Коррекционная работа при нарушениях произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией

Речь – это один из показателей развития ребёнка. Подрастая, дети расширяют свой лексикон и активно исследуют окружающий мир. Однако многие малыши в процессе взросления сталкиваются с проблемами при воспроизведении определённых звуков. В первые годы жизни это является нормой. Но если ребёнок неправильно произносит звуки в старшем возрасте, то можно говорить о нарушении звукопроизношения.

Нарушение звукопроизношения – это наиболее распространённый речевой дефект, с которым постоянно сталкиваются логопеды. Патология бывает различных типов:

  • дислалия при нормальном слухе и здоровой центральной нервной системе;
  • дислалия у детей с разными степенями тугоухости;
  • дизартрия при нормальном слухе, но при органических поражениях центральной нервной системы.

Проблемы с воспроизведением звуков чаще всего возникают в дошкольном возрасте. В это время необходимо заниматься коррекцией речевого дефекта. Однако многие родители не реагируют на то, что ребёнок не может выговорить большое количество звуков. Одни считают это неважным, а другие уверены, что всё пройдёт само.

Нормы развития звукопроизношения

Если ребенку сложно произносить звуки, то это не всегда повод для беспокойства. В некоторых случаях это является возрастной нормой развития. На каждом этапе взросления ребёнок приобретает определённые речевые навыки.

  • от 1 месяца – дети начинают неосознанно произносить гласные звуки «Ы», «У», «А», «Э». В младенческом возрасте ребёнок в основном лежит, и язык может закидываться назад. Поэтому иногда малышу удаётся произнести несколько заднеязычных звуков, например, «Г» или «Х»;
  • от 4 до 5 месяцев – дети пытаются практиковаться в воспроизведении отдельных звуков;
  • от 5 до 10 месяцев – малыш переходит от отдельных звуков к слогам. Обычно это «Ба», «Та», «Па», Да» и «Ма». Количество слогов постепенно увеличивается. Если до 4 месяцев кроха «гулит», то с 5 до 10 – «лепечет»;
  • от 10 до 18 месяцев – ребёнок пытается произнести свои первые слова. К этому моменту малышам удаётся осознанно воспроизвести большинство гласных звуков – «А», «Ы», «О», «Э», «И» и «У», а также некоторые согласные буквы – «М», «Т», «П», «Д», «Б», «Н», «К», «В», «Г», «Й», «Ф», «Х»;
  • от 1,5 до 3 лет – у ребёнка получается проговорить несколько свистящих звуков – «Ц», «С» и «З». Если он не справляется с этой задачей, то стоит обратить внимание на ситуацию. Отметим, что от 1,5 до 2 лет малыш часто произносит звуки неправильно. Например, вместо «З» он используется «Дь» («зуб»/«дюб»/«дуб»). К трём годам у детей часто наблюдается смягчение гласных и согласных звуков («тумба – «тюмбя», «малыш – «мялись»). Как правило, это проходит в четырёхлетнем возрасте;
  • от 3 до 4 лет. Дети переходят к воспроизведению шипящих звуков – «Щ», «Ш», «Ч» и «Ж». До этого момента, как правило, они заменяют их на схожие – «Ш» на «С» («школа» — «скола»), «Ч» на «Ц» или «Ть» («чуб» – «цюб»/«тюб») и пр. Если до пяти лет малыш плохо произносит шипящие звуки, то это норма. Кроха постепенно учится, поэтому эти буквы могут произноситься правильно не во всех словах. Присутствует частичная замена звуков, например, «кошка поймала мыську» и пр. Важно регулярно заниматься с ребёнком и поправлять его. Тогда он быстрее освоит новый звук;
  • от 4 до 5 лет. Наблюдается появление сонорных звуков. Но до 4,5 лет, например, твёрдая «Л» может заменяться на мягкую «Ль». К пяти годам малыш уже хорошо произносит «Р» и «Л». Это самая сложная группа звуков. Поэтому нет необходимости требовать от ребёнка, чтобы в трёхлетнем возрасте он чётко говорит «рыба», «рак» и другие «рычащие» слова. Более того, если сильно давить на малыша, то он может начать произносить «Р» на манер французского языка. Это отклонение будет сложнее скорректировать в старшем возрасте. Помните, что лучше поставить звук, когда его ещё нет, чем переучивать ребёнка.

Естественно, все дети индивидуальны. Поэтому допускаются незначительные отклонения от нормы. Если родители постоянно разговаривают и занимаются со своим чадом, то такой ребенок произносит звуки правильно уже к пяти годам. Однако всё чаще у дошколят наблюдаются проблемы со звукопроизношением. Учтите, что если ребёнок неправильно произносит звуки, учась в школе, то у него могут возникнуть проблемы с освоением чтения и письма.

Неблагоприятные способы произношения.

