Выработка сильной и длительной воздушной струи
Немаловажную роль для постановки звука [Р] играет правильная постановка фиксированного дыхания. Через артикуляционные органы должна проходить сильная целенаправленная воздушная струя. Это значит, что вам необходимо научить ребенка одновременно правильно и дышать, и говорить. Зачастую это бывает не так просто сделать. С помощью следующей серии упражнений вы поймете, как правильно располагать язык с последующей выработкой целенаправленной воздушной струи посередине языка:
1. Кладем язык в положении «Блинчик» (см. описание выше) и с силой подуть на него с включённым голосом. При колебании воздуха язык начнет вибрировать.
2. «Снежинка»: кладем маленький кусочек ватки на кончик носа и делаем глубокий вдох носом. Ставим язычок в положении «Ложка» (см. описание выше). Язык прижимаем к верхней губе и с силой выдыхаем воздух изо рта на кончик язычка. Кусочек ватки должен слететь с носа.
3. Подносим лоскуток или кусочек бумаги к носу и с придыханием произносим звук [Д]. При произнесении каждого звука [Д] кусочек бумаги должен сотрясаться от сильной струи воздуха.
Подготовительный этап
Для подготовки речевого аппарата используют артикуляционную и дыхательную гимнастику. На индивидуальных занятиях с ребенком разбирают правильное произношение звука «Рь»:
- губы раскрыты;
- зубы разомкнуты;
- спинка языка поднята и слегка выдвинута вперед;
- кончик упирается в альвеолы и вибрирует.
Для облегчения восприятия используют графические картинки. Все упражнения из арт. гимнастики выполняются перед зеркалом. Комплекс направлен на отработку подъема и движений кончика языка.
«Лошадка» — при открытом рте, цокать языком, важно чтобы челюсть не двигалась. «Маляр» — кончиком языка двигаться от альвеол верхних зубов к нёбу. «Грибок» — рот открыт, широкий язык плотно приклеивается к небу и удерживается. Из этого положения делается «Гармошка» — челюсть нижняя опускается и поднимается, язык остается в том же месте.
Упражнения делают каждый день. От этого зависит скорость постановки, автоматизации звука.
Для создания вибрации делают дыхательную гимнастику. Кусочек ватки кладут на кончик носа, широкий язычок высовывается, принимает позу «чашечки», ватка сдувается.
Полезно сдувать бумажные шарики, султанчики, ветродуйчики. Делать это нужно каждый день, несколько раз. Важно контролировать ребенка, чтобы он не надувал щеки.
Нельзя обозначить четкие сроки прохождения подготовительного этапа. При дислалии на него уйдет от месяца до года. При дизартрии срок увеличивается. Дополнительно делают логопедический массаж, физиотерапию.
Если проблема вызвана соматической ослабленностью, то ребенка закаляют, повышают его иммунитет, выносливость. Не торопите дошкольника, иначе у него появятся вторичные проблемы.
Постановка звука [Р] от звукосочетаний [ДР] или [ТР]
Детям с двуязычием не стоит пытаться ставить звук [Р] по подражанию, так как зачастую они начинают использовать вместо кончика языка «маленький язычок» (увулярный звук [Р]), либо корень языка, который соприкасается с мягким небом (велярный звук [Р]). Самый результативный способ постановки звука [Р] – это использование вспомогательных звуков [Т] и [Д], которые повторяют расположение языка и направленность воздуха. Вот несколько вариантов постановки звука [Р] с использованием вспомогательных звуков:
1. Вы вспоминаете с ребенком упражнение «Гармошка» (см. выше описание), когда прикрепляете язык к твердому небу и удерживаете его там. Хорошо раскройте рот, чтобы уздечка максимально натянулась. Двумя большими пальцами приподнимите широкие края языка к верхним боковым зубам (середина языка и уздечка остаются свободными). Попросите ребенка произвести глубокий вдох носом и с силой выдохнуть воздух ртом с включённым голосом. У ребенка должен «набухнуть» язык, и вы услышите что-то похожее на [ТЖ]. С многократным повторением и постепенным увеличением напора выдыхаемого воздуха вы должны услышать сочетание звуков [ТР]. Следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал, а края языка плотно прилегали к верхним боковым зубам.
