Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Добрый день, уважаемые читатели! Когда на свет появилась наша деточка, мы с огромным интересом становились свидетелями её новых достижений. Больше всего было ожидание первых слов!

Но, знаете ли Вы, что навыки звукопроизношения рекомендуется формировать с самых пелёнок? Большой труд. Но он того стоит.

А какие мероприятия самые эффективные? Я изрыла весь интернет в поисках ответа, теперь спешу поделиться с Вами.

С чего начать

Младенец отмечает свой день рождения до года целых 12 раз. Ведь каждый месяц у родителей настоящий праздник! Дело в достижениях маленького существа. В первый год жизни человечек учится многому. Наш долг, конечно, помочь по всем правилам. Главное ― организовывайте упражнения в игровой форме. Ну, Вы же понимаете, что ребенка требуется заинтересовать!

С двухмесячного возраста мы делали массаж пальчиков. Просто разминали по очереди. Чуть позже, такую гимнастику можно разбавлять прибаутками, весёлыми разговорами.

А с 8 месяцев я активно комментировала малышке происходящее. Особенно на прогулке. Просто и непринуждённо рассказывала о деревьях, давая характеристики относительно высоты, цвета листьев и т. д. Очень благотворное влияние оказывают животные, которых на улице можно увидеть в большом количестве. И в 8 месяцев услышала долгожданное «Кх», что на нашем инопланетянском значило ― котик. Говорите обо всём! Так развивается словесная память и происходит подготовка к произношению первых слов.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Особенности логопедии в 2 ― 3 года

Если до года особых знаний по речевым способностям крохи с родителей не требовалось, то к двум годам задача усложняется. Логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет необходимы для своевременной помощи в преодолении словесного барьера. К сожалению, не все дети проходят новую ступень своевременно. Малышам с нарушениями речи обязательно нужен грамотный специалист и поддержка родных. Выделю основные моменты.

  • Задания основаны на воспроизведении движений взрослого, жестикуляции, а впоследствии и звукопроизношения.

В столь нежном возрасте чаду нельзя объяснить словесно, чего от него хотят. Зато детки любят повторять. Вот и поиграйте с ними в забаву, связанную с жестикуляцией. Примером могут служить «Сорока ― сорока», «Коза ― рогатая». Сначала покажите не спеша, сыграйте, затем, попросите повторить.

  • Любые учебные процессы проводите в игровой форме.

Ведь именно это нужно любопытным исследователям. Так и заинтересуете. Но, помните, что детки не могут уделять внимание одной забавушке более 20 минут. Сумейте быстро переориентировать внимание своего сорванца.

  • Установите эмоциональный контакт.

Проявите неподдельный интерес к совместному времяпрепровождению. Крохотное существо крайне уязвимо и чувствует любые нотки в перемене настроения взрослого. Чем больше Вы будете вовлечены в суть задания, тем радостнее будет малышку.

  • А как же награды?

Не забывайте поощрять старания. Это вызовет дополнительную мотивацию, создаст благоприятный фон в общении. Так получилось, что конфеты наше чадо узнало только в 3 года. А активные тренировки для развития речи я проводила с ней в 2,5. Поощряла любимыми игрушками, а сладости заменяли фруктовые пюрешки. Это я к тому, что не нужно переусердствовать с награждением! Помните о неустоявшемся пищеварительном тракте карапуза.

Причины нарушений

Неговорящие дети или имеющие скудный словарный запас должны вызывать беспокойство у родителей. Необходимо показать малыша неврологу, логопеду, стоматологу, ортодонту для определения причин молчания или отставания в развитии.

Стимулирующим фактором для снижения речевой активности или ее отсутствия могу стать:

  • Неблагоприятная речевая среда, когда родители не общаются с малышом, мало времени проводят вместе, не читают сказки, стишки.
  • Социальное окружение, если родители имеют нарушения речи, ребенок нехотя перенимает манеру говорения, копирует взрослых, что перерастает в привычку, от которой сложно избавиться с возрастом.
  • Проблемы из области неврологии.
  • Умственная отсталость, нарушения интеллекта.
  • Проблемы с органами артикуляции (длинный язык, высокое небо, формирование неправильного прикуса, дефекты уздечки).

