Как заниматься со своим ребенком с нарушениями речи. Советы учителя-логопеда родителям


Статья:

Детей с речевыми проблемами становится все больше. Поэтому родители все чаще обращаются за помощью к логопеду. Большинство полагает, что им не нужно ничего делать – пускай коррекцией занимается специалист. Но эффективность и успех занятий зависит от того, насколько точно будут выполнять логопедические рекомендации родители. Также есть профилактические меры, позволяющие предотвратить появление речевых нарушений.
Советы логопеда нужны не только родителям, но и воспитателям и учителям. Потому что они могут включать в свои занятия некоторые упражнения для развития речи и коррекции звукопроизношения. Обычно специалист составляет памятку, в которой дает общие рекомендации и отдельные советы по каждому речевому дефекту.

Общие рекомендации

Чтобы у дошкольника не возникло затруднений со звукопроизношением нужно проводить каждый день артикуляционную гимнастику. Для этого достаточно выделить 10 минут. Малыша просят произносить гласные звуки, вместе с тем вы формируете базовое положение губ и сильный продолжительный выдох.

Кроме таких упражнений для губ, включите задания для язычка (удерживать его на нижней губе, поднимать−опускать его, двигать из стороны в сторону). Когда ребенок станет постарше, включите упражнения уже более специфичные – для формирования нужных групп звуков. Самой первой малыш осваивает артикуляцию свистящих, потом шипящих и сонорных звуков.

Проводите с малышом пальчиковую гимнастику, занимайтесь с ним аппликацией, учите обращаться с ножницами. Используйте все виды деятельности, в которой формируются дифференцированные движения пальцев. Покупайте одежду с пуговицами, шнурками – это благоприятно влияет на развитие пальчиковой моторики, которая оказывает влияние и на речевое развитие.

Во время чтения используйте интонацию, читайте с выражением. Обязательно спрашивайте у ребенка, о чем вы прочитали, что ему понравилось. Можете не дочитывать предложение, а предложить малышу самому придумать продолжение. Поощряйте его фантазию.

Обязательно следите за качеством своей речи. Говорите четко, понятно, чтобы малыш запоминал правильное произношение звуков.

Не нужно сюсюкать с детьми дошкольного возраста – это нормально при общении с малышом. Но когда ребенок становится старше, он начинает воспринимать такую речь за норму, что приводит к появлению речевых нарушений.

В формировании речевых навыков большую роль играет общение ребенка со взрослыми. Поэтому и родители, и педагоги должны следить за своей речью. И всячески поощрять малыша к ее использованию. Это общие рекомендации, которые помогут сформировать необходимые речевые навыки у малыша.

«ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ»: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Пятый год жизни. Середина садовского детства. До школы уже подать рукой! Сколько мыслей, наблюдений, тревог и забот у родителей четырехлеток: «Речь малыша – по возрасту?», «Страшно, что ребенок “картавит”? Идти к логопеду или подождать еще» и – самое главное – «Как разговаривать с сыном или дочкой, чтобы их речь стала богаче? В какие игры играть?».

Ответ на первые вопросы даст консультация логопеда. Специалист оценит речевой статус малыша, расскажет о показателях языкового развития в норме.

Но воспитание речи в семье, день за днем – задача не из простых. Ведь чем старше становится ребенок, тем большее воздействие на него оказывает окружающий мир. И тем больше ответственности у пап и мам, бабушек и дедушек. В руках семьи – мощные рычаги воспитания и развития, возможность стимулировать детскую речь, направлять и совершенствовать ее.

Что же может посоветовать логопед умным, терпеливым и самоотверженным родителям?

♦ Читать. Уверены: в вашей библиотеке не один десяток детских книг, и с многими из них вы успели познакомить ребенка. Самое время обсудить прочитанное: все ли слова понятны малышу в известной, почти наизусть заученной сказке? Правильно ли он воспринимает ее события, сюжет? Потихонечку начинайте пересказывать: без этого у ребенка не разовьется свободная речь, умение связно и грамотно излагать впечатления, мысли.

♦ «Копить слова». Стул, табуретка, стол – это мебель. Ты налил чай в чашку, а молоко будешь пить из стакана. На кухне есть и другая посуда. Мама работает врачом, а папа инженер. Профессия дедушки – плотник. Знаешь, кто это? Чаще обращайте внимание ребенка на предметы и события, которые его окружают. Пусть называет увиденное. Так вы не только пополните словарный запас дошкольника, но и сможете заложить фундамент для первых «экзаменов». Дело в том, что данный пласт знаний: родовые и видовые понятия – служит одним из показателей развития речи. «Фрукты», «Овощи», «Домашние и дикие животные» оказываются частью какого-нибудь мудрого теста, испытания, которое малыш проходит в детском саду и (или) при поступлении в школу.

Нужен логопед для ребенка? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

♦ Готовить руку ребенка к письму. Конечно, ваши сын или дочка умеют держать карандаш и неплохо рисуют. Пора предложить что-то новое! Штрихуйте и обводите, продолжайте узоры, печатайте буквы. Подумайте о столике для малыша и первых детских прописях. Тонкие движения пальцев рук улучшают речь!

