Заикание. Причины, мифы, симптомы, лечение


Статья:

Логоневроз это выраженное нарушение в темпе речи, в виде ее задержок, изменения, частых повторений, протягивание отдельных звуков или слогов. Такая проблема проявляется в возрасте от двух до шести лет. В этом случае необходимо обратиться к специалистам по речевому развитию, так как причин у подобного явления может быть несколько. Логоневроз или заикание – нарушение речи, при котором происходит повторение отдельных слов или слогов.
Согласно статистике, от диагноза страдает около 10% детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек. Логоневроз и армия вполне совместимы, кроме особо тяжелых случаев (когда речевые расстройства вызваны нарушениями ЦНС). А также при заикании не присваивается инвалидность.

У кого может развиться логоневроз

Логоневроз у взрослых часто всего происходит из детства, если оно не было устранено. Чем дольше у человека наблюдается заикание, тем сложнее оно лечится. Самый эффективный период, в который необходимо предпринимать терапию – 5 лет. После этого, вероятность полного избавления от данного речевого нарушения постепенно снижается. Согласно медицинской статистике, около 18% пациентов избавились от заикания, которое наблюдалось более 5 лет.

Если заикание впервые проявляется уже в зрелом возрасте, необходимо проводить тщательную диагностику, так как подобные явление крайняя редкость. Ограниченность в общении влияет на многие стороны социальной жизни человека. Человек может избегать контактировать с другими людьми, появляется нервозность, стрессовое состояние. Проблемы с речью приводят к так называемому второму кругу переживаний. Часто приходится обращаться за помощью с психотерапевтам, без помощи которого, полное излечение невозможно. Само избавление от заикания (логоневроза) – это длительный и кропотливый процесс.

Замечено, что заикание редко наблюдается у людей с уравновешенным спокойным характером. Многие взрослые пациенты, страдающие от логоневрозов, имеют невротические проявления, которые выражаются в грызении ногтей, кручении волос и т.д.

Как проявляется логоневроз у детей

Кроме выраженных речевых нарушений, у детей, страдающих от заикания наблюдаются и другие симптомы. В зависимости от признаков, невроз подразделяется на различные виды — фобический. Наличие выраженных страхов чего-либо и обсессивный, имеющий однотипные движения. У детей это наблюдается в виде тиков. Существует целый ряд непроизвольных движений, которые могут наблюдаться:

  • непроизвольное подергивание руками и ногами;
  • хмыкания;
  • похлопывание ладонями или кистями;
  • подмигивание;
  • повышенное поворачивание головой;
  • чесание носа.

Обострения логоневрозов происходит во время эмоциональных переживаний, снять которые можно сменой обстановки или двигательной разрядкой. Повторение определенных действий имеет строгую последовательность и могут даже иметь свои названия. В младшем детском возрасте часто наблюдается боязнь острых предметов обиходы и замкнутых пространств. В некоторых случаях у ребенка могут наблюдаться страх выступить перед людьми или стеснения в простом ответе взрослому либо другому ребенку. Со временем это может перейти в фазу рецидивирующего течения, что приводит к еще более глубокому невротическому состоянию.

В более старшем возрасте у ребенка могут сформироваться различные страхи, повышенная тревожность, появление мнительности. Параллельно с заиканием развиваются психические нарушения в виде эмоциональной неустойчивости, впечатлительности, наклонности к появлению различных страхов. Также могут развиваться тяжелые формы вторичных расстройств. Такие малыши замкнуты в себе, тяжелее приспосабливаются к окружающей обстановке, особенно к новому коллективу.

Существует три вида превалирования симптомов:

  1. Тонический логоневроз. Задержки в виде речевых пауз, при которых ребенок пытается что-то сказать. Это проявляется в виде растягивания звуков.
  2. Клонический. Многократное повторение определенного звука.
  3. Смешанный. Проявление обоих типов.

Главным симптомом любого логоневроза является именно заикание. Оно происходит из-за спазма в речевом отделе, при котором невозможно произнесение того или иного звука. Если сжимается язык или губы, наблюдаются артикуляционные судороги. Логоневроз – повторение одного звука либо части слова, слога. Обычно заикание проявляется не постоянно, а только в стрессовых обстоятельствах, сильных эмоциях, ссорах, различных положительных или негативных обстоятельствах. К логоневрозу часто присоединяются спазмы в мышцах, частое моргание, нервные тики, нехватка воздуха. Это основные симптомы логоневроза у детей.

