Протокол логопедического обследования дошкольного возраста.


Логопедическое обследование

В ЛогоКот представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. В программу включены следующие направления обследования:

  1. Обследование звукопроизношения
  2. Обследование строения артикуляционного аппарата и Обследование артикуляционной моторики
  3. Обследование фонематического восприятия
  4. Обследование слоговой структуры слова
  5. Обследование лексики
  6. Обследование грамматического строя
  7. Обследование связной речи.

В интернет-программе предусмотрена обработка результатов обследования, подсчёт баллов, набранных ребёнком в результате обследования, постановка логопедического заключения. Результаты обследования оформляются в речевой карте. Речевая карта сохраняется в ЛогоКот в личном кабинете логопеда. Логопед затем может сохранить речевую карту на свой компьютер (инструкция как сохранить веб страницу доступна по ссылке). Речевая карта легко обрабатывается для выведения других документов специалиста: характеристики на ребёнка, направления на МППК и т.д.

В программе применяется уровневый подход к диагностике речевого недоразвития. Баллы, которые ребёнок набирает в результате обследования свидетельствуют о состоянии речевого развития. Программа по результатам набранных баллов, предлагает варианты логопедического заключения. Педагог может обоснованно написать заключение, а также при дальнейших обследованиях проследить результаты коррекционной работы.

1. Обследование звукопроизношения:

В разделе «Обследование звукопроизношения» обследуются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р), заднеязычные (к, г, х).

Ребёнку предлагается назвать картинки, если он называет звук в картинках правильно, то логопед продолжает обследование других звуков и нажимает на кнопку «нет ошибки». Если ребёнок допускает ошибку (звук отсутствует, заменяется или искажается), то логопед нажимает на кнопку «ошибка» и продолжает обследование.

При обследовании звукопроизношения возможно два варианта: звук нарушен/ звук не нарушен. Каждый неправильно произнесённый звук оценивается 1 баллом.

2. Обследование артикуляционной моторики

Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребёнком по указанию логопеда определенных действий. Включает в себя:

  1. Исследование подвижности губ.
  2. Исследование подвижности языка.
  3. Исследование подвижности нижней челюсти.
  4. Исследование подвижности мягкого нёба.

При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры:

  1. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  2. Объем движений: полный, неполный.
  3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  4. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  5. Наличие сопутствующих и насильственных движений.
  6. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  7. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.

3. Обследование строения артикуляционного аппарата

Включает в себя:

  1. Исследование губ.
  2. Исследование зубного ряда.
  3. Исследование прикуса.
  4. Исследование языка.
  5. Исследование твёрдого и мягкого нёба.
  6. Исследование нижней челюсти.

При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения, грубые отклонения.

4. Обследование фонематического восприятия

Включает в себя:

  1. Исследование состояния физиологического слуха.
  2. Исследование дифференциации неречевых звуков.
  3. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
  4. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).

5. Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой структуры слова проводится по классам Марковой.

6. Обследование лексики

Обследование лексики проводится по следующим параметрам:

  1. Исследование обобщающих понятий.
  2. Исследование понимания профессий.
  3. Исследование понимания форм и цвета фигур.
  4. Исследование как ребенок умеет образовывать слова.
  5. Прочее

7. Обследование грамматического строя

Обследование грамматического строя проводится по следующим параметрам:

  1. Исследование образования множественных форм.
  2. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм.
  3. Исследование употребления предлогов.
  4. Исследование построения предложений.
  5. Исследование образования существительных в косвенных падежах. Предложно-падежные формы.
  6. Исследование согласования числительного с существительным.
  7. 7.Исследования понимания названий детёнышей животных

8. Обследование связной речи.

Рассказ оценивается с учетом:

  • соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений);
  • целостности (наличие всех смысловых звеньев);
  • правильная последовательность;
  • плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.);
  • понимание содержания излагаемого;
  • полноты пересказа (наличие пропусков);
  • характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений);
  • способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора);
Обоснование логопедического заключения

По результатам обследования и на основании количества баллов, набранных ребёнком, даётся заключение о состоянии речевого развития каждого ребёнка. В результате полного обследования ребёнка могут быть следующие варианты заключений:

Первый уровень (низкий, 56-67 баллов) – Общее недоразвитие речи ОНР I уровень. Речь как коммуникативная функция отсутствует.

Второй уровень (ниже среднего, 43-55 баллов) – Общее недоразвитие речи ОНР II уровень. Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.

Третий уровень (средний, 21-42 балла) – Общее недоразвитие речи ОНР III уровень. Речь понятная, однако, имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом, несформированность связной речи.

Четвёртый уровень (выше среднего, 5-20 баллов) – Фонетико-фонематическое недоразвитие — наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Возможно, чаще всего как результат логопедического воздействия: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР) или общее недоразвитие речи ОНР IV уровень; При отсутствии нарушений звукопроизношения возможно заключение: лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР — у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи).

Пятый уровень (высокий, менее 4 баллов) – Возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования, позволяет правильно сделать заключение о состоянии речевого развития ребёнка, надёжно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребёнка, но и в целом в группе.

Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Войдите в сервис, чтобы получить полный доступ к базе знаний

Содержание логопедического обследования ребенка на ПМПК

Содержание логопедического обследования ребенка на ПМПК

Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на учителя-логопеда.

Цель логопедического обследования

— выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Задачи логопедического обследования:

Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;

Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.

При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.

При проведении логопедического обследования используются следующие методы:

Изучение документации;

Метод беседы;

Логопедическое тестирование;

Метод наблюдений.

Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.

Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей), имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Перед нами ребенок с дислалией, дизартрией, ринолалией…Прежде чем грамотно спланировать логопедическое обследование, необходимо провести диагностику. Она должна включать в себя сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Прежде всего надо запастись оборудованием для обследования. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования (речевую карту). Лучше всего использовать готовые комплекты картинного материала для диагностики речевых нарушений. Но вполне можно сделать такой набор самостоятельно.

Порядок работы.

Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов:

На I этапе необходимо познакомиться с ребенком, расположить его к себе и получить от родителей краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование(например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования (речевую карту).

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены.

Особенности строения артикуляторного аппарата следует описывать, пользуясь следующей схемой:

• Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.

• Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.

• Прикус: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.

• Твердое нѐбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).

• Мягкое нѐбо: нормальное, короткое, расщелина.

• Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.

• Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.

В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие). Следует отметить особенности глотания.

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию исследователя определенных действий.

1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.

2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”.

3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.

4. Для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого неба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:

• Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

• Объем движений: полный, неполный.

• Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

• Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

• Наличие сопутствующих движений (указать какие).

• Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

• Длительность удерживания органов артикуляции в определенной позиции: больше (или меньше) 3 секунд

На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:

— при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

-в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

-нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, рь, л, ль)

Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.

2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина), “Что проехало?” (трамвай), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.

4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; “семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.

5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

а) определить, есть ли звук “с” в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах: сок, оса, нос;

в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;

г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

Если ребенку требуется дополнительное исследование у врача –невролога , ЛОР или психолога, то следует направить ребенка к этим специалистам. По результатам логопедического обследования выставляется диагноз. Все данные заносятся в протокол обследования (речевую карту). Обязательно укажите дату проведения обследования и свою фамилию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]