Системы упражнений для введения гласных звуков в речь


Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз

“Иди сюда”

Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.

Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.

Упражнения дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп ДОУ

“В магазине”

Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:

– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!

Статья:

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

  1. Общие положения.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

  1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

  1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» — неживая, затем «ворону» — птица, потом «корову» — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем — родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка — ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Игра “Хлопки”

Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.

Можно усложнить игру и попросить ребёнка хлопнуть на звуке С и топнуть на Сь.

Игра “А что это свистит, угадай”

Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.

Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.

Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.

Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.

Игра-шутка “Путаница”

Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:

  • Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
  • По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
  • Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
  • Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
  • У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.

Опыт работы учителя-логопеда детского сада по изучению гласных звуков с применением рук

Учим гласные звуки с помощью рук
Автор: учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область. Описание: Авторская методическая разработка по изучению гласных звуков с применением ряда ручных поз (биоэнергопластики) поможет в интересной игровой форме развить совместные движения рук и артикуляционного аппарата, развить речемыслительную деятельность детей, координацию движений и мелкую моторику. Будет полезна логопедам, педагогам коррекционных групп, заинтересованным родителям. Цель: автоматизация гласных звуков. Задачи: — автоматизировать гласные звуки; — развивать артикуляционную и мелкую моторику; — развивать речемыслительную деятельность; — развивать координацию движений; — вызвать интерес к занятию.


Моя профессия – логопед. Опыт работы составляет более 20 лет, на группе с детьми с общим недоразвитием речи – 15 лет. В последнее время у педагогов в работе стали очень популярными здоровьесберегающие технологии. Это вызвано ежегодным увеличением детей с разной речевой патологией. Наша задача не только сохранить здоровье детей, но и позаботиться о его положительной динамике развития. Детям с любым речевым заключением, такими как, фонетическое недоразвитие (ФН), фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), тем более осложнённым дизартричсеским компонентом необходимо начинать занятия по коррекции звукопроизношения с артикуляционной гимнастики. Она поможет подготовить органы артикуляции (язык, губы, нижнюю челюсть, щёки) к предстоящей работе по постановке звуков. Укрепит мышцы или, наоборот, снимет в них излишнее напряжение. Из своего многолетнего опыта работы, я пришла к выводу о том, что необходимо применять в работе логопеда не просто артикуляционную гимнастику, а связывать её с синхронным движением кистей рук. Поза кистей рук как бы показывает положение позы артикуляционного упражнения. Это направление здоровьесберегающей технологии носит название «биоэнергопластика». Взаимодействие речевой и моторной деятельности стимулирует развитие участков головного мозга, отвечающего за речь, помогает более длительному и качественному удерживанию артикуляционной позы. С моей артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики все желающие могут познакомиться на сайте ped-kopilka, пройдя по ссылке/blogs/svetlana-vjacheslavovna-klokova/artikuljacionaja-gimnastika-s-primeneniem-bioyenergoplastiki-po-teme-zhivotnye.html. Одновременно с артикуляционной гимнастикой, сочетающей движения с позой рук, я начинаю с детьми изучать гласные звуки с применением биоэнергопластики. Теперь поза рук повторяет позу артикулируемого звука. Если у ребёнка сложная речевая патология, логопед начинает коррекционную работу по исправлению недостатков произношения с постановки именно гласных звуков. Гласный звук – основа любого слога. Из слогов состоят слова. Из слов состоят предложения. Из предложений состоит наша речь. После того, как звуки отработаны и автоматизированы изолированно, мы учимся узнавать звуки по артикуляционной и ручной позе, без звукового сопровождения. Учимся запоминать и произносить ряд гласных звуков (от двух до четырёх). Потом переходим к работе над простыми словами. Дети чётко, медленно, по слогам проговаривают слово, одновременно показывая артикуляцию гласного звука ручной позой. Я предлагаю всем желающим познакомиться с моими приёмами по изучению гласных звуков с применением биоэнергопластики.
«Учим гласные звуки с помощью рук»

ЗВУК А

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
А я повторяю. Апельсин, автобус, ангел, аист.


Широко раскрываем рот. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов. Губы свободно раздвинуты.Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках раздвинуты и напряжены.
ЗВУК О

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
О я повторяю. Оля, окунь, облако, осень, окна.


Широко раскрываем рот. Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята. Губы округло выдвинуты вперёд. Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках согнуты в округлую форму и напряжены.
ЗВУК У

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
У я повторяю. Уля, улей, удочка, утюг, усы.


Немного раскрываем рот. Язык еще более, чем при о, оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята. Губы сильно выдвинуты вперёд. Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках вытянуты вперёд и напряжены. Большой палец находится под всеми остальными.
ЗВУК И

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
И я повторяю. Индюк, иголка, иволга, ишак, иней.


Немного раскрываем рот. Губы сильно раздвинуты в стороны и прижаты к зубам. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках прижаты друг к другу и напряжены. Большой палец находится в противоположной стороне от других
ЗВУК Ы

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
Ы я повторяю. Мыши, дыня, вилы, коты, боты, ноты.


Чуть больше раскрываем рот чем на звук И. Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Губы сильно раздвинуты в стороны. Ладони развёрнуты от себя. Пальцы на руках раздвинуты и напряжены. Большой палец находится в противоположной стороне от других
ЗВУК Э

Ротик раскрываю, Ручки разжимаю, Плавно и красиво Звук
Э я повторяю. Эля, Эдик, Эмма, этаж, этажерка, эскимо.


Чуть меньше раскрываем рот чем на звук Э. Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх. Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы на руках согнуты в округлую форму и напряжены.

Рекомендуем посмотреть:


Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья» Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду «Неделя Здоровья»

Похожие статьи:

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников

Публикации по теме:

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки [Т]-[Т’]. Буква Т» образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков [Т] и [Т’]. Формирование умений различать звуки [Т] и [ТЬ’]. Учить выделять заданный.

Консультация для педагогов «Использование развивающей среды как стимулирующий фактор преодоления ОНР у старших дошкольников» Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для.

НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: «Звук и буква Ш» Конспект НОД в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР по формированию фонетической стороны речи. Тема: Звук и буква [Ш] Цели занятия:.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Пособие для родителей «Игры для формирования речи старших дошкольников» Методическое пособие «Игры для формирования речи старших дошкольников» направлено на оказание помощи родителям в организации работы с детьми:.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]