Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.
Дефект речи приводит к комплексами проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.
Эффективность игр при заикании
Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.
В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:
- закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
- новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
- формируется правильное отношение к себе и к окружающим.
Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.
Характеристика типов судорожной речи
У ребёнка в 2-3 года могут быть несудорожные запинки, то есть не сопровождающиеся голосовыми или дыхательными спазмами. Почему так происходит? Идет процесс формирования активной речи, эмоции зашкаливают, а словарного запаса не хватает. Или мыслительный процесс опережает устное воспроизведение. Со стороны кажется, что ребенок захлебывается. Примечательно, что, если попросить такого ребенка спокойно повторить сказанное, речь улучшится. У заикающегося малыша не получится.
Логоневроз может быть постоянным или зависеть от внешних факторов: погодных условий, волнений перед посторонними людьми. Малыш запинается на отдельных звуках, слогах, спазмы возникают в разных частях слова. Также могут быть паузы между отдельными фонемами, повторения. Ребенок становится уязвимым, плаксивым, нервным, характерны нервные тики. С появлением заикания обычно нарушается сон, может возникнуть ночной энурез, пропадает аппетит.
Виды заикания по разновидностям симптомов:
- патологическое врожденное;
- невротическое;
- тоническое, при растягивании гласных и паузах в словах;
- клоническое при невыговаривании отдельных слогов или букв;
- комбинированная форма.
Также логоневроз может быть постоянным, нестабильным и циклическим (сменяются периоды покоя и заикания). По степени судорожное произношение может протекать в легкой, средней и тяжелой степени. В первом случае симптомы проявляются при воздействии внешних факторов. Среднее течение отличается наличием запинок при разговоре. Тяжелая форма протекает с наиболее выраженной симптоматикой нарушения речи, которая сопровождается психологическими расстройствами.
Клинические признаки заикания:
- возникновение судорог при разговорной речи;
- в процессе общения с окружающими отмечается усиление мимики, частое моргание, раздуваются крылья носа;
- при проговаривании слов появляются паузы или повторения отдельных фонем;
- отмечается сбивчивое дыхание, часто дети торопятся сказать слово на вдохе.
Игры и упражнения на голос и паузы
Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:
- Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
- Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
- Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
- На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
- «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
- «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
- «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
- «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
- «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.
Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».
Рекомендации родителям
Общие рекомендации:
- Оградите ребенка от просмотра телевизора, игр в гаджетах, всего, что перевозбуждает нервную систему.
- Можно слушать классическую музыку: произведения Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена оказывают положительное влияние на детскую психику.
- Старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе всей семьей, полезными будут посещение зоопарка и других мероприятий, вызывающих у малыша восторг.
- Не прерывайте занятия вне зависимости от динамики. Не допускайте длительных перерывов.
Прогноз при невротической форме заикания положительный. Сложнее корректировать дефект произношения при генетическом типе патологии или другой врожденной причине. Чем старше ребенок, тем сложнее лечить логоневроз. В основе невротической формы лежит сильное психотравмирующее переживание, такое расстройство проявляется резко. Снижается речевая активность, появляется логофобия с фиксацией на трудном звуке, судороги дыхательно-голосового характера.
К особенностям неврозоподобной патологии относятся повышенная активность речи, ребенок относится к заиканию некритически или не замечает его. Речь невыразительная, монотонная, быстрая. Отмечаются слабость мимики и моторики, неразборчивый почерк. Усиление клинических проявлений отмечается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, характеризуется постоянным нецикличным течением.
Нелечебные методы коррекции нарушения речи:
- периодический контроль со стороны специалистов;
- коррекция круга общения среди сверстников;
- избегать эмоционального перенапряжения: как в бытовых ситуациях, так и в процессе игры;
- не травмировать детскую психику литературой не по возрасту или взрослыми негативными передачами;
- продолжать занятия на дому и после достижения результатов;
- тренировать дыхание с помощью танцев и музыки;
- не перебивать речь ребенка, не торопить его, делая акцент на нарушениях темпа;
- исключить авторитарное воспитание;
- приучать малыша к режиму дня, выполнению последовательных действий;
- не перегружать ребенка учебными материалами (чтение вслух, пересказ).
Если ваш малыш быстро говорит, перейдите всей семьей на замедленный темп. Можно придумать сказку с подходящим сценарием, иногда играть в молчанку. Под музыку можно хлопать в ладоши, маршировать. Это способствует развитию ритмики. Шепот также является лечебным средством от судорожных запинок.
На развитие речевого дыхания
Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:
- «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
- «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
- «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
- «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
- «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
- «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
- «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
- «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.
Народные средства
При лечении логоневроза часто используют разные травы. Народные средства имеют хорошее воздействие на речевой аппарат, поэтому для борьбы с дефектом применяют:
- Душистую руту – 5 г сушеной травы заливают 0,5 л кипятка. Доводят до кипения, настаивают 5 минут и процеживают. Детям нужно жидкость держать во рту. В день делают 6 процедур по 20 минут.
- Сбор, состоящий из крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Пить 3 раза в день на протяжении 30 дней.
