Как я избавился от картавости во взрослом возрасте (25 лет).

Сейчас будет немного нестандартный пост для моего ИТшного сайта. Но вдруг кому-нибудь мой опыт будет полезен!

До 25 лет я картавил на Р и Л. Но при этом я не картавил на мягкие буквы Рь и Ль. Я настолько хорошо научился произностить буквы Р горлом, что люди меня вполне хорошо понимали, правда если не говорить такие страшные слова как ЛОР и Laravel, которые у меня звучали крайне странно:)

Я не заменял слова с Р на без Р, т.е. у меня рыба была рыбой, а не селедкой, а работа была работой, а не «делом». При этом я пытался произнести Р, а в некоторых случаях люди просто проглатывали этот звук.

В детстве я думал, что просто не могу правильно произнести Р, я даже не догадывался, что ее нужно произносить языком, а не горлом. В подростковом возрасте пришло осознание, что я подсел на иглу «картавости» и от этого недуга так просто не избавиться. Но проблем мне это не доставляло, да и люди из моего окружения вполне нормально к этому относились.

Кстати, в школе не было логопеда, да и никто мне не говорил про картавость, пока я сам не понял.

Первые проблемы.

Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил. Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач. Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.

Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят :)

В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.

Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2021 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.

У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. :)

Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно «в теме». Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.

Музыка для изучения грассирования

Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.

Особенно если человек сам по себе умеет и любит петь, то такое занятие доставит массу удовольствия и в тоже время пользу. Необходимо только подобрать песни по душе, что можно сделать в сети либо купив диск французской музыки в магазине.

Немного вводной информации от картавого со стажем.

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.

Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да…

Упражнения для закрепления

Когда у малыша получится произнести долгожданную букву, обязательно продолжайте тренировки на закрепление. Они должны проводиться минимум 3 раза в день.

Что нужно делать:

  1. Произносить слоги с участием «р». Например: «ра-ра-ра», «ру-ру-ру», «ро-ро-ро», «ры-ры-ры». Далее соединяем разные слоги: «ру-ра-ры», «ра-ре-ро» и т. д.
  2. Для усложнения задачи используются чистоговорки:
      «ра-ра-ра, ра-ра-ра, у ребят я был вчера»;
  3. «ре-ре-ре, ре-ре-ре, все играли во дворе»;
  4. «ру-ру-ру, ру-ру-ру, мыша вырыла нору»;
  5. «ро-ро-ро, ро-ро-ро, потерялось вдруг перо»;
  6. «ур-ур-ур, ур-ур-ур, мы вчера гоняли кур».
  7. Играйте в животных. Например, можно рычать, как собака и тигр, мурчать, как кошка, каркать, как ворона.

Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.

Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!

Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.

К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение.

С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.

Апрель 2021: забываем про горловое Р.

Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом. Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.

Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.

Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2021 года.

Май 2021: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).


Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук нужно произносить.

А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.

Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить.

Забегая вперед скажу — нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р. Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка. Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)

Как научиться картавить

В первую очередь отталкиваться нужно от ваших целей. Картавость на французский и немецкий манер сильно отличаются, а значит и упражнения нужно выполнять разные.

Совсем другое дело, если вы планируете картавить в русском языке. Здесь совсем другие правила, а все зависит от положения речевого аппарата. Более подробно расскажет логопед в видео ниже. Приведено 14 вариаций, как картавить букву р.

Упражнения, чтобы картавить букву р

Существуют специальные упражнения, разработанные учителями французского языка. С их помощью вы сможете выговаривать грассированную букву «Р».

  • Встаньте перед зеркалом, чтобы видеть работу речевого аппарата. Прижмите середину языка к небу, а кончиком коснитесь нижней челюсти. Попытайтесь произнести «р».
  • Основанием языка коснитесь неба и глотки, максимально его напрягите. Произносите нужную букву.
  • Возьмите стакан воды. Полощите горла, одновременно с этим произнося звук «р». Уберите из упражнения воду, и попытайтесь повторить действия уже без нее. В результате должен получаться вибрирующий звук.

Регулярно выполняйте упражнения и внимательно наблюдайте за результатом. Со временем вы заметите перемены, но будьте готовы, что для этого потребуется время.

Немецкое произношение

Существует три способа сказать «р» по-немецки. Вариант произношения зависит от букв в произносимом слове. В русском языке такие звуки не встречаются, так что придется изучать их с нуля.

  1. Похож на легкую картавость. Звук отличается от мягкого французского звучания. Ведь немецкий довольно жесткий язык. Произношение среднее между российским звуком «р» и парижским.
  2. Шипящее «р». Буква не имеет аналогов в русском языке, но напоминает по произношению мягкое «хь». Выговаривать этот звук нужно с формированным резким выдохом, иначе его будет плохо слышно.
  3. Рычащий звук очень похож на русский. Используется только на юге страны, особенно популярен в Баварии.