♦ Уделите внимание прилагательным. В речи практически всех четырехлетних детей их недостаточно. Самое простое и эффективное задание – «Назови, какой» – почти не требует усилий (по крайней мере, от родителей): показываете шапку и спрашиваете: «Она – какая?», ну а малыш старается подобрать: «красная», «теплая», «мягкая», «осенняя». Машина на обочине – какая? Мяч – какой?

Вы играете, а ребенок учится использовать эпитеты, слова, по-настоящему украшающие речь.

♦ Слушать. Слушаете, конечно, вы. Ребенок говорит. Постепенно монолог станет для него привычным делом. Какая погода на улице? Что было в детском саду? В гостях? Проявляйте живой интерес, побуждайте к полному, распространенному ответу, уточняйте подробности и детали, радуйтесь: маленький человек вырос настолько, что может общаться, выражать словами переполняющие его чувства.

♦ Время от времени проводить «грамматические тренинги». Ребенок должен научиться использовать разные формы слов, правильно употреблять окончания. Грамматика – дело сложное. Но и здесь на помощь приходит игра. Читайте стихотворение, а малыша попросите заканчивать строчку:

У норы добычи ждет, Притаившись, серый… (кот). Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от… (кота). А теперь и за версту Не приблизится к… (коту). Крыса старая – и та, Видя грозного… (кота), Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с… (котом), Там дрожит и в темноте Вспоминает о… (коте). (А. Грачев)

♦ Работать над дикцией.

Познакомьте ребенка с специальной логопедической гимнастикой. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти помогут распрощаться с «кашей во рту» и говорить четче.

«Трубочка»: вытянуть губы и сжать. «Воронка»: втянуть губы в рот. «Улыбка»: растянуть губы в улыбке. «Полоскание»: надуть щеки и «полоскать» рот воздухом. «Иголка»: узкий язычок вытянуть вперед. «Лопатка»: положить широкий язык на нижнюю губу. «Качели»: языком тянуться по очереди к носу и к подбородку. «Часики»: передвигать кончик языка из одного угла рта в другой («тик-так»). «Лошадка»: поцокать, присасывая язык к небу.

Чистоговорки и потешки уже доступны ребенку:

У Ули удочка, У Яны яблочко.

У ежа и елки иголки колки.

Я ягоды несу, Набрала в лесу.

Обратитесь к детской литературе: ее арсенал поистине неисчерпаем!

♦ Развивать слуховое внимание. Различать звуки, прислушиваться к ним, научат рифмовки. Поощряйте «сочинительство» малыша. Сначала – договорит, позже – придумает сам.

На тарелочке у Маши Много вкусной сладкой… (каши).

Чтоб зимой не мерзли ножки, Купим Мише мы… (сапожки).

Мы на улицу пойдем, Мячик мы с собой… (возьмем).

Кстати, юные поэты прекрасно пишут диктанты в школе.

Подчеркнем, что практические рекомендации, упражнения, предложенные здесь – традиционные и широко используемые, и эффект от их применения давно доказан. Любите своего ребенка и помните: все, что вы дали ему сегодня, ваши усилия и время будут вознаграждены стократно: чистой, красивой, грамотной речью малыша.

С глубоким уважением, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Афонина Н.Ю. (г. Тула)

Нужен детский логопед? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Когда обращаться к логопеду

С некоторыми речевыми нарушениями, не вызванными недоразвитием речевых центров головного мозга, родители могут справиться самостоятельно. А логопед поможет подобрать упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Специалист проведет диагностику и определит структуру речевого дефекта. От этого зависит успех коррекционной работы.

Логопед работает в ДОУ, поэтому большинство родителей не обращаются за его помощью раньше трех лет. Но если вы заметили что:

  • первые слова и фразовая речь у ребенка появились намного позже, чем у сверстников;
  • он не говорит;
  • плохо понимает обращенную речь;
  • не стремится к общению с окружающими;
  • его речь с трудом понимают другие люди.

В таком случае необходима консультация логопеда. Он может посоветовать обратиться к другим специалистам, если у малыша сложное речевое нарушение и нужно комплексное воздействие.

Родители и логопед — партнеры

Родители и логопед — партнеры. Сообщение из опыта работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос, который сегодня волнует многих педагогов, «как эффективнее организовать работу с родителями» стал еще более актуален, только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, координированной и ежедневной работы с родителями позволяет добиться максимального коррекционного эффекта в короткий период времени.

Многолетняя практика работы в качестве учителя — логопеда позволяет мне говорить об участившихся случаях бездействия со стороны родителей на детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Около половины родителей не придают значения правильному развитию речи, «не замечают» выраженные речевые трудности.

Экономические реформы пошатнули финансовую стабильность многих семей, поставив родителей перед выбором между родительством и карьерой.

Все эти факторы, влияющие на семьи, самым существенным образом влияют и на результаты коррекционного воздействия.

