Последовательность работы по постановке звука [C]. Методическая разработка для логопедов

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть». Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду). Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с: • Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты), • Зубы сомкнуты, • Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху), • Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта), • Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух. • В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С? Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс. Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на постановку разговорной речи, проводится дыхательная тренировка. Она обучает выдуванию воздушной струи из легких. Чтобы тренировки были для ребенка более интересными, рекомендуется использовать ватку или мячик небольшого размера.
К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относят такие задания:

  1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
  2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
  3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

  1. «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
  2. Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
  3. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
  4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
  5. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
  6. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Занятие 6

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка Улыбнуться. Опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой», сделать выдох.

Упражнения для губ

Поднимание и опускание верхней губы с обнажением верхних зубов. Попеременное поднимание и опускание углов рта.

Упражнения для языка

Язык «желобком» снаружи рта держать неподвижно, а губы то широко раскрывать, то касаться ими «желобка». Игра «Я — не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я». Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка Произнесение слоговых сочетаний пти-пти-пти, птя-птя-птя; пти-птя, пти-птя; пти-птя-пте-птю.

Развитие фонематического восприятия

«Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.

Постановка от других звуков


Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Важность своевременной и правильной диагностики

В современной логопедии проблема нарушения речи рассматривается комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Важно его выявить и начать коррекцию как можно раньше.

При норме развития ребенок к трем годам произносит все гласные и согласные звуки (сонорные [р] и [л] могут появиться к четырем годам – это не критично), не теряет слоги в произносимых словах, строит сложноподчиненные предложения. Существуют дневники (часто в виде тетради для заполнения) развития, в которых поэтапно, по месяцам расписано появление всех навыков у ребенка. Родителям только нужно периодически сверяться с ним, и если какой-то навык своевременно не формируется, сразу же обратить на это пристальное внимание и выяснить причину. Часто ребенок воспитывается дома, поэтому подсказать маме нужные действия в сложившейся ситуации некому.

Если начали проявляться задержки в развитии или нарушения каких-либо функций, следует обратиться к специалистам (педиатру, логопеду, психологу, если нужно, детскому неврологу). В 90% случаев своевременная коррекция позволяет к семи годам, а иногда и раньше, забыть о существовании проблемы. Но если упустить этот период развития, то усилий придется затратить гораздо больше, а результат может оказаться неудовлетворительным.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Призубный парасигматизм

Одна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Последовательность работы по постановке звука [C]. Методическая разработка для логопедов

Оксана Попова

Последовательность работы по постановке звука [C]. Методическая разработка для логопедов

Звуковая разминка

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно. На этом этапе работы я использую следующие упражнения.

1. Упражнение «Самый внимательный»

Инструкция. Посмотри на картинку и внимательно послушай, правильно или не правильно я буду произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, если названа неверно, отрицательно покачай головой.

Хочу отменить, что на одном занятии мы с ребёнком отрабатываем одно слово-картинку. Сначала работаем над словами, в которых звук находится в первой позиции, затем в конце, а после в середине слова.

Как только малыш начинает уверенно и правильно выполнять это задание, в вожу более сложное упражнение.

2. Упражнение «Посмотри не ошибись»

Инструкция. Покажи то, что я назову.

Затем, когда ребёнок уверенно и правильно показывает все картинки меняемся ролями, теперь ребенок называет, а я показываю, при этом обращаю внимание ребенка на то, что мне трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет.

Предлагаю малышу научиться произносить правильно звук [С]. Когда ребёнок даёт согласие, предлагаю поиграть в следующую игру.

3. Упражнения «Насос», «Песенка водички», «Свистулька». Данные упражнения аналогичны друг другу.

Инструкция. Внимательно послушай и запомни, какой звук издаёт насос, когда качает воздух. Изобрази руками движения при накачивании шин насосом, когда услышишь, как свистит насос, а на другие звуки не реагируй.

Данные упражнения отрабатываются не все сразу на одном занятии, а вводятся постепенно (на одно занятие одно упражнение). Выполнять их следует до тех пор, пока ребёнок не будет уверенно отвечать на ваши вопросы.

Параллельно с работой над развитием фонематических процессов подготавливается артикуляционный аппарат.

На занятиях пользуюсь классическим комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Однако выполнять упражнения, сидя перед зеркалом для детей не очень интересно (так мы отрабатываем только новые упражнения, поэтому в работе я использую презентации гимнастик для Язычка в сопровождении стихов или музыки.

Артикуляционная гимнастика

1. «Наказать непослушный язычок».

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Блинчик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

4. «Почистим зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

6. «Катушка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

7. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

8. «Чистим зубки».

Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

9. «Расчёска».

Губы в улыбке. Язык прикусить зубами. «Протаскивать» его между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая».

