ОНР 1 уровня: симптомы, диагностика, характеристика, коррекционная работа

  • Главная
  • Нарушения речи

При нормальном речевом развитии дети в 4-5 лет свободно пользуются фразовой речью, конструируют сложные предложения, имеют в активном запасе более 3000 тысяч слов. Звукопроизношение после 5 лет формируется полностью. Это среднестатистические нормы. Если же к 2-3 годам малыш не говорит вообще или пользуется лишь несколькими словами для общения с окружающими, грубо нарушает грамматические, фонетические правила русского языка, то родители могут заподозрить у него ОНР 1 уровня. Что это, как диагностировать и правильно лечить, расскажем в нашей статье.

Определение

Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для “безречевых” детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.

Термин “общее недоразвитие речи” (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.

Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.

После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.

Характеристика ОНР 1 уровня подробно описана в научной работе Р. Е. Левиной “Основы теории и практики логопедии”, выпущенной в 1967 году. Эта книга полезна практикующим логопедам, психологам, дефектологам.

«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ»

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНя

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч с указательным местоимением: Это маленький мяч.

Это большой мяч распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

 однословное предложение

 предложение из слов корней

 первые формы слов

 усвоение флексий

 усвоение предлогов

 наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

Основные задачи:

 Формирование мотивационной основы речевой деятельности

 Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка

 Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)

 Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению

 Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)

 Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Направления работы:

Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где. »)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

 Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)

 Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года

 Понятие об основных цветах

 Понятие о форме

 Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)

 Совершенствование памяти (чего не стало)

 Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)

Формирование доступного активного словаря . Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Планирование логопедических занятий

%img src=»/images/ramka-vp.gif>

Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.

Жужма А.Н. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 18 города Крымска, Краснодарского края (20 лет педагогического стажа).

Развитие понимания речи,

Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”

Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.

Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

Формировать умение отвечать на вопрос кто это?

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори”:

А-а-а! – мама качает малыша

Уа! Уа! – плачет малыш

О-о-ох! – стонет старая бабушка

Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.

Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Узнай, кто это?”

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

От авторов

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых — родителей и педагогов — помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли.

Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка.

Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней» и «Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики» составлены заведующим ДОУ 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела «Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы» — учитель-логопед ДОУ 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев.

Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека.

Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней

Речевую группу «Общее недоразвитие речи I, II, III уровней» составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз — задержка психического или интеллектуального развития.

В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом.

Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

I уровень

 Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.

 Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

 Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

II уровень

Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

 Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.

 Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но это не всегда удается.

 Дети начинают использовать фразы.

 Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.

 Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

III уровень

 На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.

 Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

 В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

 Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

В настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми

Причины

Этиология ОНР 1 уровня у детей всегда связана с вредоносными воздействиями на организм малыша в дородовый и послеродовый период. На формирование правильной речи, ее развитие согласно возрасту пагубно влияют:

  • Токсикозы у будущей мамы
  • Гипоксия плода во время беременности и в период родов
  • Наличие резус-конфликта плода и матери
  • Травмы головы
  • Недоношенность
  • Инфекции
  • Повреждения ЦНС
  • Энцефалопатия
  • Первичные дефекты: алалия, афазия, дизартрия, ринолалии

У небольшого количества детей ОНР 1 типа становится результатом педагогической запущенности, социальной изоляции, недостатком речевого общения, эмоциональной напряженности в семье.

Причины возникновения

Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:

  • Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
  • Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
  • Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
  • Наследственный фактор.
  • Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.

Патогенез

Общее недоразвитие речи формируется у детей на фоне других первичных дефектов. Это афазия, алалия, когда у ребенка грубо расстраиваются активная речь, ее понимание. В других случаях ОНР развивается при анатомических пороках речевого аппарата — это ринолалии, дизартрия. При таких дефектах распадается звукопроизношение, слоговой состав, лексика и грамматика речи.

По данным исследователей дошкольники с ОНР отстают от сверстников не только по речевым показателям, но и интеллектуально, физически. Это связано со сроками созревания речи, возможностью познавать новое, социализироваться.

Специалисты, к которым следует обратиться

Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.

Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог. К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.

Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.

Признаки

Малыши с таким диагнозом крайне ограничены в общении. Они пользуются несколькими словами, звукоподражаниями, мимикой и жестами для передачи мысли, выражения просьбы. При этом словоформы сильно искажены, звуки произносятся дефектно, слоги нечетко. Одно слово используется для называния нескольких предметов или действий. Например, бай — это спать, кровать, усталость.

