Программа «Коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста»


Причины возникновения дефектов речи

Этих факторов довольно много. Они могут быть как наследственные, так и приобретенные.

К причинам возникновения дефектов речи относят:

  • негативное воздействие на плод во время беременности и родов (например, гипоксия — кислородное голодание);
  • наследственность;
  • родовые травмы головы или повреждения мозга у детей до 3 лет;
  • особенности строения речевого аппарата (например, короткая подъязычная уздечка);
  • недостаток общения;
  • психические травмы, напряженная ситуация в семье;
  • образец неверного произношения со стороны взрослых.

РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ДЕТЕЙ

Считается, что пик активности речевого развития ребенка приходится на 2,5-5 лет. Нормально развитый ребенок в возрасте трех лет уже должен выражаться связными предложениями. В год малыш должен говорить как минимум 5-10 слов, в 4 года словарный запас должен быть на уровне 1000 слов.

До 3 лет картавость и шепелявость не считаются дефектом речи и объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата (язык чаще всего при разговоре находится между зубов). Чтобы эти явления устранить, родителям рекомендуется аккуратно, ненавязчиво исправлять ошибки в произношении, регулярно проговаривать слова с ошибками или работать над отдельными звуками. Если до трех лет так и не заговорил, его стоит срочно показать специалисту. Причем, скорее всего, понадобится помощь не только дефектолога, но и невролога.

Мы уже говорили, что для правильного развития речи взрослые должны говорить с ребенком четко и внятно. Каверканье слов не стоит поощрять, поскольку со временем такое неправильное произношение войдет в привычку.

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.


С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Нарушения речи

Речевые нарушения в детском возрасте — это большой спектр нарушений, различающихся по механизму образования, по структуре и по способу их преодоления.

Причины

Нарушения речи в детском возрасте могут быть следствием внутриутробных повреждений у ребенка (алалия, ринолалия), родовых травм (алалия, дизартрия), следствием заболеваний, препятствующих нормальному психическому (аутизм) и физическому (ДЦП, полиартрит) развитию ребенка, следствием травм и вредоносных воздействий на нервную систему ребенка, полученных в момент, когда речь была уже развита (афазия).

Речевые нарушения могут быть следствием поражения либо несформированности различных органов или отделов головного мозга (расщелина неба при ринолалии; функциональная несформированность некоторых отделов коры головного мозга при алалии; подкорковые нарушения при дизартрии; а так же двигательные и эмоциональные нарушения; тугоухость). Также речевые нарушения могут быть следствием неправильного научения (например, неправильное звукопроизношение при дислалии), следствием билингвизма, социальной депривации или педагогической запущенности.

Ведущую роль в структуре того или иного речевого нарушения могут играть: нарушение понимания обращенной речи (сенсорная алалия, тугоухость), нарушение иннервации речевого аппарата (дизартрия), анатомический дефект периферического отдела речевого анализатора (ринолалия), несформированность моторной сферы (моторная алалия).

Речевые нарушения могут выступать как самостоятельные нарушения развития, так и сочетаться с задержками и нарушениями развития моторной, интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферы.

Таким образом, клиника речевых нарушений в детском возрасте разнообразна и в каждом отдельном случае уникальна. Для продуктивного преодоления речевых расстройств необходима точная диагностика и квалификация речевого нарушения. Диагностикой речевых нарушений и постановкой речевого диагноза занимаются такие специалисты как логопед и нейропсихолог. В виду того, что речевые нарушения часто связаны с нарушениями более глубокого уровня, важным этапом в обследовании ребенка с речевыми нарушениями является обследование невролога и функциональная диагностика (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы).

Дополнительную трудность в работу с речевыми нарушениями вносит отсутствие единой классификации речевых нарушений. В России принято использовать две классификации речевых расстройств.

Классификация

Клинико-педагочиеская классификация включает в себя два раздела:

Нарушения устной речи: дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия; Нарушения письменной речи: дисграфия, дислекия. Данная классификация разделяет речевые расстройства по структуре нарушения. Психолого-педагогическая классификация так же включает в себя два раздела:

Нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР); Нарушение применения средств общения: заикание. Эта классификация была создана во времена СССР и использовалась для комплектации детских групп. Использование данной классификации не дает понимания структуры нарушений, а, скорее, описывает внешнее проявление нарушений и выраженность (ОНР I-II-III уровня). С помощью термина ФФНР можно описать такие разные по сути нарушения, как дислалия, ринолалия и дизартрия, в то время, как ОНР может подразумевать сенсорную или моторную алалию. Часто путаницу с речевыми диагнозами усиливает использование специалистами таких определений, как задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР). Данные термины возникли в трудах исследователей (педагогов, логопедов и психологов) и являются условными и, в высокой мере, обобщающими понятиями. Эти термины не описывают структуру нарушений, и в заключении врачей-неврологов используются в качестве дополнения к клиническому диагнозу.