Что такое логоневроз у взрослых

У взрослых людей заикание обычно сопровождается рядом симптомов:

  • повышенная тревожность;
  • нарушения сна;
  • нарушения аппетита;
  • повышенной потливостью;
  • повторы и паузы в речи;
  • тики;
  • чувство удушья.

При гневе или испуге может наблюдаться временное заикание. Такая картина характерна для большинства взрослых пациентов, страдающих от различных логоневрозов.

Чем отличается взрослое заикание от детского

Если заикание появилось после перенесенного стресса, может помочь применение успокоительных средств. Это будет препятствовать тому, чтобы данный речевой дефект закрепился. Логоневроз у взрослого отличается тем, что человек может говорить нормально в спокойном состоянии. У ребенка заикание присутствует уже при построении фразы, у взрослых пациентов внутренняя речь остается неизменной. По своим внешним проявлениям, логоневрозы выглядят одинаково. Различия наблюдаются на психическом уровне, сопровождаясь рядом сопутствующих симптомов.

Клиническая картина

Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:

  • многократное повторение отдельных слов или слогов, контролировать которые человек не в состоянии;
  • растягивание либо удлинение слова;
  • повышенный тонус лицевых мышц;
  • дыхательные спазмы;
  • высокая активность мимики.

Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.

Симптомы и виды

Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:

  • Постоянным. Проявляется постоянно и во всех формах речи.
  • Рецидивирующий. появляется и исчезает без привязки к различным факторам. Нормальная речь может сохраняться длительный период.
  • Волнообразный. Речевые нарушение утихает, а затем повторяется вновь.

По типу судорог, логоневроз разделяется на:

  • Тонический тип. Сокращение мыщц происходят длительное время и имеют большую силу.
  • Клоническая. Чередование коротких судорог.
  • Смешанная. Наблюдается оба типа.

По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.

Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.

Степени заболевания

Существует три степени тяжести логоневроза:

  • легкая форма – наблюдаются отдельные судороги в спонтанной речи;
  • средняя – судороги появляются при разговоре, но человек может длительное время говорить абсолютно нормально;
  • тяжелая – речевые судороги наблюдаются в любых ситуациях, в том числе, если человек разговаривает сам с собой.

Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.

Возможные причины болезни

Речевой невроз или логоневроз появляется в раннем детском возрасте, около 3-4лет. Причины, которые могут его спровоцировать в каждом случае индивидуальные. Это могут быть наследственные причины и неврологические. Во взрослом возрасте предпосылками могут стать неврологические причины – поражения в головном мозге. Это может произойти после травм, инсульта, нарушениями кровообращения головного мозга, вследствие осложнений от ряда инфекционных заболеваний.

Есть также невротические факторы (психогенные), к которым относятся различные травмы психики, дисбалансе в нервной системе. Неврозы, вызванные такими причинами относятся к сложной группе, требующие индивидуального подхода в лечении.

У детей причины развития логоневроза схожие. Их все можно разделить на некоторые группы:

  • недостатки ЦНС вызванные внутриутробными патологиями, родовыми травмами, заболеваниями в раннем возрасте;
  • особенности нервной системы – повышенная плаксивость, тревожность;
  • особенности развития речи;
  • наследственные особенности ЦНС;
  • внешние патогенные факторы;
  • становление речи в позднем возрасте;
  • физические недостатки у ребенка, формирующие комплексы, чувтсов «белой вороны» среди других детей.

Есть также факторы, сопутствующие появлению заиканию. К таким относятся:

  • высокие требования со стороны родителей;
  • частые придирки, чрезмерный контроль, нет одной стратегии воспитания ребенка;
  • плохой эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками.

Может вызвать логоневроз частые или постоянный стресс, атмосфера с семье, в которой проживает ребенок. Частыми причинами являются конфликты в семье, детском саду и т.д.

Этиологические факторы расстройства

Логоневроз может появиться как реакция на сильный перенесенный стресс. Прежде чем, может быть поставлен диагноз логоневроз, специалист должен понять, что именно к нему привело. Для детей существует три главные причины:

  • травмы головы, инфекции, ДЦП, новообразование в головном мозге;
  • психические расстройства и заболевания;
  • наследственные факторы.

У детей логоневроз появляется во много раз чаще чем у взрослых. Если ребенок только учится говорить, логоневроз может быть нормальным явлением при формировании речевого аппарата. Для подростков самыми распространёнными причинами появления логоневроза являются неустойчивая психика, эмоциональная нестабильность, излишняя драматизация, впечатлительность. Одной из самых распространенных причин заикания – это неурядицы в семье, конфликты между родителями.