Для тренировок нужно часто прослушивать немецкую речь и пытаться повторить данный звук. Иного способа обучения нет.

Если хотите выучить немецкий язык, у нас есть статья на эту тему.

Французское произношение

Язык мягкий и мелодичный, так что по-французски выговаривать букву «р» нужно с приятной картавостью. Нужно грассировать звук, как принято в Париже.

В провинциальных городках часто используется обычный говор с буквой «р». Так что совсем необязательно картавить, как истинный парижанин, если вы просто изучаете язык в туристических целях.

Французский язык отличается от немецкого и английского тем, что буква «р» читается на конце слова и никогда не теряется.

При произношении не нужно плотно смыкать губы. Во рту должны создаваться турбулентные завихрения, с помощью которых и возникает нужный звук. В парижском варианте не должно быть вибраций или шума трений, он должен быть полностью щелевым.

При правильной артикуляции подразумевается движение края мягкого неба, реже задней поверхности языка. А маленький язычок должен находиться в напряженном состоянии, но при этом не вибрировать.

Слушайте и повторяйте

Люди очень хороши в имитации и повторении, а для этого нужно постоянно слушать картавую речь. Вы точно знаете, чего хотите добиться, так что выбирайте источник вдохновения и прослушивайте:

  • французские песни с парижским выговором (к примеру, Эдит Пиаф с «Non, Je ne regrette rien» или Мирей Матье «La vie en rose»);
  • дикторов, которые четко проговаривают грассирующий «р»;
  • немецкую речь с разными вариациями произношения;
  • прослушивание скороговорок на нужном языке, в которых встречается буква «р»;
  • речь картавого человека, говор которого вам нравится.

Это самый простой и естественный способ изучения картавости. Так учатся дети, а значит и обучение подходит и для взрослых.

Упражнения для правильного произношения

Сначала нужно работать над произношением буквы «r» просто. Позже переходите к изучению слогов и слов. Ведь в зависимости от расположения буквы (начало, конец, середина), меняется различается.

Первым делом нужно прослушать слова с разным расположением «р». Повторяйте за диктором, потом синхронно, а после и без него. Записывайте на диктофон свое произношение, чтобы услышать себя со стороны. Выполняйте не меньше двух раз за день.


Выбирайте речь, которую приятно слушать.

Кроме того можно использовать упражнение «шахта». Оно названо так из-за того, что во время его выполнения нужно произносить слово «шахта». Повторяйте несколько раз и следите за произношением звука «х».

Запомните положение гортани, и постарайтесь заменить глухой звук на звонкий. Именно так и звучит грассированное «р».

При дальнейших занятиях следите, чтобы не было вибраций при произношении слов с буквой «р» в начале или середине. Вибрировать она может только в конце.

Еще один быстрый способ научиться картавить, это выполнить упражнение с языком. Сначала выпрямите его, а потом напрягите заднюю часть. В таком положении произнесите «р» несколько раз. При этом избегайте вибраций и напряжения во всем языке – только его начало.

Скороговорки

Если вы уже знаете язык, можно заучивать наизусть скороговорки и поговорки, в которых много букв «р». Так вы закрепите навык, и сможете довести до автоматизма верное произношение.

Несколько примеров подходящих фраз:

  • «Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».
  • «Mon père est maire, mon frère est masseur».
  • «Rat vit riz, Rat mit patte à ras, Rat mit patte à riz, Riz cuit patte à rat».

Сначала проговаривайте их медленно, акцентируя внимание на произношении «р». Позже увеличивайте скорость, чтобы нормально общаться с французами.

Тяжелая артиллерия.

Июнь 2021: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.

Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:)

Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?

Мне очень сильно помогло вот это старое видео:

На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.

Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.

Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.

Постановка буквы Р

Самый распространенный способ коррекции — поэтапная постановка звука «р». Рассмотрим его подробнее.

Первый этап рассчитан на выработку правильного положения языка, увеличение его подвижности, снятия напряжения мышц. С этой целью выполняются такие упражнения, как:

  • «Грибок» (присасывание языка к небу);
  • «Маляр» (поглаживание неба расслабленным языком в разные стороны);
  • «Лошадка»(щелканье языком).

На втором этапе проводится работа по выработке фрикативного (щелевого) звука без вибрации. Он получается, когда сильная струя воздуха проходит в щель переднего края языка и десен, задевая при этом кончик языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка на альвеолы (бугорки) и пытаться проговорить длительное «ж-ж-ж». Это позволяет снять вибрацию мягкого неба.

Необходимо выполнять это упражнение перед зеркалом, следя за правильным положением языка. Также это поможет наглядно показать, почему ребенок не может правильно выговорить р.