Еще одним речевым диагнозом в детском возрасте, способным запутать родителей и некоторых специалистов является дисфазия. Под дисфазией часто понимают задержку развития речи как высшей психической функции вследствие функциональной несформированности коры головного мозга. Можно говорить, что дисфазия — это синоним алалии.

Лечение

Преодолением речевых нарушений в детском возрасте занимаются специалисты отделения лечебной педагогики: логопед и нейропсихолог, а также медицинские специалисты, в первую очередь — это невролог. В ряде случаем требуются консультации врачей смежных специальностей: психиатра, кардиолога, иммунолога, педиатра.

Подбор специалистов в каждом отдельном случае происходит индивидуально. Часто при легких случаях дислалии достаточно нескольких встреч с логопедом, в то время, как при алалии или афазии, необходим комплексный системный подход, включающий наблюдение невролога, совместную работу логопеда и нейропсихолога, периодически повторяющиеся курсы массажа, остеопатического лечения и реабилитационный курс транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС).

Когда пора бить тревогу

К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.

В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.

В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».

Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях.

В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)

Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.

В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.

При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект.

Работа по коррекции и развитию речи у детей с общим нарушением речи (ОНР) – это трудоемкий и кропотливый труд, рассчитанный не на один год и затрагивающий все стороны речи. Для достижения наилучших результатов необходимо, чтобы все участники этого увлекательного процесса: логопед, нейропсихолог, ребенок и его родители образовали прочный союз единомышленников, главная задача которого – формирование речемыслительной деятельности, грамотной речи любимого чада, как путевки в жизнь в большой мир взрослых людей.

Как и любой процесс, формирование речи происходит постепенно, поэтапно, от простого к сложному. Параллельно работая над формированием всех языковых уровней: звукового, словесного и словообразовательного, грамматического и синтаксического.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный запас слов. Поэтому работа по коррекции и развитию устной речи начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается как лексическая единица языка и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовят платформу для работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» накапливается материал для распространения предложения определением.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действие предмета, подводят детей к понятию предложения и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.

После того, как дети научатся составлять распространенное предложение и грамматически правильно его оформлять, переходят к работе над связной речью.

Сначала учим детей пересказывать небольшие по объему рассказы с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий. затем переходят к рассказам описательного характера. После чего переходят к обучению детей краткому, выборочному и творческому пересказам.

Научив детей пересказам, переходят к формированию у детей навыка составления небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке и серии предметных картинок.

Работа над слоговым составом слова предшествует работе над звуко-буквенным составом слова. Деля слова на слоги, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Это важно, если учесть, что пропуск гласных букв в словах, является одной из самых распространенных ошибок встречающихся на письме у детей.

После того, как дети научатся выделять из слова гласные звуки, переходят к работе по выделению согласных звуков. Сначала учат детей слышать и различать твердые и мягкие согласные.

Работа над звуко-буквенным составом слова фактически уже началась на ранних этапах. К этому времени дети уже имеют представление о том, что слова состоят из звуков (букв), они умеют выделять гласные звуки из слов, слышать наличие в словах твердых и мягких согласных звуков и выделять буквы, которыми эти звуки обозначены в слове. Выполняя задания дети учатся вслушиваться и вчитываться в слова, ощущать каждый последующий звук в слове. работа над усвоением детьми звуко-буквенного состава слова ведется на материале односложных слов. Как показывает практика, если ребенок научится правильно делать звуко-буквенный анализ односложного слова, то он без труда сможет проанализировать и грамотно написать слова любой слоговой структуры, даже самой сложной.

Одновременно, начиная с самого первого этапа и до последнего, ведется работа по звукопостановке, автоматизации отработанных звуков и введению их в спонтанную речь.

Статья детского логопеда Цветковой Натальи.

Как исправить дефекты речи у детей

Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений.

Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками.

Дефектолог или логопед?

Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание.

Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д.

Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе.


Как родители могут работать с дефектами речи ребенка

Что могут сделать родители

  • Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду.
  • Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует.
  • С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д.
  • Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет.
  • Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика.
  • Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону.
  • Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
  • Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша.
  • Необходимо избегать травм головы.
  • Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям.
  • Не нужно ругать за неудачи.
  • Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий.

Упражнения для устранения дефектов речи у детей

Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно.

Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения.

Они могут быть направлены на:

  • формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика);
  • развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ).

Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка.

Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу.

Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта.

Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме.

Способы коррекции

Задержка речевого развития и алалия у ребенка являются комплексными проблемами, поэтому коррекция данных состояний требует системного подхода в лечении, в ходе которого ребенок не только обретает речь, но и развивается как личность. В подходе к коррекции от логопеда требуется продуманная методика и поэтапное построение работы с детьми.