Кроме того, рекомендуют смешивать 1 ч. л. меда с таблеткой мумие. Ребенок должен держать это средство во рту, сколько сможет, а потом выплюнуть. Прием — 2 раза в день. Курс – 2 месяца.
При использовании разных сборов стоит учитывать индивидуальную переносимость малыша того или иного компонента. Многие травы составляют опасность для малышей, поэтому народные средства от логоневроза применяют грамотно.
Игры-молчанки
Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.
Наиболее эффективные игры:
- «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
- «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
- «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.
Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.
Заикание у детей: доктор Комаровский рассказал, что делать
По словам известного украинского педиатра, доктора Евгения Комаровского, природа заикания у детей бывает различной, то есть невротической или органической. А отсюда и лечение этого недуга также должно быть совершенно разным.
Сперва, чтобы провести необходимую диагостику дефекта речи, необходимо обратиться к доктору, который решит, необходимо пациенту медицинское лечение, или же ребенку нужен логопед. Впрочем, довольно часто требуется комплексный подход, написал Евгений Комаровский в Instagram.
Логоневроз случается на нервной почве, из-за сильных переживаний, испуга, и “лечится” довольно просто, при помощи специалиста. У родителей тут не менее важная задача – поддерживать ребенка.
Евгений Комаровский рекомендует соблюдать режим дня, ибо привычный ритм жизни должен снижать уровень тревоги у ребенка. Следует организуйте жизнь ребёнка так, чтобы его не нужно было постоянно подгонять.
Заикание может возвращаться при стрессе, поэтому нельзя делать ребенку замечания по этому поводу, требуя начать немедленно говорить “нормально”. Ребенок успокоится и заикание “заснет”.
Когда ребенок разговаривает, не слудет торопить его, заканчивая вместо него фразы.
Люди, страдающие заиканием, вынуждены употреблять слова-“паразиты”, на первый взгляд не имеющие отношения к смыслу фразы. Однако эмболофразия, то есть употребление через слово “конструкций” в виде “ну”, “вот”, или же постоянное повторение вопроса, пред тем как дать ответ, помогает заике сосредоточиться. Поэтому ругать за эмболы не стоит.
Во время пения и танцев развивается речевое дыхание.
Кроме того, родители могут пронаблюдать, в каких именно случаях речь ребенка затрудняется. Контроль поможет найти вероятную причину заикания, чтобы разобраться и с ней.
View this post on Instagram
Мэрилин Монро, Черчилль, Брюс Уиллис. Что их объединяет? Они заикались. ⠀ Заикание бывает разным: невротическим (логоневроз) и органическим. От верной диагностики зависит и лечение. А оно разное! В любом случае вначале необходимо обратиться к доктору.
Дальше: или продолжить медицинское лечение, или обратиться к психологу, логопеду. Часто необходим комплексный подход. ⠀ «Крепкий орешек» Брюс Уиллис начал заикаться после развода родителей. смеялись над ним. Тогда Брюс решил совершить поступок: принять участие в школьном спектакле. И… О, чудо.
Он перестал заикаться! Правда, как только спектакль закончился, заикание вернулось. Тогда актер заметил, что стоило ему надеть на себя маску, как заикание прекращалось. Именно поэтому он решил стать актером. В этом примере речь именно о логоневрозе. Такое заикание часто проходит, когда, например, человек поёт.
⠀ Подобрать лечение должен специалист. А задача родителей – поддержать ребенка и гармонизировать отношения в семье. ⠀ Несколько рекомендаций: ⠀ 1. Соблюдайте режим дня. Это снижает общий уровень тревоги ребенка. ⠀ 2. Помните, заикание может иногда возвращаться. Например, при поступлении в школу или стрессе. ⠀ 3.
Организуйте жизнь ребёнка так, чтобы его не надо было подгонять. ⠀ 7. Чаще пойте, танцуйте. Именно в этих занятиях часто наступает улучшение и развивается речевое дыхание. ⠀ 8. Попробуйте понаблюдать (можно вести дневник), после каких ситуаций речь ребенка ухудшается.
Это может помочь установить психологические закономерности и минимизировать причины заикания. ⠀ психолог, мама и автор книг для родителей Надежда Железняк @iron_nerves. ⠀ #докторкомаровский #заикание #дети #родительство #советы
Популярные новости сейчас Показать еще
A post shared by Доктор Комаровский (@doctor_komarovskiy) on Sep 23, 2021 at 11:50pm PDT
Напомним, ранее портал Стена сообщал, что доктор Комаровский советовал, как вылечить насморк и простудные заболевания у ребенка. В частности, доктор Комаровский раскритиковал популярные препараты, которыми украинцы пользуются при лечении насморка.
Игры и упражнения на развитие темпа речи
Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:
- гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
- слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
- «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».
Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.
На развитие чувства ритма
Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.
Разминка
Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.
Нормализация мышечного тонуса
Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.
Ритмизация движений
Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».
Расширение диапазона голоса
Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:
- Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
- «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
- Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
- Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.
Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.
Лечение
Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.
Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.
Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.
Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.
Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.
Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.