Сегодня возможности семьи, социальные установки, отношение к образованию и воспитанию ребенка претерпевают значительные изменения. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного и образовательного потенциала (Бестужев — Лада, И.В. Добряков, Г.Г.. Лидерс, Г.Г.Кравцов, Г.Л. Филиппова, Р.В. Овчарова)

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является улучшение взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Это улучшение происходит путем налаживания организации всех видов работы с родителями. Взаимодействие между коррекционным образовательным учреждением и родителями должно быть продуктивным, а не иметь формальный характер, иметь четко очерченные границы.

В соответствии с существующим положением о дошкольном образовательном учреждении все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребенка с отклонением в развитии речи в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребенка, влияющее на его судьбу, сделать выбор иногда нелегкий для водительского самолюбия.

Особенно мешают обывательские предрассудки, прежде всего представление о том, что, находясь среди детей с нарушенным произношением ребенок, «станет как они», «научится» у них неправильной речи будет еще больше отставать в развитии.

Трудно представить жизнь современного дошкольного учреждения без тесных контактов с родителями.

Ни для кого не секрет, что не только от учителя-логопеда, но и от других участников воспитательно-образовательного процесса напрямую зависят результаты коррекционной работы с ребенком, родители, а также другие близкие люди могут самым существенным образом повлиять на сроки логопедической работы,

В нашей группе инициаторами налаживания сотрудничества с семьями являются педагоги, именно они ищут и внедряют новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, настраивают родителей на доверительное отношения к педагогам, учреждению.

После комплексного обследования детей МДОУ к учителю-логопеду обращаются многие родители. Одни хотят убедиться, что с ребенком все в порядке, других приводят самые разнообразные проблемы. Однако реализация коррекционной помощи зависит, не только от специалистов, но и от того, насколько необходимость такой помощи очевидна для родителей.

Задача учителя-логопеда на данном этапе: установление равноправных партнерских взаимоотношений, создание необходимых условии для понимания родителями важности своего участия в речевом развитии ребенка.

Учитель-логопед в первичной беседе указывает на недостатки в развитии речи ребенка, доводит результаты комплексного обследования до родителей, дает рекомендации по выбору образовательного маршрута ребенка, указывает на своевременность оказания коррекционной помощи ребенку, создает информационную готовность к логопедической работе с детьми.

Учитель-логопед нацеливает родителей на то, что необходимо любить и принимать ребенка таким, каков он есть. Он дает родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка.

Далее, совместно с логопедом, родители начинают готовить документы для обследования ребенка на ТМППК. В документах представляемых указывается год рождения родителей, образование, сведения о составе семьи, о речевой среде, о наличии двуязычия. Эти сведения дополняют первичные представления учителя — логопеда о семьях детей, поступающих в логопедическую группу, помогают определить образовательный и культурный ценз семьи, уровень педагогической компетентности. В зависимости от этого уровня будет выстраиваться тактика дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.

Следующая встреча с родителями детей, имеющих проблемы в речевом развитии происходит на ТМППК: специалисты оценивают особенности развития ребенка, его возможности в обучении, побуждают родителей прислушаться к мнению специалистов. Основная задача учителя — логопеда, как и других членов ТМППК — убедить родителей принять важное решение: как обучать и воспитывать своего ребенка. В данной ситуации общения учитель – логопед, другие члены комиссии должны проявлять тактичность и уважительность по отношению к родителям, максимальную выдержку.

Большинство родителей радуются «устроив» ребенка в специализированную группу детского сада — «там и детей в группе меньше и к школе подготовят лучше», порой, не понимая важность преодоления общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.

В начале учебного года дети поступают в группу, родители при этом имеют лишь отдаленные представления об уровне развития ребенка, предполагается, что они первично информированы и готовы к сотрудничеству.

В группе уже намечен план поэтапной работы сотрудничества с семьями воспитанников, который предусматривает не только участие родителей в коррекции речи, воспитании и обучении ребенка, но и направлен на преодоление растущего дефицита общения ребенка и взрослого. Этот план предполагает использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями, продуманы методы активизации родителей. Начат поиск индивидуального подхода к каждому родителю.

Приоритетным направлением деятельности нашей группы является коррекция общего недоразвития речи, поэтому все формы взаимодействия с семьями выбраны исходя из этого направления.

На данном этапе предполагается более серьезная работа по логопедизации жизни и детей и родителей. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Учитель-логопед начинает вести мониторинг степени включенности в коррекционную работу родителей, который позволяет наглядно видеть степень вовлеченности каждого из родителей в коррекционную работу, изменить содержание основных форм взаимодействия с родителями, учесть социальные запросы родителей при организации общения с ними.

В соответствии с результатами мониторинга корректируются персональные формы организации работы с отдельными родителями.

Основные мероприятия работы с родителями построены с учетом особенностей структуры речевого дефекта детей с ОНР. Так как ОНР является системным нарушением, при котором отмечается недостаточная сформированность языковой системы, нарушены все ее компоненты, вся работа, как коррекционная, так и работа с родителями, построена на устранение нарушений речевой системы.