ОНР 1 уровня у ребенка характеризуется еще несколькими признаками:

  • Слова используются в корневой форме, флексии отсутствуют.
  • Нет разницы между единственным и множественным числом.
  • Предлоги не используются.
  • Ребенок не различает род у существительных, глаголов прошедшего времени.
  • Слоговая структура не воспринимается.
  • В домашнем обиходе используется ограниченный набор слов, заученные фразы, которые повторяются многократно.
  • Сложные слова сокращаются до 1-2 слогов.
  • Некоторые дети используют лепетные предложения для выражения мыслей, слова при этом искажены, стыкуются без предлогов, флексий. Например, биби туту (машина уехала), гай мяч (играю в мяч).
  • При составлении рассказа, описания события или картины дошкольники сокращают предложения до одного слова, в лучшем случае двух. ” Папа туту. Биби. Дал”. Это означает: папа уехал на машине, а я ждал его.
  • Пассивный словарь гораздо богаче активного. Исследователи дефекта утверждают, что дети с ОНР все понимают, а выразить не могут.
  • Понимание речи вне ситуации затруднено. При обращении или просьбе к ребенку требуется изображение события или предмета на картинке.
  • Если ОНР 1 уровня у ребенка обнаруживается в 3-4 года, коррекция проводится грамотно, к 7-8 годам нарушения можно исключить полностью.

Характеристика

Дети с ОНР 1 уровня до 2-3 лет почти не отличаются от сверстников по психологическому портрету. Родители не замечают речевых дефектов, списывая лепетание и скомканность фраз на возрастные особенности малыша.

Когда ребенок вынужден социализироваться, выйти из круга семьи, проблема становится более явной. У дошкольника обнаруживаются трудности с общением, по мере взросления тормозятся умственные способности, подготовка к первому классу и обучение в школе проходят с трудом. Если малыш с раннего возраста относится к речевому дефекту критично, то замыкается в себе, может стать агрессивным и нелюдимым. Самостоятельная изоляция от общения усугубляет психологическое состояние ребенка.

Таким образом, дошкольники с 1-м уровнем ОНР могут характеризоваться, с точки зрения психологии, так:

  1. Повышенная тревожность.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Остро воспринимают неудачу, хотя стремятся достичь успеха в любом деле.
  4. Выразить гнев, радость, обиду им легче мимикой и жестами, чем длинными высказываниями.
  5. Страдает интерактивная функция при построении общения.
  6. Сосредоточенность взрослых на недостатке речи у малыша усиливает страхи ребенка, поэтому в присутствии незнакомых людей, требовательных педагогов и родителей они напряжены, не могут полноценно уловить содержание учебного материла.
  7. Эмоциональные переживания устойчивы, интенсивны.

Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Диагностика

Диагноз ОНР 1 уровня нужно ставить на основе комплексного обследования. Окончательное решение принимает логопед, дефектолог. Для составления точной картины, изучения анамнеза потребуются консультации следующих специалистов:

  • Невролог: оценивает общее состояний ЦНС.
  • Педиатр: дает описание общего состояния здоровья ребенка от рождения до данного периода.
  • Психолог: оценивает сенсорное, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

Заключение врачей узкой специализации изучает логопед, составляет собственную картину состояния речи малыша в процессе беседы с ребенком и родителями. Это работа проводится в несколько этапов:

  1. Заполняется карта развития ребенка со слов родителей, описаний соматического здоровья, составленных педиатром. Логопед знакомится с дошкольником, налаживает контакт.
  2. Изучаются компоненты речи малыша, моторика в процессе беседы, игры.
  3. Уточняются проявления дефекта в динамическом наблюдении. Ребенку задаются вопросы, требующие развернутого ответа, оценивается уровень его любознательности, стремление общаться.
  4. Тщательно обследуются слоговая и звуковая структура слова, связность речи, правильность грамматического строя.

Если у ребенка выявлено общее недоразвитие речи 1 уровня, ему необходимо направление в логопедическую группу детского сада. Справку выдает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Заключение о направлении на логопедическую помощь в дошкольном учреждении дается на основе обследований узких специалистов, в том числе и логопеда.

При запущенной стадии ЗПР, ОНР 1-2 уровня можно оформить инвалидность сроком на 1 год и дольше. Нужно пройти ПМПК, ВТЭК (врачебно-трудовая экспертную комиссию). Пособие по инвалидности — хорошее подспорье для оплаты услуг дефектолога и логопеда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]