Центр лечения заикания в Москве


О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Лечение заикания у дошкольников

Заикание

— один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности от 2 до 3,5 лет. Но заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе — петух или п-п-п-петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется клоническая

.

Иногда ребенок из-за судороги совсем не в силах вымолвить нужный звук или надолго задерживается на нем, мучительно преодолевая судорогу: п——петух, Л… (долго тянет звук а) — Аня. Эта форма заикания называется тонической

. Обычно с такими затруднениями произносятся первые звуки слова и фразы. Более легкая, клоническая форма заикания нередко с течением времени переходит в трудную — тоническую. Бывает, что заикающийся до произнесения слова судорожно, со свистом выдыхает почти весь воздух и затем уже, захлебываясь, говорит: ххх (выдох) я не хочу спать.

Заикание возникает то внезапно, иногда после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), то исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации ее. При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка оно может постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на порок речи, много говорить об этом «несчастье», горевать, охать, если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом ослаблена, то заикание наоборот, усиливается. Заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на мозг ребенка.

Не является ли заикание наследственным? Нас часто об этом спрашивают. Нет, по наследству может передаться лишь слабость нервной системы. Вот почему у заикающихся родителей далеко не всегда и не все дети заикаются. При этом иные из них заикаются не на почве унаследованной нервной системы, а вследствие подражания речи родителей. То обстоятельство, что заикание не наследственное, а приобретенное расстройство речи, облегчает борьбу с ним.

Итак, заикание тесно связано с состоянием нервной системы, со всей личностью ребенка и его взаимоотношениями с окружающими. Из такого положения вытекают и средства борьбы с ним.

Как мы помогаем малышам в нашем центре?

После первой консультации и знакомства с семьей ребенка Вам могут быть даны самые разные советы:

1. В свежих случаях заикания, когда малышу меньше 3, 5 лет, может быть рекомендован тренинг замедленной речи для всей семьи. На этом тренинге вы научитесь использовать в общении с ребенком «лечебную» речь. Вам будут даны рекомендации по правильному проведению общего и речевого режима.

2. Если стаж заикания ребенка более полугода, вам придется найти время для регулярных занятий. Курс лечения рассчитан на 4 месяца. Первый месяц надо заниматься 5 раз в неделю, второй месяц – 3-4 раза в неделю, третий месяц – 2 раза в неделю, а четвертый месяц – раз в неделю. Продолжительность занятия — 45 минут. Следует быть готовыми к тому, что ребенок не посещает детское учреждение в течение всего курса лечения, а в первый месяц с ребенком постоянно находится мама.

3. Вам может быть рекомендован курс лечения по методике Томилиной С.М.

(Патент № 2450835 от 24.04.2012).

Курс лечения рассчитан от 4 месяцев до полугода

.

  • 1 месяц – занятия 5-6 раз в неделю
  • 2 месяц – занятия 3-4 раза в неделю
  • 3 месяц – занятия 2 раза в неделю
  • 4 месяц – занятия раз в неделю

Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся индивидуально и в мини группах на 2-3 ребенка. На первом этапе – всегда индивидуально.

В течение всего курса лечения ребенок не посещает детские учреждения, развивающие и спортивные секции. С ребенком должна находиться мама (не менее 2 месяцев). В течение всего курса все члены семьи говорят медленно. На начальном этапе лечения, примерно 10 дней, рекомендован режим молчания вне логопедических занятий. Затем мы учим детей разговаривать очень медленно, синхронизируя речь с движениями кистей рук. Постепенно темп речи ускоряется (не ранее чем через 6 месяцев) и становится нормальным. Мы рекомендуем говорить с кистями рук не менее 6 месяцев.

На занятиях мы занимаемся развитием речевого дыхания, голоса, мелкой моторики. Используем логоритмику, физкультуру, массаж. Лечение заикания с выездом на дом не практикуем. Занимаемся только в центре! Таким образом лечение ребенка дошкольного возраста от заикания по методике Томилиной С.М.

предполагает прохождение нескольких этапов в течение 6 месяцев:

• Режим молчания • Режим максимального ограничения речи • Речь только на занятиях очень замедленная • Речь только на занятиях замедленная, синхронизированная с движениями рук • Речь вне занятия замедленная , синхронизированная с движениями рук. • Речь замедленная во всех ситуациях спокойная с движениями рук. • Речь в нормальном темпе во всех ситуациях без движений кистями рук.