Понимая важность проблемы учитель — логопед начале учебного составляет план взаимодействия с родителями, где указывает темы консультации и всеобучей для родителей, исходя из особенностей структуры дефекта при ОНР. Консультации проводятся как по инициативе учителя – логопеда, так и самих родителей. Могут быть плановыми и внеплановыми.

Время и сроки плановых консультаций намечаю заранее, своевременно оповещая родителей. Внеплановые консультации провожу регулярно, в определенный день недели, в консультативный день родители обращаются к учителю — логопеду по вопросам, касающимся исправления речевых нарушении у конкретного ребенка, по поводу усвоения программы или за тем как выполнять те или иные виды домашних заданий.

Эти консультации чаше всего сопровождаются показом фрагмента индивидуального занятия, их цель — оказать практическую помощь родителям ребенка в преодолении его речевого дефекта.

Воспитателей родители чаше всего просят помочь в вопросах коррекции поведения ребенка в семье, обращаются за педагогическими советами; консультации проводятся не только непосредственно для родителей группы, но и для родителей детей, посещающих МДОУ.

Родительские собрания являются коллективной формой общения с родителями. В нашей группе они являются постоянной формой работы, в них мы обязательно включаем фрагменты занятий с детьми, ведь, как известно, самыми любимыми для родителей являются мероприятия с участием детей.

Кроме того, такие открытые просмотры нацеливают родителей на решение все более усложняющихся коррекционно — развивающих задач, демонстрируют конкретные приемы коррекпионно-речевой работы, за время обучения ребенка в группе приглашаем родителей на разные вилы занятий:

  • по развитию словаря;
  • по формированию и совершенствованию грамматического строя речи;
  • по развитию фонетико-фонематическои системы языка;
  • по обучению элементам грамоты;
  • по развитию связной речи;

Тематику собраний разработала с учетом структуры программы коррекиионно — развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР.

При подготовке рабочих материалов к собранию обязательного разрабатываю план каждого собрания, продумываю методы активизации родителей, уделяю серьезное внимание оформлению приглашений на собрание. Не просто помещаю в родительский уголок «сухое» объявление с информацией о дате, времени проведения, повестке дня собрания, а раздаю каждому родителю персональное приглашение, получив персональное приглашение, родители не могут отказаться от встречи с педагогами.

На групповых родительских собраниях я не использую чтение докладов по определенной проблеме. Такие выступления планирую на родительские всеобучи, объединяя родителей в подвижные микрогруппы и разрабатываю тематику исходя из их запросов.

С учетом пожеланий родителей в собрание включаются выступления, заведующего детским садом, педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора физкультуры, других специалистов, работающих с детьми

Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно проводится в сентябре и сопровождается экскурсией по групповым помещениям: с посещением кабинета учителя-логопеда, игровой комнаты, спальни, я считаю, что это необходимо: дети, зачисленные в данную группу, посещали различные группы МДОУ, родители должны наглядно увидеть условия в каких будут развиваться и обучаться их дети. а так же эта мини — экскурсия сразу же настраивает родителей на сотрудничество с педагогами группы, на определенную ответственность за работу с детьми по преодолению речевого дефекта, разрушает часто поверхностное мнение о роли детского сада в жизни ребенка.

Родительские собрания проводятся так же в сентябре, декабре, марте и мае на I и II году обучения. Цель этих собраний: проследить динамику развития ребенка на разных периодах коррекционного обучения. Родительские собрания не должны быть однообразными, в противном случае родители быстро теряют к ним интерес.

Большое место в работе с родителями имеют средства наглядной информации специальные логопедические уголки, информационные стенды для родителей, ширмы, папки для родителей

Стенд «Для вас родители», расположенный для удобства в раздевальном помещении, состоит из нескольких частей, некоторые из них несут постоянную информацию:

  • сетка занятий:
  • режим дня на учебный год:
  • план — программа на текущий период обучения.

Другие — содержат регулярно обновляемую информация по темам, углубленно изучаемым детьми в течение одной недели. а так же «экран звукопроизношения», который помогает наглядно видеть, как дети преодолевают свои речевой дефект, какие требования к речи ребенка необходимо предъявлять на данном этапе работы. С учетом частотности появления редко встречающихся нарушений произношения звуков, у детей, поступающих в группу, экран был дополнен звуками: Т, Д. Н, М.

Очень важна информация для родителей по усвоению детьми лексико-грамматических категорий, по темам, изучаемым в течение недели. Доступность, четкость изложения предлагаемого материала, эстетичность его оформления являются критериями оценки пропаганды логопедических знаний для родителей.

Информация, представленная на стендах, важна не только для родителей детей, посещающих логопедические группы, но и для родителей других детей, имеющих проблемы в развитии. Один из стендов, расположенных в холле МДОУ — «Учимся правильно говорить».

На нем размещена информация о речевых трудностях у детей, о правилах отбора и зачисления детей в специализированные группы, дается краткая информация о видах речевых нарушений. Аналогичный стенд в детском саду оформлен и для родителей детей, имеющих задержку в психическом развитии. Он рассказывает об организации обучения детей с ЗПP.