На начальном этапе коррекционных занятий логопед-дефектолог:

  • опирается на сохранные функции ребенка, то есть выявленные на диагностике нервно-психического развития базовые составляющие речи, зрения, слуха, сенсорного развития, а также мелкой и общей моторики;
  • уравновешивает процессы возбуждения-торможения, упорядочивает активность (устанавливает контактность и очередность в действиях; играет с ним в игры на удержание и переключение внимания, на слухоречевое внимание);
  • обучает выполнению инструкций или просьб, поскольку это является базой ко всей последующей коррекционной деятельности. Чаще это происходит в игровой форме, через приучение к игре по правилам и вовлечение в сюжетные игры.
  • стимулирует элементарную подражательную деятельность, ведя ребенка от неречевой к речевой активности (ручное подражание, телесное подражание, ассиметричное подражание; подражания ротовым действиям; отработка 5-6 гласных; дифференцировка согласных; повторение слогов и т.д.);
  • учит ориентироваться в пространстве и ритмическим видам деятельности (игры с обручем, мячами, с лентой, с водой, с колокольчиком и т.д.), а также работает с мелкой моторикой (функция кистей рук и пальцев).
  • способствует расширению активного и накоплению пассивного словаря;
  • в конце начального этапа работы вводит работу с зеркалом и артикуляционную гимнастику (простейшие упражнения).

После завершения формирования психофизиологической основы речи у ребенка, логопед-дефектолог переходит к следующим этапам лечения, включающим в себя формирование фразовой речи и усложнение словаря. Ребенка обучают произносить более распространенные, грамматически выстроенные предложения, вести небольшие диалоги и делать описательные рассказы.

В конце коррекционной работы с логопедом неговорящие дети учатся более сложной коммуникативной деятельности и умениям, формирующим связную речь.

Таблица нормы речевых навыков по возрастам

ВозрастРечевые навыки, словарный запас
1 год5-10 простейших слов, обозначающих близкого человека, предмет или действие: мама, баба, би-би, дай, бах и т.д.
2 года300-400 слов, короткие предложения, использование глаголов, прилагательных.
3 годаОколо 1500 слов, использование местоимения “Я”, употребление предложений из 3-4 слов с основными частями речи (глаголы, прилагательные, наречия и т.д.)
4 года1500-2000 слов, употребление предлогов и союзов, временных и пространственных понятий. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Ребенок умеет произносить шипящие (Ш, Щ и т.д.) и свистящие (С) звуки.
5 лет2500-3000 слов. Употребление слов верное, без перестановки слогов и звуков. Использование обобщающих слов (юбка и кофта — это одежда и т.п.)
6-7 лет3500 слов. Используются образные слова и выражения (например, «ни свет ни заря»), устоявшиеся фразы и поговорки. Ребенок может объяснить значение несложного слова и рассуждать о его происхождении.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Нарушение речевого развития у ребенка

Речь — необходимый элемент нашей жизни. Малыши с детства учатся произносить звуки, а затем и слова. Если ребенок научился говорить, то он может спокойно общаться со своими сверстниками, вступать в контакт, играть, познавать мир. Ребенок с радостью будет ходить в детский сад или школу.

В

К сожалению существуют дети с нарушением речевого развития. Такие дети становятся объектами насмешек сверстников, они замыкаются в себе. Учеба дается им тяжело, в основном из-за психологического фактора. Они становятся раздражительными, начинают отставать от сверстников. Чтобы не попасть в такую ситуацию, позаботьтесь о развитии речи своего ребенка заранее. К клинике «Epihelp» опытный персонал проведет подробную диагностику. По результату обследования назначается лечение.

Причины нарушения речи у детей

Еще во время протекания беременности будущей маме необходимо следить за своим питанием, состоянием здоровья. Наблюдаться, чтобы не было внутриутробных патологий.

На ребенка могут повлиять:

  1. Гипоксия.
  2. Недоношенность.
  3. Использование запрещенных препаратов во время беременности.
  4. Вредные привычки.
  5. Стрессы мамы.
  6. Родовые травмы.

Большое влияние на развитие речи оказывают психологические травмы, болезни.

Виды нарушения речи у детей

  1. Заикание.
  2. Дизатрия. Тихий голос, нечеткое произношение, нарушено дыхание. Речь может быть либо быстрой, либо замедленной.
  3. Алалия. Повреждение головного мозга, вследствие чего речь слышит, но не воспринимает.
  4. Дислалия. Трудное произношение согласных.

При выявлении признаков нарушения речи, необходимо срочно обратиться к специалисту.Провести обследование, проконсультироваться с неврологом, психологом и логопедом.

В

Если малыш в 1 год не говорит слов или к 2 годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

У ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Существует много различных причин и видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Запишитесь на консультацию к опытному врачу неврологу в клинике «Epihelp». Вы получите развернутый ответ и подробный план дальнейших действий. Все это повлияет на скорейшее развитие речи вашего ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]