Невроз навязчивых движений как причина заикания

Частой причиной развития логоневроза являются навязчивые движение. Это может быть непроизвольные моргания, тики, покашливания, причмокивания и другие. Родители могут не обращать на это внимание либо вовсе их не замечать. В начальной фазе развития ребенок практически ничем не отличается от других детей, а родители уверенны что это временное и вскоре это пройдет само собой. Со временем эти движения становятся все более заметными для окружающих и проявляются они более заметно.

Ребенка осматривают узкие специалисты, такие как окулист или отоларинголог, которые не видят никаких проблем по своему профилю. Нервные тики – возбуждение отдельных частей головного мозга. Это явление имеет моментальное сокращение мимических мышц, возникающие самопроизвольно и не способные контролироваться.

Внешние факторы провоцирующие логоневроз

На развитие ребенка влияет окружение, в котором он растет – условия жизни, окружающая среда, правильность воспитания. К отдельным факторам относятся график сна и питания. Ребенок должен находится в комфортных условиях, не испытывать психического и физического давления на себя со стороны других детей и взрослых. Особое значение имеет окружающее звуковое раздражение. Например, если в квартире постоянно работает телевизор, играет громкая музыка, у ребенка нарушается звуковое восприятие. Усугубить данную ситуацию может небольшое пространство, отсутствие свежего воздуха.

Отдельного внимания заслуживают спонтанные факторы, способные привести к эмоциональному и физическому стрессу – авария, встреча с дикими животными, скандалы, драки в семье и иные. Дети, страдающие заиканием, имеют в работе нервной системы преобладание возбуждения над торможением. То есть тормозная функция речевого аппарата ослабляется. Точное определение фактора позволит подобрать правильное лечение и тактику терапии.

Как распознать раннюю стадию заикания у ребёнка

Обращайте внимание на манеры, жесты, речь ребёнка, внимательно прислушайтесь к его речи. Детская неуверенная речь с повторениями слов — это норма в возрасте от 2 до 7 лет, в более позднем возрасте стоит понаблюдать за ребёнком и обратить внимание на следующие признаки начальных стадий заикания:

  • Частые повторения слов.
  • Пролонгирование звуков, слогов, слов.
  • Попытки избежать общения, боязнь разговора.
  • Фразы ребёнка о том, что он не может что-то произнести.
  • Расстроенный вид.
  • Напряжение мышц лица, шеи и голоса.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Если заметны один или несколько признаков, то нужно принимать меры, например, изменить стиль общения с ребёнком.

Как лечить логоневроз

Логоневроз у детей лечить должны различные специалисты, в первую очередь логопеды и психотерапевты. Последнее является основным залогом эффективной терапии. Вместе с ней, должна проводиться тренировка речи, развития самоконтроля, улучшение интеллектуальных возможностей. Специалистами применяются различные подходы – использование медикаментов, физиотерапия, ЛФК и другие. Наряду с соответствующей психотерапией это будет максимально способствовать устранению данных дефектов речи.

Лечить логоневроз у взрослых и детей – процесс сложный, требующий много усилий, времени. В случае с ребенком, придется пересмотреть свои отношения внутри семьи, устранить все конфликты между родителями, создать благоприятную атмосферу. Ребенок не должен страдать от своего речевого дефекта, иначе у него могут развиться комплекс неполноценности и другие психические расстройства.

Клиническая терапия

Лечить логоневроз у взрослых можно используя седативные препараты, оказывающие на нервную систему успокоительное действие. Как дополнение, можно включить препараты, улучшающие общее функционирование мозга, его кровообращение. Важно помнить, что такие средства должны назначаться исключительно специалистами.

Принципы психотерапии

Если логоневроз или заикание имеет в своей основе психологическую травму, необходимо точно установить его причину. Чтобы определить органические поражения в головном мозгу, необходимо провести МРТ или КТ. Само лечение можно разделить на два типа – коррекция неврологических или психологических проявлений. Любой логоневроз является многокомпонентным нарушением, требующее также комплексное решение. Каждый пациент нуждается в особом подходе, разрабатываемый исключительно для него. Это относится и к детям и взрослым.

Психотерапевт должен работать с устранением психологическим проблем. Специалист проводит индивидуальные занятия чтобы найти самое оптимальное решение. Иногда используется гипноз, аутотренинг, другие приемы. Эти методики направлены на возврат уверенности пациента в своих силах, устранении комплексов, связанных с заиканием. Как показывает практика, для лечение заикания у взрослого человека, хорошую эффективность показывает гипноз. После сеансов пациент получает запись с собственной речью, чтобы он смог убедиться в том, что заикание значительно снижено либо вовсе устранено.

