Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
Причина 1. Индивидуальный темп
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?
В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:
- Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.
- Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)
- Характер речи родителей и окружения. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.
- Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка
- Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка. Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС.
Причина 4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Что должен говорить ребёнок в два года
Несовершенство произносительной стороны речи малыша в этом возрасте – закономерное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних невелик словарный запас, они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».
Однако ребёнок уже в состоянии говорить в 2 года короткими фразами из 2–4 слов, может задать вопрос, например, «Что это?». Двухлетний ребёнок, имеющий речевое развитие в пределах нормы, по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен. А доступно ему не так уж и мало – на границе между вторым и третьим годом, словарный запас равен минимум 50–100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается.
Если с малышом целенаправленно занимаются, называя ему признаки предметов и действия, которые производят дети и взрослые, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.
Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома — домы, домыв, красивая кофта — красивый кофта, коврик — ковёрчик, то это нормально.
Малыш не только сам задаёт вопросы, он в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию. Кроме этого, ему доступно выполнение несложной словесной инструкции, состоящей из 2–3 этапов: «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол». Поскольку органы артикуляции недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет пока неправильно произносят звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Лечение детей с задержкой речевого развития, как лечить детей с нарушениями речи
К счастью, Сарклиник провела лечение сотен детей с отставанием, задержкой речевого, психоречевого, психического, моторного, психомоторного развития. Проводится лечение алалии, лечение дислалии, лечение общего недоразвития речи, лечение дисграфии, лечение акалькулии, лечение энкопреза, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение тонусных расстройств, лечение акатафазии, лечение акатаграфии, лечение синдрома внутричерепной гипертензии, лечение дислексии, лечение аутизма, лечение дцп, лечение энуреза, лечение минимальной мозговой дисфункции в России, в Саратовской области, в Саратове. Сарклиник знает, как научить ребенка говорить, как лечить и вылечить ребенка, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, как вылечить отставание неврно психического развития, как дать толчок к развитию речи, как пополнить словарный запас, как улучшить речь. Методы лечения отлично зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится грубая, средняя, легкая задержка психоречевого развития, ЗРР. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило, требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, умственнное развитие, двигательная сфера, моторная деятельность. Есть большой опыт лечения детей при детской патологии в возрасте от 3 месяцев до 17 лет. В планах издание видео курса «Как научить ребенка говорить?» На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн задать вопрос доктору, прочитать отзывы пациентов. Помогите своему ребенку прямо сейчас!
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Запись на консультации
.
Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: (©) Hyrman | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Помогите энурез, где пройти лечение энуреза в России, Саратове
Перинатальное поражение ЦНС, центральной нервной системы у новорожденных, органическое поражение цнс
Почему ребенок плохо учится в школе, я очень плохо учусь что делать
Ребенок заикается, начала заикаться, стал, начал заикаться что делать
Энурез у подростков, подростковый энурез, лечение энуреза
Комментарии ()
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.
Нормы развития речи
Давайте разберем основные нормы развития речи у детей. Многие родители считают, что до того, как их ребенок произнесет первые слова (зачастую в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Но это крайне ошибочное мнение, ведь развитие речи начинается уже с первых дней жизни малыша.
Первый этап этого процесса — это крик. Пока ребенок находился в животе у мамы, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Но, попадая в совершенно другую среду, ему необходимо найти способ как-то заявлять о себе и подавать сигнал о том, что потребности не удовлетворены (мокро, хочется есть или спать, грустно и т.д.). То есть крик становится сигналом о дискомфорте на уровне безусловного рефлекса.
Вторая стадия — гуление. Обычно оно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. С появлением значимого взрослого гуление ребенка становится намного активнее, он заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа и уже пытается построить полноценный речевой диалог. Очень важно поддерживать этот “диалог”, как можно больше разговаривать с ребенком.
Лепет является третьим этапом развития речи. Ребенок начинает лепетать приблизительно в возрасте 6-7 месяцев. Малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.
Стадия первых слов начинается с 11-12 месяцев жизни ребенка. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.