Опыт показывает, что родители, которые хотят, чтобы их дети успешно преодолели речевое недоразвитие, активно пользуются информацией, периодически обновляемой на стендах, как для самообразования, так и для улучшения коррекционной работы с детьми дома.

Привлечение родителей к участию в жизни группы помогает плодотворно сотрудничать педагогам и родителям.

Хорошей традицией в нашей группе стало проведение тематических выставок, тематика включена в годовой перспективный план по формированию у детей лексико-грамматических представлений. Так в нашей группе были проведены и оформлены следующие выставки: «Хлеб — всему голова», «Наш любимый город», «Что нам осень принесла», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». «Транспорт». В оформлении выставок принимают участие не только педагоги группы, но и родители.

Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения знании детей об окружающем, нацеливают родителей на использование различных форм работы по обогащению словаря, наглядно дополняют знания по лексическим темам, изучаемым в течение недели.

Одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей стала организация совместных праздников и досугов. Участие родителей в совместной досуговой деятельности помогает повысить уровень воспитательного потенциала семьи, упрочить сотрудничество в достижении общей цели.

В процессе проведения праздников и досугов мы стараемся обеспечить возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке. Происходит совершенствование педагогического сотрудничества в интересах ребенка, у детей закрепляются правильные речевые навыки, происходит дальнейшая стимуляция речевого развития ребенка.

Особое внимание в работе с родителями я уделяю выполнению заданий по закреплению речевых навыков в бытовых ситуациях дома по заданию учителя-логопеда. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения.

Для родителей эта форма работы нова, так как не используется в массовых группах. Для взаимосвязи с родителями завожу тетрадь для занятий с ребенком, в которую помещаю необходимую информацию для родителей:

  • памятку об организации домашних занятий с ребенком;
  • описание комплексов статических и динамических артикуляционных упражнений с картинками, чтобы они были понятны и взрослому и ребенку.
  • в начале тетради оформляем лист, на котором отмечаем состояние звукопроизношения ребенка контактную информацию;
  • расписываю график индивидуальных занятий, показываю основные условные обозначения (звуковые символы гласных и согласных звуков, обозначения, применяемые для составления схем предложений),

Работу в индивидуальных тетрадях дополняю красочным материалом для поддержания у ребенка интереса к выполнению домашних заданий. Применяя «Рабочую тетрадь по развитию речи» С. А. Васильевой, комплект тетрадей Нищевой Н.В., «Хочу все знать» (рабочую тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста) Е.А. Брежневой, Н. В. Брежнева и другие типы тетрадей, я убедилась, что наиболее подходящим пособием для наших детей

является комплект тетрадей «Логопедические домашние задания для детей с ОНР» Н. Э. Теремковой. Он помогает активизировать внимание ребенка богатым иллюстративным материалом, а образные планы — схемы помогают детям последовательно, логично составлять рассказы. Кроме того, содержание пособий совпадает с планом формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Основная задача учителя — логопеда при использовании этой формы работы убедить родителей в необходимости закреплять материал, так как без усвоения этих знаний и навыков невозможно продвигаться дальше в обучении

В век современных компьютерных технологий в нашей группе ведется работа с родителями с применением различных технических средств: компьютер, сканер, принтер, видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат. При умелом использовании мультимедийного проектора, видеомагнитофона, у родителей появляется желание чаше посещать детский сад, общаться с педагогами.

Так же обладая более совершенной компьютерной техникой, многие родители совместно с учителем — логопедом изготавливают современные пособия для коррекции речи детей. Используя цифровой фотоаппарат, мы оформляем фотовыставки, презентации, которые родителям всегда интересны и способствуют поддержанию интереса к делам группы.

Считаю, что в работе с родителями детей, имеющих нарушения в развитии речи, оправдано применение всех вышеперечисленных форм работы и обязателен творческий подход к организации педагогической помощи ребенку в семье.

Шпитонкова Е.Л., учитель-логопед
  1. Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед
  2. Самоанализ работы учителя-логопеда по методической теме: «Современные формы взаимодействия учитель-логопед — семья»
  3. Что родители спрашивают у логопеда?
  4. Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов: КВН «Родители и дети за здоровый образ жизни»
  5. Стихотворение «Профессия — учитель-логопед»

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Советы при дислалии

Дислалия – одно из наиболее простых и распространенных нарушений речи. При данном дефекте родители должны внимательнее следить за своей речью, потому что одна из причин ее появления – это социальный фактор. Больше всего внимания уделяют артикуляционной гимнастике – заниматься ей нужно каждый день по 10 минут в день. Продолжительность занятия зависит от возраста ребенка.

Взрослый делает гимнастику вместе с ребенком – он быстрее освоит правильное положение органов артикуляции. Озвучивайте свои действия. При работе с маленькими детьми можете проводить ее в стихотворной форме и показывать картинки.

При дислалии логопед дает на дом задания и по развитию фонематического слуха. Попросите малыша совершить какое-нибудь действие, когда он услышит нужный звук. Придумайте вместе сказку про отрабатываемые звуки.