Логопедические занятия

Избавиться от логоневроза могут занятия с логопедом. Эти приемы призваны устранить дефекты речи, поставить четкое и внятное звукопроизношение, сделает речь пациента плавной.

Первичная терапия проводится вместе со специалистом-логопедом. Позже, с ребенком можно заниматься устной речью самостоятельно. Сами занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Есть несколько методов лечения логоневроза у детей, доказавшие свою эффективность:

  1. Метод Выгодской, Успенской и Пеллингер. Данное лечение проводится 2-3 месяца и состоит из 36 занятий. Основой методики является создание ситуаций, формирующие у ребенка самостоятельной речи. Все занятие проводятся в игровой форме, что максимально комфортно и интересно для него. На поздних занятиях специалист должен помочь использовать развернутые фразы.
  2. Методика Смирновой. Такие занятия проводятся каждый день, примерно по 20 минут. Курс рассчитан на 30 недель или один учебный год. Эта программа призвана развить ритм и темп речи, улучшить мелкую моторику рук, улучшить мышечный тонус, а также сформировать речевую координацию.
  3. Методика Силивестрова. Лечение логоневроза у детей проводится около 3-4 месяцев и 32-36 уроков. Состоит данный подход из трех этапов – подготовительный, тренировочный, закрепительный. На первом этапе создается комфортная для ребенка обстановка, его речевое общение ссужается. Второй этап – это постпенный переход от тихой к громкой речи. На этом этапе в процесс вовлекаются также родители. На последнем, третьем этапе ребенок может самостоятельно строить длинную беседу, хорошо и понятно читать текст.
  4. Методика Шкловского. Данный курс длится около трех месяцев. Сам пациент должен находиться в условиях стационара. С ним работают психиатры, логопеды, невропатологи.
  5. Методика Арутюнян. 24 дня терапии пациент находится в стационаре. Затем проводятся 5 дополнительных курсов в течении одного года.

Какой именно метод выбрать в каждом конкретном случае должен исключительно специалист. Методы, которые будут эффективны с детьми, могут не дать положительных результатов со взрослыми и наоборот.

Лечебная физкультура

Логоневроз у детей лечить можно с помощью комплексной терапии, в которую входит и лечебная физкультура. ЛФК при заикании имеет свои некоторые отличия. Она должна затрагивать все группы мышц, влиять на стимулирование и нормализацию работы головного мозга. Для взрослых рекомендуется заниматься скандинавской ходьбой, лыжами, ездить на велосипеде. Для упражнений можно использовать не силовые тренажеры.

Такие упражнения хорошо снимают нервное перенапряжение, влияют на эмоциональную нагрузку. Для маленьких детей хорошо подойдут упражнения логоритмики. Занятия лучше проводить на улице и свежем воздухе. Витамин D, которые синтезируется под воздействием солнечного света, оказывает положительный эффект на ЦНС.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика оказывает на ребенка следующее воздействие:

  • координация ритма, темпа речи;
  • учится контролировать свое дыхание, координировать его со своей речью;
  • повысить тонус брюшной стенки;
  • укрепить мышцы диафрагмы;
  • сформировать дыхание диафрагмой.

На лечение логоневроза при помощи дыхания может потребоваться очень много времени, иногда даже несколько лет. Чтобы она оказала максимальный эффект, требуется выполнять упражнения правильно — выполнять нужно минимум два раза в день по 15 минут.

Методы психотерапии

Эти методы включают в себя два типа терапии — рациональная и суггестивная. Дополнительно используется метод проведения аутотренинговых тренировок. Рациональный метод состоит в беседе со специалистом, который призван сформировать адекватное отношение больного к своей проблеме. Суггестивный способ заключается в проведении одного либо нескольких сеансов гипноза. Аутотренинг позволяет пациенту самостоятельно оказать себе помощь. Эти навыки сохраняются в дальнейшем на всю жизнь.

Гимнастика Стрельниковой

Эта система состоит в дыхательных упражнения, которые были разработаны этим специалистом. Этот подход получил большое распространение в медицинской науки. Она нацелена на устранение заболеваний, в том числе и заикания. Она может применяться для взрослых и детей. Главной ее чертой является ее простота, доказанная эффективность. Суть упражнений состоит в чередовании резких вдохов с одновременными движениями отдельных частей тела.