2. Механическая постановка звука [Р], для которой потребуется палец ребенка или же любая закругленная плоская палочка. Пальчик или палочку следует снизу подвести под язык (под кончик языка, ни в коем случае под корень языка!) и придать ему колебательные движения — из стороны в сторону, одновременно произнося слог [Т-ТЫ] или [Д-ДЫ] много раз подряд. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен, губы были в улыбке. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем. В таком положении можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание. Струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет.
Как только у ребенка получается произносить сочетание звуков правильно и четко, можно переходить к более длительному произношению [ДР] и [ТР] в слогах, словах и предложениях с помощью пальцев (или палочки) и сильным напором воздуха.
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у тра-т тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры
- Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трудный
- Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.
- Предложение: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.
Комплекс упражнений для органов речи
Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа
перед постановкой звука. Она проводится в
игровой форме
, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.
Не пропустите: Что такое дисграфия?
Задания для улучшения подвижности губ
- Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
- Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
- Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.
Задания для подвижности языка
Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.- Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
- Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.
Упражнения помогают при слабом языке
, делая его более подвижным.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы
подбирают на
индивидуальных занятияхдля дошкольников
логопеды и выдают
домашние задания
для работы в непринужденной обстановке с близкими.
Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Как только длительное произношение звукосочетания [ДР] и [ТР] отработано, можно переходить к изолированному произношению звука [Р]. Вы сами услышите, что ребенок начинает произносить звук, как только мышцы языка привыкнут к нужному положению и окрепнут. Необходимость в использовании вспомогательных звуков исчезнет. Если вы до сих пор слышите использование вспомогательных звуков [Д] и [Т], это значит, что мышцы языка еще недостаточно разработаны. В этом случае, продолжайте выполнять предыдущий комплекс упражнений в сочетании с более тщательным проговариванием слогов и слов со вспомогательными сочетаниями звуков [Д] и [Т].
Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]
- Отсутствие звука.
Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного. - Замены звука
(параротацизмы) на другие звуки. - Искажения звуков (ротацизмы).
Виды ротацизмов:
велярный
– язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];
увулярный
– вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
носовой
– слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
боковой
– слышится «хлюпающий» звук;
щёчный
– при выдохе раздуваются щеки;
кучерский
– вибрируют сомкнутые губы;
двугубный
– звук похож на английский [W];
одноударный
– кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам. - Смешения звуков
— чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].
Подрезка уздечки?
Часто практикуемым методом в прошлом, о котором я часто слышу от родителей и по сей день, является подрезка подъязычной связки (уздечки). Хочу отметить, что далеко не всегда такие кардинальные меры могут привести к желаемому результату – появлению звука [Р]. Я категорически не рекомендую подрезать уздечку, если к этому нет медицинских показаний. Отсутствие данного звука связано со общей слабостью мышц языка и неразвитостью подъязычной связки. Именно поэтому ребенок не в состоянии приподнять язык и плотно прижать его к небу. Следуйте советам выше, и желаемые результаты не заставят себя ждать.
Удачи вам и вашим деткам!
Логопед Алена.
Пошаговое руководство: как произносить английский звук |r|
1 шаг.
Мы уже учились произносить пару согласных |d-t|. Для этого ставили кончик языка на альвеолы (бугорки за зубами). Нащупай их прямо сейчас и скажи слово
day |deɪ|.
Для произнесения звука |r| нужно переместить кончик языка ЗА эту точку, то есть на задний скат альвеол. Найди его языком (я подожду).
2 шаг. НО! Касаться кончиком языка этой заальвеолярной точки не нужно. Кончик языка находится возле нее, на некотором расстоянии. Между задним скатом альвеол и кончиком языка остается щель, через которую пойдет воздух. Готово? Идем дальше.
3 шаг. Следующий важный момент: язык должен быть напряжен. Обрати внимание: когда ты произносишь русский звук |p|, язык занимает примерно такое же положение, но он расслаблен. Поэтому язык дрожит (вибрирует) от потока воздуха, как тростинка на ветр(рррррррр)у, и ударяется о небо и корни зубов.
Тогда как для английского “аналога” язык – стойкий оловянный солдатик, поэтому воздух спокойно проходит через приготовленную для него щель, и вибрации в звуке нет. Звук получается ненапряженный. Вибрируют только голосовые связки.
Итак, теперь на раз-два-три: ставим кончик языка к заднему скату альвеол, но оставляем щель между ними, держим язык напряженным и произносим слово rat /ræt/. Получилось?