  1. У ребенка сформировалось «французское» произношение звука [р], в этом случае нормативное произношение этого звука у него самопроизвольно возникнуть не может. Есть риск того, что и другие звуки будут формироваться дефектно. Способ произношения указывает не нарушенный речевой выдох.
  2. Один и тот же звук постоянно заменяется на другой звук (может быть дефектно произносимый), например [c]-на [ш], или наоборот. Тогда все звуки этого вида (в нашем случае свистящие или шипящие) будут произноситься аналогичным образом. Способ произношения может указывать на недостаточный речевой слух.
  3. Шипящие, свистящие, звуки [р] и [л] произносятся с призвуком звука [х] или заменяются на этот звук (может быть немного гортанно звучащий). Способ произношения указывает на нарушенный речевой выдох.
  4. При произношении свистящих и [л] язык ребенка высовывается между зубами. Способ произношения указывает на нарушение подвижности речевых органов.
  5. Речь ребенка звучит неблагозвучно, неряшливо и неопрятно. Это может указывать на нарушение подвижности его речевых органов.
Название услугиДлительностьСтоимость
Консультация и составления программы40 минут2 500 рублей
Метода ТОМАТИС (индивидуально)
Метод ТОМАТИС 1-я сессия30 занятий по 60 мин30 000 рублей
Метод ТОМАТИС 2-я сессия26 занятий по 60 мин26 000 рублей
Метод ТОМАТИС 3-я сессия11 занятий по 60 мин11 000 рублей
Диагностика в центре40 минут1 000 рублей
Диагностика на дому40 минут2 000 рублей
Одно занятие со специалистом в центре40 минут1 000 рублей
Одно занятие со специалистом на дому40 минут2 000 рублей
Групповые занятия “Подготовка к школе”8 занятий по 60 мин.4 000 рублей
Группы раннего развития8 занятий по 60 мин.4 000 рублей
Групповые логопедические занятия8 занятий по 60 мин.4 000 рублей
Диагностика с нейропсихологом в ценре1 занятие по 60 мин.2 000 рублей
Занятие с нейропсихологом в центре1 занятий по 60 мин.2 000 рублей
Диагностика с нейропсихологом на дому1 занятий по 60 мин.2 500 рублей
Занятие с нейропсихологом на дому1 занятий по 60 мин.2 500 рублей

Логопед-дефектолог для исправления звука «р» Прийти на занятия с логопедом для взрослых Узнайте стоимость услуг занятий с логопедо м

Как себя проявляют нарушения звукопроизношения?

Если малыш неправильно произносит звуки, то это может свидетельствовать о дислалии или дизартрии. Эти отклонения имеют некоторые различия. При дислалии нарушается произношение звуков разных групп – сонорных, шипящих, переднеязычных и так далее. Речевой дефект может проявляться по-разному:

  • отсутствием звуков (пропуски сложных букв в словах «коромысло» – «коомыло»);
  • заменой звуков (вместе «Р» ребёнок произносит «Л», например «рыба» – «лыба»);
  • искажением звуков (французская «Р», боковая «Ш» и пр.).

Часто дислалия развивается на фоне тугоухости. Детям со сниженным слухом тяжело различать свистящие и шипящие, глухие и звонкие звуки.

При дизартрии ребёнок неправильно произносит согласные и гласные звуки. Также наблюдается неправильное дыхание и снижение эмоциональной выразительности речи. Стоит отметить, что нарушения при произнесении звуков, связанные с дизартрией более устойчивы. Поэтому для коррекции может потребоваться больше времени и сил.

Причины нарушения звукопроизношения

Если малыш неправильно и невнятно произносит ряд звуков, то стоит пройти обследование у невролога и логопеда. Причины нарушений звукопроизношения могут быть различны. Однако необходимо своевременно выявить проблему, чтобы подобрать эффективную программу коррекции.

Дислалия может возникнуть из-за:

  • патологий развития речевого аппарата (неправильного прикуса, короткой уздечки и пр.);
  • наличия двух языков в семье;
  • неправильного подхода к развитию речи ребёнка (общение на «сюсюкающем» языке);
  • снижения слуха;
  • проблем со звукопроизношением у одного из родителей (дети склонны подрожать).

Дизартрия развивается при поражении ЦНС, которое может быть вызвано:

  • проблемами при внутриутробном развитии;
  • травмами при родах (обвитие пуповиной и пр.);
  • детским церебральным параличом;
  • резус-конфликтом;
  • серьёзными инфекциями, которые переносит ребёнок;
  • проблемами с кровообращением в мозге;
  • травмами головного мозга.

Даже серьёзные проблемы с произношением звуков подлежат коррекции. Однако у многих родителей возникает один вопрос. Если звукопроизношение можно скорректировать, то почему многие взрослые люди говорят неправильно? Это связано с двумя факторами. Некоторые родители считают, что в неправильном произношении некоторых звуков нет ничего страшного. Также существуют случаи, когда начинают оказывать помощь без выявления причины речевого дефекта. Естественно, что коррекция дислалии при дизартрии не возымеет эффекта.