Всегда стоит понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и если существуют кратковременные задержки прохождения этапов развития речи — это еще не признак отклонений. Но, если задержки довольно длительные или некоторые этапы развития совсем отсутствуют — это существенный повод обратится к специалисту.
Меры предосторожности
Прослушивание музыки отлично воздействует на развитие речевого аппарата
Если не развивать речь ребенка, то он заговорит значительно позднее своих сверстников.
- Специалисты советуют беседовать с ребенком, начиная еще со времен внутриутробного периода. В третьем триместре плод отлично распознает звуковые колебания.
- Малышу до шести месяцев очень важно следить за артикуляционным аппаратом родителей. В этот возрастной период дети осознают связь между звуком и тем, как двигаются губы. Ребенок сам пытается повторить то, что доносится до его ушей, именно так первоначально появляется гуление, следом за которым идет лепет.
- Важно окружить ребенка общением. Разговаривать нужно, как со взрослым, правильно, внятно, не торопясь. Задавайте крохе вопросы, пусть он тоже вступает в диалог. Не стоит думать о том, что карапуз слишком мал и не понимает, что ему говорят.
- Не нужно лепетать и сюсюкаться. Если при виде ребенка вы начинаете употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, кашечка, машиночка, то у карапуза формируется неправильная речевая функция. С ребенком нужно разговаривать, как со взрослым.
- Музыка отлично воздействует на развитие речевого аппарата. Подбирайте подходящие мелодии, например, колыбельные или классическую музыку.
- Давайте ребенку, как можно больше заданий для развития мелкой моторики. Можно прибегнуть к использованию специальных игрушек, давать ребенку перебирать крупу, закручивать крышки, цеплять прищепки, собирать пирамидку, лепить из пластилина.
- Не спешите давать ребенку то, что он требует, используя жестикуляцию. Таким образом, вы тормозите развитие речевого навыка, ведь малыш понимает, что может получить необходимое, не открывая рта.
Умение говорить не может существовать без навыка хорошего слушателя. Поэтому, стремясь развить речевые данные своего карапуза, нужно много с ним разговаривать.
Теперь вы знаете, что делать, если малыш не хочет разговаривать. Помните о том, что влиять на это могут и патологические причины, и особенности развития, не требующие никакого вмешательства со стороны. Поэтому крайне важно выяснить, что именно привело к данному явлению, возможно, малыш просто еще слишком мал для того, чтоб разговаривать.
Что такое мутизм, как влияет на речь ребенка
Почему маленький ребенок (например, двух лет) не хочет говорить — не всегда указывает на серьезные физические или психические расстройства. Иногда случается, что во время развития речи некоторые словесные навыки задерживаются. Позже они возвращаются к нормальному состоянию, и ребенок успешно догоняет своих сверстников.
Однако, иногда отсутствие речи или значительное ее ограничение может указывать на мутизм. Что такое мутизм? Это дисфункция речевой реализации, которая сопровождается умением понимать речь и использовать навыки письма. То есть ребенок понимает, что говорят, умеет писать, но не умеет говорить.
Существует органический мутизм, который является результатом аномалий в анатомической структуре вокальных органов (гортани, неба, языка, нервных центров головного мозга). И функциональный мутизм, развитие которого обусловлено психологическими факторами, например, застенчивость ребенка, эмоциональная гиперчувствительность, долговременный стресс, беспокойство, родительские ошибки в воспитании, унижение, отказ, физическое и психологическое насилие над ребенком.
Функциональный мутизм диагностируется при исключении анатомических дефектах речевых органов и неврологических дисфункций.
Ребенок с функциональным мутизмом имеет способность говорить и понимать речь, но не разговаривает в важных социальных ситуациях. Он отказывается говорить, только кивает и использует альтернативное невербальное общение.
Этот вид мутизма чаще всего встречается в раннем детстве. Его еще называют истерический, элективный. Несмотря на понимание речи, ребенок не говорит вообще в определенных ситуациях, хотя при других обстоятельствах он может говорить довольно свободно.
Мутиотерапия в первую очередь сводится к минимизации страха перед разговором и развитию доверия у ребенка. Рекомендуется стимулировать речь, поощряя малыша даже за отдельные слова, например, призом или другим вознаграждением.