него уже входят слова, называющие качества предметов, действий и явлений. На этом этапе в речи детей прослеживаются все части речи, но порой их функции не осмысленны. Ребенок изъясняется предложениями, бывает даже сложными, если категория функции союзов и союзных слов усвоена. Если нет, то при попытке выразиться сложным предложением с причинно-следственной связью получает подобную конструкцию: «Я не нарисовал, …карандаш потерял».

Трудности на этом этапе по-прежнему может вызывать грамматическое изменение формы слова и словообразование. Но уже осознаются временная категория глагола, падежное изменение существительных, прилагательных и числительных. Категория рода освоена, но могут возникать трудности при незнании того, к какому именно роду относится конкретное слово. Например: «Я сегодня видел такой красивый метель, он кружил, кружил!». Здесь видно незнание рода слова «метель». Сохраняются ошибки в ударении. Например: «налила водУ».

В этот период могут еще возникать трудности с произношением отдельных звуков (шипящих, сонорных, свистящих). Слоговое разделение на слух многими детьми распознается, но лишь как интуитивное ритмическое членение слова.

Ребенок уже может быть способен составлять рассказы по картинке с кратким описанием качеств, формы, размера, цвета предметов.

Работа по развитию речи на 3-м уровне

Ребенок на этом этапе обычно хорошо может слушать небольшие рассказы детской литературы, сказки, стихи. Так же 4-5-леткам уже нравится пересказывать прочтенное кем-то вслух. Чтение поможет обогатить словарный запас и усвоить алгоритм грамматически правильного построения фразы и предложения. Пересказ, особенно по картинкам, — это уже попытка применения грамматических, словообразовательных и лексических норм на практике.

Придумывание стихотворений по двум или четырем рифмам, ролевые беседы от имени игрушек или выдуманных персонажей – все это поможет ребенку разобраться в способах построения речи в зависимости от ситуации. Для проработки классификации слов по одному или нескольким признакам поможет работа с карточками с изображением животных, продуктов, мебели, вещей, времен года.

Для лучшего освоения морфологической стороны языка ребенком нужно обращать его внимание на окончания, связанные с родом, падежом, временем. Дать понять, что есть части слова, служащие для образования многих слов.

На 3-м уровне уже можно вводить простые чистоговорки. Время скороговорок наступит на 4-м уровне.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]