Правильная артикуляция звука «З»
Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.
Когда мы произносим звук «З»:
- губы немного растянуты, как при улыбке;
- язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
- между рядами зубов остается небольшая щелочка;
- мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
- воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
- голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.
А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?
Как научить ребенка выговаривать букву С?
Первый шаг на пути к решению должен делаться в сторону поиска источника проблемы, потому как научить ребенка говорить букву С можно только после того, как выявилась причина неправильной постановки звука.
Неправильное произношение
Причины, вызывающие сложности
Обращать внимание на произношение нужно с 3-летнего возраста. Чаще всего к 4 годам ребенок сам выправляет свистящие, шипящие и даже [Р]. Если этого не происходит, нужно подумать о возможных причинах задержки совершенствования речи:
- возрастное несовершенство речевого аппарата;
- ребенок растет в семье, где активно используют два языка;
- вялая мышца языка;
- неправильный прикус;
- анатомические особенности языка;
- наличие в семье людей с неправильным произношением;
- неверная фонематика.
Внимание! Если семья двуязычная, ребенок может заимствовать звуки из одного языка и использовать их в другом. Так, межзубный звук из английского языка становится повседневным заменителем русского [С].
Слабая мышца языка, как причина неверного произношения, исправляется с помощью тренировки. Выполнение нехитрых, но действенных упражнений помогут ее укрепить. Дома с ребенком нужно чаще играть в лошадок, имитируя звук цоканья копыт. Если выполнять упражнение несколько раз в день до тех пор, пока не проявится чувство усталости в языке, мышца быстро окрепнет.
Упражнение на укрепление мышцы языка
Почему возникает ФФНР?
Проблема ФФНР затрагивает почти четверть всех малышей. Недоразвитие речи начинает проявляться в первые годы жизни, когда ребенок учится проговаривать слова. Для детей 2-3 лет проблема не является критичной и не требует вмешательства со стороны взрослых. Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастными способностями ребенка, нужно внимательно следить за своей артикуляцией. Обращенная речь взрослых не должна быть поспешной и нечеткой. От того, как ребенок слышит слова, зависит формирование его фонематического представления родного языка.
Проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи в неправильном произношении некоторых букв, в основном парных согласных (т-д), заменой сложных простыми (л-р). Когда ребенок на слух не может выделить звуки из слова, не улавливает различие в созвучных слогах, формируется искаженная речь.
Внимание! Если к 5-6 годам этот дефект не исправить, он перерастет в неверное письменное представление слов. У детей, с которыми не занимались коррекцией восприятия звука на слух и его произношением, развивается дисграфия — ошибочное написание слов, сопровождающееся стабильной заменой слогов в слове, перестановкой букв местами.
Особенности речевого развития у дошкольников
Подготовка речевого аппарата дома
Происходит постановка звука [С] поэтапно, занятия начинаются с освоения двигательных способностей языка, которые обязательно пригодятся для четкого произношения и других шипящих.
Артикуляционная гимнастика для звуков (с, сь, з, зь, ц)
Перед тем, как научить ребенка говорить букву С в домашних условиях, его нужно потренировать управлять своим языком. Веселое упражнение называется «Индюк». Ребенку рассказывают произвольный короткий стишок о птичьем дворе, после чего просят воспроизвести индюшачье бормотанье: оно похоже на сочетание «бл-бл-бл», но язык должен резко выбрасываться вперед за зубы и возвращаться обратно, как будто обивая верхнюю губу с внутренней и внешней стороны попеременно.
Упражнение «Индюк»
Внимание! Высокой эффективностью обладает упражнение «лошадка», во время которого ребенок, присасывая и отрывая язык от неба, изображает цоканье копыт.
Упражнения «пальчики»
Пальчиковая гимнастика приводит в активную фазу речевые центры головного мозга, что положительно влияет на развитие речи, поэтому ритмичные стишки, подобные «Сорока-сорока кашу варила», имеют важное значение в становлении произношения. Играть обязательно по 5 минут каждый день.