Развиваем общее подражание

На самых ранних периодах роста с детьми можно играть в забавы, направленные на воспроизведение. Это копирование движений взрослого человека, которые помогают раскрепоститься. Задания тренируют координацию, фантазию. Сегодня крохотуля повторяет жесты, а завтра ― слова. Да, не забывайте сопровождать такую жестикуляцию разговорами. Когда перед Вами малыш с общим недоразвитием речи (ОНР), проведение мероприятий такого рода является основой логопедии.

Самое простое, что можно предложить ― обычная зарядка. Любители активности оценят это по достоинству. Только выполняйте гимнастику в строго определённой последовательности. Тут цель ― запоминание крохотным человеком целой комбинации. Обязательно комментируйте каждый раз. Детки очень любят повторы. А если касаться углубленного материала, то можно использовать следующие забавы.

Игры с общим подражанием

А если касаться углубленного материала, то со всего многообразия упражнений я выделила основные. Моей девчушке такие были по душе.

  • «Птички»

Самая лёгкая подражалка. Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем пробежаться. От такой забавушки любой сорванец будет в восторге. Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте своего сорванца!

  • «Укладываем куклу спать»

В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи». Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс спит. Если крохотный человек уже немного разговаривает, объясните, что делать это нужно шёпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить любимую игрушку.

  • «Стихотворные действия»

Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием жестов. Наша кроха любила стишок «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, (машем у лица ладошками) Закачалось деревцо! (ручки вверх, изображаем наклоны влево―вправо) Ветерок всё тише, тише, (ручки опустить вниз) Деревцо всё выше, выше! (Ручки вверх, попрыгать).

Речевое подражание

Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у детки любое проявление звукопроизношения. Самых простых, от мычания животных до звуков транспорта. Поэтому так важно останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках. Только не сюсюкайте: «Ой, а ктё ето у нас проснюлся?». Кроха ещё не знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по возможности, конечно.Контролируйте себя в общении.

Ну а чтобы выловить у наследника первые «звуковые сигналы», начинайте с простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами, издающими звуки: пылесос, холодильник. Знаете, моя сестра специально демонстрировала сыну такие вещи, где требовалось произнести сложные буквы: «дрр, бррр». Зато, результат налицо! Никаких дефектов произношения в дальнейшем.

Игры с речевым подражанием

В интернете можно найти массу интересных потешек. А я расскажу наши любимые, которыми с удовольствием занимались дома.

  • «Дудочка»

Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине, а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.

  • «Поехали на машинке»

Посадите малышка на свои колени, лицом к себе. Заведите машину, изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!

  • «Весёлый зоопарк»

В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные. Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно, конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные персонажи воспринимаются лучше.

Роль книги

Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.

Ещё Сухомлинский отметил:

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.

Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.

Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя. Важно вызвать заинтересованность.

Домашние занятия

Улучшить речевые возможности можно, не выходя из дома. Но только в том случае, когда отсутствуют серьезные отклонения. Для этого используются разные методики, о которых будет написано ниже. А вот для пополнения лексики ребенка и развития умственной функциональности можно делать следующее:

  1. Малыш должен самостоятельно дополнять предложения, которые придумывает мама. Например, предложите ему договорить такие фразы: «глаза – видят, ушки – … (слышат)», «ёлка растет в лесу, картошка – в … (огороде)».
  2. Упражнение, которое очень заинтересует Ваше чадо, – завершить фразу по его собственному желанию. К примеру: «я хочу съесть … (яблоко)», «я умею … (танцевать)», «я буду … (рисовать)».
  3. Интересно описывать предметы: роза – красная, карандаш – новый, облака – белые, вода – прозрачная, фломастеры – разноцветные и т. д.
  4. Показывать ребенку картинки с животными и просить их назвать, но произносить слова четко.
  5. Упражнение на преобразование обычного слова в ласкательное: стол – столик, яблоко – яблочко, слон – слоник, собака – собачка.
  6. Полезно учить ребенка переводить имя существительное в прилагательное. Для этого можно использовать обычную игру в мяч. Мама бросает мячик и произносит любое имя существительное («дом», «зима»), малыш должен преобразовать в «домашний», «зимний». Слова подбираются любые.
  7. Чтобы чадо научилось отстаивать собственное мнение и выражать мысли, можно поиграть в «Согласие-несогласие». Вы утверждаете, что через час будет ночь (на самом деле только утро). Малыш должен опровергнуть эту фразу, обосновав её: «нет, через час будет день, потому что сейчас утро».
  8. Образование новых слов – ребенок должен придумать новое слово, заменив всего одну букву. Например: кот – кит, сом – сам, лужа – лупа.

Пальчиковые игры

Огромную роль в развитии речи играет мелкая моторика, так как элементы пальцев и речевые функции напрямую взаимосвязаны между собой, направляя соответствующие сигналы в центры головного мозга.

Детальней про пользу развития мелкой моторики рук – читайте тут.

Поэтому пальчиковая гимнастика является частью логопедических занятий. Она позволит улучшить речь, ускорить реакции, научиться выражать мнение, мыслить и концентрировать внимание.

Самые эффективные игры:

  1. «Сорока-белобока». Необходимо произносить стишок и одновременно просить ребенка производить действия. Вместе с мамой малыш произносит: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». По ладони нужно водить указательным пальцем вкруговую. Далее загибаем по одному пальчику и произносим: «Этому дала в ложку (мизинчик), этому дала в поварешку (безымянный), этому дала в горшочек (средний), этому дала в вершок (указательный)». Теперь большой палец взять за кончик и слегка потряхивать, приговаривая: «А ты, Пахомочек, мой котеночек, печку топи и деток корми».
  2. Сложить ладошки вместе, направив пальчики вверх и плотно прижав друг к другу. Малыш произносит фразу: «Солнце поднимается, цветок раскрывается (при этом пальчики разводятся в стороны, ладошки остаются сжатыми)». После этого ребенок говорит: «Солнце садится, цветок спать ложится (пальцы вернуть в исходное положение)».
  3. Слегка сжать в кулак ладошки, положить их на поверхность стола. Малыш говорит: «Кулачок и ладошка, а я иду, как кошка». При этом нужно, не отрывая ладоней от стола, разжать пальчики, вытянув их вперед, и снова сжать в кулак.
  4. Скрестить расправленные руки ладонями перед собой на уровне груди так, чтобы два больших пальчика были между собой сцеплены. Таким образом, получится вид птицы с расправленными крыльями. Далее совершать движения, напоминающие размах крыльев, приговаривая: «Птичка полетела». Далее сложить руки в кулачки, не расцепляя больших пальцев, и произнести: «Села, посидела и снова полетела» (опять начать размахивающие движения).

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная разминка является специализированным комплексом упражнений, которые направлены на укрепление мышечной системы артикуляционного аппарата.

Как проводить артикуляционную гимнастику для детей и для чего она вообще нужна – узнаете из этой статьи.

Рекомендовано проводить перед общими занятиями. Данная мускулатура отвечает за способность правильно произносить звуки. Максимальная продолжительность комплекса – 7 минут. Занятия проводятся перед зеркалом, малыш принимает удобную позу:

  1. Растянуть улыбку с закрытым ртом. Зафиксироваться на полминуты. Вернуться в исходное положение.
  2. Широко улыбнуться с обнаженными зубами. Также застыть на 30 сек.
  3. Слегка открыть ротовую полость, высунуть язык на нижнюю губу. Совершать шлепающие движения по обеим губам, произнося звук «пя».
  4. Открыть рот, языком сделать трубочку, максимально вытягивая его вперед. Зафиксировать на несколько секунд.
  5. По часовой стрелке делать круговые движения языком по внешней стороне губ. Затем делать то же самое против часовой стрелки. Темп – замедленный.
  6. Как и в предыдущем упражнении, водить языком вкруговую, но по внутренней части зубов.
  7. Как можно шире улыбнуться, открыв ротовую полость. Вытащить язык вперед и быстро водить им из одного уголка губ до другого.
  8. В таком же положении двигать языком по верхним и нижним зубам.
  9. Открыть рот, выдвигать и прятать язык. Темп – быстрый.
  10. Уложить язык на нижнюю губу и выдавливать воздух. Чтобы заинтересовать малыша можно дуть на перышко или ватку.

Наглядно упражнения для артикулярного аппарата Вы можете увидеть в представленном видео:

Логоритмика

Логоритмические занятия совмещают в себе жестикуляцию, произношение слов и музыкальное сопровождение. Они идеально подходят для детей и взрослых. Желательно использовать стихотворную речь, которая должна совпадать с ритмом музыки. При этом ребенок должен воспроизвести всё, что описывается в стихе. Например:

  • по узкой дорожке (человек начинает слегка шагать);
  • ходили эти ножки (ускоряется темп, колени поднимаются выше);
  • но камешки мешали (ножки топчутся на одном месте);
  • и прямо в яму бух (нужно подпрыгнуть и сесть на пол).

Таким образом, можно инсценировать совершенно любой стих и даже сказку.

Звукоподражание

Когда человек старается воспроизводить звуки, он не только учится правильно это делать, но начинает различать их, понимать смысл. Что можно делать:

  1. Взять музыкальные инструменты, трещотку, ложки и т. д. Проиграть на каждом из них по отдельности, попросив ребенка запомнить звуки. После повернуть малыша спиной, чтобы он не видел, какой инструмент играет, и снова воспроизвести звуки. Благодаря этому упражнению человек учится различать звуковое сопровождение.
  2. Взять что-нибудь звенящее (колокольчик, погремушку и т. д.) Малыша поставить к стенке с прикрытыми глазками. Взрослый ходит по комнате, издавая звон, а ребенок указывает пальцем в сторону, откуда поступают звуки. Упражнение развивает внимательность.
  3. Найти голоса животных, дать человеку прослушать один из них и попросить воспроизвести звук.
  4. Если ребенок совсем маленький, можно использовать картинки из сказок, стишков. При этом самостоятельно создавать простые звуки, например, кошки, собаки, комара, жука.

Стихи, песни, скороговорки

Справиться с речевыми дефектами помогают скороговорки, стишки, сказки и песни. Но произносить их нужно в медленном темпе, так как именно это позволит четче произносить слова.

Известно, что словарный запас человека может быть пассивным и активным. Первый словарь означает слова, которые понимаются, второй – слова, которые проговариваются. Но есть еще и словарь, который недоступен для понимания. Чтобы изучить и понять новые фразы, используются так же стихи, сказки и песни. Только при этом необходимо объяснять ребенку их смысл.

Особого внимания заслуживают скороговорки, которые позволяют выработать дикцию и развить речевой слух. Их существует множество, и ниже предоставлено несколько примеров:

  1. Звук «л»:
      палку толкал лапой Полкан;
  2. мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила;
  3. в зимний холод всякий молод;
  4. дятел дуб долбил, да не додолбил;
  5. котик ниток клубок укатил в уголок;
  6. кот молоко лакал, а Леша булку в молоко макал.
  7. Звуки «с» и «ш»:
      Саша шапкой шишки сшиб, получил на лбу ушиб;
  8. шесть мышат в камышах шуршат;
  9. Саше дали кашу, а Клаше ‒ простоквашу;
  10. шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  11. кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон;
  12. Саша любит сушки, а Соня ‒ ватрушки.
  13. Звук «р»:
      трое трубачей трубят в трубы;
  14. у Кондрата куртка коротковата;
  15. на лугу под горкой лежит сырок с красной коркой, сорок сорок в короткий срок съели сырок;
  16. идут бобры в сыры боры, бобры добры, добры бобры;
  17. до города дорога в гору, от города ‒ с горы;
  18. рыбы в проруби ‒ пруд пруди.
  19. Звук «з»:
      у зайки Зубы заболели зубы;
  20. увидел волк козу, забыл и про грозу;
  21. зимним утром от мороза на заре звенят березы;
  22. Зоиного зайку зовут Зазнайка;
  23. Зина везла на возу козленка, козла и козу;
  24. Зоя незнайка, а Зина ‒ знайка.