Звоните:

+7 (495) 150-43-47

Время работы с 9.00 до 20.00 ежедневно без выходных и перерыва.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников. Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.
В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Как проявляется заикание?

Выделяют тоническое и клоническое заикание. При тоническом ребенок растягивает звук или делает паузу в речи, например: «м…ашинка». При клоническом ребенок повторяет звук или слово, например: «м-м-м-машинка», «де-де-де-дерево». Встречается также смешанная форма заикания с наличием как клонических, так и тонических судорог.

Кроме того, различают невротическую и неврозоподобную форму заикания. При невротической форме выраженные неврологические дефекты отсутствуют, речь ребенка развивается нормально, заикание возникает на фоне острого или хронического стресса, психотравмирующей ситуации. Степень проявлений зависит от обстановки и психологического состояния малыша. В комфортных домашних условиях, с близкими людьми в речи могут встречаться лишь небольшие запинки, тогда как на публике или в разговоре с незнакомым человеком ребенок не может вымолвить ни слова из-за речевых судорог. Характерен страх речи, со временем малыш начинает избегать общения.

При неврозоподобной форме присутствуют явные неврологические нарушения (дизартрия, нарушения артикуляции, общей и мелкой моторики; на ЭЭГ обычно обнаруживаются нарушения функционирования головного мозга) и/или более глубокие психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость). Дети либо отстают в развитии по сравнению со своими здоровыми ровесниками, позднее начинают говорить, либо имеют специфические особенности в своём развитии (необщительность или, наоборот, неразборчивость в общении, «странные» интересы, увлечения и фантазии, и пр.).

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.
После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д. На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.
Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Причины заикания у детей

Выделяют разные причины заикания у детей. Если нарушение речи обнаружено в раннем возрасте до трех лет, то вероятнее есть проблемы в работе головного мозга. Врожденное заикание появляется в следствии патологий при беременности, тяжелых родах, генетической предрасположенности.

Когда малыш разговаривал нормально, а после 4 лет стал заикаться, то это приобретенное нарушение речевой функции. В психосоматике заикания у детей выделяют следующие причины:

  • Психологическая травма, вызванная потерей близких, очень сильным испугом, хроническим стрессом. Речевой дефект может возникнуть у детей, страдающих недостатком внимания, или у избалованных.
  • Неблагоприятная обстановка в семье — постоянные скандалы и ругань родителей, тяжелый развод, телесное наказание ребенка.
  • Компьютерная зависимость. Если вы постоянно занимаете ребенка планшетом, смартфоном или ноутбуком, вы подменяете ему реальный мир виртуальным. Ребенку становится сложно установить коммуникацию с живым человеком, из-за чего возникают нарушения в речи.
  • Заболевания. Нарушение речи может возникнуть после менингита, травмы головы, острых респираторных заболеваний. Также к заиканию предрасположены дети с сахарным диабетом.
  • Псевдозаикание. Возможно, что кто-то из близких заикается, тогда ребенок просто копирует такую манеру речи. Патологии у него нет.

Этапы коррекции заикания

Комплексная коррекция заикания включает посещение невролога, логопеда, психолога и психотерапевта. Специалисты устанавливают причину появления заикания, чтобы подобрать наиболее эффективные методы восстановления речи. Сочетание медикаментозного лечения, лечебной физкультуры, посещение логопеда, творческое развитие способствует скорейшей нормализации детской речи.

Логопедическая диагностика и коррекция заикания ведется по принципу от простого к сложному.

Этапы коррекции заикания:

  • Подготовительный — проводится обследование ребенка, беседа с родителями, подготовка малыша к занятиям и создание благоприятной обстановки, показ образцов правильной речи.
  • Тренировочный — освоение трудных форм речи в разных речевых ситуациях, тренировка навыков свободной речи. Проводятся упражнения для развития мимики, слухового и зрительного внимания, моторики, чувства ритма. Здесь ребенок проходит этапы сопряженной, отраженной, вопросно-ответной и самостоятельной речи.
  • Закрепительный — закрепление навыков самостоятельной, развернутой и конкретной речи.

Проконсультируйтесь с логопедом по телефонам +7 (495) 974-39-34,.

Диагностика заикания

Врачи имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.
Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению. Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
  • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
  • 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
  • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.
  • Один из методов лечения — занятия с логопедом.

    Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]