Грамотная помощь логопеда

Любой логопед – в первую очередь именно педагог, выполняющие проведение коррекционной работы с целью компенсации каких-либо речевых нарушений. Терапия должна проводиться только после системного изучения имеющихся физиологических особенностей.

В последнее время лечение лечение логоневроза у детей и заикания заметно изменилось. Это связано с появлением новых методов, увеличения числа специалистов, появления новых знаний. Сейчас можно смотреть на избавление от заикания более оптимистично и перспективнее.

Кто лечит заикание

К сожалению, далеко не всегда удается организовать весь комплекс лечебных мероприятий, необходимых при заикании, однако стремиться к этому необходимо. Какие же специалисты должны лечить заикание?

Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, другие приемы воздействия. Иглотерапевты, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.

Психологи, изучая личность заикающегося, выявляют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя эмоционально, творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и пр.

Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и ритмично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особенно трудные звуки, что они больше заикаются, например, на звуке «П», чем на «С». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэтому задача логопеда — не исправить произношение этих звуков, а доказать, что произносить их так же легко, как и все другие.

Инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК) заботятся об оздоровлении ребенка: закаливание, массаж, физкультура. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, способствуют выработке у ребенка необходимой координации и способности двигаться ритмично.

Следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит очень важную лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи, психологи или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обещаний. К сожалению, даже комплексный метод не всегда приводит к полному излечению. Таково положение дел с заиканием не только в нашей стране, но и вообще в мире. Это связано с недостаточной изученностью этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезапными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного вылечивания.

На речь заикающегося влияет все: и психическое и физическое состояние организма. Иными словами, не только заболевания или слабость центральной нервной системы являются врагами заикающегося, но и практически любые болезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Логопедическая работа при заикании наиболее прямо, прицельно связана с речью. Наиболее удобно ее осуществлять в специализированных детских учреждениях, где имеются и другие специалисты. В этом случае возможны согласованные действия, подчиненные одной идее. Пятидневное пребывание ребенка в таком учреждении оптимально, поскольку в этом случае он попадает в другую, не домашнюю среду, которая, сменяя привычную, сама по себе «гасит» патологическую привычку запинаться.

Чтобы закрепить положительный эффект, достигнутый за неделю, в выходные дни необходимо создать дома спокойную, щадящую обстановку. Это нелегко, но что делать!

Таким образом, заикание — это серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно. Между тем бытует и такой взгляд: «Ничего, с возрастом все пройдет. Сам поймет, что надо медленней говорить, и перестанет заикаться». Иногда врачи, что еще более непростительно, а также логопеды говорят родителям двухлетнего малыша: «Он еще мал, приходите, когда ему будет пять лет». Это грубая ошибка. При заикании лечение нужно начинать немедленно.

Как лечить, как учить — дело специалистов. Но и от родителей зависит многое. Выше приводилась памятка для родителей, ориентирующая их в том, что они должны предпринять, если их ребенок заикается. Совместные усилия специалистов и родителей обязательно помогут справиться с проблемой выработки у ребенка плавной, красивой речи.

Визель Т. Г.

Нужен логопед в Москве? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Терапия для детей

Сейчас разработаны несколько эффективных методик и способов избавления от логоневроза. Обычно их используют в совокупности между собой. Сама терапия проводится в групповой или индивидуальной форме. Главное условие состоит в том, что любое лечение должно строиться на индивидуальных особенностях конкретного ребенка, максимально учитывая все физиологические особенности пациента.

Если в природе появления заикания присутствует нервное расстройство, может потребоваться медикаментозное лечение. Однако, большая часть детей обходится без применения специальных препаратов. Если причинами развития логоневроза есть психологические причины, потребуется участие психотерапевтов, неврологов.

Логопедическая коррекция

Работа логопеда в избавлении от заикания называется коррекцией, а не лечением. Сам процесс состоит из различных элементов, таких как педагогических воздействия на ребенка, комплексная реабилитация. Занятия с логопедами должны быть частью этой комплексной работы, требующие особое терпение, упорство, труд. Сами занятия выстраиваются индивидуально и должны соответствовать поставленному диагнозу и других личных отличий пациента – его возраст, этиология, степень заикания и другие.

Если говорить о занятиях с малышом, они должны иметь игровую форму. По мере взросления могут подключаться более сложные занятия, имеющие другую, более высокую эффективность. Специалисты Власова и Рау создали систему последовательных упражнений, плавно усложняющиеся по мере продвижения и получения определенных результатов.

