В наши дни многие проявляют интерес к своему прошлому, в том числе — к истории рода. Интерес к этой теме возник не случайно: изменилось представление о себе, как о личности. Если раньше человек был частью системы, то сегодня он, прежде всего, индивидуальность. А потому вопрос, откуда я и мои предки, весьма актуален.
Приоткрыть слегка завесу тайны можно, как ни странно, изучая правила русского языка и букву «Ц». Почему, например, пишется «ЕльцИн», но «СолженицЫн», если, согласно правилу, после «Ц» следует «И», за исключением нескольких слов. Все просто: на написание фамилий этот закон не распространяется, поскольку они вписывались в паспорт в соответствии с произношением, бытовавшим на территории проживания человека. В Украине считалось правильным писать «ЦЫ», а в России — «ЦИ». Из чего становится понятно, откуда, чьи предки.
Звук и шум
Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.
Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.
- Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
- А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.
В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.
Слоги на звук «Ц»:
Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.
Для того, чтобы проговаривать слоги было веселее их можно обыграть при помощи бродилок. Их вы сможете найти на сайте или по выделенной ссылке.
Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ
Автоматизация звука Ц в прямых слогах: ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО
Автоматизация Ц в интервокальной позиции: АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО
Со стечением согласных: ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ
При выборе слов на автоматизацию звука «Ц» обратите внимание, чтобы в данных словах не было неправильно произносимых ребенком звуков. Например, нужно исключить слова ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА, ЦАРЬ, если ребенок не произносит звук «РЬ». Это нужно для того, чтобы не закрепить неправильное произношение данного звука.
Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности будет наиболее эффективной, если малыш не только слышит слово, но и видит его.
Пары и «непары»
Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.
Это согласные, называемые в русском языке сонорами: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. В их произношении принимает участие верхнее небо.
Среди них буквы «ц» нет.
Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.
Способы постановки звука «Ц»
Существует несколько способов постановки «Ц». В процессе изучения специалист подбирает логопедические занятия индивидуально для каждого ребенка.
- Постановка «Ц» по подражанию с применением игровых ситуаций. Игра «Не разбуди малютку»: поднести палец ко рту и произнести «Тише, тише, малютка спит в своей кроватке. Не разбуди его, т-с-ц-ц-ц!». Игра «Покорми цыпленка!»: предложить ребенку повторить «Цыпленок, цып, цып, цып!».
- Механический способ заключается в использовании вспомогательного предмета. Часто для этих целей применяется чайная ложка. С ее помощью необходимо придерживать кончик языка за зубами в момент, когда ребенок пытается произнести звук «Ц». При этом язык должен принять форму горки, его кончик упирается в нижние резцы, а спинка касается верхних зубов и верхнего неба.
- Постановка «Ц» от опорных звуков. Этот способ применяется в случае, когда дошкольник умеет произносить звуки «Т» и «С». Взрослый просит ребенка в быстром темпе использовать их. Повторять такое произношение несколько раз.
Буква «Ц» и ее произношение
Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: [т] и [с], что в сумме звучит как [тс]. В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.
Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными [а],[о],[у], стоящими позади нее, и с гласными [э], [и]. В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.
В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке [т]. Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не [пи,тс,тсикато], а [пи,т.сикато].
Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.
«Звук Ц»
Как произносится звук Ц в норме.
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) — согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:
— губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];
— воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Способы постановки звука
Способ постановки
ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА:
По подражанию:
а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.
б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». Кончиком языка упереться в нижние перед- ние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприка- салась с нёбом, боковые края языка зажимаются зу- бами и остаются зажатыми в момент вдоха и в мо- мент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, вы- дохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посередине языка, положение зубов не меняется, губы напряже- ны и растянуты в улыбке, т. е. положение «Забор». Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».
в) То же, но без зажатия боковых краев языка.
[Ц] – песенка синички, «Тихо, дети расшумелись»
Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц — …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (лошадка цокает копытцами, девочка просит не шуметь и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
От опорного звука:
а) Из положения «Мост» произносить подряд: «тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».
б)Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат—с = ац».
Смешанный способ:
Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придерживать язык шпателем, произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.
Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».
Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.
Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.
