Тесты для аттестации логопедов.тест по логопедии по теме


НВОНР Нерезко выраженнное общее недоразвитие речи

Характеристика детей с «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НВОНР)»

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Обучение детей с ОНР в общеобразовательной школе

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе. Инклюзия — центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. К группе детей с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей. В некоторых случаях ОНР может развиваться на фоне поздно проведенной коррекции патологии ротовой полости. Это может быть короткая подъязычная уздечка, расщелина мягкого или твёрдого нёба. Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков. Естественными проблемами таких детей в старшем дошкольном возрасте становятся: плохо развитый анализ и синтез фонем, ребёнок не может различать близкие по звучанию или произнесению звуки, часто производит некорректные замены мягких фонем на твёрдые, звонких на глухие, в словах ребёнок может пропускать слоги или звуки. Словарь детей с ОНР беден. Их рассказы схематичны, примитивны, ребёнок не использует разные части речи, а старается максимально сократить предложение. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. ОНР таким образом — нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

У ребёнка с ОНР как правило, замедленно развиваются память, внимание, артикуляционная и пальчиковая моторика, а также логическое мышление и другие процессы. Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку. Например, не могут показать на листке только квадраты или только красные фигурки. Важно заметить, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. А сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Нарушение артикуляционной моторики проявляются в нечеткости и слабости движений органов артикуляции при произнесении звуков. Детям трудно держать смычку или наоборот щель, они не могут дотянуться языком до альвеол и т.д. Все нарушения артикуляции приводят к дефектному произношению звуков. Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствуют возрасту, речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения неточные, плохо координированные. Многие держат ложку в кулаке либо с трудом берут правильно кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.п. Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети не могут обобщать предметы по группам, строить логически связанные, последовательные описания сюжетных картинок. Суждения детей обычно очень короткие, обрывистые, словесно бедные, порой логически не согласованные. Все выше перечисленные процессы тесно связаны с речью, и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. Характерные особенности ребёнка с ОНР всегда сразу будут заметны любому педагогу или воспитателю. Это проявляется на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях ребенок быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестает воспринимать учебный материал. Либо наоборот, сидит тихо, но на вопросы не отвечает или отвечает невпопад, задания не воспринимает, а иногда и не может повторить ответ товарища.

ОНР относится к группе ограниченных возможностей здоровья, но зачастую дети с таким речевым нарушением попадают в обычные общеобразовательные школы и детские сады, потому что в настоящее время действует государственный закон об инклюзивном образовании. В таких случаях перед педагогом встаёт целый ряд задач: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Все их необходимо реализовать комплексно. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к ухудшению качества работы над последующими и снижению качества образовательно-коррекционной работы с ребёнком в целом. При этом педагогу не следует забывать и достаточно сильном потенциале других участников коррекционно-образовательного процесса: педагогического коллектива, родителей, самого ребёнка, которые самым существенным образом могут влиять на результативность образовательного процесса.

Обучение ребёнка с ОНР в обычном образовательном учреждении требует совместной и слаженно организованной работы педагога образовательного учреждения, дефектолога или логопеда и, возможно, психолога. Так как зачастую такие дети с началом обучения в коллективе обычной общеобразовательной школы испытывают и ряд психологических трудностей. Речь ребёнка с ОНР явно отличается от речи здорового. Программа общеобразовательной школы предполагает постоянную активность ребенка на уроке. Дети часто отвечают устно с места или у доски. а это большой стресс для детей с дефектами речи. В общеобразовательных школах классы обычно включают большое количество детей, что создаёт массу трудностей для ребенка с нарушением речевой сферы. Во-первых, это большая аудитория, перед которой нужно отвечать. Во-вторых, это широкий круг общения. Часто такие дети замыкаются, стесняются, плохо идут на контакт, в связи с тем, что испытывают явный дискомфорт в процессе речевой деятельности. Это может спровоцировать появления логоневрозов на почве постоянных переживаний и беспокойства ребенка.

Но проблемы при обучении в массовой школе испытывает не только сам ребёнок с нарушением речи, но и дети, которые учатся с ним в одном классе. Передразнивание, например, может спровоцировать конфликты в классе, подражание может привести к копированию манеры речи заикающегося ребёнка, или его способу чтения. Педагог может столкнуться с проявлениями негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых детей. В процессе общения дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишнюю двигательную активность, а другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагог, начиная со знакомства с ребёнком и на протяжении всего обучения, должен уметь налаживать и поддерживать общение и контакт с таким ребёнком. Важна постоянная стимуляция положительными эмоциями и впечатлениями от обучения. Задачей педагога становится не только показать этому ребёнку основы общения и взаимодействия с коллективом и обществом в целом, но и создать положительный климат в классе, чтобы ребёнку-логопату было комфортнее обучаться.

Родители часто не могут решиться отдать ребёнка с ОНР в обычную школу, так как боятся в первую очередь за негативную социализацию ребёнка в коллективе. Им приходится находить дополнительных педагогов-логопедов и психологов, которые могли бы сопровождать ребёнка в процессе обучения и корректировать его нарушения, что тоже является определённой проблемой для родителей. В связи с особенностями в развитии мыслительных процессов, ребёнку будет необходима постоянная помощь в обучении, родительский контроль. Важна постоянная дополнительная работа с ребёнком.

Педагогу требуется большой опыт, умения и навыки работы с разными детьми, объединёнными в единый коллектив. Нужно суметь уделить отдельное внимание ребёнку с ОНР, не выделяя его явно из всего коллектива, потому что все дети очень чуткие. Они очень точно ощущают отношение учителя к ним и к другим одноклассникам и, если они замечают, что их где-то обделили вниманием, не похвалили, не отметили его успех в задании как у другого, то начинают негативно относиться к учителю. Могут вообще отказаться от работы, или делать её без интереса и увлечения. И этим они будут показывать не только свои эмоции, но и всё же пытаться привлечь внимание учителя, но теперь к их негативному поведению.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

— контроль за речью каждого ребенка;

— исправление речевых ошибок ребенка;

— работа на основе единой лексико-грамматической тематике;

— отработка речевых клише в процессе всех режимных моментов;

— введение в речь детей большего объёма новых слов;

— системная работу над произношением и речью в целом (по указаниям логопеда).

Всесторонняя коррекция ОНР и одновременное выполнение программы массовой школы невозможно в полном объеме по нескольким причинам: значительная часть учебного времени отводится логопедическим занятиям и занятиям психолога. Детям не хватает запаса знаний и сведений, они психологически зачастую не готовы к такой нагрузке, которая предусматривается в общеобразовательных школах. Поэтому, необходимо постоянно проводить диагностику успеваемости с учётом всех факторов развития ребёнка. Если необходимо, то упрощать программу обучения, стараться адаптировать её на основе образовательных возможностей данного ребёнка. Дети с ОНР, как правило, ослаблены, расторможены, быстро утомляются, и увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано. Поэтому количество занятий по некоторым дисциплинам может быть уменьшено, в пользу тех которые у него осваиваются хуже.

В процессе обучения педагог должен ставить перед собой задачи, которые реализуются в ходе образовательного процесса, а именно:

— развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью;

— совершенствование словесно-логического мышления;

— развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех участников образовательного процесса является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития, формированию общепсихических навыков. Дети могут, в итоге, практически также как и обычные дети осваивать общеобразовательную программу, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать себя, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]