Длительное произношение и многократное закрепление сразу в речи при отработке слогов и слов позволит устранить и исправить неправильные варианты, а также продолжить работу над артикуляционным укладом звука «р».

Третий этап помогает выработать вибрацию с механической помощью, чтобы малыш начал говорить правильно. С помощью указательного пальца ребенка влево-вправо проводят по нижней поверхности языка при произнесении фрикативного «р». Сильная выдыхаемая струя воздуха будет заставлять кончик языка вибрировать. Впечатления от этого упражнения могут настолько стимулировать ребенка, что чистый звук он сможет сказать самостоятельно. Но дальнейшую работу по автоматизации навыка это не отменяет.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.

Июль, август, сентябрь, октябрь — занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца — именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации.

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. :)

Я понял одну «фишку», тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую.

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Разминка для губ

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком». Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям:

  • губы слегка округлены;
  • «улыбка» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 7 секунд;
  • «трубочка» – вытянуть губы трубочкой.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.

Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.

Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Что в итоге?

Пол года занятий. Куча потраченного времени и нервов. Это минусы. Теперь плюсы — чистое произношение звука Р. Даже шепотом. Начиная с июля я говорил с людьми правильно, но ходил к логопеду. Это был важный момент и очень правильный для меня.

Я надеюсь, вам понравилась статья и вы на моем опыте сможете спланировать свой план занятий. На все вопросы я отвечаю в комментариях (быстро) и на почту, что медленнее. Так как я долго занимался самостоятельно и с логопедом, можно хоть самому идти логопедом работать:) Если у вас будут вопросы — спрашивайте!

Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука

Даже если «мотор» завелся, его очень трудно автоматизировать в беглую речь, так как звук Р считается самым коварным.

Как исправить дефекты речи? Перед тем, как доводить Р до автоматизма в словах, фразах, предложениях и в речи в целом, необходимо сначала обучить малыша соединению этого звука с другими: гласными и согласными. Далее рассмотрим способы постановки звука Р. Сначала отрабатывать Р через облегченные Д и Т в таких слогах, как:

  • «тро/три/тра»;
  • «дро/дри/дра».

Детский язык «отталкиваясь» от этих твердых звуков, постепенно переходит к Р. Затем ввести обратные слоги на: «ро/ри/ра» – «ор/ир/ар». До тех пор, пока у малыша не получится повторять Р в слогах с вибрацией до автоматизма, нельзя переходить к следующему этапу.

После четкого выполнения этих заданий можно переходить к словам. Начинать следует со слов, где рассматриваемая буква стоит впереди или через звукосочетание «тр» (рубашка, трава, трон и т. д.). Далее приступать к словам с серединным и конечным Р (корова, забор).

Затем, подобным образом, обучить различию твердого Р от мягкого. Как правило, малыш сам понимает различия и совершает звуковую подмену. Но иногда нужно объяснить ему, что для смягчения Р стоит передвинуть язычок. В результате всего этого развивается автоматизация Р.

Скороговорки

Учимся говорить букву Р. Для этой цели существует великое множество скороговорок. Ниже рассмотрим наиболее распространенные:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  • Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
  • Прокоп пришел – кипит укроп. Прокоп ушел – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Кстати, ты про Л говорил. А что с ней?

Я ее произносил неправильно. Вот и все. Как оказалось, кончик языка нужно прижимать к зубам и пытаться произнести звук Л. Я на него потратил 2-3 занятия + пару недель дома для тренировки. Как говорит молодежь: это было вообще изи:)

Но ее мы тренировали точно также как и Р, никаких поблажек. Были слова с Ла, лу, ле… и с Ал, ул, ел….

P.S. когда я картавил, я практически не замечал, что некоторые люди также картавят. Я с ними был на одной волне, сейчас замечаю.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов.

Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.

Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка — «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Когда звук Р звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха.

Обращение к родителям.

Уважаемые родители, если ваш ребенок картавит и вы его отправили к логопеду, но после трех занятий вы понимаете, что ничего не улучшается, не говорите ребенку про это!!! Как вообще такое можно говорить?

Черт, я несколько раз слышал (у логопеда 99% дети) от мам: сын (дочь), скорее всего у тебя ничего не получится. Мы зря ходим. Просто ты не такой как все. Ох, как мне было стыдно тогда за таких «мамаш». По-другому, к сожалению, их не назовешь.

Ребенку 6-7-8 лет, занятия могут и месяц длиться, но результат будет. Вы же не научились говорить на русском языке за неделю? Нет? Ну а от ребенка что хотите? Наверное и дома с ним не занимаетесь, ведь логопед за 500-600 рублей должен сделать чудо! Ах, занятие раз в неделю…

Как проверить произношение звука Р?

Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ.

Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если Р изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]