Работаем над дыханием
Этапы обучения правильному звукопроизношению дошкольников включают в себя обязательную работу над дыханием. Ребенка нужно учить выдыхать воздух с силой, для этого на небольшом расстоянии от него располагают листок бумаги или игрушку «вертушка», которая приходит в движение при сильном порыве воздушного потока. Ребенок должен с силой дуть на цель, сложив губы трубочкой.
Другой важный урок на постановку дыхания — контролировать поднимание и опускание грудной клетки на вдохе и выдохе. Чтобы превратить упражнение в игру, можно положить на грудь теннисный шарик. При резком выдохе он будет падать. Цель упражнения — как можно больше раз скинуть шарик с груди.
Мимическая гимнастика для постановки звука [С]
Занятия над мимикой с логопедом на выговаривание буквы С основывается на растяжении губ в улыбке и слегка разомкнутых зубах. Если занятие проходит в группе детей, объявляется конкурс на самую широкую улыбку, которая продержится дольше остальных.
Внимание! Показателем правильно выполненного упражнения будет легкое болевое ощущение в мимических мышцах на щеках.
Виды неправильной артикуляции звука «З»
Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.
Есть несколько видов сигматизма:
- Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
- Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
- Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.
- Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
- Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
- Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).
Последовательность коррекционной работы
Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:
Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.
А теперь обо всем по порядку.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.
Постановка звука
Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:
Постановка по подражанию
Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.
Механический способ постановки
При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.
Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.
Постановка от опорных звуков
Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.
Постановка «З» от «И»:
- растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
- не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
- когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
- предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
- закрепляя звучание, звеним подольше.
А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».
Постановка «З» от «Ш»:
- тянем «Ш»;
- двигаем язычок к нижним резцам до упора;
- при получении свистящего «С» подключаем голос;
- имитируем комариный звон.
Постановка «З» от «Т»:
- на выдохе тянем непрерывно «Т»;
- продолжаем и улыбаемся;
- чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
- далее — по известному алгори к «З».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука «З»»
Тема:
«Постановка звука «З»»
Цель:
1.Коррекционно- образовательная:
— познакомить со звуком «З»;
— добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;
— обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.
2. Коррекционно-развивающая:
— закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
— развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
— развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
3. Коррекционно- воспитательная:
— поддержание интереса к занятиям;
Оборудование:
игрушка Зайчик, морковка, комарик.
Ход:
- Организационный момент.
— Здравствуй, давай с тобой познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, а как зовут тебя?
— Сегодня на занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет нам его узнать — загадка.
— Зимой белый, летом серый.
В гору прыжком, а с горы кувырком (заяц).
— С какого звука начинается это слово? (Со звука З). Вот сегодня мы будем работать над произношением звука З.
- Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
– Сейчас я расскажу историю про Маленького зайчика.
В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.
—
А ты внимательно смотри на Зайчика и делай вместе с ним.
Он улыбнулся, (упражнение «Улыбка»). (Держим улыбку. Зубки не сжимаем).
Открыл ротик и высунул язычок вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Ротик открывается»).
Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычок упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение
«Прятки»).
Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет.
А еще Зайчик вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, она для него была такая вкусная, как нам вкусное варенье (Упражнение «Оближи губки»)
А потом чистил зубки. (Упражнение «Чистим зубки»)
Он посмотрел на ёлочку, а на ней много иголочек (Упражнение «Иголочка»)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
— Вдруг подул ветер. Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах.
— Давай с тобой покажем, как дует ветер (Вдохнуть воздух носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.)
— Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.
Знакомство со звуком «З».
— Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».
— Как звенел Комар – Комарович?
— А ты хочешь научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?
— При произнесении звука «З»
а) Губы в улыбке, зубы видны;
б) Зубы сближены, но не сомкнуты.
в) Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.
г) Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует с ними щель
д) Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.
е) По середине языка идет сильная холодная струя воздуха.