После того как ребёнок научился выполнять правильно основные артикуляционные упражнения знакомлю малыша с артикуляционной позой с опорой на схематическое изображение.

1. Губы улыбаются.

2. Зубы на маленьком расстоянии.

3. Язык, широкий, упирается в нижние зубки, посередине языка – канавка.

4. Воздушная струя сильная и холодная.

5. Горлышко не гудит.

Затем учимся удерживать артикуляционную позу звука [C] и переходим непосредственно к постановке звука.

Данные способы постановки звука [С] придуманы не мной, я только собирала и систематизировала наиболее эффективные, которые активно использую в своей работе.

Основные способы постановки звука [C]

1 способ.

По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. способ.

По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

— дует холодный ветер (с-с-с);

— сдувается шарик (с-с-с);

— подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

3 способ.

От опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой, отрабатывается направленная воздушная струя. Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный, кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].

1. Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции, взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.

2. Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок — мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.

3. Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга. Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

«Давай вспомним упражнение ««Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

4 способ.

Используют колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах.

5 способ.

Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг – звук С. Самая большая сложность — обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

6 способ.

Постановка звука [С] при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук [С].

7 способ

При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

8 способ

Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов. При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

9-й способ.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160с.

2. Будёная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] / Т. В. Будёная. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64с.

3. Загляда Л. И., Симкин М. Л. Методы и приёмы постановки звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. И. Загляда, М. Л. Симкин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 117с.

4. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст] / М. А. Полякова. – М. :Айрис-пресс, 2008. – 208с.

5. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Ф. Ф. Рау. – М. : Просвящение, 1968. – 181с.

6. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ОООТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248с.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

  1. Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку. Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
  5. При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Виды сигматизма

Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:

  1. Межзубный сигматизм — язык занимает неправильную позицию между зубами.
  2. Губно-зубной — произношение производится при помощи губ и зубов.
  3. Боковой — струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
  4. Призубный — язык прижимается к верхним зубам.
  5. Шипящий — язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
  6. Носовой — язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.

Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.

Наличие такого дефекта речи у ребенка или у взрослых обусловлено рядом органических и иногда поведенческих причин. Поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления всех неблагоприятных факторов.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Как научить ребенка выговаривать букву С?

Первый шаг на пути к решению должен делаться в сторону поиска источника проблемы, потому как научить ребенка говорить букву С можно только после того, как выявилась причина неправильной постановки звука.

Неправильное произношение

Причины, вызывающие сложности

Обращать внимание на произношение нужно с 3-летнего возраста. Чаще всего к 4 годам ребенок сам выправляет свистящие, шипящие и даже [Р]. Если этого не происходит, нужно подумать о возможных причинах задержки совершенствования речи:

  • возрастное несовершенство речевого аппарата;
  • ребенок растет в семье, где активно используют два языка;
  • вялая мышца языка;
  • неправильный прикус;
  • анатомические особенности языка;
  • наличие в семье людей с неправильным произношением;
  • неверная фонематика.

Внимание! Если семья двуязычная, ребенок может заимствовать звуки из одного языка и использовать их в другом. Так, межзубный звук из английского языка становится повседневным заменителем русского [С].

Слабая мышца языка, как причина неверного произношения, исправляется с помощью тренировки. Выполнение нехитрых, но действенных упражнений помогут ее укрепить. Дома с ребенком нужно чаще играть в лошадок, имитируя звук цоканья копыт. Если выполнять упражнение несколько раз в день до тех пор, пока не проявится чувство усталости в языке, мышца быстро окрепнет.

Упражнение на укрепление мышцы языка

Почему возникает ФФНР?

Проблема ФФНР затрагивает почти четверть всех малышей. Недоразвитие речи начинает проявляться в первые годы жизни, когда ребенок учится проговаривать слова. Для детей 2-3 лет проблема не является критичной и не требует вмешательства со стороны взрослых. Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастными способностями ребенка, нужно внимательно следить за своей артикуляцией. Обращенная речь взрослых не должна быть поспешной и нечеткой. От того, как ребенок слышит слова, зависит формирование его фонематического представления родного языка.

Проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи в неправильном произношении некоторых букв, в основном парных согласных (т-д), заменой сложных простыми (л-р). Когда ребенок на слух не может выделить звуки из слова, не улавливает различие в созвучных слогах, формируется искаженная речь.

Внимание! Если к 5-6 годам этот дефект не исправить, он перерастет в неверное письменное представление слов. У детей, с которыми не занимались коррекцией восприятия звука на слух и его произношением, развивается дисграфия — ошибочное написание слов, сопровождающееся стабильной заменой слогов в слове, перестановкой букв местами.

Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей

Подготовка речевого аппарата дома

Происходит постановка звука [С] поэтапно, занятия начинаются с освоения двигательных способностей языка, которые обязательно пригодятся для четкого произношения и других шипящих.