Нарушение произношения звуков [ч], [щ]

Конечно же, нельзя обойти и такой дефект, как нарушение произношения звуков [ч],[щ]. Чаще всего [ч] заменяют на звук [т’], или он приобретает межзубное произношение звуков [щ], [с’]. Причины те же, что и у сигматизма. Обычно легко поддается коррекции, и у взрослых встречается редко.

В заключение последняя, очень показательная история:

К нам в Центр за помощью обратилась Людмила Алексеевна, 40 лет. К своему удивлению, у нее обнаружилось отсутствие 6 звуков: [ж]-[ш], [л]-[л’], [р]-[р’]. История ее «неговорения» нас потрясла. Оказывается, мама пообещала девочке, что, когда ей исполнится 18 лет, все отсутствующие звуки появятся сами собой. И вот девочка засыпает после дня рождения с надеждой на утро… А утром… чуда не произошло.

После наших занятий, при ее огромном желании, нечеловеческом трудолюбии, невероятных усилиях и, конечно же, при поддержке семьи и друзей, которые не очень верили в возможность исправления, она смогла сказать все, что хотела.

Речь развивается на протяжении всей жизни, в любом возрасте можно поставить звук. Но… в детском возрасте мозг более пластичен, поэтому все происходит значительно легче и быстрее! Не затягивайте с решением сделать свою речь четкой и красивой.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие

можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77
Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Коррекционная работа

Если ребёнок неправильно произносит звуки, то следует обратиться к логопеду. Он обследует малыша, установит причину нарушения и назначит эффективную программу помощи. Она подбирается в каждом случае индивидуально. Для того чтобы ребёнок смог нормально говорить, необходимо устранить причину нарушения произношения звуков. В некоторых случаях требуется хирургическая коррекция речевого аппарата. Тогда логопед направляет малыша к стоматологу. После этого можно приступать к постановке правильной речи.

Многие родители волнуются, когда их ребёнок произносит много звуков неправильно. В этом случае для коррекции нарушения лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты применяют комплексный подход к коррекции речевого дефекта с использованием логопедического массажа, игровых занятий, логоритмики и так далее. Над правильным произнесением звуков работает команда профессионалов, что позволяет добиться стойкого эффекта.

Коррекция дислалии

Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:

  1. Обследование звукопроизношения ребенка;
  2. Коррекция нарушенных звуков речи:
      Развитие артикуляционной моторики;
  3. Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
  4. Постановка нарушенных звуков;
  5. Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.

В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Постановка звука;
  3. Автоматизация звука;
  4. Дифференциация звука.

Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.

Важно помнить! Существует базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положения органов артикуляционного аппарата. К базовому комплексу подбираются дополнительные комплексы упражнений, необходимые для постановки определенных групп звуков.

Важно помнить! Упражнения на развитие речевого дыхания помогают детям выработать целенаправленный выдох, который необходим для освоения труднопроизносимых звуков.

Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье

Видео проведения артикуляционной гимнастики:

Фото и видео проведения дыхательных упражнений

Советы родителям

Достаточно часто малыш произносит правильные звуки на занятиях с логопедами-педагогами. Но, возвращаясь домой, он перестаёт себя контролировать. Такое поведение допускается на первых шагах коррекции, поскольку ребёнок учится контролировать себя постепенно. Однако родителям стоит проявить настойчивость. Они могут помочь сформировать слуховое внимание быстрее.

Многие взрослые мало общаются с детьми, ограничиваясь только короткими замечаниями, например, «иди есть», «вымой руки» и так далее. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо больше говорить с ребёнком. Озвучивайте любые ситуации, сопровождая их визуальным контактом. Для правильного произношения звуков малыш должен видеть артикуляцию родителей. Поэтому старайтесь говорить внятно, чётко и с соблюдением интонаций. Общаясь с ребёнком, избегайте сложных предложений. Слишком большой объём информации не позволит ему сосредоточиться на звуках. При этом малыши часто приобретают вредную привычку слушать взрослых механически. Это может помешать коррекции, поскольку ребёнок перенесёт такое поведение в кабинет педагога.

Читайте малышу больше книг. Это даст ему возможность не только запомнить правильные звуки, но и существенно расширит кругозор. Сказки, стихи, частушки и рассказы можно повторять по несколько раз. Дети лучше воспринимают информацию, которая им уже знакома. Для обучения правильному воспроизведению звуков также можно разыгрывать сценки по ролям, использовать различные предметы и жесты. Такая форма занятий нравится детям, и они не сопротивляются. Следите, как малыш проговаривает звуки, произносит ли он их чётко или стремится проглотить. Не торопите его во время чтения стихов. Пусть он проговорит каждый звук.

Развитие мелкой моторики также хорошо сказывается на формировании правильной речи. Вы удивитесь, что лепка из пластилина или рисование помогут малышу хорошо произносить звуки. Это также позитивно скажется на развитии письменной речи в будущем. Ребёнок должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, узлы и бантики. Это также оказывает влияние на правильное произношение звуков за счёт развития зрительно-двигательной координации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]