ё) Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего
образуется голос (контроль ладонью на горлышко).
— Посмотри в зеркало, улыбнись и произнеси звук «З».
— Звук «З» можно петь?
– Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?
—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?
Зонт, замок
– Значит звук «З» согласный, звонкий и твердый.
Закрепление
произношения изолированного звука
Игра «Далеко – близко».
— Поймай комара, поднесите к уху. (З – З – З — громко)
Слышишь, как звенит Комар – Комарович?
А теперь отпусти Комара – Комаровича. Пусть он летит.
(З – З – З — тихо). Улетел.
Развитие фонематического слуха
Дидактическая игра «Хлопни, если услышишь звук [з]».
— А сейчас мы поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [з]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [з], хлопай в ладоши.
— [с], [з], [ч,], [ц], [с,], [з,], [ш,], [ц], [з], [с], [ж], [ц], [с,], [ш], [з,], [с], [ц], [ш,], [ч,], [з].
Пальчиковая гимнастика
Жил-был зайчик-длинные ушки (хлопают в ладоши)
Отморозил зайчик носик на опушке (трут носик)
Отморозил носик, отморозил хвостик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
И поехал греться к ребятишкам в гости (крутят руль)
Там тепло и тихо, волка нет (хлопают в ладоши)
И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке)
3. Итог занятия.
—
А теперь Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.
— Зайчик! Мы знаем, что в лесу сейчас мало корма. Мы приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью. (Зайчик убегает).
Автоматизация звука «З»
Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.
Например,
стихи со звуком «З»
чистоговорки на «З»
скороговорки на «З»
А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.
Загадки:
Фразеологизмы:
зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.
Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.
Вот несколько идей для автоматизации «З»:
- Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
- Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
- Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).
Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.
Эффективные занятия с логопедом на букву С
Квалифицированный специалист в логопедии не станет использовать методы, заставляющие ребенка делать то, чего он не хочет.
Как проходит занятие по постановке звука [С]
Прием опытного логопеда состоит из веселых игр, близких к баловству, когда ребенку совместно со взрослым позволяется покривляться перед зеркалом, и издавать различные смешные слоги.
Индивидуальные занятия по автоматизации звука [С]
Такие занятия должны быть регулярными, до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обязательные упражнения для образования корректного звучания включают в себя игру по подражанию шуму насоса, вьюги, сдувающегося шарика.
В семье, где взрослые дают себе труд раз в день общаться с ребенком не впопыхах, а вдумчиво, поправляя услышанное произношение, малыш в естественной среде постепенно сам станет четко разговаривать. Забота в семье, здоровая моральная обстановка и адекватная оценка способностей — залог успешного и психологически здорового ребенка.
Автоматизация звуков в спонтанной речи
На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.
Попробуйте поиграть в словесные игры:
- Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
- Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
- Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.
Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком
Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.
Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.
Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.
Техника обучения звукопроизношению З
Для того, чтобы поставить правильное произношение звука логопед проводит трудоемкую работу. Вначале необходимо зафиксировать верные движение органов артикуляционного аппарата.
Далее следует закреплять полученный результат с помощью упражнений. Когда звук «пойдет» его следует тренировать не только на занятиях с логопедом, но и дома. Родители для получения результата должны следить за произношением слов с проблемным звуком в повседневной речи.
Постановка звука делится на несколько этапов:
Артикуляционная гимнастика. Логопед с помощью различных упражнений развивает речевой аппарат. Для грамотного произношения нужно подготовить платформу и перед каждым началом занятия проводить гимнастику. Она позволит лучше воспринимать дальнейшие упражнения.
Рекомендуется проводить занятия непрерывно каждый день утром;
Постановка звука. Есть дети, которые уже к 4 годам могут верно произносить свистящие звуки. Им нужно только закреплять свои умения и навыки на практике. А есть и те, кто только учится «свистеть».
Автоматизация. На этом этапе ребенок, с помощью специальных упражнений, доводит полученный результат до совершенства путем постоянных повторений.