Секреты успешной автоматизации звуков
Ура! Вот и звук родился!
Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука, то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.
На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.
Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.
Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!
Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.
Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи, в быту.
Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).
Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.
Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.
Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».
Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.
Появление звуков в речи:
- 3-4 года — свистящие звуки «с» «сь», «з»,»зь», «ц»
- 4-5 лет — шипящие звуки «ш»,»ж» «ч» «щ».
- 5-6 лет — сонорные звуки «л», «ль», «р», «рь».
Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!
Этапы автоматизации звуков
Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.
Закрепление звука происходит поэтапно:
- Закрепление в слогах.
- Закрепление в словах.
- Закрепление во фразах, предложениях.
- Закрепление в повседневной речи ребёнка.
Приемы успешной автоматизации звуков
Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
— «Зрительный» (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)
— «Тактильно-мышечный» ( используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.
— «Биоэнергопластика» (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)
— «Театральный» (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)
— «Приём закрытые глаза» (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).
— «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…
Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!
А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!
Старостина Марина Александровна, учитель-логопед, МБДОУ №30, г. Чусовой |
- Презентация [Слоговые таблицы для автоматизации звуков]
- Методическая разработка по автоматизации звуков
- Карточки с заданиями для автоматизации звуков
- Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте [Дифференциация звуков Л – Р]
- Мнемотаблицы для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков
(7 понравилось, средний балл: 4,86 из 5)
Loading …
Консультация «Автоматизация звуков в домашних условиях»
Елена Касьянова
Консультация «Автоматизация звуков в домашних условиях»
«Автоматизация звуков в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи»
, когда в кабинете логопеда
(или при просьбе повторить правильно)звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации»
. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения
домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил»
.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному,и проводится в строгой последовательности:
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)
;
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)
;
• автоматизация звука в предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам интересные игры по автоматизации звуков.
«Заведем машину»
Потребуются листок и фломастеры. Рисуем дорогу с остановками, заправками. В начале дороги рисуем машину и просим ее завезти др, др. А когда заведется едем от одного пункта в другой, произносим дррррррррр.
«Поющие линии»
Ребенку даются цветные карандаши. Берем красный карандаш, рисуем линию и произносим заданный звук. Разные цвета-разные звуки
«Магазин»
Приготовить разные предметы или продукты. Предложите ребенку выбрать купить продукты, в названии которых есть заданный звук.
«Строим башню»
Ребенок строит башню и называет слова с заданным звуком. Можно поиграть всем вместе и устроить соревнование «Чья башня окажется выше»
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»
— неживая, затем
«ворону»
— птица, потом
«корову»
—
домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь)
предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.
Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звукомпо какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]»
(зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф)
или «Назови
«зимнее»
слово со
звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки)
.
В эту игру вы можете играть где угодно,используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем — родным и знакомым.
Самое полезное для ребенка — ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников
Наталия Зыбкина
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 89 «Умка» комбинированного вида
Консультация для педагогов ДОУ
«Игровые приемы автоматизации звуков
в логопедическом сопровождении дошкольников»
подготовила учитель-логопед
Зыбкина Наталия Александровна
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы:
I. Подготовительный этап
Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.
1. Развитие слухового восприятия и внимания.
2. Развитие дыхания (речевого и неречевого)
и голоса.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
II. Этап постановки звука
Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.
III. Этап автоматизации звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Задачи:
• Введение звука в слоги.
• Введение звука в слова и фразы.
• Введение звука в связную речь.
• Развитие фонематического анализа и синтеза.
IV. Этап дифференциации звуков речи
Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.
Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.
Использование логопедическихигр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:
— снизить утомляемость;
— повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;
— побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;
— повысить работоспособность детей;
— активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
— вызвать позитивное отношение к процессу обучения;
— быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;
Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.
Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.
В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.
• Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:
— сказки-игры о “Весёлом Язычке”;
— дидактическая игрушка «Каркуша»
;
— иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и
— наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.
• На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия,как:
— картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;
— символы звуков;
— игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки»
,
«Свистелочки»
,
«Звенелочки»
,
«Гуделочки»
,
«Рычалочки»
,
«Жужжалочки»
);
— «Звуковые дорожки»
;
— «Волшебные ниточки»
,
«Клубочки»
,
«Разноцветные верёвочки»
;
— всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж»
,
«Дай косточку щенку – р-р-р-р-р»
,
«Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з»
,
«Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч»
,
«Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ»
,
«Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц»
,
«Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с»
,
«Змейка – ш-ш-ш»
,
«Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л»
,
«Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь»
и т. д.Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный
звук.
Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.
• Автоматизация звуков в слогах:
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком,для привлечения интереса детей я практикую использование:
— «Пианино»
;
— «Гусеничка»
;
— «Слоговые песенки»
(песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);
— «Кнопочки»
;
— «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)
»;
— «Скажи громко-тихо»
;
На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ри
,
«Собери разноцветные бусы»
,
«Волшебные палочки»
,
«Построй заборчик»
,
«Цветные камешки»
,
«Су-Джок»
и колечки»,
«Молоточек»
,
«Весёлые звоночки»
; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;
— «Распевание песенок»
(слоги на любую детскую мелодию,
«Хлопушки»
,
«Топотушки»
,
«Повтори, не ошибись»
— ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной,
логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек»
— сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением
слогов;
На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.
• Автоматизация звуков в словах,словосочетаниях и предложениях:
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными,развивающими и познавательными:
— «Волшебная палочка»
— дотронься палочкой до картинки и назови,
«Фотограф»
— с помощью волшебного фотоаппарата
«сфотографируй»(запомни)
как можно больше картинок,
«Эхо»
,
«Чего не стало?»
,
«Вспомни и назови»
,
«В гостях у гномов»
— я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка,
«Загадки»
— я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку,
«Найди и назови»
,
«Доскажи словечко»
,
«Назови всё живое»
,
«Всё, что растёт»
,
«Цепочка слов»
;
— «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»
;
— «Логопедическое домино»
,
«Лото»
;
— «Положи в кармашки»
, «Я со
звуком (Р, С)
играю и картинки называю»;
— «Ходилки»
;
— «Сложи пирамидку»
,
«Собери бусы»
,
«Собери букет»
;
— «Рыбалка»
;
— «Весёлый поезд»
,
«Собери урожай»
,
«Сложи в корзинку»
;
— «Трафаретики»
,
«Назови какого цвета…»
.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
• Автоматизацияв связной и самостоятельной речи:
На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов.Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:
— пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;
— пересказы-драматизации, стихи-драматизации;
— заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.
Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звукина различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок»
,
«Теремок»
,
«Курочка Ряба»
,
«Репка»
,
«Заюшкина избушка»
). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из
«киндер-сюрпризов»
. Уже один вид
«весёлого человечка»
вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.
Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.
Список использованной литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: ООО «АСТ: Астрель»
, 2008.
2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков. –Волгоград: «Учитель»
, 2011.
3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! – М.: Издательский
, 2010.
4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М.: ООО «АСТ: Астрель»
, 2010.