Составляющие этой системы:

  1. На первом этапе происходит произношение выученных слов, фраз, стишков, используется прием отраженной речи.
  2. Второй этап коррекции логоневроза или заикания включает в себя ребенок должен самостоятельно описать картинку. В качестве помощи служат наводящие вопросы взрослого.
  3. Третий этап предполагает закрепление полученных навыков в своей повседневной обыденной жизни.

Для ребенка школьного возраста существуют другие способы. Для таких детей главную роль играют уроки, занятия с логопедом. Основной упор делается на преодолении дефекта, а ребенку важно внушить важность самостоятельного обучения. Для получения такого эффекта применяется метод Чевелевой. В этом методе ребенок своими руками изготавливает поделки, при этом озвучивая все свои движения и манипуляции.

Существует также метод Ястребовой, который включает в себя три этапа коррекции:

  • первый этап состоит в изучении знаний языковой речи;
  • второй – активация навыков;
  • третий – закрепление полученных знаний и речевых навыков.

Есть еще один доказавший свою эффективность метод, разработанный специалистами — Абелева, Голубева, Евгенова и другие. Они создали методику, которая может использоваться детьми и взрослыми. Этот тип коррекции состоит из гипноза, различных техник расслабления и других приемов.

Коррекционная программа от Арутюнян рассчитана на преодоления заикания с помощью работы пальцами, то есть развивая мелкую моторику рук. Эти движения синхронизируются с речью, влияя на ее ритмику. Сами занятия проводятся небольшими группами, не более пяти человек. Ведущая рука находится на бедре, а пальцы должны нажать на саму ногу. Каждый произнесенный слог палец должен переставать давить. Таким образом постепенно руки становятся регулятором скорости речь. Данная техника состоит из четырех последовательных этапов:

  • ребенок должен научиться расслабляться, снимая мышечное напряжение;
  • научиться двигать пальцами правильно;
  • тренировка произношения слов и отдельных фраз;
  • работа с текстами и книгами.

Одним их главным недостатков методики является дефицит психотерапевтического элемента в избавлении от заикания. Лечение логоневроза у детей не имеет четко выделенной методики, так как каждый отдельный случай должен разбираться отдельно, а сами последствия логоневроза могут наблюдаться всю последующую жизнь.

Методы лечения заикания у детей

Есть самые разные методики коррекционной работы, выбор которых остается за специалистами – логопедами, неврологами, психотерапевтами и другими. Выбирать подход лечения самостоятельно, без обращения к медицинским работникам категорически запрещено. Сразу при обнаружении первых проявлений логоневроза, родители немедленно должны обратиться за помощью.

Есть общие рекомендации, действующие для различных логоневрозов:

  • обеспечить ребенку максимальное спокойствие, исключив стрессовые ситуации;
  • если со стороны его ровесников наблюдаются насмешки, посещение таких детских учреждений необходимо прекратить;
  • желательно ограничить прием гостей;
  • рекомендуется сменить обстановку для ребенка, например, отправиться с ним в отпуск;
  • будут полезны физические нагрузки;
  • соблюдение режима дня;

Для взрослых рекомендуется посещать тематические семинары или практикумы, посвященные лечению заикания. А также домашние занятия на улучшение дикции, чтение скороговорок и специальных стишков, направленных на автоматизацию произношения звуков.

Дыхательные упражнения

Сами упражнения и методики подбираются в индивидуальном порядке, основываясь на анамнезе, симптоматике, особенностях протекания и других отличий. Вначале они проводятся под контролем специалиста, затем их можно выполнять вместе с родителями в домашних условиях. Лечение логоневроза у детей при помощи дыхательной гимнастики выполняется тремя методиками:

  • статическая – комплекс упражнений, направленные на общее успокоение нервной системы;
  • динамическая – направлена на обучение правильному ритмичному дыханию во время движения и разговора;
  • специальная – должна проводится только специалистами так как для этого используется специализированный инструмент.

Для лечения заикания или логоневроза могут быть использованы все три метода. Ребенок должен научиться контролировать свое дыхание во время разговора. Существуют и другие методы, которые также оказывают положительный эффект на пациента. Существуют общие рекомендации специалистов для проведения таких упражнений, которые можно выполнять даже самостоятельно, но под присмотром взрослых.

Перед началом занятий, помещение лучше проветрить помещение. Не стоит заниматься после приема пищи. Одежда ребенка или взрослого не должна быть тугой и давить на грудную клетку и как-либо мешать пациенту.