Постановка [Ц] возможна только после того, как звук [с] будет исправлен и войдет в речь ребенка. Ставят [ц] от [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят [т] и [с]. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным [а] (атс). Когда трудно удержать язык у нижних резцов — механическая помощь. Зондом №2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов и просит произнести с сильным выдохом [та] (в момент выдоха слегка нажимаем на язык = [ц]).
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
Теперь пробуем с ребенком подражать «лопнувшему» шарику: «Т-сссс». Звук «Ц» состоит из двух: «Т» плюс «С». Если ребенок произносит эти звуки правильно и легко, то затруднений это не вызовет. Необходимо обязательно следить за «улыбкой» — зубки обнажать и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребенка быстро производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй»-тс-тс. Звук «С» не тянется в этом случае. Он как и «Т» произносится отрывисто. Но когда у нас «лопнул» шарик, в этом случае можно «С» потянуть. Это делается для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал струю воздуха и сам звук.
Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении: Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем.
Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации. Если не получается, то продолжайте, играя, подражать.
Когда ребенок правильно изолированно произносит звук «Ц», то приступаем к его автоматизации.
Этот звук лучше автоматизировать в словах, в которых он находится на конце.
Придумываем предложения с этими словами.
Учим с ребенком пословицы, загадки, стишки.
От артикуляционного уклада:
Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
11. Постановка звука [Ц] от арт. уклада «Катушечка»
Предложить ребёнку открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [Т] Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной воздушной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Обязательно, контроль ладонью руки.
Постановка звука [Ц] от АТС
Звук [Ц] лучше ставить в обратных слогах. Ребёнка просят произнести звук [Т] с максимальныим выдохом. При этом, последовательно произности звуки [Т] и [С]..При этом звук [С] надо произносить протяжно. Потом включается звук [А], и ребёнка просят произнести сочетание [АТС] с сильным выдохом в момент перехода от [ А] к [ТС].
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.
Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков [тс,] (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков [т,с,] все чаще трансформируется в один звук [т,]. Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как [т,].
Твердые согласные
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.
Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица [птитса], царь [тсар,], цель [тсэл,]. В словах на букву «ц» звук [тс] остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.
В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук [ы], пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.
Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом. Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.
Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Упражнения для языка
- «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
- «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
- «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
- «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
- «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.
Упражнение в котором ребенок повторяет слова с буквой Ц за взрослым.
Для губ
- «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
- «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.
Для развития выдоха
- «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
- «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».
Сочетания гласных с «Ц»
К вопросу о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой, относятся правила ее правописания с гласными буквами а-я, о-е, у-ю, э-е.
В словах русского происхождения отсутствуют сочетания буквы «ц» с гласными я, е, ю, э. Так что, если мы встречаем слог, включающий «ц» и эти гласные, то можно с уверенностью утверждать, что перед нами заимствованное слово: цезарь, Цюрих, цэфедрин, цяньлин (кит.).
Правописание сложных слов также возможно с включением слогов «ця», «це», «цю», «цэ», однако в таком случае присутствует, как правило, слогораздел: спец∨электрод.
Звук Ц в обратных слогах
Проговаривать слоги. Упражнение «Послушай, запомни, повтори»
Ац-оц-уц-ыц яц-ёц-иц-ыц ац-яц-оц-ёц
ыц-уц-оц-ац ец-иц-ёц-яц ыц-иц-уц-ец
Игра «Хлопушка» — хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ц
Т, с, ц, щ, с, сь, ц, ц ть, ч, ц, с, ч, ц и т.п.
Ац, он, оц, ыц, ка, от, яц, ыц, яв, ыц, яс, от, уц, иц, уч, ус …….
Боец, дом, гонец, шприц, пол, двор, дворец, продавец, глупец, жизнь, квас, фикус, кузнец, мост, кость, палец………..
Особые случаи
Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».
Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:
- слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
- притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
- имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
- имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
- фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
- имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
- производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.
За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».
В каждой букве есть загадка
Итак, как оказалось, буква «ц» не так проста.
Кстати, она присутствует во всех канонических алфавитах славян, значащаяся как «цэ». В церковной литературе и в старославянском языке она называлась «цы», а иногда «ци».
Современная версия написания этой буквы восходит к кириллице. Но откуда и каким образом она появилась там, выяснить уже не представляется возможным. Ясно одно: сходные очертания буквы «ц» можно увидеть у древних арамеев, иудеев и эфиопов.