Упражнения на четкость произношения

Для отработки четкости произношения и выявления дефектов необходимо максимально четко проговаривать следующие слова:

  • дрова;
  • трава;
  • белка;
  • стрелка;
  • морковь;
  • гвоздь;
  • кровать;
  • рак;
  • козел;
  • кружка;
  • бровь;
  • пианист;
  • огонь;
  • лететь;
  • скакать;
  • писать.

Проговаривать слова необходимо перед зеркалом, контролируя эмоции и интонацию, расположение губ, языка, челюсти. Особое внимание уделяется четкости.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения укрепляют мускулатуру ротовой полости, насыщают речь эмоциями, учат управлению интонациями. Тренировка может состоять из следующих упражнений в зависимости от возрастной категории:

  1. Когда Вы читаете сказки, стихи или включаете шум ветра, обязательно начните дуть на ребенка, а он пусть повторяет движения за Вами.
  2. Купите игрушку с лопастями (мельница, вертолет и т. д.). Просите малыша раздувать их.
  3. Зажгите свечу. Пусть ребенок медленно её задувает, наклоняя пламя то в одну, то в другую сторону. Потом резким выдохом полностью затушит огонь.
  4. Возьмите перо или кусок ваты, который надо предварительно распушить. Уложите на детскую руку и попросите дунуть. При этом расскажите о том, как эта пушинка парит в воздухе.
  5. Можно имитировать дыхание собаки. Предложите своему чаду продемонстрировать дыхание животного в тот момент, когда он запыхался, или ему жарко. Потом воссоздайте спокойное дыхание.
  6. Налейте в чашку горячий чай и попросите ребенка его остудить своим дыханием.
  7. Представьте, что замерзли руки – их надо согреть тем же дыханием.
  8. Надувайте воздушные шарики.
  9. Пустите кораблик из бумаги по воде, направляя на него поток воздуха.
  10. Сорвите одуванчик и раздуйте его.
  11. Полезно нюхать цветы, что позволит научить дитя разделению дыхания ртом и носом.

Книжный материал для занятий

Лично я порекомендовала бы читать нашего классика А.С. Пушкина. Невозможно не отметить красочную палитру данных произведений. Насколько гармонично использован подбор слов и фразеологизмов. Недаром его советуют читать и взрослым, желающим поправить правильность произношения. Так проще на начальных этапах сформировать это, нежели потом исправлять. Да и потом, это наш с Вами язык! А кто лучше классиков мог преподнести «великий и могучий» в таких красках?

Роль народного фольклора неоспорима. Это тоже будет интересно на самых ранних этапах. Но есть детки с определёнными проблемами, или предпосылками. Для таких имеются специально разработанные пособия.