Дислалия – это нарушение, легко поддающееся коррекции. А участие родителей в обучении повысит его эффективность.

Презентация. («Уголок логопеда» шаблоны для стенда)

Описание слайда: 10 простых советов родителям Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. 1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?» 4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. 7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день. 8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д. 9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Советы при дизартрии

При данной речевой патологии с ребенком занимается не только логопед, но и невролог, дефектолог. Часто родители боятся давать малышу препараты, выписываемые неврологом. Но они помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга.

Родители должны понимать, что дизартрия – это нарушение, коррекция которого может занять длительное время. С ребенком необходимо заниматься каждый день артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играть в дидактические игры на отрабатываемый звук.

От того насколько точно родители будут выполнять требования логопеда зависит успех коррекционной работы. Очень важно при дизартрии уделять внимание развитию грамматического строя и связной речи. Во время прогулок обращайте внимание малыша на то, что его окружает. Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта.

Полезен при дизартрии курс массажа – логопедического и общего для нормализации мышечного тонуса.

Важно, чтобы родители чаще спрашивали ребенка о его впечатлениях, чтобы у него формировался навык связной речи. Для коррекции дизартрии необходимо комплексная работа, потому что это сложный речевой дефект и только общие упражнения не помогут справиться с этим нарушением.

Родители не должны ругать ребенка, если у него возникают сложности в автоматизации звука. Регулярность занятий и терпение – это основные составляющие успеха работы при коррекции сложных речевых дефектов.

Как заниматься со своим ребенком с нарушениями речи. Советы учителя-логопеда родителям

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями.

Уважаемые родители!

Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.

Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.

Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.

Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.

Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.

Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 — 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.

Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.

Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.

Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).

Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

Помните, что:

  1. сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  2. по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Автор: Екатерина Дудникова

Советы при работе с алалией

Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.

Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.

С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.

Поэтому главная задача родителей таких детей – это стимулирование их к общению.

Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова. Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи. Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.

Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.

Статья:

Ваш ребенок подрос и начинает с интересом осваивать речь. Сначала пытается произносить простые слова: «ма-ма», «па-па», «кот», «дай» и т. д. Дальше — соединить их во фразы: «мама дай», «хочу пить», «идем гулять» и т. д.
Но многие слова и фразы малыша вам не понятны. Некоторые звуки ребенок не может правильно произнести в силу своего возраста или из-за неправильного восприятия. Именно в это время любимое чадо нуждается в вашей помощи.

На каком этапе ребенку нужна помощь именно родителей? Как помогать малышу произносить слова правильно? Как это делать, чтобы не навредить? Ответы на все эти вопросы будут ниже.

Когда и как развивать речь ребенка?

Многие родители не знают, когда же заняться речью ребенка. Ведь он большую часть времени находится в садике, на развивающих занятиях, в спортсекции или кружке. Но именно родители произвольно или непроизвольно наиболее значительно воздействуют на формирование и качество речи ребенка. И основное, что должны сделать родители — это не пускать процесс речевой деятельности малыша на самотек.

Занятия с ребенком дома должны проходить ни в коем случае не в форме урока — играйте и веселитесь, увлекайте малыша. Использовать можно любые игрушки (особенно самые любимые) или настольные игры, которые есть под рукой. Специально приобретать что-то для домашних занятий не нужно. Ребенок с радостью погрузится в мир сказки со своими игрушками-друзьями и с увлечением будет выполнять все логопедические упражнения и задания. Сделайте так, чтобы упражнения, которые помогают в развитии речи, приносили радость и удовольствие. Тогда малыш с нетерпением будет ждать таких занятий с вами.

И помните главное: чтобы получить результат, занятия должны быть регулярными, а не от случая к случаю.

Вот советы логопеда, которые помогут развить речь ребенка:

  1. Постоянно озвучивайте свои действия. С момента рождения малыша родители (особенно мама) проводят с ним большую часть своего времени. Ребенок растет и наблюдает за окружающими. Старайтесь все свои действия сопровождать комментариями, озвучивать вслух все, что вы делаете. Например: «Я мою посуду», «Я подметаю пол» и т. д. Также рассказывайте крохе, что его окружает, что он видит. Например: «Это небо», «Это кот», «Это дерево», «Это машина» и т. д. Понятно, что с развитием речи ребенка данное упражнение можно прекратить — он сам вам все расскажет))
  1. Исключите «сюсюканье» и «детскую» речь. Никто не спорит, что ваш малыш самый милый и прекрасный на всем белом свете. Так и хочется произносить все слова так же мило, как и сам ребеночек. Но это делать КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Потому что малыш должен слышать только чистую и правильную речь. Зачем это нужно? Это необходимо, чтобы ребенок правильно усваивал и запоминал услышанное и пытался применить в своей речи.
  1. Обращайте внимание ребенка на звуки, которые раздаются за окном, на улице, в другой комнате, в телевизоре и т. д. Например: «Слушай! Слышишь? Это кот за окном мяукает». «А что это за звук? Это сигналит машина! А как сигналит машина? Би-би». «Что это шумит? Это вода из крана льется». «Что это стучит? Это дядя забивает гвоздь» и т. д. Повторяйте с малышом звуки, которые услышали. Конечно, при этом необходимо улыбаться, так как позитивные эмоции помогут лучше запомнить ряд звуков и ассоциации, которые этот звук вызывает.
  1. Обязательно задавайте ребенку вопросы. Причем везде и всегда — когда гуляете или читаете книгу, когда строите замки из песка или вместе рисуете, когда стоите на остановке или пришли в гости… Например: «Где мы оставили мишку?», «Что делает мальчик?», «Что это проехало мимо?», «Какого цвета эта лопатка?». Такие вопросы будут побуждать малыша дать вам ответ. А затем у него возникнет желание продолжить диалог. Если ребенок не знает правильного ответа, помогите ему. Дайте правильный ответ за него. Таким образом вы предложите ребенку образец ответа на заданный вопрос и в дальнейшем он будет его использовать в диалоге с вами, а потом, скорее всего, придумает собственный вариант.
  1. Используйте познавательные игры. Покупая или выбирая игру, обращайте внимание на то, чтобы в ней было много описательных элементов. Например для этого хороша игра «Цвет и форма» — в ней необходимо собрать фигуры одинакового цвета или формы. В этой игре ребенок, конечно, может все собрать правильно и молча, но у нас другая цель — сделать так, чтобы малыш говорил. Спросите у него: «А какого цвета этот предмет?». Или «Какой формы этот предмет?». «Почему ты положил эту картинку сюда?» и т. д. Используйте также игры, которые развивают память и внимание. Например игру «Чего не хватает?» или «Что лишнее?». Использование таких развивающих игр должно быть систематическим: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но каждый день.
  1. Старайтесь развивать речь ребенка с помощью определений предметов. Когда ребенок произносит какое-то слово, добавляйте описание или характеристики этого слова. Например: «кот» — пушистый, белый; «часы» — папины, наручные; «чашка» — маленькая, желтая, горячая и т. д. Это поможет ребенку быстрее понять признаки, по которым характеризуются предметы, и усвоить границы личности — понимание того, что каждый предмет чей-то, кому-то принадлежит, разовьет представление малыша о мире.
  1. Читайте стихи наизусть и вслух из книг. Рифмованные строки развивают слуховое восприятие ребенка, а также чувство ритма. Выбирайте для начала стихи, в которых каждая строка требует простого продолжения в рифму. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался …». Читая стихи вместе, вы разовьете еще и логическое мышление малыша. Когда ребенок будет уже хорошо говорить фразами из нескольких слов, то учите с ним простые стишки.
  1. Старайтесь говорить четко, внятно, понятно. Когда разговариваете с ребенком, старайтесь произносить все слова особенно четко, правильно и не спеша, с акцентированной интонацией, чтобы малыш понимал, когда ему задают вопрос, а когда что-то рассказывают. Помните, что ребенку необходимо больше времени, чем взрослому, для обработки полученной информации. Сделайте паузу после вопроса или рассказа, чтобы малыш принял информацию, обработал и задал вопрос или ответил на ваш.
  1. Пересказывайте прочитанное! Читайте ребенку сказки и рассказы. Как говорилось ранее, данное занятие развивает слуховое восприятие. Так же очень полезно пересказывать услышанное, например сказку, которую прочитала мама. Пересказы помогут сформировать лексико-грамматический строй речи малыша: согласование слов в роде, числе, падеже, правильное использование предлогов и союзов и т. д.
  1. Сочиняйте сами и вместе с малышом! Очень полезно сочинять истории по картинкам с определенным сюжетом. Расскажите ребенку, что изображено на картинках, а потом попросите придумать, чем закончится эта история. Так развивается и речь, и фантазия ребенка. Если малыш затрудняется с продолжением истории, задавайте ему наводящие вопросы. Он с легкостью продолжит рассказ благодаря вашей помощи.
  1. Играйте с пальчиками! Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен максимально работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям. И по мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, язык будет все понятнее произносить трудные слова.
  1. Тренируйтесь постоянно! Даже если ваше чадо занимается с логопедом, то обязательно все занятия закрепляйте дома. Это поможет достичь желаемого результата в кратчайшие сроки, а также вселит в ребенка уверенность в своих силах и желание говорить и общаться.

Следуя этим простым правилам, вы поможете ребенку развить свою речь, стать более успешным и уверенным в себе! Удачи! Общайтесь с удовольствием, и пусть люди вас понимают!

Советы при заикании

При данной речевой патологии важно нормализовать состояние нервной системы ребенка. Поэтому родителям советуют водить детей на плавание, дельфинотерапию, на конные прогулки – все это благотворно влияет на эмоциональное состояние. Также одна из причин заикания – это неправильное речевое дыхание. Детям с заиканием рекомендуют занятия пением, которые формируют сильный и длительный выдох.

Очень важно при данной речевой патологии – это соблюдать особенности всех этапов коррекционной работы. Сложнее всего соблюдать этап полной тишины – в этот период нужно максимально оградить ребенка от информационного потока и заикающийся не должен на данном этапе вообще говорить или только шепотом.