Сама техника дыхательной гимнастики имеет следующий вид:

  • вдох совершается носом, выдох – ртом;
  • перерывом между этими действиями не должно быть;
  • не стоит делать упражнения с усердием;
  • на выдохе произносится несколько слов – около 3-4;
  • в длинных предложениях должны быть расставлены смысловые паузы;

Дыхание не должно сбиваться, он плавное, ровное и спокойное. Мышцы должны быть расслаблены. Одним из главных требований является то, что нельзя двигать плечами.

Точечный массаж

Лечение логоневроза у взрослых и детей может также осуществляться с использованием точечного массажа. Его не обязательно проводить в поликлинических условиях, его вполне можно делать своими собственными силами. Достаточно будет только первых занятий, которые проведет профессионал.

Запрет на домашнюю работу действует только при наличии каких-либо сопутствующих диагнозов и симптомов или наблюдается сильный мышечный тонус, справиться с которым собственными силами невозможно или крайне затруднительно.

Компьютеризованные программы коррекции речи

Существуют различные программы, которые в состоянии избавить от заикания взрослых и детей. Они влияют на речевые и слуховые центры головного мозга. Проводятся такие занятие с использованием микрофона и наушников. Ребенок произносит требуемые фразы и сам их слышит, но в измененной форме.

Медикаментозная терапия

Заикание или логоневроз можно лечить или снижать их проявления в ряде случаев можно медикаментами. Назначать их должен исключительно специалист, заниматься в данном вопросе самолечением категорически запрещено. Часто используются седативные или успокоительные препараты. ими снимается нервное напряжение, проводится расслабление мышц, снятие тревожности, минимизировать психологический фактор от логоневроза.

Лучше использовать мягкие успокоительные, произведенные на основе лекарственных трав, таких как валериана, мелисса, пустырника и других. Могут быть назначены психостимуляторы. Они повышают активность, прибавляют бодрость. Для достижения лучших результатов, специалист может прописать некоторые нейролептики. Они влияют на передачу импульсов между нервными клетками. Ноотропы хорошо воздействуют на мозговую деятельность, улучшают память.

Эмоционально образная терапия при логоневрозе

Данный способ лечения появился недавно, позволяющий корректировать психические расстройства, логоневрозы. Особенно доказала свою эффективность эта методики при различных психосоматических расстройствах. Появилась она в нашей стране в 90-е годы.

При заикании образная терапия эффективна для устранения проявлений нервозности у ребенка. Существенная часть логоневрозов связана с психосоматикой, следовательно, лечение таким методом показывает достаточную эффективность.

Роль реагирования семьи на логоневроз у ребенка

Особая роль в лечении заикания отводится именно семье и окружению ребенка. Более высокие риски существуют, если ребенок находится постоянно в обстановке стресса, сильных эмоций, на ребенка оказывается силовое или психологическое давление.

Родители должны выполнять некоторые рекомендации специалистов:

  • поддерживать правильный режим дня ребенка;
  • не переутомлять его;
  • создать в семье спокойную атмосферу;
  • использовать в общении с ребенком, и друг другом спокойный размерный тон, не допуская криков, резких движений;
  • проявлять интерес к ребенку;
  • телевизор или музыка не должны играть весь день;
  • с ребенком необходимо заниматься развитием.

Какие бы методы и способы лечения логоневроза не использовались, они могут не иметь никакого результата, если не выполнены эти требования в семье.

Заикание. Причины, мифы, симптомы, лечение

22.11.2019

Заикание – это наиболее тяжёлое расстройство речи, встречается примерно у 1% населения. Наиболее распространённым проявлением считается повторение первого слога больше одного раза. Недуг часто сопровождается различными нетипичными движениями, такими как частое движение головы, подергивание.

Причины заикания

Заикание не возникает по какой-то причине, может быть нескольких факторов, а также играет важную роль и наследственность. Чаще всего заикание возникает между третьим и пятым годом жизни. Зафиксированы случаи, в которых дети этого возраста начинают заикаться, когда их учит говорить кто-то из родственников, имеющих подобный недуг.

Мифы о заикании

Например, это не так, что заикание возникает после психологического шока. Рассказываются истории о том, что ребёнок начал заикаться после того, как его напугала злая собака или несуществующая Баба-яга. Расстройство начинается на самом деле из-за того, что ребёнок имеет предрасположенность к заиканию. Также не соответствует действительности, что заикание вызвано из-за плохого образовательного воспитания родителями.