  1. «Развитие лексикона: учебное пособие», автор Плотникова С.В. Тут описываются особенности лексикона крохи на каждом этапе жизни. И даётся комплекс упражнений для каждой проблемы в отдельности. Издание направлено помочь крохотуле с правильным произношением.
  2. «Альбом по развитию речи», автор В. Володина. Несложные манипуляции помогают карапузу сформировать чёткую дикцию. Рекомендуется от 3 до 5 лет. Это очень важный этап, на котором происходит активное формирование разговорного аппарата. В 3 года непоседа способен повторять массу слов. Но как он будет это делать, вопрос другой. У меня есть «Большой альбом по развитию речи», который вместил в себя 3 книги для детей (самых маленьких, 3-6 лет и дошкольников). Если кратко, то я от нее в восторге.
  3. «Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна», авторы Башинская Т.В., Пятница Т.В.В этой книге систематизированы практические навыки, направленные помочь неговорящим малышкам. Очень ярко описан метод участия мелкой моторики в формировании звукопроизношения.
  4. «Логопедическое пособие для занятий с детьми», автор Богомолова А.И. Издание вместило в себя приёмы для восстановления нарушенных звуков. Необычным тут является то, что методика основана на произведениях известных авторов. Всем в детстве читали Агнию Барто, С.Я Маршака и др.
  5. «Уроки логопеда. Игры для развития речи.» Автор Елена Косинова. Эта книга мне очень нравится. В ней есть огромное количество игр для пальчиков, артикуляционные упражнения и много скороговорок.

Если Вам интересно, какие еще есть пособия, приглашаю сюда.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Влияние мелкой моторики

Наверное, нет человека, который бы не слышал о влиянии моторики на головной мозг. Механизм прост, подаётся импульс, мозг работает. С детишками это должно проходить в игровой форме. Необходимо, что-то вытаскивать, собирать крупную мозаику и т. д.

Я расскажу самые доступные приёмы, которые применяла для дочки в 1,8 годика.

  • Найди, что на дне

Берём 2 миски, в одну насыпаем фасоль, в другую гречку. А на дно прячем маленькие сувениры. Пусть непоседа обеими ручками роется и ищет!

  • Найди одинаковые мешочки

Нам понадобятся 9 мешочков. В каждые 3 кладём одинаковые вещички. Я использовала скомканную бумагу, вату, рис. А детёнчик ищет одинаковые по ощущениям пакетики.

  • Весёлый Ёж

Берём кусок картона, вырезаем профиль ежа. Наверх одеваем прищепки, которые непоседа должен снять. Учите сначала снимать, а потом одевать на место.

  • Месим тесто!

Каждая мама хоть раз да пекла пироги. Раз в неделю сделайте это себе за правило, и накормите родных, и детворе польза! А секрет в том, что Ваш активист помогает месить маленькими ручками. Мы и сейчас лепим!

  • Мало ― много

Используйте игрушки, объясняя понятия, где мало предметов, где много. Что значит большой, что маленький.

  • Раскраски

Без карандашей, красок и пластилина не обойтись. Есть выбор недорогих книг, куда лепятся кружочки, наклейки, разукрашиваются предметы, например, мяч. Развивается фантазия, моторика. А также показывайте, рисуя, понятия длинное ― короткое, разбирайте цвета, изучайте цифры и буквы.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Сенсорное развитие

Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, изучение цветов. Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.

Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество наследнику. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.

Игры с водой, с различными материалами, крупами и тестом в статье «Сенсорное развитие»

Весёлая тренировка

Во многих пособиях для логопедических мероприятий рекомендуется применять артикуляционную гимнастику. Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Нашей дочери очень нравились такие манипуляции. Особенностью зарядки служит то, что действия производятся медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены.

Упражнения для язычка

  1. Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
  2. Спиралька. Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
  3. Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
  4. Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:

Язычок выглянул в окошко, посмотреть, кто к нему пришёл в гости (высунули язык). Но никого там не нашёл, посмотрел налево (повернули язык влево). Посмотрел направо, вверх, вниз (повторяем движения в соответствующие стороны).

Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!

Разминаем щёки и губки

  • Раздуваем самовар

Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.

  • Молчим как рыба

Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.

Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Дидактические игры по речевому развитию для подготовительной группы

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Проблема заикания выявляется на ранних стадиях, когда карапуз начинает говорить. Пока проблему можно поправить специальными тренировками. К таким относится артикуляционная зарядка с использованием мимики. Тут упражняем лоб, рот, язык, глаза.

  1. Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
  2. Подмигивать глазками, зажмуриваться.
  3. Жуём со звуком «уоаэ».
  4. Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
  5. Улыбаемся, растягивая рот.
  6. Показываем то верхние, то нижние зубки.
  7. Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.

И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]