Родители должны обеспечить ребенку с заиканием общение с наиболее близким эмоционально ему человеком. Таким образом, вы уменьшите риск появления судорог во время разговора. Взрослые должны создать максимально комфортную для ребенка с заиканием речевую среду.

Отрабатывайте с заикающимся определенные речевые шаблоны: как вести себя в магазине, в гостях и т. д. Тем самым, он не будет бояться общаться с окружающими. Основная задача родителей ребенка с заиканием – это нормализация его нервной системы и создание благоприятной расслабляющей эмоциональной обстановки.

Пять вопросов к логопеду.

  • Главная
  • >

  • Логопедия
  • >

  • Пять вопросов к логопеду.

В детском я работаю логопедом 7 лет. На протяжении этого времени на консультациях родители интересуются одними и теми же проблемами.
Учитывая интерес родителей, я хочу ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.

  1. Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит?

Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладиться. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. А вернее с несколькими специалистами: оториноларингологом, неврологом, логопедом.

Оториноларинголог может правильно оценить строение речевых органов ребенка, но главное, он должен проверить физиологический слух ребенка.

Так как именно слух является ведущим фактором для успешного овладения речью. Если есть нарушения слуха – нет речи.

Специалист невролог оценит психическое развитие ребенка. Речь — это психическая функция (такая же, как внимание, память), показатель мышления.

Развитие речи на менее важно, чем физическое развитие, хороший сон и аппетит, здоровый иммунитет. Задержка речевого развития может быть следствием неблагоприятного течения беременности или родов, так как речевые зоны коры головного мозга наиболее часто страдают от кислородного голодания. Когда неврологические проблемы (если они имеются) решены, но речь ребенка сама собой не налаживается, пора обратиться к логопеду-дефектологу.

Задача логопеда – разобраться в причинах недоразвития речи и организовать коррекционную работу. Нарушение темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлено неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует хорошо организованной коррекционной работы. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.

Если вовремя не обра­тить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

  1. Мой ребенок говорит много, но у него нарушено произношение некоторых звуков. С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?

Все зависит от того, на сколько сильно нарушено звукопроизношение у каждого конкретного ребенка.

До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, т.е. до этого возраста небольшие несовершенства речи допустимы. Обычно нарушаются звуки верхнего образования [л], [р], [ж], [ш], и это называется физиологическая дислалия. К 5 годам дети уже осознают, что неправильно произносят некоторые звуки, и более продуктивно работают на логопедических занятиях.

Закончить исправление звукового произношения желательно до 6-6,5 лет, до смены зубов, так как это может осложнить работу.

Если же ваш ребенок говорит много, но невнятно, смазано, у него повышенное слюноотделение, нарушены сразу несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные, …) , то это повод обратиться к неврологу, так как подобные симптомы говорят о том, что у ребенка есть неврологические нарушения, травма шейного отдела позвоночника. У таких детей, имеющих неврологические проблемы сначала нужно снять или сгладить эти симптомы. Только после лечения логопедическая работа может быть успешной.

  1. Сколько времени может понадобиться для исправления звукопроизношения?

Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата и нервной системы ребенка.

Во-вторых, от того, на сколько родители смогут дома отрабатывать с ребенком задания, которые дает логопед.

  1. Как родители могут помочь своему ребенку, посещающему логопедические занятия?

В работе по исправлению звукопроизношения успех и быстрый результат возможны только в случае совместной работы логопеда и родителей.

Нужно понимать, что во время занятий логопед, в первую очередь, тренирует речедвигательные мышцы ребенка, формирует новую мышечную память. Поэтому все задания, которые даются на дом, необходимо выполнять и отрабатывать. Именно таким образом можно выработать необходимые умения и навыки.

«Ведь для того, чтобы научиться кушать ложкой, нужно делать это во время каждого приема пищи».

  1. Нам рекомендуют удалить аденоиды. Так ли это необходимо?

Безусловно, принять решение о проведении операции могут только родители. Я приведу несколько фактов, говорящих в пользу удаления аденоидов.

  • Аденоиды являются постоянным источником воспаления, т.е. ослабляют иммунитет.
  • Нарушается физиологическое дыхание, т.е. организм испытывает нехватку кислорода.
  • Формируется неправильный тип дыхания, который меняет работу и тонус речедвигательных мышц, что ведет к недостаточной силе выдоха, необходимого для произношения некоторых звуков.
  • Это обуславливает серьезные нарушения у детей с аденоидами.
  • Аденоиды, разрастающиеся в сторону слуховых ходов, влияют на физиологический слух ребенка. Именно слух является ведущим фактором для формирования успешной, правильной речи ребенка. Нет слуха – нет правильного звукопроизношения.
  • Из опыта работы могу отметить явные положительные результаты у детей после удаления аденоидов.

Конечно, эта статья не способна разрешить все вопросы, возникающие у внимательных родителей. Но надеюсь, что она поможет выбрать направление для преодоления имеющихся проблем.

Стрельникова Екатерина. Логопед

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]