Что должен говорить ребёнок в два года
Несовершенство произносительной стороны речи малыша в этом возрасте – закономерное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних невелик словарный запас, они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».
Однако ребёнок уже в состоянии говорить в 2 года короткими фразами из 2–4 слов, может задать вопрос, например, «Что это?». Двухлетний ребёнок, имеющий речевое развитие в пределах нормы, по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен. А доступно ему не так уж и мало – на границе между вторым и третьим годом, словарный запас равен минимум 50–100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается.
Если с малышом целенаправленно занимаются, называя ему признаки предметов и действия, которые производят дети и взрослые, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.
Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома — домы, домыв, красивая кофта — красивый кофта, коврик — ковёрчик, то это нормально.
Малыш не только сам задаёт вопросы, он в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию. Кроме этого, ему доступно выполнение несложной словесной инструкции, состоящей из 2–3 этапов: «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол». Поскольку органы артикуляции недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет пока неправильно произносят звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.
Факторы, влияющие на развитие речи у ребенка
То, как активно, правильно и во сколько лет малыш начинает говорить, зависит от определенных факторов:
- степени миелинизации нервных волокон, то есть покрытия нервов особой оболочкой – миелином;
- особенностей развития органов чувств;
- активности речевого окружения;
- состояния психического здоровья малыша;
- уровня потребности пользоваться речью.
Как видно из списка выше, в развитии речи играют роль генетические факторы и социальные. Они взаимно дополняют друг друга. Даже при невысокой скорости миелинизации нервов и низком развитии коры, благоприятный социум и правильные упражнения помогут разговорить малыша.
Хочется обратить особое внимание на пункт об активности речевого окружения. Если мама хочет, чтобы ее ребенок начал разговаривать как можно раньше, необходимо постоянно говорить с ним. Не нужно давать гаджет и включать бессмысленные видео на нем. Следует уделять детям максимум своего времени.
Возможные причины речевого отставания
Если ребёнок в 2 года не говори нельзя, опираясь на советы знакомых, ждать внезапного скачка речевой активности. «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит!» «Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, все нормально…» Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы и патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.
Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, если имелись следующие факторы:
- родовая травма;
- асфиксия в родах;
- нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
- черепно-мозговая травма у ребёнка;
- несовпадение с матерью по резус-фактору;
- ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения.
Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.
Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.
Показатели развития речи у детей
При подборе специальных упражнений родители, педагоги, специалисты в области здравоохранения должны опираться на показатели речевого развития детей. Они разработаны еще в 70-х годах, но не утратили свою актуальность. Самое главное представлено в таблице.
Показатели | Возраст от 2 лет до 2 лет и 6 месяцев | Возраст от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет |
Понимание речи | Ребенок понимает не только то, что происходит в данный момент. С ним можно говорить о прошлых и будущих событиях. | Ребенок начинает понимать смысл описываемых взрослым ситуаций, даже если они не имели места в его жизни |
Подражание чужой речи | Дети повторяют за взрослыми целые фразы, стихи | Дети быстро повторяют услышанные стихи, песни |
Словарь | Незнакомые фразы легко вплетаются в словарный запас ребенка. Появляются вопросы: «Когда?», «Где?», «Зачем?» | Резко возрастает словарный запас. К концу второго года жизни он составляет около 1500 слов |
Грамматика | Предложения становятся сложнее | Появляются деепричастные обороты, но они не всегда правильны грамматически |
Связная речь | Ребенок начинает общаться со сверстниками. Он описывает все свои действия, ситуации | Описывает ранее увиденное или сделанное отдельными фразами. По вопросам может отрывочно пересказать сказку |
Интонация | Речь окрашивается эмоциями |
В детском саду согласно уровню речевого развития детей подразделяют на три подгруппы:
- 1 подгруппа – малыш отвечает на вопросы взрослого, сам пытается рассказать ему.
- 2 подгруппа – дети не отвечают самостоятельно на вопросы, но повторяют за сверстниками. Редко становятся инициаторами речи.
- 3 подгруппа – дети практически всегда молчат, могут говорить отдельные буквы, несвязанные слова.
Данное деление можно применить и в домашних условиях. Это позволит подобрать соответствующие уровню ребенка упражнения. Если ребенок практически или совсем не говорит на втором году жизни, его можно отнести к 3 подгруппе.
Любые упражнения подбираются совместно со специалистом после постановки точного диагноза.
Как определить задержку речевого развития в 2 года
Если у родителей имеется подозрение, что речь их малыша не соответствует норме для этого возраста, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда и дефектолога.
Основания для обращения к специалисту:
- ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
- он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
- речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
- ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
- у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
- речь была, а потом исчезла;
- ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.
Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – начать занятия со специалистом или получить у него рекомендации для самостоятельных занятий. Бытует в корне неверное мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это отчасти правильно лишь для коррекции фонетического недоразвития речи, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.
Как стимулировать развитие речи двухлетнего малыша
Чтобы активная речь малыша развивалась, нужно создавать для него ситуации общения, не предупреждать его желания, а дать возможность выразить просьбу, стараться разговорить его. Важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений. Можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика. Покупая новую игрушку, нужно рассмотреть её, назвать части, показать, как с ней играют, называя свои действия.
На видео показано что делать, если малыш плохо разговаривает в два годика, в какие игры играть с детьми, чтобы научить их общаться:
Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного ребёнок видит вокруг. Важно не только показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.
Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом ярких и красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.
Теперь вы знаете что делать, когда малыш почти не говорит в возрасте двух лет. Если остались вопросы — задавайте их нашему детскому логопеду.