Симптомы заикания:

  • множественные повторы (ма-ма-ма);
  • ускоренный темп речи;
  • нарушение дыхания (нерегулярное, поверхностное и прерывистое);
  • увеличение частоты вставок в речь типа «ммм», «эээ»;
  • паузы в речи;
  • неспособность произносить определённые звуки;
  • молчание, чтобы избежать сложных слов.

Лечение заикания

Заикание лечат у логопедов и психологов. В самых тяжёлых случаях предлагается лечение даже у психиатра или невропатолога. Важную роль в лечении также играют родители, которые должны придерживаться нескольких правил:

  • заикание – это не болезнь и нельзя допускать, чтобы ребёнок думал, что болен;
  • сделать образ жизни менее беспокойным;
  • если говорить с ребёнком, то медленно;
  • пусть ребёнок закончит свои мысли.

Старайтесь не говорить о заикании ребёнка в его присутствии. Во время обеда всей семьей выключайте телевизор или радио. Это время для семейного непринуждённого, спокойного разговора, не следует воспринимать постороннюю информацию.

Тратьте на ребёнка больше своего свободного времени: вместе можете читать, обсуждать мультики. Дайте малышу понять, что родители заинтересованы в том, что он говорит. Когда ребёнок что-то рассказывает маме, посмотрите в его глаза и внимательно слушайте, что он говорит. Поощряйте и стимулируйте его. Часто показывайте свою любовь и привязанность. Самое важное! Не позволяйте никому никогда насмехаться над ним.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник

Борьба с заиканием в домашних условиях

Большая часть занятий можно проводить в домашних условиях. Некоторые упражнения, особенно их первые занятия, проводятся вместе со специалистом. Последующие, когда механизм их понятен, можно делать их своими силами. Исключение составляют только те, которые требует особое оборудование, инструменты и другие предметы. Также является исключением наличие сложных диагнозов, которые вызваны нарушениями в нервной системе или требуется помощь психотерапевта.

Приемы самопомощи

Показывают положительный эффект аутотренировки. Такие упражнения состоят из проведения занятий перед зеркалом, чтобы видеть собственную мимику. Они проводятся около часа и не требуют много усилий от пациента.

Главное требование – соблюдать спокойный размеренный режим дна, иметь продолжительный здоровый сон, отказаться от вредных привычек, не подвергаться стрессу.

Этиология

Причины заикания у детей и взрослых условно подразделяют на две большие группы – провоцирующие и предрасполагающие. Приоритетные провоцирующие причины заикания такие:

  • травматизация ребенка в период его внутриутробного развития или же во время родовой деятельности;
  • наследственный фактор;
  • речь ребенка может нарушиться, если ранее он перенес болезни, повлекшие за собой развитие энцефалопатических последствий;
  • заикание у взрослых часто проявляется вследствие сильного истощения нервной системы или же переутомления.

Провоцирующие факторы, способствующие тому, чтобы ребенок начал заикаться, такие:

  • тахилалия;
  • снижение чувства ритма;
  • некорректное развитие у ребенка моторики;
  • повышенная реактивность, являющаяся следствие неправильных отношений с окружающими индивидами;
  • психические нарушения;
  • психическая травма различной степени тяжести. Это может быть испуг или же сильный страх;
  • подражание актерам, персонажам мультфильмов и прочее.

Профилактика логоневрозов

Профилактика – это меры, способные предотвратить появление и развитие речи у ребенка и взрослого. Такие меры позволяют снизить риск. Есть три типа профилактики логоневроза:

  • предупреждение речевых нарушений у детей;
  • предупреждение рецидива;
  • профилактика проблем с социальной адаптацией ребенка.

Если малыш слишком восприимчив, слаб, имеет неустойчивую психику, такие меры особенно полезны. При появлении первых симптомов, родитель должен незамедлительно обратиться к логопедам и неврологам.

Как снизить риск возникновения и избавить ребёнка от заикания ранней стадии

  1. Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы, а не просите ребёнка говорить помедленнее. Этими действиями вы поспособствуете более плавной речи ребёнка, так как подадите ему пример.
  2. Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.
  3. Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.
  4. Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: «Давай ”», «Как насчет…», «Что ты думаешь?»
  5. Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.
  6. Слушайте ребенка, не перебивайте, дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент. Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
  7. Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок начал заикаться, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.
  8. Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: «я не могу этого сказать», «никак не получается». В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: «это было трудно произнести», «это сложное слово». Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.
  9. Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!
  10. Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.
  11. Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!

Таким образом вы создадите положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]