Артикуляционная гимнастика для звуков (с, сь, з, зь, ц)

Перед тем, как научить ребенка говорить букву С в домашних условиях, его нужно потренировать управлять своим языком. Веселое упражнение называется «Индюк». Ребенку рассказывают произвольный короткий стишок о птичьем дворе, после чего просят воспроизвести индюшачье бормотанье: оно похоже на сочетание «бл-бл-бл», но язык должен резко выбрасываться вперед за зубы и возвращаться обратно, как будто обивая верхнюю губу с внутренней и внешней стороны попеременно.

Упражнение «Индюк»

Внимание! Высокой эффективностью обладает упражнение «лошадка», во время которого ребенок, присасывая и отрывая язык от неба, изображает цоканье копыт.

Упражнения «пальчики»

Пальчиковая гимнастика приводит в активную фазу речевые центры головного мозга, что положительно влияет на развитие речи, поэтому ритмичные стишки, подобные «Сорока-сорока кашу варила», имеют важное значение в становлении произношения. Играть обязательно по 5 минут каждый день.

Работаем над дыханием

Этапы обучения правильному звукопроизношению дошкольников включают в себя обязательную работу над дыханием. Ребенка нужно учить выдыхать воздух с силой, для этого на небольшом расстоянии от него располагают листок бумаги или игрушку «вертушка», которая приходит в движение при сильном порыве воздушного потока. Ребенок должен с силой дуть на цель, сложив губы трубочкой.

Другой важный урок на постановку дыхания — контролировать поднимание и опускание грудной клетки на вдохе и выдохе. Чтобы превратить упражнение в игру, можно положить на грудь теннисный шарик. При резком выдохе он будет падать. Цель упражнения — как можно больше раз скинуть шарик с груди.

Мимическая гимнастика для постановки звука [С]

Занятия над мимикой с логопедом на выговаривание буквы С основывается на растяжении губ в улыбке и слегка разомкнутых зубах. Если занятие проходит в группе детей, объявляется конкурс на самую широкую улыбку, которая продержится дольше остальных.

Внимание! Показателем правильно выполненного упражнения будет легкое болевое ощущение в мимических мышцах на щеках.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»

Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах

1. Произнесите или прочитайте слоги, протягивая звук «с»:

  • «са-са-са»; «сы-сы-сы-сы»; «су-су-су-су»; «со-со-со-со».
  • «са-сы-со-су»; «сы-со-су-са»; «со-су-са-сы»; «су-са-сы-со».

2. Игра «Запомни и повтори»:

  • «са-са-со»; «со-са-со»; «со-са-еа»; «сы-са-сы»; «са-сы-сы»; «са-сы-са»; «са-са-сы»; «сы-со-су»; «су-еы-су».

3. Повтори потешку и запомни ее:

  • Са-са-са — вот бежит лиса.
  • Со-со-со — она катит колесо.
  • Сы-сы-сы — рыжий хвостик у лисы.
  • Су-су-су — не боимся мы лису.

Произнесение слогов

  • «Со»: сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сор, соп­ка, босой, косой, песок, носок, лесок, поясок, колосок, колесо, фасоль, высокий, осока.
  • «Са»: сам, сад, сало, сани, Саша, сахар, сайка, санки, оса, лиса, коса, роса, кусать, писать, краса, колбаса, полоса, самбо, посадка, уса­тый, садик, написать.
  • «Су»: суп, сук, суд, сумка, судно, посуда, несу, рисую, несут, сосуд.
  • «Сы»: сыр, сын, сыч, сыт, весы, усы, носы, ко­сынка, посылка, сыпь, насыпь.

Произнесение слов

1.С безударными слогами:

  • Салат, сады, сапог, салют, касса, масса, само­лет, сарафан, Лариса, крыса, суметь, сундук, сувенир, сырок, сынок, сырой, осы, бусы, рельсы, волосы, русые, посылать.

На данном этапе рекомендуется использовать наглядный материал, картотеки предметных картинок, игровые приемы работы.

2. Произнесите правильно слоги:

  • «ска-ско-ску-скы»; «сла-сло-слу-слы»; «сма-смо-сму-смы»;
  • «сва-сво-сву-свы»; «спа-спо-спу-спы»; «ста-сто-сту-сты».

3. Прочитайте или произнесите «трудные» слова — со стечением согласных:

  • Свая, свалить, свалишь, свой, небосвод; скал­ка, скатить, скатерть, скамья, скорый, Слава, сладкий, слон, слово, слух; смог, сможем, смыть, сметь, сноп, снова, сны; спать, спор, спорт, спутник, спутать, стан, сталь, ставить, поставить, старик, стакан, достать, привстать; сто, стол, столько, стойка; настойка; стул, стук, ступеньки, проступок, поступок.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]