Как развивать речевые способности двухлеток
Даже если ребенку показаны занятия с логопедом-дефектологом (порой дорогостоящие), в возрасте двух лет они краткосрочные по времени. Малыш занимается такой деятельностью 10-15 минут. Упражнения организуются только в виде игры и могут успешно выполняться родителями самостоятельно. Нужно помнить, что крохе потребуется повышенная активность от взрослых. Необходимо проговаривать каждое своё действие, спрашивать, вызывать на разговор, отвечать на вопросы, мотивировать, проговаривать вместе слова.
Упражнения проводятся лишь при положительных эмоциях, так как в этом случае будет результат. Для того чтобы закрепить навык, необходимы многократные повторения. В играх обязательно использовать наглядный материал, яркие игрушки, картинки, заинтересующие внимание малыша. Также не лишним будет учитывать опыт познания окружающего мира ребенком, не произносить непонятных слов, и не строить длинных предложений. Сокращать слова, показывая на предметы. Материал для игр подбирается по принципу от простого к сложному. Занятия должны включать в себя различные виды деятельности, направленные на развития определенных навыков.
За малейшие достижения крохи обнимайте, целуйте, проявляйте эмоции, так как ребенок даже в этом возрасте уже способен устанавливать причинно-следственные связи. Если мама радуется, значит нужно «это повторить»! Малыш познаёт мир с помощью подражаний за взрослыми, и поэтому в игре следует максимально заинтересовать своего молчуна.
Выбираем игры
Главная задача взрослого – научить малыша подражанию. Основной принцип обучения – постепенность, неторопливость.
- «Делаем зарядку». Смысл игры в том, что взрослый придумывает упражнения, которые кроха бы повторил и выполнил вместе с ним: хлопки, прыжки, шаги, взмахи руками, ногами. Сначала движения выполняются по отдельности, затем материал усложняется и добавляются попутные, например, хлопаем в ладоши и шагаем на месте.
- Весёлая логоритмика. Это музыкальные игры для развития ритма и чувства музыки, а также использование простых слов, обозначающих движения: «Хлоп-хлоп, топ-топ». Взрослый обязательно проговаривает все действия под музыку. Такие занятия благоприятно сказываются на речевом и моторном развитии ребенка, позволяют быстро достичь положительного эффекта и эмоционального отклика, особенно, если выполняются вместе с любимой мамой.
- «Игры с предметами». Например, купаем куклу Катю. Мама проговаривает каждое действие: «Давай возьмём куколку, разденем её, а затем положим в ванночку. Нальём водички, тёпленькой, чтобы куколке было приятно…» Максимально оречевляем процесс, а необходимые атрибуты для игры, такие как ванночка, вода, помогут сделать процесс интересным и захватывающим внимание ребенка. Ваш малыш обязательно начнёт подражать действиям, а впоследствии и пытаться проговаривать слова вместе с вами.
- Игры потешки. Недаром ещё наши прабабушки знали всевозможные прибаутки, наполненные фольклорным творчеством. Такие присказки просты для запоминания и повторения, наиболее понятны деткам своими незатейливыми ритмами. В развитии речи двухлетних детей используют именно их. «Ладушки-ладушки», «Гули-гули» и многое другое.
- Игры с мелкими предметами. Тренировка тонкой моторики, напрямую связанной с речевыми зонами коры головного мозга. Предложите крохе порвать вместе лист цветной бумаги на мелкие частички, а затем из них соберите какую-либо композицию, обязательно похвалив своего маленького помощника. Во время совместной деятельности проговаривайте каждое действие, например, «кап-кап, дождик пошёл, фух-фух, снег полетел, шур-шур, ветер подул».
- Можно соорудить пальчиковый бассейн из различного безопасного мелкого наполнителя, и под пристальным контролем «искупать» маленькие пальчики, проговаривая что происходит.
- Приучайте кроху к совместному чтению детских книжек. Для начала нужны книги без текста, с яркими крупными красочными картинками, наилучшим образом здесь помогают музыкальные книжки. Показывая картинки, описываем нарисованное своими словами, обращаем внимание на детали, останавливаемся, рассматриваем, проговариваем. Затем можно использовать иллюстрированные книги с небольшими стихотворными изложениями, написанными большими буквами для того, чтобы малыш привыкал, что книги можно читать и слушать.
- «Звуки животных и предметов». Можно использовать игрушки-макеты животных, а можно картинный материал. «Кто это? Курочка! Как говорит курочка? Ко-ко-ко». «Что это? Самолёт! Как гудит самолёт? У-у-у.» Такие упражнения значительно развивают артикуляцию ребенка, можно и подуть как ветерок «Ш-ш-ш», и позвенеть как комарик «С-с-с». Развитие получает не только артикуляционный аппарат, но и фонематический слух, отвечающий за различение речевых и неречевых звуков. Мы фокусируем внимание ребенка на том, что можно произносить отдельные звуки.
- Развитие общей моторики. Координации движений тела. Помогут игры с мячом, большим и маленьким. Также способствуют положительной динамике игры на фитболе. Существует комплекс упражнений, направленных на формирование физических способностей малютки. А, как известно, психофизическое развитие работает в комплексе с психоречевым.
Занимаясь с неговорящими детьми необходимо понимать, что должна быть правильно организована речевая среда и создана мотивация к совместной деятельности. Нужно быть готовым к тому, что всё получится не сразу, какое-то время займёт поиск контакта с малышом. В некоторых случаях совместная работа с неврологом поможет добиться положительных результатов. Вероятно, два года для родителей неговорящего ребенка совершенно не повод для паники, но в любом случае совместная работа по развитию речи не будет лишней, а только поможет малышу сформировать правильное и своевременное представление об окружающем мире.